ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-15553/17-ГК от 20.11.2017 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-15553/2017-ГК

г. Пермь

27 ноября 2017 года Дело № А60-30647/2017­­

Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2017 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 27 ноября 2017 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова В.В.,

судей Поляковой М.А., Скромовой Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Муравьевой Е.С.,

при участии:

от заявителя: не явились,

от заинтересованного лица: не явились,

от третьего лица: не явились,

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области,

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 08 сентября 2017 года,

принятое судьей Горбашовой И.В.,

по делу № А60-30647/2016

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПРИОЗЁРСК" (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области

об оспаривании ненормативного правового акта,

третье лицо: Департамент лесного хозяйства Свердловской области,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "ПРИОЗЁРСК" (далее – ООО "ПРИОЗЁРСК", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее – ТУ Росимущества в Свердловской области, Территориальное управление, заинтересованное лицо) от 06.04.2017 № АР-3546/07 об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:96005, об обязании ТУ Росимущества в Свердловской области провести на основании обращения ООО "ПРИОЗЁРСК" аукцион на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:96005.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент лесного хозяйства Свердловской области (далее – Департамент).

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 08.09.2017 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, Территориальное управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, отказав заявителю в удовлетворении требований в полном объеме. В обоснование доводов жалобы заинтересованное лицо указывает, что земельный участок с кадастровым номером 66:41:0000000:96005 образован из земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:413, ранее входившего в состав земель лесного фонда; земельный участок, в отношении которого была подана заявка на проведение аукциона с целью заключения договора аренды, относится к городским лесам. Ссылаясь на отсутствие у ТУ Росимущества в Свердловской области соответствующих полномочий, заявитель жалобы считает, что им обоснованно отказано в удовлетворении требований заявителя.

ООО "ПРИОЗЁРСК" в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению. По мнению заявителя, заинтересованное лицо обладает полномочиями по принятию решений о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:96005.

Департамент письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 08.08.2016 по делу № А60-24283/2016, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2016 и постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 31.01.2017, заявленные ООО "ПРИОЗЁРСК" требования удовлетворены. Решение Территориального управления от 23.03.2016 № АР-2940/07 признано недействительным. Суд обязал Территориальное управление в месячный срок со дня вступления в силу настоящего судебного решения совершить действия по образованию земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:413:ЗУ1.

Земельный участок с кадастровым номером 66:41:0000000:96005 образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:413, поставлен на государственный кадастровый учет 17.01.2017.

Согласно выписке из ЕГРП земельный участок 66:41:0000000:96005 является федеральной собственностью, категория земель – земли населенных пунктов.

Заявитель 31.03.2017 обратился в Территориальное управление с заявкой о проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:96005.

Письмом от 06.04.2017 № АР-3546/07 заинтересованное лицо отказало заявителю в проведении аукциона, указало, что спорный земельный участок образован из земельного участка, ранее входившего в состав земель лесного фонда, в соответствии с решением Екатеринбургской городской Думы от 06.10.2010 № 66/30 включен в черту населенного пункта город Екатеринбург, в связи с чем, приобрел статус городских лесов. К отношениям по использованию лесов применяется лесное законодательство, полномочиями в отношении данного участка ТУ Росимущества в Свердловской области не обладает.

Считая данный отказ незаконным, заявитель, обратился в арбитражный суд с соответствующими требованиями.

Рассмотрев спор, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.

Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).

Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) установлены процедура подготовки и организации аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

В силу пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица.

Исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых земельный участок не может быть предметом аукциона, перечислен в пункте 8 статьи 39.11 ЗК РФ.

Согласно пункту 24 статьи 39.11 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в проведении аукциона в случае выявления обстоятельств, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи.

Спорный земельный участок переведен из земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов на основании Решения Екатеринбургской городской Думы от 26.10.2010 № 66/30 "О внесении изменений в Решение Екатеринбургской городской Думы от 06.07.2004 № 60/1 "Об утверждении Генерального плана развития городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург" на период до 2025 года".

Из представленных в материалы дела документов, пояснений сторон следует, что спорный земельный участок не относится к землям лесного фонда.

Согласно статье 9 ЗК РФ, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью) осуществляет Российская Федерация.

Согласно статье 114 Конституции Российской Федерации, Федеральному конституционному закону от 17.12.1997 № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", управление федеральной собственностью осуществляет Правительство Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, Правительство Российской Федерации наделило полномочиями по управлению федеральным имуществом Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в соответствии с возложенными на него задачами.

Согласно пункту 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями

В соответствии с пунктом 4 Типового положения о территориальном органе Росимущества, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 № 374, территориальный орган Росимущества наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам.

В Свердловской области территориальным органом Росимущества является ТУ Росимущества в Свердловской области, которое действует на основании Положения, утвержденного Приказом Росимущества от 05.03.2008 № 63.

Принимая во внимание, что в силу Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, Территориальное управление Росимущества, являясь территориальным органом Росимущества, наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, расположенным на территории Свердловской области, суд пришел к верному выводу о том, что именно заинтересованное лицо обладает полномочиями по принятию решений о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:96005.

Согласно статьям 67, 68, 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению и с позиции их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи в их совокупности.

В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Оценив по правилам, предусмотренным статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, установив, что заявителем были соблюдены требования к подаче заявления на проведение аукциона, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии у Территориального управления основания для отказа в проведении аукциона.

При названных обстоятельствах, поскольку оспариваемый отказ не соответствует положениям закона, нарушает права и законные интересы общества, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.

При рассмотрении дела судом установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в решении, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Доводы заявителя жалобы сводятся по существу к несогласию с оценкой судом первой инстанции обстоятельств дела, что не является основанием для отмены либо изменения судебного акта.

Как верно установлено судом первой инстанции, спорный земельный участок не относится к землям лесного фонда, что подтверждается уведомлением Департамента лесного хозяйства Свердловской области от 05.05.2017 № 7, пояснениями Департамента лесного хозяйства Свердловской области, представленными в суд первой инстанции.

При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Решение суда от 08.09.2017 является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суд Свердловской области от 08 сентября 2017 года по делу № А60-30647/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

В.В. Семенов

Судьи

М.А. Полякова

Ю.В. Скромова