ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-159/2018-АК от 14.02.2018 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- /2018-АК

г. Пермь

20 февраля 2018 года                                                      Дело № А60-40738/2017­­

Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2018 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 20 февраля 2018 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В. Г.,

Судей Васильевой Е.В., Савельевой Н.М.,

при ведении протокола судебного заседания Державиной А.В.,

при участии:

от заявителя Богдановичского открытого акционерного общества «Огнеупоры» - Кубакаева Е.И.. предъявлен паспорт, доверенность от 05.08.2015; Коковин Д.М.. предъявлен паспорт доверенность от 01.09.2017;

от заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №19 по Свердловской области – Александрова А.О.. предъявлено удостоверение, доверенность от 04.10.2017; Малютина Е.В., предъявлено удостоверение, доверенность от 22.01.2018;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобузаинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №19 по Свердловской области

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 27 ноября 2017 года

по делу №А60-40738/2017

вынесенное судьей Бушуевой Е.В.,

по заявлению Богдановичского открытого акционерного общества «Огнеупоры» (ИНН 6605001321, ОГРН 1026600705889)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №19 по Свердловской области (ИНН 6633001154, ОГРН 1046602082812)

о признании недействительным решения от 20.02.2017 №477 в части,

установил:

Богдановичское открытое акционерное общество «Огнеупоры» (далее - заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №19 по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 20.02.2017 №477 в части доначисления налога на имущество организаций в сумме 56102 руб., пени в сумме 3668,94 руб.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27 ноября 2017 года заявленные требования удовлетворены, решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №19 по Свердловской области об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 20.02.2017 №477 в части доначисления налога на имущество организаций в сумме 56102 руб., пени в сумме 3668,94 руб. признать недействительным; на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 19 по Свердловской области возложена обязанность, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Богдановичского открытого акционерного общества «Огнеупоры». В порядке распределения судебных расходов с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №19 по Свердловской области в пользу Богдановичского открытого акционерного общества «Огнеупоры» взыскано 3000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Не согласившись с указанным судебным актом, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении требований заявителя отказать.

В обоснование доводов налоговый орган указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и неполное выяснение обстоятельств имеющих значение для дела; спорное имущество не относится к объектам, утвержденным в Перечне постановления Правительства РФ от 30.09.2004 №504 для применения пониженной ставки налога (не поименовано в данном перечне, в перечень не входит имущество для приема, распределения энергии и управления электрооборудованием), не относится к ни к одной из категорий, указанных в п.3 ст.380 НК РФ и не соответствует цели введения льготы, изложенной в Письме УМНС России по г.Москве от 24.09.2003 №23-06/52441 и не является линейным объектом, находящимся на территории разных субъектов Российской Федерации большой протяженности. Как указывает заявитель жалобы, заявитель в соответствии с положениями ст.3 Федерального закона от 26.03.2003 №35-Ф3 «Об электроэнергетике» (далее - закон №35-Ф3) является потребителем - лицом, приобретающим энергию для собственных производственных (бытовых) нужд, при этом сам заявитель сетевой организацией не является, а фактически предоставляет в аренду имущество (причем не входящее в Российскую магистральную линию передачи энергии), каких-либо доказательств осуществления деятельности в сфере электроэнергетики налогоплательщиком не представлено, тогда как факт использования электрического оборудования для собственных нужд, не может рассматриваться как линии энергопередачи, к которым согласно Закону №35-Ф3  относятся электрические сети и иные объекты электросетевого хозяйства, входящие в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

Заявитель с апелляционной жалобой не согласился, представил отзыв, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Представители инспекции в судебном заседании на доводах апелляционной жалобы настаивали.

В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции считают законным и обоснованным.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, заинтересованным лицом проведена камеральная налоговая проверка расчета по налогу на имущество организаций за полугодие 2016 года, представленного Богдановичским ОАО «Огнеупоры» в налоговый орган 26.07.2016.

