ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП- 33 /2021-АК
г. Пермь
27 января 2022 года Дело № А50-34807/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 января 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.
судей Гуляковой Г.Н., Муравьевой Е.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.
при участии:
от товарищества собственников жилья «Космонавтов, 74» - ФИО1, паспорт, доверенность от 09.09.2021, диплом;
от Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края – ФИО2, удостоверение, доверенность от 10.01.2022, диплом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья «Космонавтов, 74»,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 18 октября 2021 года
по делу № А50-34807/2019
по заявлению товарищества собственников жилья «Космонавтов, 74» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (ОГРН <***>, ИНН <***>)
об оспаривании предписания,
установил:
Товарищество собственников жилья «Космонавтов, 74» (далее – заявитель, ТСЖ «Космонавтов, 74», товарищество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным предписания Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (далее –инспекция) от 11.09.2019 № 8053.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 18 октября 2021 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обжаловал его в порядке апелляционного производства, просит решение суда отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель приводит доводы о том, что в соответствии с частью 4.1 статьи 170 ЖК РФ собственники вправе принять решение о проведении капитального ремонта в более ранние сроки, чем это установлено региональной программой. При этом денежных средств для проведения работ по капитальному ремонту на момент их проведения товариществом было достаточно. Судом не дана оценка доводам заявителя, а также представленным доказательствам относительно неправомерного отказа инспекции в зачете работ по ремонту системы дымоудаления (монтаж противопожарных дверей), остекления жилого дома, как работ капитального характера. В оспариваемом предписании и в акте не указано, по каким причинам работы по капитальному ремонту проведенные ТСЖ не относятся к региональной программе. Суд не рассмотрел довод заявителя об ошибочном применении инспекцией методических рекомендаций при отнесении выполненных работ не к капитальному ремонту, а к текущему ремонту. Методические рекомендации и Закон № 185-ФЗ не должны применяться к настоящему спору в части определения объема проведенных работ не менее 50% каждой конструкции и инженерной системы, поскольку следовало определять указанный объем, руководствуясь пунктом 3.1 ГОСТа Р 56535-2015.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.
Инспекция с доводами апелляционной жалобы не согласна, решение суда считает законным и обоснованным, просит в удовлетворении жалобы отказать.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ТСЖ «Космонавтов, 74» осуществляет управление многоквартирным домом № 74 по Шоссе Космонавтов города Перми.
На основании распоряжения от 15.08.2019 № 8053 инспекцией в отношении товарищества проведена внеплановая документарная проверка, результаты которой отражены в акте проверки от 11.09.2019 № 8053.
В ходе проверки инспекцией выявлено несоблюдение товариществом обязательных требований в части обеспечения сохранности денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, на сумму 1 260 596 руб. 81 коп.; виды выполненных работ, за исключением работ по устройству системы пожарной автоматики, не соответствуют перечню работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Расчет указанной стоимости работ представлен товариществом в материалы дела (л.д.12 том 2).
По итогам проверки заявителю выдано предписание от 11.09.2019 № 8053, обязывающее в срок до 11.12.2019 восстановить денежные средства фонда капитального ремонта, сформированного на специальном счете, в сумме 1 260 596 руб. 81 коп.
ТСЖ обратилось в арбитражный суд с требованием о признании предписания недействительным.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, не усмотрел несоответствия оспариваемого предписания требованиям действующего законодательства.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 36.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ, Кодекс) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат права на денежные средства, находящиеся на специальном счете, предназначенном для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и открытом в кредитной организации (далее – специальный счет), и сформированные за счет взносов на капитальный ремонт, пеней, уплаченных в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате таких взносов, и начисленных кредитной организацией процентов за пользование денежными средствами на специальном счете.
В силу пунктов 1.1 и 1.1-1 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета в российской кредитной организации, совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете; принятие решений о размере взноса на капитальный ремонт в части превышения его размера над установленным минимальным размером взноса на капитальный ремонт, минимальном размере фонда капитального ремонта в части превышения его размера над установленным минимальным размером фонда капитального ремонта (в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлен минимальный размер фонда капитального ремонта), размещении временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете, на специальном депозите в российской кредитной организации.
