ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП- 30 /2021-ГК
г. Пермь
12 января 2022 года Дело № А60-34436/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 января 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Крымджановой Д.И.,
судейГуляевой Е.И., Семенова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Марковой И.А.,
при осуществлении онлайн-режима посредством использования информационной системы «Картотека арбитражных дел»
при участии:
от заявителя публичного акционерного общества «Газпром»: ФИО1, предъявлен паспорт, доверенность от 06.07.2021;
от третьего лица общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск»: ФИО2, предъявлен паспорт, доверенность от 09.12.2021;
от иных лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, представители не явились;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому федеральному округу,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 04 октября 2021 года
по делу № А60-34436/2021
по заявлению публичного акционерного общества «Газпром» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому федеральному округу
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Екатеринбург» (ИНН <***>, ОГРН <***>); общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконными действий, об обязании восстановить нарушенные права и законные интересы,
установил:
публичное акционерное общество «Газпром» (далее – заявитель, ПАО «Газпром») обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому федеральному округу (далее – ответчик, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по УФО) о признании незаконными действий по отказам внесения в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний до объектов, принадлежащих ПАО «Газпром», изложенным в уведомлениях о невозможности внесения сведений в ЕГРН № 3.13-02415/ от 07.04.2021, 3.13-02413/21 от 07.04.2021, обязании ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому федеральному округу устранить нарушения прав и законных интересов путем внесения в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний до объектов, принадлежащих ПАО «Газпром», а именно:
1) Зона минимальных расстояний до Сооружения - газопровод-отвод к ГРС с. Большая Лая (от точки врезки на 689 км магистрального газопровода «ФИО3-Тагил» до здания ГРС).
2) Зона минимальных расстояний до Газопровода-отвода к ГРС г. Качканар (от точки врезки на 35 км магистрального газопровода «Н-Тура-Пермь 1, Н-Тура-Пермь 2», до здания ГРС литера 3).
3) Зона минимальных расстояний до Газопровода-отвода к ГРС Богословская ТЭЦ (от точек врезки на 469 км МГ СРТО-Урал 2 и на 1025 км МГ «Надым-Пунга-Н. Тура 3» до блоков переключения АГРС «Энергия-1» литеры 4,8,12).
4) Зона минимальных расстояний до Газопровода-отвода к ГРС г. Верхняя Тура (от точки врезки на 655 км магистрального газопровода «ФИО3-Тагил», «СРТО-Урал-2» до сооружения зала редуцирования литера 2).
5) Зона минимальных расстояний до Сооружения, Газопровод-отвод протяженностью 0,57 км.
6) Зона минимальных расстояний до Комплекса недвижимого имущества. Газопровод-отвод на г. Новая Ляля.
7) Зона минимальных расстояний до Газопровода-отвода к ГРС г. Кушва (от точки врезки на 661 км магистрального газопровода «ФИО3-Тагил», «СРТО-Урал 2» до здания ГРС литера 2).
8) Зона минимальных расстояний до Газопровода-отвода к ГРС г. Нижняя Тура (от точки врезки на 7 км магистрального газопровода «Н. Тура-Пермь 1», «Н. Тура-Пермь 2», до здания ГРС литера 3).
9) Зона минимальных расстояний: Газопровод-отвод город Ивдель.
10) Зона минимальных расстояний до АГРС Серовской птицефабрики Краснотурьинского ЛПУ МГ.
11) Зона минимальных расстояний до Комплекса недвижимого имущества "Газопровод-отвод п.Лобва и ГРС п. Лобва.
12) Зона минимальных расстояний до Межцехового трубопровода ГРС г-д «ФИО3» КС «Краснотурьинская».
13) Зона минимальных расстояний до Газопровода-отвода от точки врезки на 469 км МГ СРТО-Урал 2 и на 469 км МГ ФИО3-Н. Тагил до сооружения на территории ГРС г. Краснотурьинска.
