СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП-15682/2017-АК
г. Пермь
30 ноября 2017 года Дело № А71-9154/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 ноября 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л. Х.,
судей Варакса Н.В., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергеевой С.А.,
при участии:
от заявителя, открытого акционерного общества «Удмуртнефть»: ФИО1, паспорт, доверенность от 28.04.2017;
от заинтересованного лица, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике: не явились;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике,
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 22 августа 2017 года по делу № А71-9154/2017,
принятое судьей Валиевой З.Ш.
по заявлению открытого акционерного общества «Удмуртнефть» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконными предписаний,
установил:
Открытое акционерное общество «Удмуртнефть» (далее - ОАО «Удмуртнефть», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконными предписаний Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике (далее – Управление Росприроднадзора, заинтересованное лицо) от 15.03.2017 № 12/Н-5, №12/Н-4, № 12/Н-2, № 12/Н-3 об устранении нарушения законодательства в области охраны собственности.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.08.2017 дела № А71-9153/2017, № А71-9151/2017, № А71-9154/2017, № А71-9150/2017 объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением объединенному делу № А71-9154/2017.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22 августа 2017 (резолютивная часть объявлена 18.08.2017) заявленные обществом требования удовлетворены, оспариваемые предписания от 15.03.2017 № 12/Н-5, № 12/Н-4, № 12/Н-2, № 12/Н-3 признаны незаконными и на заинтересованное лицо возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление Росприроднадзора по Удмуртской Республике обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе изложены доводы о соответствии оспариваемых предписания требованиям статьи 22 Закона РФ «О недрах», которыми установлена обязанность пользователя недр соблюдать условия лицензии, требования технических проектов, пунктов 1.5 и 4.1 Условий пользования недрами выданных обществу лицензий. Предписания являются исполнимыми, предусматривают достаточный срок для исполнения.
Общество с апелляционной жалобой не согласно по мотивам, изложенным в отзыве и поддержанным участвующим в судебном заседании суда представителем заявителя.
Заинтересованное лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела апелляционным судом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела судом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ОАО «Удмуртнефть» имеет лицензии с целью добычи углеводородного сырья в пределах Чутырско-Киенгопского, Лиственского, Лудошорского, Южно-Киенгопского нефтяных и нефтегазовых месторождений.
На основании приказа № 94-П от 02.02.2017 Управлением Росприроднадзора проведена внеплановая документарная проверка выполнения обществом предписаний от 26.10.2015 № 99/Н-7, № 99/Н-8, № 99/Н-9, № 99/Н-10, № 99/Н-11, № 99/Н-12, которыми обществу было предписано в срок до 01.02.2017 привести объем размещаемых попутных добываемых вод на Киенгопском, Лиственском, Лудошурском, Южно-Киенгопском участках в соответствии с утвержденными проектными документами.
В ходе проверки Управлением Росприроднадзора установлено в 2016 году и январе 2017 года превышение фактического объема размещенных попутных вод по каждому участку от предусмотренного проектного объема закачки промстоков. При этом, за разрешенный объем Управлением Росприроднадзора приняты показатели, установленные в Дополнениях к проекту размещения (захоронения) нефтепромысловых стоков по каждому из участков, выполненных ЗАО «Ижевский нефтяной научный цент» в 2008 году.
Разрешенный проектный объем на Киенгопском участке 2500 м3 /сут., в 2016 году - 912,500 тыс. м3 /год, 77,500 тыс. м3 в январе 2017 года.
Разрешенный проектный объем на Лиственском участке 2864 м3 /сут., 1045,36 тыс. м3/ год в 2016 году, 88,784 тыс. м3 в январе 2017года.
Разрешенный проектный объем на Лудошурском участке 381 м3 /сут., 139,065 тыс. м3/год в 2016 году и 11,811 тыс. м3 в январе 2017 года.
Разрешенный проектный объем на Южно-Киенгопском участке 951 м3/сут., 347,115 тыс. м3/год в 2016 году и 29,481 тыс. м3 в январе 2017 года.
Управлением Росприроднадзора по итогам проверки сделан вывод, что согласно ч. 3 ст. 19.1 Закона РФ «О недрах» право на размещение в пластах горных пород попутных вод на каждом из участков в объемах, указанных в проектных документах возникло у общества после направления и регистрации уведомлений (с 13.03.2017), следовательно, предписания от 26.10.2015 обществом в установленный срок (до 01.02.2017) не исполнены.
