ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-15345/17-АК от 13.11.2017 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- 45 /2017-АК

г. Пермь

14 ноября 2017 года                                                   Дело № А60-63600/2016­­

Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2017 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 14 ноября 2017 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И. В.

судей Гуляковой Г.Н., Макаровым Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Державиной А.В.,

лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заинтересованного лица, федерального казенного учреждения "Следственный изолятор № 3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области",

на решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 августа 2017 года

по делу № А60-63600/2016, принятое судьей Л.Ф. Савиной

по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области (ИНН 6623006530, ОГРН 1026601377604)

к федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор № 3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области" (ИНН 6669011004, ОГРН 1036601239542),

о взыскании 84458 руб. 62 коп.

установил:

Государственное  учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области (далее – Управление Пенсионного фонда) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о взыскании с федерального казенного учреждения "Следственный изолятор № 3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области" (далее – Учреждение)  84458 руб. 62 коп. задолженности по страховым взносам, в том числе: 245 руб. 39 коп. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии; 56 руб. 89 коп. недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 60 734 руб. 62 коп. недоимки по страховым взносам по дополнительным тарифам; 11 214 руб. 34 коп. пени на недоимку по страховым взносам; 12 207 руб. 38 коп. штрафа за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22 августа 2017 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с принятым судебным актом, Учреждение обратилось   с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить  в части взыскания недоимки по страховым взносам по дополнительным тарифам в сумме 60734 руб. 62 коп., соответствующих сумм пеней и штрафных санкций, принять по делу новый судебный акт, в остальной части решение суда первой инстанции не оспаривается.

Управлением Пенсионного фонда представлен  письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции в оспариваемой части  оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. 

Лица, участвующие в деле,  надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела,Управлением Пенсионного фонда в период с 11.05.2016 по 11.07.2016  проведена выездная проверка правильности исчисления полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинские страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Свердловской области.

Результаты проверки отражены в акте № 075V02160000887 от 03.08.2016.

По результатам рассмотрения материалов проверки Управлением Пенсионного фонда вынесено решение № 075V02160000887 от 31.08.2016, которым организации доначислена сумма  страховых взносов, начислены соответствующие суммы пени, назначен штраф, предусмотренный ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон № 212-ФЗ).

Поскольку в добровольном порядке требования не исполнены, Управление  Пенсионного фонда обратилось за взысканием недоимки и пени в арбитражный суд.

Поскольку должником не оспорено, что взносы Учреждение оплачивало  не в полном объеме и с нарушением установленных сроков, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 5 данного Закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

На основании ч. 1 ст. 5, п. 1 ч. 2 ст. 28 Федерального закона N 212-ФЗ страхователь, производя выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, обязан правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы в государственные внебюджетные фонды.

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования (ст. 3 Федерального закона N 212-ФЗ).

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 29 Федерального закона N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право проводить проверки в порядке, установленном указанным Законом, в частности выездные проверки плательщиков страховых взносов в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Федерального закона N 212-ФЗ).

Согласно ст. 10 Федерального закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

В силу п. 1, 2 ст. 18 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном данным Законом.

Исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями (ст. 25 Федерального закона N 212-ФЗ).

Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов (ч. 1 ст. 47 Федерального закона N 212-ФЗ).

Основанием для  вынесения Управлением Пенсионного фонда решения № 075V02160000887 от 31.08.2016 послужили выводы о том, что страхователем в нарушение ст. 7 Закона № 212-ФЗ не включены в базу для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу, ус­тановленному ч. 2 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ  выплаты и иные вознаграждения физическим ли­цам, занятым на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, поименованных в п. 2-18 ч. 1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (до 01.01.2015г.- в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу лиц, занятых на видах работ, поименованных в п. 2-18 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ») в размере 1 498 265,61 рублей работникам Ширейко Н.А., Евдокимовой А.Ю., Черкасовой М.С., занятым в 2013-2014гг. на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.

Проверкой установлено, что в штатном расписании ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Свердловской области по состоянию на 01.01.2013 -01.01.2015 в числе других должностей (специальностей, профессий) Отдела интендантского и хозяйственного обеспечения содержатся следующие профессии: заведующий складом, инспектор, в списках Отдела коммунально-бытового обеспечения - инженер по охране труда, соответствующие «Списку 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах».

В соответствии с п.2 ст. 33 Федерального Закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» (далее-Закон № 167-ФЗ) предусмотрен дополнительный тариф страховых взносов, который применяется с 01.01.2013 для страхователей, производящих выплаты физическим лицам, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в подп. 2 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального Закона 173 от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 01.01.2015 - в п. п. 2 - 18 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях"), в том числе: мужчины по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В соответствии с ч. 2 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3 (с 01.01.2015 - Федерального Закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»), применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации: в 2013 г. - 2%, в 2014 г. - 4%, в 2015 г. и в последующих годах - 6%.