14) Зона минимальных расстояний до Комплекса недвижимого имущества «Газопровод-отвод г. Волчанск и ГРС г. Волчанск».
15) Зона минимальных расстояний до Газопровода-отвода от точек врезки на 498 км реконструкции систем МГ ФИО3, Надым-Пунга-Н.Тура, СРТО-Урал 2 (1 нитка) и на 498 км реконструкции системы МГ ФИО3, Надым-Пунга-Н.Тура, СРТО-Урал 2 (2 нитка) до территории АГРС птицефабрики г. Серов.
16) Зона минимальных расстояний до Газопровода-отвода к ГРС п. Баранча (от точки врезки на 679 км магистрального газопровода «СРТО-Урал 2» до здания зала редуцирования литера 3).
17) Зона минимальных расстояний до Газопровода-отвода к ГРС г. Красноуральск (от точки врезки на 651 км магистрального газопровода «ФИО3-Н. Тагил», «СРТО-Урал 2» до здания ГРС литера 3).
18) Зона минимальных расстояний до Газопровода-отвода от точки врезки на 429.3км МГ «ФИО3-Н. Тагил» до территории ГРС г. Североуральска, литер 1.
19) Зона минимальных расстояний до Комплекса недвижимого имущества «Газопровод-отвод г. Серов и ГРС г. Серов».
20) Зона минимальных расстояний до Комплекса недвижимого имущества, включающий в себя Газопровод-отвод к ГРС поселок Полуночное и ГРС поселок Полуночное.
21) Зона минимальных расстояний до комплекса зданий и сооружений «ГРС Североуральская Краснотурьинского ЛПУМГ».
22) Зона минимальных расстояний до Комплекса сооружений и инженерных сетей ГРС «Краснотурьинская» Краснотурьинского ЛПУ МГ.
23) Зона минимальных расстояний: КС «Карпинская» (Комплекс недвижимого имущества-КЦ г-да ФИО4; КЦ г-да Ямбург-Западная граница; КЦ г-д а Ямбург-Поволжье; КЦ г-да ФИО5; КЦ г-да Ямбург-Тула 2; КЦ и связанные с ним технолог-е установки г-да СРТО-Урал).
24) Зона минимальных расстояний: Производственно-технологический комплекс КС «Лялинская».
25) Зона минимальных расстояний до Производственно-технологического комплекса промплощадка №2 КС «Ивдельская».
26) Зона минимальных расстояний до Производственно-технологического комплекса промплощадка №3 КС «Ивдельская».
27) Зона минимальных расстояний: Производственно-технологический комплекс промплощадки КС «Пелымская».
28) Зона минимальных расстояний: Производственно-технологический комплекс промплощадки КС «Ново-Пелымская».
29) Зона минимальных расстояний Компрессорная станция "Нижнетуринская" и газопроводы подключения: КС Нижнетуринская (Здание производственно-энергетического блока КС Нижнетуринская и узел подключения КС Нижнетуринская).
30) Зона минимальных расстояний: Производственно-технологический комплекс промплощадка КС «Ново-Ивдельская».
31) Зона минимальных расстояний: Производственно-технологический комплекс ГКС-6 КС «Краснотурьинская».
32) Зона минимальных расстояний: КС «Краснотурьинская» (КЦ г-да Уренгой-Петровск; КЦ г-да ФИО6; КЦ г-да Уренгой-Ужгород; КЦ г-да Уренгой-Центр I; КЦ г-да Уренгой-Центр II; КЦ г-да Ямбург-Елец I).
33) Зона минимальных расстояний до Линейного сооружения-магистральный газопровод «Уренгой-Центр 2».
34) Зона минимальных расстояний до Линейного сооружения-магистральный газопровод «ФИО6».
35) Зона минимальных расстояний до Линейного сооружения-магистральный газопровод «Уренгой-Ужгород».
36) Зона минимальных расстояний до Магистрального газопровода «Ямбург Тула 2».
37) Зона минимальных расстояний до Линейного сооружения-магистральный газопровод «Ямбург-Елец 1».
