ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-1598/2022-АК от 28.03.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-1598/2022-АК

г. Пермь

28 марта 2022 годаДело № А60-56108/2021­­

Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 28 марта 2022 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шаламовой Ю.В.

судейБорзенковой И.В., Трефиловой Е.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.,

при участии:

от заявителя - Назарова Н.А., паспорт, доверенность от 11.08.2021, диплом;

Кичёва Е.С., паспорт, доверенность от 11.08.2021, диплом.

от заинтересованного лица - представители не явились,

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Думы Белоярского городского округа,

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 10 января 2022 года

по делу № А60-56108/2021

по заявлению закрытого акционерного общества "Объединение "Косулинское" (ИНН 6639011984, ОГРН 1046602180680)

к Думе Белоярского городского округа (ИНН 6639005204, ОГРН 1026601983330) о признании незаконным решения,

установил:

Закрытое акционерное общество "Объединение "Косулинское" (далее – заявитель) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным решения Думы Белоярского городского округа (далее – заинтересованное лицо), содержащееся в протоколе № 65 от 01.07.2021 г. заседания Думы о не принятии решения по вопросу утверждения изменений в Правила землепользования и застройки Белоярского городского округа в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами 66:06:4501018:2098, 66:06:4501018:4126, 66:06:4501018:4127, расположенных в п. Бобровка Свердловской области, к территориальной зоне П-2 – производственно-коммунальная зона объектов III-М класса санитарной опасности.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 10 января 2022 года заявленные требования удовлетворены, признано незаконным решение Думы Белоярского городского округа, содержащееся в протоколе № 65 от 01.07.2021 заседания Думы, о не принятии решения по вопросу утверждения изменений в Правила землепользования и застройки Белоярского городского округа в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами 66:06:4501018:2098, 66:06:4501018:4126, 66:06:4501018:4127, расположенных в п. Бобровка Свердловской области, к территориальной зоне П-2 - производственно – коммунальная зона объектов III-М класса санитарной опасности. На Думу Белоярского городского округа возложена обязанность на ближайшем заседании с момента вступления решения в силу, принять одно из решений, предусмотренных частью 2 статьи 32 Градостроительного кодекса РФ, в отношении проекта изменений в Правила землепользования и застройки Белоярского городского округа в части отнесения земельных участков к зонам П-2.

Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.

Заявитель апелляционной жалобы со ссылкой на положения Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Градостроительного кодекса РФ настаивает на том, что непринятие Думой Белоярского городского округа квалифицированным большинством решения об утверждении изменений в Правила землепользования и застройки при повторном голосовании по ранее принятому Думой решению от 20.04.2021 № 20 не противоречит закону и не нарушает прав заявителя. Заявитель жалобы считает, что проверка законности решения суда по настоящему делу невозможна без учета решения по делу № А60-41415/2021, в котором дана оценка постановлению главы об отклонении принятого Думой решения по спорному вопросу. Принятое Думой решение от 20.04.2021 № 20 об утверждении проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки в части установлением территориальной зоны П-2 на земельных участках ЗАО «Объединение «Косулинское» сохраняет силу. Оно никем не оспорено, не отменено, не признано незаконным. Постановление главы от 30.04.2021 № 492 об отклонении этого решения также не влечет его отмену, тем более что в настоящее время оно признано судом незаконным. Полагает, что суд по настоящему делу не учел, что в данном случае речь идет не просто о повторном рассмотрении проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки, а об одобрении Думой или неодобрении ранее принятого решения от 20.04.2021 № 20 об утверждении этого Проекта в связи с отклонением этого решения главой муниципального образования.

Представители заявителя возражают против удовлетворения апелляционной жалобы, просят апелляционную жалобу оставить без удовлетворения. Ходатайствовали о приобщении к материалам дела письменных пояснений.

Письменные пояснения приобщены к материалам дела в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПКРФ).

Заинтересованное лицо, надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направило, что в силу части 3 статьи 156 АПКРФ не является препятствием для рассмотрения дела.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, ЗАО «Объединение «Косулинское» принадлежат на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами 66:06:4501018:2098, 66:06:4501018:4126, 66:06:4501018:4127, расположенные в п. Бобровка Белоярского района Свердловской области (далее по тексту - участки).