По результатам проверки составлен акт проверки от 15.03.2017 №12, ОАО «Удмуртнефть» выданы оспариваемые предписания об устранении нарушения законодательства в области охраны собственности от 15.03.2017 № 12/Н-5 (Южно-Киенгопский участок), № 12/Н-4 (Лудошурский участок), № 12/Н-2 (Киенгопский участок), № 12/Н-3 (Лиственский участок).
Данными предписаниями обществу со ссылкой на п. 2, 10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ «О недрах», п. 1.5, п. 4.1 Условий пользования недрами соответствующей лицензии (по каждому участку) предписано в срок до 01.02.2018 привести объем размещаемых попутных добываемых вод на каждом из участков в соответствие с утвержденными в установленном порядке проектными документами.
ОАО «Удмуртнефть», полагая, что законных оснований для выдачи предписаний не имеется, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании предписаний незаконными.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания и удовлетворил заявленные обществом требования.
Повторно исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив изложенные в апелляционной жалобе и отзыве доводы, суд апелляционной инстанции оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не установил.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В соответствии с абз. 3 ст. 19.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах" пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу углеводородного сырья или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу углеводородного сырья, в границах предоставленных им в соответствии с настоящим Законом горных отводов и (или) геологических отводов имеют право на основании утвержденного технического проекта размещать в пластах горных пород попутные воды и воды, использованные для собственных производственных и технологических нужд, при разведке и добыче углеводородного сырья в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр. Часть третья статьи 19.1 введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 261-ФЗ.
Согласно п. 2, 10 ч. 2 ст. 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; выполнять условия, установленные лицензией.
Пунктом 3 Положения о порядке размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, утвержденного приказом Минприроды от 02.12.2015 №522 (далее – Положение) установлено, что размещение в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, при разведке и добыче углеводородного сырья осуществляется в соответствии с утвержденной проектной документацией на разработку месторождения углеводородного сырья, предусматривающей размещение в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, или самостоятельной проектной документацией на размещение в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных для собственных производственных и технологических нужд, при разведке и добыче углеводородного сырья, которые подготавливаются, согласовываются и утверждаются в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 №118 "Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами".
Согласно п. 4 Положения пользователь недр направляет уведомление о размещении в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, при разведке и добыче углеводородного сырья (далее - уведомление) в территориальный фонд геологической информации по месту нахождения участка недр.
Территориальный фонд геологической информации по месту нахождения участка недр в течение 5 дней со дня поступления уведомления осуществляет регистрацию уведомления и в письменной форме извещает пользователя недр о регистрации уведомления. Размещение в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, при разведке и добыче углеводородного сырья осуществляется пользователем недр после регистрации в территориальном фонде геологической информации по месту нахождения участка недр уведомления, копия которого хранится в лицензионном деле (п. 5 Положения).
Согласно п. 4.1 Лицензионных соглашений об условиях пользования недрами, являющихся приложением к лицензиям по каждому месторождению, владелец лицензии осуществляет размещение промышленных и хозяйственно-бытовых стоков в соответствии с ранее утвержденными и вновь разрабатываемыми проектами на размещение стоков, прошедшими государственные экологическую, санитарно-эпидемиологическую и технологическую экспертизы. Производительность нагнетательных скважин, давление нагнетания и другие параметры закачки не должны превышать предусмотренных проектами ограничений.
Арбитражным судом на основании представленных в материалы дела документов установлено, что в 2016 году ОАО «Удмуртнефть» были разработаны новые проектные документы - Проекты размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователем недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, по каждому участку с указанием показателей максимального режима закачки попутных вод. Решением Комиссии Удмуртнедра обществу отказано в согласовании проектной документации (протоколы заседания от 19.01.2017).
Согласно письму общества от 16.02.2017 о выполнении предписаний от 26.10.2015 в 2016 году на Киенгопском участке размещено 1339 тыс. м3 попутных вод, за январь 2017 года -114 тыс. м3; на Лиственском участке размещено 1572 тыс. м3 попутных вод, за январь 2017 года - 131 тыс. м3; на Лудошурском участке размещено 217 тыс. м3 попутных вод, за январь 2017 года - 26 тыс. м3; на Южно-Киенгопском участке размещено 630 тыс. м3 попутных вод, за январь 2017 года - 56 тыс. м3 (т. 1 л.д. 118).
Данные показатели не превышают проектный уровень, установленный проектными документами (Протоколы ЦКР Роснедр по УВС № 6112 от 17.04.2014, № 1079 от 18.12.2014, № 1065 от 11.12.2014, № 1030 от 27.11.2017), экспертными заключениями Нижневолжского филиала ФГУП Геолэкспертиза».