38) Зона минимальных расстояний до Линейного сооружения-магистральный газопровод «СРТО-Урал 2».
39) Зона минимальных расстояний до Линейного сооружения-магистральный газопровод «Ямбург-Тула 1».
40) Зона минимальных расстояний до Линейного сооружения-магистральный газопровод «Ямбург-Елец 2».
41) Зона минимальных расстояний до Магистрального газопровода «СРТО-Урал II» на участке 490-498 (I нитка).
42) Зона минимальных расстояний до Линейного сооружения-магистральный газопровод «Уренгой-Центр 1».
43) Зона минимальных расстояний до магистрального газопровода «Н. Тура-Пермь 3».
44) Зона минимальных расстояний до магистрального газопровода «Н. Тура-Пермь 2».
45) Зоны минимальных расстояний до линейного сооружения - магистрального газопровода «ФИО3-Нижний Тагил».
46) Зона минимальных расстояний до Линейного сооружения - магистральный газопровод «Ямбург-Западная граница (Прогресс)».
47) Зона минимальных расстояний до Линейного сооружения-магистральный газопровод «Надым-Пунга-Н. Тура 3».
48) Зона минимальных расстояний до магистрального газопровода «Н. Тура-Пермь 1».
49) Зона минимальных расстояний до Линейного сооружения-магистральный газопровод «Уренгой-Петровск».
50) Зона минимальных расстояний до Линейного сооружения-магистральный газопровод «Ямбург-Поволжье».
51) Зона минимальных расстояний до Линейного сооружения-магистральный газопровод «СРТО - Урал».
52) Зона минимальных расстояний объекта: газопровод к ГРС промплощадки Невьянского ЛПУ МГ.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 04 октября 2021 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по УФО обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель приводит доводы о том, что в отношении Зон минимальных расстояний положение, предусмотренное статьей 106 ЗК РФ, в котором определен порядок подготовки и принятия решения, также определен Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на принятие решения об установлении, изменении, о прекращении существования ЗОУИТ не утверждено. Ссылается на то, что согласно части 12 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 342-ФЗ) предусмотрена переходная норма, в соответствии с которой указанный в пункте 11 статьи 106 ЗК РФ правообладатель зданий, сооружений, в связи с размещением которых до 01.01.2022 установлена ЗОУИТ, в случае отсутствия сведений о таких зонах в ЕГРН направляет в орган регистрации прав документы, необходимые для внесения сведений о ЗОУИТ в ЕГРН, в целях обеспечения внесения данных сведений в ЕГРН в срок не позднее 01.01.2025, при этом в соответствии с частью 8 статьи 26 Закона № 342-ФЗ до 01.01.2025 ЗОУИТ считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в ЕГРН, если такие зоны установлены до 1 января 2022 года одним из следующих способов: 1) решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения; 2) согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ ЗОУИТ в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством; 3) нормативным правовым актом, предусматривающим установление ЗОУИТ в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ ЗОУИТ; 4) решением суда, следовательно, по мнению заявителя жалобы, для направления правообладателем здания, сооружения, в связи с размещением которого установлена ЗОУИТ, в орган регистрации прав документов, необходимых для внесения в ЕГРН сведений о ЗОУИТ, необходимо наличие условий, предусмотренных частью 8 статьи 26 Закона № 342-ФЗ.
Кроме того, указывает на то, что до дня официального опубликования Закона № 342-ФЗ были приняты Правила охраны магистральных трубопроводов, утвержденные Минтопэнерго Российской Федерации 29.04.1992, Постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 22.04.1992 № 9, Правила охраны магистральных газопроводов, утвержденныеПостановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 № 1083 и свод правил «СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы.Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*», которые не являются нормативными правовыми актами, определяющими порядок установления границ Зон минимальных расстояний, однако данное обстоятельство судом не учтено.