В отношении участков была установлена черта населенного пункта. Для установления разрешенного вида использования земельных участков, с целью возможности строительства ЗАО «Объединение «Косулинское» обратилось в Администрацию Белоярского городского округа с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки. Заявление было рассмотрено на комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки Белоярского городского округа 09 августа 2019г. с участием депутатов Думы Белоярского городского округа. Возражений не поступило. Комиссией было принято решение о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Белоярского городского округа и отнесения участков к зоне П-2 (производственно - коммунальная зона объектов III-V класса санитарной опасности.

Постановлением главы Белоярского городского округа были назначены общественные обсуждения по проекту решения Думы Белоярского городского округа «О внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки Белоярского городского округа, утвержденные решением Думы Белоярского городского округа от 20.06.2016 № 44 «Об утверждении проекта Правил землепользования и застройки Белоярского городского округа».

По результатам общественных обсуждений предложений и замечаний по проекту решения не поступило, главе Белоярского городского округа рекомендовано направить проект решения Думы на рассмотрение Думой Белоярского городского округа.

Решением Думы Белоярского городского округа, оформленным протоколом № 51 от 11.12.2019, отказано во внесении изменений в Правила землепользования и застройки Белоярского городского округа в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами 66:06:4501018:2098, 66:06:4501018:4126, 66:06:4501018:4127, расположенных в п. Бобровка Свердловской области к территориальной зоне П-2 - производственно -коммунальная зона объектов Ш-М класса санитарной опасности.

Не согласившись с решением Думы заявитель обратился в суд. Белоярским районным судом Свердловской области 09.12.2020 принято решение о признании незаконным решения Думы Белоярского городского округа, содержащееся в протоколе от 11 декабря 2019 года № 51 в части отказа в утверждении изменений в Правила землепользования и застройки Белоярского городского округа относительно территориальной зоны в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 66:06:4501018:2098, 66:06:4501018:4126, 66:06:4501018:4127, расположенные в п. Бобровка Белоярского района Свердловской области.

На основании решения суда Дума Белоярского городского округа Свердловской области вынесла решение от 20.04.2021 за №20 «О внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки Белоярского городского округа, утвержденные решением Думы Белоярского городского округа от 20.06.2016 №44 «Об утверждении проекта Правил землепользования и застройки Белоярского городского округа», согласно которого земельные участки с кадастровыми номерами 66:06:4501018:2098, 66:06:4501018:4126, 66:06:4501018:4127 были отнесены к зоне П-2 (производственно -коммунальная зона объектов III-V класса санитарной опасности.

13.10.2021 на почту представителя ЗАО «Объединение «Косулинское» поступило письмо от 12.10.2021 за №458/01-18, адресованное судье Белоярского районного суд Свердловской области, согласно которого 01 июля 2021 года Дума рассматривала вопрос об исполнении решения суда с одновременным преодолением «вето» Главы муниципального образования.

Согласно прилагаемого протокола №65 от 01.07.2021 Дума Белоярского городского округа, рассмотрев вопрос с целью преодоления «вето», установленного решением главы Белоярского городского округа Дума вынесла решение в виде формулировки: «Решение не принято».

Заявитель ссылается на то, что в случае не преодоления «вето», Дума Белоярского городского округа должна была в соответствии с Градостроительным кодексом РФ избрать один из вариантов решения - утвердить изменения в правила землепользования и застройки или направить проект в Администрацию на доработку в соответствии с заключением о результатах общественных обсуждений. В данном случае протоколом зафиксировано решение «Решение не принято». Указанное по мнению заявителя противоречит градостроительному, земельному законодательству, законодательству об органах местного самоуправления и нарушает права заявителя.

В связи с изложенным заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Судом принято приведенное выше решение.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.

Порядок утверждения и изменения правил землепользования и застройки урегулирован статьями 31 - 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.

Согласно Уставу Белоярского городского округа Дума является представительным органом Белоярского городского округа, обладающим правом представлять интересы населения района и принимать решения по вопросам своего ведения, то есть является органом, в компетенции которого находится утверждение Правил землепользования и застройки Белоярского городского округа и внесение в них изменений.

В силу части 1 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 названного Кодекса.