Результаты камеральной налоговой проверки оформлены актом от 09.11.2016 № 4076, по итогам рассмотрения которого вынесено решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 20.02.2017 №477. В соответствии с указанным решением заявителю доначислен налог на имущество организаций в сумме 56 102 руб., на сумму неуплаченного налога начислены пени в сумме 3 668,94 руб.

Как следует из оспариваемого решения, доначисление налога на имущество организаций произведено инспекцией в связи с неправомерным применением Богдановичским ОАО «Огнеупоры» пониженной ставки налога.

Заявитель, не согласившись с решением инспекции, обратился с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 02.05.2017 №512/17 решение Межрайонной ИФНС России № 19 по Свердловской области об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 20.02.2017 №477 оставлено без изменения и утверждено.

Полагая, что решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 20.02.2017 №477 в оспариваемой части не соответствует положениям Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), нарушает права и законные интересы заявителя, последний обратился в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что двойное назначение спорных объектов, как то использование для собственных нужд налогоплательщика, одновременно с передачей электроэнергии потребителям (субабонентам), не препятствует применению пониженной налоговой ставки, в связи с чем пришел к  выводу, что налогоплательщик в проверяемый период имел право на применение пониженной ставки налога на имущество.

Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав пояснения лиц участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда соответствует обстоятельствам дела и нормам материального права.

На основании ст.373 НК РФ общество является плательщиком налога на имущество организаций.

Пунктом 1 статьи 374 НК РФ определено, что объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Признаки основных средств даны в пункте 4 положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать их в меньшем размере (пункт 1 ст.56 Кодекса).

Установление в налоговом законе налоговой льготы предполагает, что наряду с общим порядком налогообложения существует и специальный, в результате которого налогоплательщик, применяющий льготу, получает определенные преимущества по сравнению с другими плательщиками налога в виде снижения или смягчения налогового бремени.

Таким образом, с правовой точки зрения, налоговая льгота – это специальная норма, которая может применяться лишь при наличии установленных законодательством условий, которые не подлежат расширительному толкованию.

Положения статьи 23 НК РФ во взаимосвязи с нормами подпункта 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ предоставляют налогоплательщику возможность реализовать свое право на налоговую льготу при условии, что он представит доказательства, подтверждающие основания, с которыми налоговое законодательство связывает наличие у налогоплательщика права на льготу.

Согласно пункту 6 ст.88 Кодекса при проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 380 НК РФ ставки по налогу на имущество устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу пункта 3 статьи 380 НК РФ в редакции Федерального закона от 29.11.2012 № 202-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», действующей с 01.01.2013, налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2013 году 0,4 %, в 2014 году - 0,7 %, в 2015 году - 1%, в 2016 году - 1,3 %, в 2017 году - 1,6 %, в 2018 году - 1,9 %. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.

Статьей 2 закона Свердловской области от 27.11.2003 № 35-ОЗ «Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций» общая ставка по налогу на имущество установлена в размере 2,2%.

При этом пунктом 4-1 данной статьи предусмотрено, что для организаций в отношении магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, ставки налога на имущество организаций устанавливаются в 2013 году в размере 0,4 %, в 2014 году - 0,7 %, в 2015 году - 1%, в 2016 году - 1,3 %, в 2017 году - 1,6 %, в 2018 году - 1,9 %.

На основании данных норм применяется постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 504, которым утвержден Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций (далее - перечень №504).

В названном перечне указан код ОКОФ (общероссийский классификатор основных фондов) и наименование имущественного объекта. Кроме того, перечень содержит графу «Примечание», в котором имеется краткая характеристика имущественных объектов.