Полагает, что перечисленные в решении судебные акты приняты в отношении конкретных действий ФГБУ «ФКП Роереестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Роереестра» по Волгоградской области (с указанием даты и номера уведомления, содержащего отказ во внесении сведений в ЕГРН), а также содержат указание совершить конкретные действия, и не могут быть распространены на иные действия и решения ФГБУ «ФКП Роереестра» в лице филиала по УФО. Заявитель жалобы отметил, что с учетом разъяснений, изложенных в письме ФГБУ «ФКП Росреестра» от 29 марта 2021 № 11-0723-МС/21, в рассматриваемом случае в отношении границ Зон минимальных расстояний не может быть применена часть 12 статьи 26 Закона № 342-ФЗ.
ПАО «Газпром» представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, по мотивам, изложенным в нем, с жалобой не согласно, указывает, что порядок установления и регистрации в ЕГРН охранных зон и зон минимальных расстояний в качестве зон с особыми условиями использования территорий определены на законодательном уровне; с учетом действующих норм права зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными, если до 1 января 2022 года были приняты нормативно-правовые акты, определяющие их понятие, назначение и технические характеристики; в отношении зон минимальных расстояний до магистральных газопроводов такие нормативно-правовые акты уполномоченными органами были приняты; пояснил, что зоны минимальных расстояний, сведения о которых ПАО «Газпром» просит внести в ЕГРН, установлены в отношении объектов недвижимости - газопроводов, собственником которых является непосредственно ПАО «Газпром», при этом право собственности на данные объекты ПАО «Газпром» возникло в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, до момента вступления в силу положений ч. 8 ст. 26 Закона № 342-ФЗ (04.08.2018 г.), в связи с чем зоны с особыми условиями использования территорий являются установленными, действительными и подлежащими внесению в ЕГРН, просит оставить решение в силе, в удовлетворении жалобы - отказать.
Третьи лица – ООО «Газпром трансгаз Югорск», ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» в отзывах на апелляционную жалобу ссылаются на необоснованность изложенных в жалобе доводов, решение суда считают законным и обоснованным, просят в удовлетворении жалобы отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, состоявшемся 10.01.2022 при осуществлении онлайн-режима посредством использования информационной системы «Картотека арбитражных дел», представители заявителя ПАО «Газпром» и третьего лица ООО «Газпром трансгаз Югорск» поддержали доводы отзывов на жалобу, против удовлетворения жалобы возразили.
Иные лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как усматривается из материалов дела, заявитель основывает свои требования на том, что ПАО «Газпром» на праве собственности принадлежат объекты газопроводов.
ПАО «Газпром» обратилось в адрес филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по УФО с письмами (исх.№ 01-007/200-139 от 22.03.2021, № 01/31-02746 от 23.03.2021 – л.д.91-97, т.1) о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости о зонах минимальных расстояний до объектов магистральных газопроводов.
Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по УФО направлено ПАО «Газпром» уведомление (исх.№ 3.13-02415, № 3.13-02413 от 07.04.2021 – л.д.98-104, т.1) о невозможности внесения сведений о зонах минимальных расстояний газопроводов, указав на то, что в отношении Зон минимальных расстояний положение, предусмотренное статьей 106 ЗК РФ, в котором определен порядок подготовки и принятия решения, также определен Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на принятие решения об установлении, изменении, о прекращении существования ЗОУИТ не утверждено; для направления правообладателем здания, сооружения, в связи с размещением которого установлена ЗОУИТ, в орган регистрации прав документов, необходимых для внесения в ЕГРН сведений о ЗОУИТ необходимо наличие условий, предусмотренных частью 8 статьи 26 Закона № 342-ФЗ.
Посчитав указанные действия Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по УФО незаконными, нарушающими права ПАО «Газпром» в предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о наличии оснований для признания оспариваемых действий незаконными и нарушающими права заявителя.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
На основании части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 10 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 342-ФЗ) зоны с особыми условиями использования территорий, которые установлены до 01 января 2022 года нормативными правовыми актами или решениями об их установлении при соблюдении условий, указанных в частях 8 и 9 данной статьи, считаются установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации. Внесение изменений в указанные решения или принятие новых решений об установлении таких зон и (или) их границ в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации не требуется.