Согласно части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления; обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случаев, если их проведение в соответствии с настоящим Кодексом не требуется.

Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с заключением о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по указанному проекту (часть 2 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ЗАО «Косулинское Объединение» на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 66:06:4501018:2098, 66:06:4501018:4126, 66:06:4501018:4127, расположенные по адресу: Свердловская область, Белоярский район, 27 км а/д Дублер Сибирского тракта.

В целях установления вида разрешенного использования для указанных земельных участков, с целью возможного строительства административный истец 28 мая 2019 года обратился в Администрацию Белоярского городского округа с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Белоярского городского округа.

Указанное заявление было рассмотрено комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки Белоярского городского округа 09 августа 2019 года, на котором было принято предложение административного истца в части отнесения спорных земельных участков к территории, для которой градостроительный регламент не устанавливается, СХУ-РП (Сельскохозяйственные угодья с перспективным развитием производства) в зону П-2 (производственно-коммунальную зону объектов III-V классов санитарной опасности).

Постановлением главы Белоярского городского округа от 04 сентября 2019 года № 1552 назначены общественные обсуждения по проекту решения Думы Белоярского городского округа «О внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки Белоярского городского округа, утвержденные решением Думы Белоярского городского округа от 20 июня 2016 года № 44 «Об утверждении проекта Правил землепользования и застройки Белоярского городского округа».

По результатам общественных обсуждений предложений и замечаний по проекту решения не поступило, главе Белоярского городского округа рекомендовано направить проект решения Думы на рассмотрение Думой Белоярского городского округа.

По результатам заседания Думы Белоярского городского округа, оформленного протоколом № 51 от 11 декабря 2019 года, принято решение № 82 о внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки Белоярского городского округа. Белоярским районным судом Свердловской области решение Думы Белоярского городского округа, содержащееся в протоколе от 11 декабря 2019 года № 51 в части отказа в утверждении изменений в Правила землепользования и застройки Белоярского городского округа относительно территориальной зоны в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 66:06:4501018:2098, 66:06:4501018:4126, 66:06:4501018:4127, расположенные в п. Бобровка Белоярского района Свердловской области признано незаконным.

На основании решения суда Дума Белоярского городского округа Свердловской области вынесла решение от 20.04.2021 за № 20 «О внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки Белоярского городского округа, утвержденные решением Думы Белоярского городского округа от 20.06.2016 №44 «Об утверждении проекта Правил землепользования и застройки Белоярского городского округа», согласно которого земельные участки с кадастровыми номерами 66:06:4501018:2098, 66:06:4501018:4126, 66:06:4501018:4127 были отнесены к зоне П-2 (производственно -коммунальная зона объектов III-V класса санитарной опасности.

Глава муниципального образования, исполняющий полномочия главы местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования (отлагательное вето).

30.04.2021 Глава вынес постановление об отклонении указанного выше решения Думы.

13.10.2021 года представителю ЗАО «Объединение «Косулинское» стало известно (поступило письмо от 12.10.2021 года за №458/01-18), что 01 июля 2021 года Дума рассматривала вопрос об исполнении решения суда по делу № 2а-738/2020 с одновременным преодолением «вето» Главы муниципального образования. Решение Думы оформлено протоколом № 65 от 01.07.2021г. Согласно прилагаемого протокола № 65 от 01.07.2021 года Дума Белоярского городского округа, рассмотрев вопрос с целью преодоления «вето», установленного решением главы Белоярского городского округа Дума вынесла решение в виде формулировки: «Решение не принято».

Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, проверив процедуру внесения изменений в Правила землепользования и застройки Белоярского городского округа, утвержденные решением Думы Белоярского городского округа от 20 июня 2016 года № 44, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что процедура, предусмотренная статьей 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, соблюдена.

Оснований прийти к иным суждениям суд апелляционной инстанции не усматривает.

На основании заявления Комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки Белоярского городского округа подготовлен проект внесения изменений в Правила землепользования и застройки в части внесения изменений в отношении земельных участков заявителя в соответствии с утвержденным проектом панировки и проектом межевания; проведены публичные слушания по проекту и получено положительное заключение публичных, слушаний. Проект решения направлен Главой местной администрации на рассмотрение в Думу с приложением протокола публичных слушаний, заключения о результатах публичных слушаний. Решению Думы, оформленному протоколом № 51 судом общей юрисдикции дана оценка при рассмотрении дела № 2а-738/2020.