Согласно части 1 статьи 170 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 указанного Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.
Размер фонда капитального ремонта исчисляется как сумма указанных в части 1 данной статьи поступлений в фонд за вычетом сумм, перечисленных за счет средств фонда капитального ремонта в оплату стоимости оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и авансов за указанные услуги и (или) работы (часть 2 статьи 170 Кодекса).
Таким образом, средства фонда капитального ремонта могут быть израсходованы исключительно на услуги и работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете;
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Из материалов дела установлено и сторонами не оспаривается, что собственники помещений в многоквартирном доме № 74 по шоссе Космонавтов города Перми выбрали формирование фонда путем перечисления взносов на капитальный ремонт на специальный счет ТСЖ (решение общего собрания от 26-28.07.2014), уплачивали данные взносы в полном объеме (исходя из минимального размера, установленного в соответствии с частью 8.1 статьи 156 Кодекса).
На общих собраниях собственников помещений многоквартирном доме, оформленных протоколами № 1/2018 от 23.02.2018, № 2/2019 от 10.03.2019, были приняты решения о проведении капитального ремонта общего имущества за счет средств, накопленных на специальном счете, а также утверждены сроки ремонта, в частности фасада и системы внутреннего противопожарного водоснабжения – с 01.03.2018 по 31.12.2018, с 01.03.2019 по 31.12.2019.
В соответствии с указанными решениями товариществом заключены договоры на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, согласованы локальные сметные расчеты, подписаны акты о выполнении работ по демонтажу существующих скатных козырьков и монтаж новых скатных козырьков над балконами части квартир (в общем количестве 10 штук), по частичному остеклению дома, по ремонту внутреннего пожарного водопровода. Как установлено проверкой и указано в оспариваемом предписании, всего в оплату указанных работ со специального счета перечислено 1 260 596,81 руб.
Согласно части 1 статьи 166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;
3) ремонт крыши;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
5) ремонт фасада;
6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
Помимо перечисленных, частью 3 статьи 15 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Закон № 185-ФЗ), к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов отнесены также работы по установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа).
В соответствии с частью 4.1 статьи 170 ЖК РФ в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение об определении размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и сроки проведения капитального ремонта общего имущества в таком доме определяются в соответствии с региональной программой капитального ремонта. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в более ранние сроки, чем это установлено региональной программой капитального ремонта, при условии, что на дату принятия данного решения средств на специальном счете достаточно для финансирования капитального ремонта или выбраны иные способы его финансирования.
В соответствии с частью 4.2 статьи 170 ЖК РФ решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете может быть определен размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере большем, чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В этом случае перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемый решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, может быть дополнен услугами и (или) работами, не предусмотренными региональной программой капитального ремонта, а сроки проведения капитального ремонта могут быть установлены более ранние, чем это предусмотрено региональной программой капитального ремонта.
Пунктом 7.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 12.04.2016 №10-П разъяснено, что поскольку право распоряжения денежными средствами на специальном счете принадлежит исключительно собственникам помещений в многоквартирном доме (часть 1 статьи 36.1 ЖК РФ), они вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в своем многоквартирном доме и до наступления предельного срока его проведения, предусмотренного региональной программой, с оплатой соответствующих услуг и (или) работ из средств сформированного ими фонда капитального ремонта в пределах суммы денежных средств, зачисленных на специальный счет в кредитной организации (банке).
Таким образом, если, как в настоящем случае, собственники не решили уплачивать взносы на капитальный ремонт в размере большем минимального (часть 4.2), то они не могут принять решение о проведении работ по капитальному ремонту, не предусмотренных региональной программой капитального ремонта. Однако в соответствии с частью 4.1 они вправе принять решение о проведении капитального ремонта в более ранние сроки, чем это установлено региональной программой.
В соответствии с нормами ЖК РФ, статьей 12 Закона Пермского края от 11.03.2014 №304-ПК «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края» (далее – Закон № 304-ПК) постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 № 288-п утверждена Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы (далее – Региональная программа).