В силу п. 3 ч. 8 ст. 26 Закона № 342-ФЗ до 01 января 2025 года зоны с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ) считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до дня официального опубликования вышеуказанного Федерального закона нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории.
Согласно ч. 9 ст. 26 Закона № 342-ФЗ в случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления ЗОУИТ, указанной в ч. 8 ст. 26 Закона № 342-ФЗ, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности.
С учетом вышеуказанных норм права зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными, если до 01 января 2022 года были приняты нормативно-правовые акты, определяющие их понятие, назначение и технические характеристики.
В отношении зон минимальных расстояний до магистральных газопроводов такие нормативно-правовые акты уполномоченными органами были приняты, в частности, зоны минимальных расстояний до магистральных трубопроводов установлены до 01.01.2022 и являются действующими в настоящее время на основании следующих актов:
- Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 № 9 (далее - Правила охраны магистральных трубопроводов) (п.п. 5.6, 5.13 содержат отдельные общие положения, касающиеся установления зон минимальных расстояний).
- Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 №1083 (далее - Правила охраны магистральных газопроводов) (пункт 22).
- Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (ч. 1 ст. 6).
- Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2020 № 985, пунктом 26 которого была установлена обязательность применения СП 36.13330.2012 «СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы», в числе соответствующих разделов, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Необходимость применения СП 36.13330.2012 «СНиП 2.05.06-85. «Магистральные трубопроводы» к зонам минимальных расстояний до магистральных трубопроводов подтверждается, в том числе позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.10.2015 № 2318-0.
Таким образом, зоны минимальных расстояний до магистральных газопроводов установлены законодательно с определением границ данных зон.
Соответствующие доводы, приведенные в жалобе, отклоняются как основанные на ошибочном толковании норм права.
Кроме того, как следует из ч. 21 ст. 26 Закона № 342-ФЗ до дня установления зоны минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) в соответствии со ст. 106 ЗК РФ и с утвержденным Правительством Российской Федерации Положением о такой зоне строительство, реконструкция зданий, сооружений в границах минимальных расстояний до указанных трубопроводов допускаются только по согласованию с организацией - собственником системы газоснабжения, собственником нефтепровода, собственником нефтепродуктопровода, собственником аммиакопровода или уполномоченной ими организацией.
Соблюдение особого режима использования земельных участков в границах зон минимальных расстояний направлено не только на обеспечение сохранности объектов системы газоснабжения при ее эксплуатации, обслуживании и ремонте, но и на предотвращение аварий, катастроф и иных возможных неблагоприятных последствий и тем самым на защиту жизни и здоровья граждан, обеспечение их безопасности.
Таким образом, в границах зоны минимальных расстояний магистрального газопровода установлен специальный режим использования территорий, внесение в ЕГРН сведений о данной зоне с особыми условиями использования территорий необходимо для защиты интересов не только собственника и эксплуатирующей магистральный газопровод организации, но и неопределенного круга лиц, создает необходимые гарантии для законности и стабильности оборота земли в целом, а также способствует ведению имеющего публичный характер ЕГРН на основе принципов непротиворечивости и достоверности содержащихся в нем сведений.
Результатом соблюдения данных мер является обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также имущества граждан и организаций при строительстве зданий, строений и сооружений в границах ЗОУИТ.
Таким образом, отсутствие в публичном реестре сведений об ограничениях, установленных в отношении зон минимальных расстояний, до момента принятия положения о зонах минимальных расстояний приведет к возможности строительства объектов недвижимости с нарушениями требований к безопасности, а также иным нарушениям ограничений, установленных в данных зонах.