Однако право на применение льготы законодатель связывает с функциональной принадлежностью объектов налогообложения, а не с теми данными, которые указаны в учете налогоплательщика (в инвентарных карточках). ОКОФ применяется для выполнения статистических задач, а не регулирует вопросы налогообложения. Само по себе присвоение имуществу кода ОКОФ, отмеченного в перечне, не означает, что у налогоплательщика автоматически возникает право на применение льготы в отношении данного имущества. Из введения в ОКОФ следует, что он составлен с целью обеспечения расчета экономических показателей; в основу классификации положено назначение объекта, его связь с видами деятельности, осуществляемыми с использованием этих объектов и производимыми в результате этой деятельности продукцией и услугами

Таким образом, право на налоговую льготу возникает у организации при соблюдении одновременно следующих условий: имущество по своему функциональному предназначению относится к одной из категорий, указанных в пункте 3 статьи 380 НК РФ; имущество поименовано в перечне №504.

Поскольку понятие «линии энергопередачи» в налоговом законодательстве отсутствует, для уяснения этого понятия необходимо руководствоваться понятиями и терминами гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации (пункт 1 ст.11 НК РФ).

Согласно пункту 1 ст.539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу пункта 4 ст.539 и пункта 1 ст.548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила §6 «Энергоснабжение» применяются в том числе к договору снабжения электрической энергией, а также отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть.

Из статей 3 и 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон № 35-ФЗ) следует, что услуги по передаче электроэнергии – это комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов. Оказание услуг по передаче электроэнергии осуществляется в отношении точек поставки на розничном рынке на основании публичного договора возмездного оказания услуг, заключаемого потребителями самостоятельно или в их интересах обслуживающими их гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями). Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.

К объектам электросетевого хозяйства отнесены линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование (абзац одиннадцатый статьи 3 Закона № 35-ФЗ).

В соответствии с пунктом 6 «ГОСТ 19431-84. Государственный стандарт Союза ССР. Энергетика и электрификация. Термины и определения», утвержденным постановлением Госстандарта СССР от 27.03.1984 № 1029, энергоснабжение (электроснабжение) - обеспечение потребителей энергией (электрической энергией), при этом на основании пункта 21 этого акта потребителем признается предприятие, организация, территориально обособленный цех, строительная площадка, квартира, у которых приемники электрической энергии (тепла) присоединены к электрической (тепловой) сети и используют электрическую энергию (тепло).

Линия электропередачи (ЛЭП) - это электрическая линия, выходящая за пределы электростанции или подстанции и предназначенная для передачи электрической энергии на расстояние (пункт 34 ГОСТ 19431-84).

В силу пункта 5 Государственного стандарта СССР ГОСТ 24291-90 «Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения», утвержденного постановлением Госстандарта СССР от 27.12.1990 № 3403, электропередачей является совокупность линий электропередачи и подстанций, предназначенная для передачи электрической энергии из одного района энергосистемы в другой.

Пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, точка поставки определена как место исполнения обязательств по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии, используемое для определения объема взаимных обязательств сторон по договору, расположенное на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств, определенной в акте разграничения балансовой принадлежности электросетей.

Границей балансовой принадлежности является линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.

Таким образом, исходя из норм отраслевого законодательства к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, относится имущество, которое с учетом функционального назначения используется для передачи электроэнергии.

Согласно перечню № 504 в разделе «Имущество, относящееся к линиям энергопередачи, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью» поименовано имущество и сооружения линий энергопередачи, относящиеся в равной мере, как к объектам электроэнергетики, так и к объектам системы теплоснабжения.

Из материалов дела установлено, что обществом заявлена льгота в отношении тепловых сетей. Льготируемое имущество определено обществом, исходя из Перечня № 504, по коду: 12 4521126 сеть тепловая магистральная. Состав сети тепловой магистральной определен объектами, поименованными в графе «Примечание» к коду ОКОФ 12 4521126 Перечня № 504.

Так, сеть тепловая магистральная: трубопровод и его детали с теплоизоляцией, камера с запорной и регулирующей арматурой, контрольно-измерительными приборами, электросиловым управляющим оборудованием, средствами автоматики и телемеханики, вентиляцией, средствами пожаротушения, дренажные насосные станции, дюкер и элементы сети тепловой магистральной.