Во исполнение решения суда от 09.12.2020 и Апелляционного определения от 30.03.2021 Дума вновь рассмотрела вопрос о внесении изменений в правила землепользования и застройки. Принято решение № 20 от 20.04.2021. На указанное решение 30.04.2021 Главой городского округа наложено «вето» путем вынесения Постановления № 492 от 30.04.2021.

01.07.2021 Думой повторно рассмотрено вопрос о внесении изменений в правила землепользования и застройки с одновременным преодолением «вето».

Решение по указанному вопросу оформлено протоколом № 65 от 01.07.2021.

Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с заключением о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по указанному проекту, за исключением случаев, если утверждение правил землепользования и застройки осуществляется местной администрацией в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации о градостроительной деятельности (часть 2 статьи 32 ГрК РФ).

Решение Думы Белоярского городского округа, изложенное в протоколе № 65, не соответствует положениям части 2 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку исходя из положений указанной нормы представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с заключением о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по указанному проекту.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 04 апреля 2017 года № 593-0, установленное в части 2 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации распределение полномочий органов местного самоуправления в процедуре подготовки и принятия правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему, предполагает, что представительный орган не вправе вносить изменения в представленный проект правил землепользования и застройки, а может лишь утвердить эти правила или направить проект главе местной администрации на доработку.

Суд также отмечает, что решениям заинтересованного лица в рамках дела № 2ак-738/2020 (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 30.03.2021 по делу №33а-4531/2021) уже дана оценка.

Белоярский районный суд Свердловской области возложил на Думу Белоярского городского округа обязанность на ближайшем заседании с момента вступления решения суда в законную силу принять одно из решений, предусмотренных частью 2 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в отношении проекта изменений в Правила землепользования и застройки Белоярского городского округа в части изменения территориальной зоны в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 66:06:4501018:2098, 66:06:4501018:4126, 66:06:4501018:4127.

Вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод и возможность обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (чч. 1 и 2 ст. 46).

В соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и в силу статьи 16 АПК РФ, части 2 статьи 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные акты суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2010г. N 4-П указано, что судебная защита, право на которую относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод, не может быть признана действенной, если вынесенный в целях восстановления нарушенных прав судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется.

При таких обстоятельствах, с учетом решения суда по делу №2а-738/2020 (№ 33а-4531/2021) и положений части 2 статьи 32 ГрК РФ, Дума Белоярского городского округа в нарушение закона фактически совершила бездействия по принятию решения по вопросу о внесении изменений в правила землепользования и застройки в соответствии с требованиями статьи 32 ГрК РФ и указанное влечет нарушение прав заявителя на эффективное использование указанных земельных участков.

При таких обстоятельствах суд пришел к паромному выводу о том, что решение, изложенное в протоколе от 01.07.2021 № 65, по вопросу о внесении изменений и дополнений в правила землепользования и застройки Белоярского городского округа выраженное фразой «Решение не принято» незаконно.

Суд отмечает, что срок на обращение в суд за защитой нарушенного права заявителем не пропущен, поскольку о нарушении заявитель узнал в октября 2021г., иного не доказано.

Отклоняя ссылки заинтересованного лица на применение в данном случае части 13 статьи 35 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом муниципального образовании и ели при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию суд правомерно исходил из того, что поскольку указанные положения могут применяться лишь в совокупности и взаимосвязи с положениями Градостроительного кодекса Российской федерации, статьей 32 которого предусмотрены действия в случае если акт не будет ободрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

Оснований не согласиться с выводами суда по доводам жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.

Иное толкование положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о нарушении судом норм права и не опровергают правильность выводов суда первой инстанций.

Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.

Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.

Заинтересованное лицо, от уплаты госпошлины при обращении в суды освобождено, в связи с чем, распределение государственной пошлины не приводится.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 10 января 2022 года по делу № А60-56108/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

Ю.В. Шаламова

Судьи

И.В. Борзенкова

Е.М. Трефилова