Данные документы были направлены в Управление Росприроднадзора с письмом от 16.02.2017.
ОАО «Удмуртнефть» 10.03.2017 направило уведомления о размещении в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователем недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья по каждому из участков в Удмуртский филиал ФБУ «ТФГИ по Приволжскому федеральному округу» в соответствии с п. 4 Положения о порядке размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, утвержденного Приказом Минприроды России от 02.12.2015 № 522.
Уведомления зарегистрированы 10.03.2017 и приняты на постоянное хранение в Удмуртский филиал ФБУ «ТФГИ по Приволжскому федеральному округу».
Постановлением по делу об административном правонарушении № 5-371/17 от 28.04.2017, вынесенным мировым судьей судебного участка №6 Октябрьского района года Ижевска, оставленным без изменения решением Октябрьского районного суда г. Ижевска от 02.08.2017, в удовлетворении заявления о привлечении ОАО «Удмуртнефть» к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ за неисполнение предписаний от 26.10.2015 № 99/Н-12, № 99/Н-11, № 99/Н-9, № 99/Н-10 отказано. При рассмотрении данного дела судом установлено, что в спорный период размещение попутно-добываемых вод на месторождениях ОАО «Удмуртнефть» осуществлялось в соответствии с действующей проектной документацией на разработку месторождений на основании законодательных актов, действовавших в период их разработки и согласования.
В проектно-технологической документации, согласованной в установленном порядке, имеются разделы «Обоснование геологических объектов и конструкции поглощающих скважин для утилизации попутно-добываемых пластовых вод», в которых указаны максимально допустимые объемы размещаемых в пластах горных пород попутно-добываемых вод, о чем Управлению Росприроднадзора было сообщено письмом от 28.02.2017 № 17.ЮП-24/0306 (т. 1 л.д. 119-120).
В силу п. 24, 25 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 N 118, проектная документация, прошедшая согласование с комиссией (уполномоченным органом) в соответствии с настоящим Положением, утверждается пользователем недр. Подготовка, согласование и утверждение изменений (дополнений), вносимых в проектную документацию, осуществляются в порядке, установленном для подготовки, согласования и утверждения проектной документации.
Управление Росприроднадзора в суде первой инстанции не оспаривало и на стадии апелляционного обжалования не опровергает, что у общества на момент проверки имелась и проверяющим была представлена согласованная в установленном порядке проектная документация на размещение попутно-добываемых вод на вышеуказанных участках месторождений, что следует из акта проверки № 12 от 15.03.2017.
Выдавая оспариваемые предписания, Управление Росприроднадзора исходило из того, что право на размещение в пластах горных пород попутных вод в объемах, указанных в проектных документах на разработку месторождений, возникло у заявителя после срока, установленного для выполнения предписаний, то есть с 13.03.2017 - даты извещения ОАО «Удмуртнефть» Удмуртским филиалом ФБУ «ТФГИ по ПФО» о регистрации уведомлений.
Апелляционный суд, принимая во внимание, что на момент проверки и вынесения предписаний у общества имелась согласованная проектная документация, с учетом которой фактический объем размещенных попутных вод в 2016 году и январе 2017 года не превышал разрешенный проектный объем закачки промстоков; обязанность заявителя по направлению уведомлений о размещении в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователем недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья по каждому из участков была исполнена, полагает, что исполнение предписаний с формулировкой «в срок до 01.02.2018 привести объем размещаемых попутных добываемых вод на соответствующем участке в соответствие с утвержденными в установленном порядке проектными документами» представляется невозможным.
В данном случае апелляционный суд руководствуется правовой позицией, выраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 года N 2423/13 о том, что исполнимость предписания является важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
На основании изложенного выводы суда первой инстанции о том, что формулировка оспариваемых предписаний не соответствует принципам конкретности и исполнимости коллегия апелляционного суда считает обоснованным.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ совокупность представленных в материалы дела доказательств, апелляционный суд полагает, что требования о признании незаконными оспариваемых предписания удовлетворены судом первой инстанции обоснованно.
Доводы апелляционной жалобы общества не опровергают по существу выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, направлены на переоценку выводов суда, однако оснований для переоценки апелляционный суд не усматривает.
Нарушений, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения. В удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22 августа 2017 года по делу № А71-9154/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий
Л.Х. Риб
Судьи
Н.В. Варакса
Е.М. Трефилова