Таким образом, освобождению от обложения налогом на имущество подлежат не все тепловые сети, а лишь те из них, которые являются магистральными (код ОКОФ 124521126).

Судом установлено, что спорное имущество по своему функциональному предназначению относится к имуществу, являющемуся неотъемлемой технологической частью линий энергопередачи (электропередачи) и учтено на балансе организации в качестве объектов основных средств.

Согласно уставу Богдановичского ОАО «Огнеупоры» видами деятельности общества являются, в частности, эксплуатация электрических и тепловых сетей, передача электрической энергии, производство и реализация тепловой энергии.

Богдановичское ОАО «Огнеупоры» является территориальной сетевой организацией, в отношении которой устанавливаются тарифы на услуги по передаче электрической энергии и тарифы на передачу тепловой энергии, что подтверждено постановлениями Региональной энергетической комиссии Свердловской области.

В рамках камеральной налоговой проверки обществом представлены договоры по передачи электрической и тепловой энергии, схема энерго-и теплоснабжения, акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.

Из материалов дела следует, что между Богдановичским ОАО «Огнеупоры» и гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Свердловской области - ООО «ЕЭС. Гарант» заключен договор энергоснабжения от 24.11.2014 №106К66. Согласно приложению №2 к указанному договору кроме Богдановичского ОАО «Огнеупоры» определен круг из 20-ти потребителей для транзита электрической энергии. Данные транзитные потребители имеют: непосредственное технологическое присоединение к сетям налогоплательщика и заключённые прямые договоры энергоснабжения с гарантирующими поставщиками или иными энергосбытовыми организациями.

В свою очередь, между ОАО «МРСК Урала» (заказчик) и Богдановичским ОАО «Огнеупоры» (исполнитель) заключен договор от 24.11.2006 № 144-ПЭ на оказание услуг по передаче электрической энергии, по условиям которого исполнитель обязался оказывать услуги по передаче электрической энергии от точек приёма до точек отпуска путём осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих Исполнителю на праве собственности, а Заказчик обязался оплачивать эти услуги.

Между заявителем и сетевой организацией ОАО «МРСК Урала» подписан акт от 12.04.2012 №37/421-СЭ/ВЭС разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности, определяющий точки приема электроэнергии, как для собственных нужд предприятия, так и для нужд транзитных потребителей. Также между транзитными потребителями электрической энергии и Богдановичским ОАО «Огнеупоры» подписаны акты разграничения балансовой принадлежности.

Таким образом, электроэнергия, получаемая в точке приема, частично используется для собственных нужд, а частично передается потребителям.

То, что основные средства общества являются объектами электросетевого хозяйства и использовались в том числе в спорный период для передачи электроэнергии иным субъектам, налоговым органом не оспаривается.

Основанием для отказа в предоставлении льготы явилось то обстоятельство, что общество сдавало рассматриваемые основные средства в аренду ОАО «МРСК Урала».

Между тем применение спорной льготы не поставлено в зависимость от вида деятельности, осуществляемой налогоплательщиком.

Предусмотренное пунктом 3 статьи 380 НК РФ применение пониженной ставки обусловлено лишь назначением объекта основных средств.

Как уже указано в постановлении, спорные основные средства являются объектами электросетевого хозяйства, предназначены именно для передачи электроэнергии потребителям этой энергии. Использовались ли такие объекты в спорный период непосредственно самим налогоплательщиком или иным лицом, которое осуществляло передачу электроэнергии потребителям, значения для применения пониженной налоговой ставки не имеет.

На основании изложенного законных оснований для доначисления обществу налога на имущество, соответствующих пени у налогового органа не имелось, решение инспекции правомерно признано недействительным, как не соответствующее НК РФ.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права.

Таким образом, оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.

В соответствии с требованиями ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на налоговый орган, который в силу положений подп.1.1 п.1 ст.333.37 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 ноября 2017 года по делу №А60-40738/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

Судьи

В.Г.Голубцов

Е.В.Васильева

Н.М.Савельева