При этом суд первой инстанции верно указал, что в случае аварий на магистральных трубопроводах может возникнуть риск причинения вреда жизни и здоровью неограниченного круга лиц, у которых отсутствует информация о факте наличия соответствующих зон и законодательных ограничениях в них и которые осуществляли строительство в данных зонах.
Также следует отметить, что в соответствии с п. 4 ч. 1 с. 10 Закона о регистрации в ЕГРН вносятся сведения о зонах с особыми условиями использования территорий. В том числе реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий и источники официального опубликования этих решений или указания на положения нормативных правовых актов, на основании которых установлены зоны с особыми условиями использования территорий.
Согласно ч. 2 ст. 14 Закона о регистрации основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, являются в том числе: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
На основании п. 5 ч. 1 ст. 15 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав могут осуществляться по заявлению собственника объекта недвижимости и (или) лица, в пользу которого устанавливаются ограничения прав и обременения объекта недвижимости, в том числе с образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются соответствующие ограничения прав и обременения.
В соответствии со ст. 33 Закона о регистрации, документы, необходимые для внесения в ЕГРН сведений о зонах с особыми условиями использования территорий, могут быть представлены в орган регистрации заинтересованным лицом, в том числе правообладателем объектов недвижимости, в связи с необходимостью обеспечения условий эксплуатации которых устанавливаются соответствующие зоны.
Более того, согласно Письму Министерства энергетики Российской Федерации от 22.05.2017 № КМ-5452/05 в целях защиты прав и законных интересов граждан, а также их информирования, необходимо в ЕГРН помимо охранных зон отражать минимальные расстояния до объектов системы газоснабжения.
Запись о наличии охранных зон в ЕГРН не является записью правообразующей (зона не является установленной с момента внесения о ней сведений в ЕГРН), а является записью правоподтверждающей (подтверждающей наличие ограничений в использовании земельных участков).
Указанная зона считается установленной в силу закона, данные о ней вносятся в ЕГРН с целью информирования, внесение записи направлено на защиту жизни и здоровья граждан, а также обеспечения их безопасности.
Аналогичная позиция изложена в письме Минэкономразвития России от 18.06.2019 № Д23и-20437.
Из вышеизложенных нормативных и подзаконных актов, а также разъяснений уполномоченных органов, следует, что законодательно предусмотрена необходимость внесения сведений в ЕГРН о зонах с особыми условиями использования территорий.
В связи с чем на собственников (пользователей) трубопроводов возложена обязанность по предоставлению таких сведений в уполномоченный орган. Отражение сведений о зонах с особыми условиями использования территорий в ЕГРН позволяет защитить жизнь и здоровье граждан, а также обеспечивает возможность собственникам (пользователям) земельных участков, на которых или рядом с которым проходит трубопровод определиться с порядком использования такого земельного участка.
Зоны минимальных расстояний, сведения о которых ПАО «Газпром» просит внести в ЕГРН, установлены в отношении объектов недвижимости - газопроводов, собственником которых является ПАО «Газпром». Право собственности на данные объекты ПАО «Газпром» возникло в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, до момента вступления в силу положений ч. 8 ст. 26 Закона № 342-ФЗ (04.08.2018).
В рассматриваемом случае ПАО «Газпром» предоставило ФГБУ «ФКП Росреестра» по УФО необходимые для внесения в ЕГРН сведения о ЗОУИТ. В свою очередь, Учреждение не внесло в ЕГРН информацию, предоставленную обществом, что привело к нарушению прав и законных интересов заявителя.
С учетом изложенного апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что у ФГБУ «ФКП Росреестра» по УФО отсутствовали основания для отказа во внесении сведений о ЗОУИТ, в связи с чем обоснованно удовлетворены заявленные требования.
Выводы суда соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам и основаны на правильном применении норм права.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку.
Несогласие заявителя с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Основания для отмены или изменения судебного акта суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со статьей 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 04 октября 2021 года по делу № А60-34436/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий | Д. И. Крымджанова | |
Судьи | Е. И. Гуляева | |
В. В. Семенов |