При установлении дополнительных тарифов страховых взносов, предельная величина базы для начисления страховых взносов не учитывается.

Занижение базы по данному нарушению составляет 1 498 265,61 рублей. Сумма неуплаченных страховых взносов по дополнительному тарифу исчисленному в соответствии с ч.2 ст.58.3 Закона № 212-ФЗ, в результате занижения базы по данному нарушению составляет 60 734,62 руб.

В части доначисления страховых взносов по дополнительному тарифу, заинтересованное лицо указывает на то, что согласно выполняемым должностным обязанностям, указанные сотрудники учреждения не работают с осужденными непосредственно и постоянно 100 % рабочего времени, что подтверждается должностными инструкциями, картами-фотографиями рабочего времени и уточняющими справками.

Указанный довод исследован судом апелляционной инстанции и подлежит отклонению в силу следующего.

В соответствии с Разъяснением № 8 от 20.05.1994 "О порядке применения списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.1994 № 85", утвержденным постановлением Министерства труда Российской Федерации от 20.05.1994 № 39, пенсии в связи с особыми условиями труда по Списку работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. № 85, назначаются в соответствии со статьей 36 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и организациях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" работникам, профессии и должности которых предусмотрены в Списке: мужчинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет, из них не менее 15 лет - на работах с осужденными; женщинам - по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет, из них не менее 10 лет - на работах с осужденными.

Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 и 31 Федерального закона N 400-ФЗ, осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516.

В силу п. 5, 6 Правил в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды работы, которая выполнялась: постоянно в течение полного рабочего дня; в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80% процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ (постановление Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 N 29 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст. 12, 78, 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет").

Довод заявителя об отсутствии оснований для исчисления страховых взносов по дополнительному тарифу, так как работники Учреждения не обладали правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку выполняемая ими работа составляет менее 80% рабочего времени отклоняется, поскольку невключение в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с тем, что работа в особых условиях труда занимает ежедневно менее 80% рабочего времени, не освобождает Учреждение от обязанности начисления страховых взносов по дополнительным тарифам.

Начисление и уплата страховых взносов по дополнительному тарифу производится страхователем пропорционально количеству фактически отработанных дней (часов) на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.

Исходя из  представленной страхователем справки  № 68/ИЗ/6-3005 от 08.07.2016 количество отработанных человеко-часов сотрудниками, осуществляющими работу с осужденными, с 01.01.2013 по 31.12.2015 Евдокимовой А.Ю., Черкасовой (Плосконенко) М.С., Ширейко Н.А. (инспектор отдела ОИиХО), совпадает с количеством отработанных часов по табелю учета рабочего времени.

Таким образом, судом первой инстанции сделан правомерный в вывод о 100% занятости указанных сотрудников Евдокимовой А.Ю. Черкасовой М.С. и Ширейко Н.А. Также были представлены табеля учета рабочего времени с 8-ми часовым рабочим графиком, карточки-справки по расчету заработной платы на сотрудников.

Учитывая изложенное, суд  обоснованно отказал  в удовлетворении заявленных требований, установив, что управлением правомерно в оспариваемом решении предложено Учреждению  уплатить доначисленные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу,  пени за просрочку их уплаты, а также штраф за занижение базы для начисления страховых взносов.

Кроме того, в соответствии с  правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 17.12.2009 № 1580-О-О, согласно которой установление для лиц, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) связывается с работой в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, которая непосредственно связана с осужденными и при выполнении которой подвергаются риску жизнь и здоровье работников этих учреждений.

Такой риск имеет место не только в том случае, когда работник находится с осужденными в течение 100% рабочего времени, но и в отдельные промежутки времени в течение рабочего дня.

На основании изложенного судебная коллегия признает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права и с учетом фактических обстоятельств по делу. Оснований для удовлетворения жалобы заявителя по изложенным в ней доводам у суда апелляционной инстанции не имеется.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина относится на заявителя.

При этом в силу пункта 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.

Поскольку Федеральное  казенное учреждение "Следственный изолятор № 3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области" относится к государственным органам и  является казенным учреждением, финансируемым за счет бюджетных средств, суд апелляционной инстанции, считает возможным освободить учреждение от уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение  Арбитражного суда Свердловской области от 22 августа 2017 года по делу № А60-63600/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

И.В.Борзенкова

Судьи

Г.Н.Гулякова

Т.В.Макаров