В соответствии с Региональной программой собственники помещений в многоквартирных домах, выбравшие в качестве способа формирования фонда капитального ремонта формирование его на специальном счете, обязаны обеспечить реализацию мероприятий Программы в сроки и в объемах, предусмотренных Программой и краткосрочными планами.
Региональной программой капитального ремонта (в редакции от 23.04.2019, действовавшей на момент проведения спорных работ и вынесения оспариваемого предписания) в отношении многоквартирного дома № 74 по шоссе Космонавтов города Перми предусмотрены следующие виды работ по капитальному ремонту:
с 2024 по 2026 годы – ремонт и замена лифтового оборудования, признанного не пригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;
с 2030 по 2032 годы – ремонт крыши;
с 2039 по 2041 годы – ремонт внутридомовых инженерных систем,
с 2042 по 2044 годы – ремонт фундамента и несущих конструкций.
Работы по ремонту фасада (сокращение РФа) спорного многоквартирного дома на момент проверки и выдачи предписания от 11.09.2019 не были предусмотрены Региональной программой.
Необходимость проведения капитального ремонта фасада в 2020 году установлена приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 23.10.2019 № СЭД-24-03-19-58, то есть после оспариваемого предписания, в связи с чем на его законность не влияет. Вместе с тем включение указанных работ в Региональную программу 23.10.2019 может быть учтено в рамках проверки исполнения оспариваемого предписания.
Ремонт внутреннего пожарного водопровода Региональной программой предусмотрен, но только в составе работ по ремонту внутридомовых инженерных систем, в связи с чем требование о восстановлении стоимости этих работ также является правомерным.
Согласно разделу II Региональной программы проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ с учетом необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ одновременно в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем в многоквартирном доме определяется указанием на не превышающий трех календарных лет период, в течение которого должен быть проведен такой ремонт.
В рамках работ по ремонту внутренних инженерных систем (РВИС) предусматриваются работы по ремонту систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения (холодного, горячего), водоотведения.
Проведение ремонта внутреннего пожарного водопровода, входящего в состав системы холодного водоснабжения, в отсутствие ремонта других инженерных систем в многоквартирном доме капитальным ремонтом не является. Объемы выполненных работ соответствуют перечню работ, относящихся к текущему ремонту в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. № 170 (пункт 12 приложения № 7).
Вследствие различных источников финансирования работы по капитальному ремонту и текущему ремонту, следует разграничивать, поскольку работы по текущему ремонту являются работами профилактического характера, направленными на предотвращение преждевременного износа конструктивных элементов, инженерных систем и оборудования, и заключаются в устранении отдельных неисправностей или замене отдельных частей конструктивных элементов, инженерных систем и оборудования, имеющих сроки службы, соответствующие усредненным срокам эксплуатации зданий между текущими ремонтами (пункт 2.1.12 Методических рекомендаций).
Статьей 17 Закона Пермского края от 11 марта 2014г. № 304-ПК «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края» (далее – Закон № 304-ПК) допускалось финансирование за счет средств фонда капитального ремонта работ по устройству или ремонту систем противопожарной автоматики и дымоудаления.
Система дымоудаления представляет собой комплекс специфического вентиляционного оборудования, предназначенного для быстрого удаления из мест эвакуации людей при пожаре продуктов горения, угарного газа. В состав данной системы входят клапаны дымоудаления (дымоприемные устройства), вентиляторы для удаления плотного дымового потока, шахты, магистральные каналы, огнестойкие вентиляционные короба дымоудаления, вентиляторы принудительного притока воздуха, огнезадерживающие клапаны, монтируемые на вытяжной системе общего обмена воздуха помещений для ограничения/исключения распространения пожара по вентиляционным коробам).
Противопожарные двери также используются для борьбы с задымлением при пожаре и входят в систему противодымной защиты здания (наряду с системой дымоудаления), однако не являются частью системы дымоудаления.
Ввиду изложенного финансирование работ по монтажу противопожарных дверей не могло осуществляться за счет фонда капитального ремонта.
Таким образом, решение суда соответствует обстоятельствам делам и нормам материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 1500 руб. относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 18 октября 2021 года по делу № А50-34807/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий | Е.В. Васильева | |
Судьи | Г.Н. Гулякова | |
Е.Ю. Муравьева |