ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-16554/14 от 28.01.2015 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-16554/2014-АК

г. Пермь

29 января 2015 года Дело № А71-8309/2014­­

Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 29 января 2015 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
 председательствующего Савельевой Н. М.,

судей Борзенковой И.В., Васевой Е.Е.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Вихаревой М.М.,

при участии:

от заявителя Автономного учреждения Удмуртской Республики "Школа высшего спортивного мастерства" (ОГРН 1061840042120, ИНН 1833042455) – Столяров О.А., доверенность от 21.01.2015, Хасанов А.К., приказ от 19.11.2014,

от заинтересованного лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики (ОГРН 1021801153010, ИНН 1831078833) – не явились,

от третьего лица Министерство финансов Удмуртской Республики (ОГРН 1021801162866, ИНН 1831041689) – не явились,

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заинтересованного лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики

от 14 октября 2014 года

по делу № А71-8309/2014

принятое судьей М.Н. Кудрявцевым

по заявлению Автономного учреждения Удмуртской Республики "Школа высшего спортивного мастерства"

к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики третье лицо: Министерство финансов Удмуртской Республики

о признании ненормативного акта недействительным,

установил:

Автономное учреждение Удмуртской Республики «Школа высшего спортивного мастерства» (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в гор. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики (далее - Фонд, Управление, заинтересованное лицо) о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 04.07.2014 № 019/035/395-2013 в части доначисления страховых взносов на государственные спортивные стипендии Удмуртской Республики (с учетом заявления об уточнении требований).

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14 октября 2014 года заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с указанным судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В апелляционной жалобе ее заявитель указывает на то, что выплаченные стипендии подлежат обложению страховыми взносами, поскольку со спортсменами-инструкторами заключены трудовые договоры, выплата стипендий осуществляется директором школы, ежемесячно, выплата зависит от ранга соревнований и достижений спортсмена, то есть выплаты связаны с трудовыми отношениями, носят системный характер, зависят от конкретных достижений работника; в ст. 9 ФЗ № 212-ФЗ указанные выплаты не поименованы.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Заинтересованное лицо и третье лицо, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке п.3 ст.156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.

Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Фондом в отношении учреждения проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2010 по 31.12.2012. По результатам выездной проверки фондом составлен акт 30.04.2014 № 019/035/395/2013.

Управлением 04.07.2014 по результатам рассмотрения акта и других материалов проверки вынесено решение № 019/035/395-2013 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, на основании которого учреждение предложено уплатить недоимку по страховым взносам в общей сумме 1 974 220,24 руб., пени в сумме 452 635, 79 руб.

В соответствии с решением заявитель привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ за неуплату страховых взносов в результате занижения базы для их исчисления в виде штрафов в общей сумме 394 832,52 руб.

Основанием для доначисления страховых взносов в оспариваемой части послужили выводы ответчика о занижении учреждением базы для начисления страховых взносов на суммы государственных спортивных стипендий, выплаченных спортсменам-инструкторам Школы высшего спортивного мастерства из бюджета Удмуртской Республики в соответствии с Положением о государственной спортивной стипендии Удмуртской Республики, утвержденным постановлением Правительства УР от 11 августа 2008г. № 208. Общая сумма выплат в виде стипендии за 2011-2012 гг. заявителя составила 8 852 800 руб.

Заявитель, не согласившись с вынесенным решением, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что указанные выплаты не связаны с исполнением трудовых функций, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.

Заявитель апелляционной жалобы оспаривает выводы суда первой инстанции, ссылаясь на то, что со спортсменами – инструкторами заключены трудовые договоры, выплата стипендий осуществляется директором школы, ежемесячно, выплата зависит от ранга соревнований и достижений спортсмена, то есть выплаты связаны с трудовыми отношениями, носят системный характер, зависят от конкретных достижений работника; в ст. 9 ФЗ № 212-ФЗ указанные выплаты не поименованы.

Указанные доводы исследованы судом апелляционной инстанции и не подлежат удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон №212-ФЗ) Школа высшего спортивного мастерства является плательщиком страховых взносов, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона №212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам (в рамках трудовых отношений) и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Федерального закона № 212-ФЗ.

Статья 15 ТК РФ определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.

В соответствии со статьей 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.

Судом первой инстанции установлено, и из материалов дела следует, что Государственная стипендия Удмуртской Республики назначается Государственным комитетом УР по физкультуре и спорту по представлению тренерского совета по видам спорта наиболее перспективным спортсменам, имеющим постоянную регистрацию в по месту жительства на территории Удмуртской Республики, занимающихся в школах олимпийского резерва и показывающим высокие спортивные результаты на всероссийских и международных соревнованиях, включая Олимпийские игры.

Выплата стипендий производится за счет бюджетных ассигнований Школа высшего спортивного мастерства наделена статусом получателя бюджетных средств, осуществляющего от имени Министерства по физической культуре, спорту и туризму Удмуртской Республики выплату публичных нормативных обязательств, т.е. по своей сути является агентом по перечислению указанных денежных средств.

Таким образом, суд первой инстанции верно указал, что указанные выплаты не связаны с исполнением трудовых функций, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами, в связи с чем, не являются объектом обложения страховыми взносами.

Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что указанные стипендии связаны с оплатой труда, поскольку выплачиваются систематически, их выплата зависит от ранга соревнований и достижений спортсмена, то есть от конкретных достижений работника, не принимаются, поскольку как следует из Положения об оплате труда работников бюджетных учреждений, подведомственных Министерству по физической культуре, спорту и туризму Удмуртской Республики, утвержденному Постановлением Правительства УР от 02.08.2010г. № 243 «Об утверждении Положения об оплате труда работников бюджетных учреждений, подведомственных Министерству по физической культуре, спорту и туризму Удмуртской Республики» система оплаты труда спортсменов-инструкторов автономного учреждения Удмуртской Республики включает в себя должностной оклад и персональную надбавку за высокий спортивный результат.

Учитывая, что иные выплаты стимулирующего характера в пользу таких работников не производятся, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что стипендия, выплачиваемая обучающемуся лицу, в том числе работнику организации, не является объектом обложения страховыми взносами и не подлежит включению в базу для начисления страховых взносов.

Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что в ст. 9 ФЗ № 212-ФЗ указанные выплаты не поименованы, отклоняется на основании вышеизложенного.

На основании изложенного, решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14 октября 2014 года по делу № А71-8309/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Председательствующий

Н.М. Савельева

Судьи

И.В. Борзенкова

Е.Е. Васева