ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-16555/17-ГК от 11.12.2017 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-16555/2017-ГК

г. Пермь

18 декабря 2017 года Дело № А60-39205/2017­­

Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2017 года.

Постановление в полном объёме изготовлено 18 декабря 2017 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мармазовой С.И.,

судей Васевой Е.Е., Нилоговой Т.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Балакиревой Н.Ю.,

при участии:

от лиц, участвующих в деле: не явились

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

в связи с неявкой лиц, участвующих в деле, аудиопротоколирование судебного заседания не ведётся,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заявителя - общества с ограниченной ответственностью «ПРОГРЕСС» (ООО «ПРОГРЕСС»)

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 15 сентября 2017 года,

принятое судьёй Биндер А.Г.

по делу № А60-39205/2017

по заявлению ООО «ПРОГРЕСС» (ОГРН 1106670006585, ИНН 6670285708)

к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга, ОГРН 1046602689495, ИНН 6658040003)

о признании недействительным решения территориального регистрирующего органа о приостановлении государственной регистрации юридического лица,

установил:

ООО "ПРОГРЕСС" (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга № 42318АА от 18.07.2017 о приостановлении государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ).

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 15.09.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Заявитель, не согласившись с принятым решением, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе ссылается на то, что перечень оснований для приостановления государственной регистрации является закрытым, расширительному толкованию не подлежит и не содержит такого основания, как представление документов в связи с внесением сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени общества; обжалуемое решение о приостановлении государственной регистрации не содержит ссылки на основание для приостановления регистрации; ссылка на п. 4.4 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ) является недостаточной для приостановления государственной регистрации; вывод суда о том, что заявление не содержало иных сведений для включения в ЕГРЮЛ, кроме сведений об управляющей компании и её адресе, является необоснованным; сведения об адресе местонахождения ООО «Стиль» не подлежали включению в ЕГРЮЛ, так как на дату судебного заседания уже были включены в ЕГРЮЛ, заявитель не имел возможности представить документы и пояснения, опровергающие предположение регистрирующего органа о недостоверности сведений, что нарушает права заявителя; нарушено право заявителя на соблюдение сроков государственной регистрации, предусмотренных п. 1 ст. 8 Закона № 129-ФЗ.

ИФНС по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга в отзыве на апелляционную жалобу просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Считает, что поскольку представленное заявление по форме Р14001 не содержит иных сведений, подлежащих включению в ЕГРЮЛ, кроме сведений об управляющей компании и адресе, ссылка на п. 4.4 ст. 9 Закона № 129-ФЗ является достаточной при возникновении сомнений в достоверности сведений, регистрирующий орган не вправе требовать предоставление других документов, кроме документов, установленных Законом № 129-ФЗ, вынесение решения о приостановлении государственной регистрации является правом регистрирующего органа, которое реализуется им самостоятельно, исходя из конкретных обстоятельств и представленных документов; Законом № 129-ФЗ не предусмотрен порядок обжалования и отмены решения регистрирующего органа о приостановлении государственной регистрации; вынесение решения о приостановлении государственной регистрации не нарушает права заявителя и не означает безусловное вынесение в последующем решения об отказе в государственной регистрации.

Лица, участвующие в деле, извещённые надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в судебное заседание не направили, что в порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

От ИФНС по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.

Данное ходатайство рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке ст. 159 АПК РФ и удовлетворено на основании ст. 156 АПК РФ.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, 11.07.2017 заявитель обратился в ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга с заявлением о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ (л.д. 18-25).

Согласно представленному заявлению, изменения вносятся в связи с изменением сведений о юридическом лице прекращением полномочий лица, имеющего право без доверенности действовать от имени общества – Потапова С.В. и возложением таких полномочий на управляющую компанию ООО «Стиль».

18.07.2017 ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга принято решение о приостановлении государственной регистрации в связи с возникновением у регистрирующего органа сомнений в достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ (л.д. 26).

Решением ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга № 42318А от 21.08.2017 заявителю отказано в государственной регистрации в связи с непредставлением заявителем определённых подп. а п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов (л.д. 27).

Ссылаясь на то, что решение ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга от 18.07.2017 является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку регистрирующим органом не указаны сведения, подлежащие проверке, сомнение в действительности которых могло являться основанием для приостановлении регистрации, не указаны основания проведения проверки, решение не конкретизирует какие именно сведения должны быть представлены заявителем.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку заявление не содержит иных сведений, подлежащих включению в ЕГРЮЛ, кроме сведений об управляющей компании и её адресе, ссылка на п. 4.4. ст. 9 Закона № 120-ФЗ достаточна для определения и понимания заявителем в отношении каких сведений у регистрирующего органа возникли сомнения в достоверности сведений, вынесение решения о приостановлении государственной регистрации является правом регистрирующего органа, которое реализуется им самостоятельно, исходя из конкретных обстоятельств каждого рассматриваемого комплекта документов, возможность обжалования решения о приостановлении государственной регистрации Законом № 129-ФЗ не предусмотрена, само по себе вынесение решения о приостановлении государственной регистрации, не нарушает прав и законных интересов заявителя.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч.2 ст. 201 АПК РФ).

Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

Согласно п. 2 ст. 17 Закона № 129-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. В предусмотренных Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» случаях для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли.

Согласно п. 2 ст. 18 Закона N 129-ФЗ представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1.1 ст. 9 Закона № 129-ФЗ определено, что требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" утверждены форма заявления N Р26001 и Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган.

В соответствии с п.п. 4, 4.1 ст. 9 Закона № 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом, и не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В силу п.п. 4.2, 4.3 ст. 9 Закона № 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством:

а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;

б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;

в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;

г) проведения осмотра объектов недвижимости;

д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 настоящей статьи мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 4.4 ст. 9 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

В случае, если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, но не более чем на один месяц.

Решение о приостановлении государственной регистрации принимается в пределах срока, предусмотренного для такой государственной регистрации. При этом течение указанного срока прерывается.

В решении о приостановлении государственной регистрации должны быть указаны основания, по которым она приостановлена, и срок, в течение которого заявитель может представить документы и пояснения, опровергающие предположение о недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. Указанный срок для представления заявителем документов и пояснений не может быть менее чем пять дней.

Решение о приостановлении государственной регистрации выдается или направляется заявителю способом, указанным в пункте 4 статьи 23 настоящего Федерального закона.

В соответствии с подп. 3 п. 2 Приказа ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ "Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц" (далее – Приказ ФНС N ММВ-7-14/72@) 3) основаниями для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, является представление в регистрирующий орган документов для включения в ЕГРЮЛ сведений об адресе юридического лица в случае, если:

указанный адрес в соответствии с содержащимися в ЕГРЮЛ сведениями является адресом пяти и более юридических лиц;

находившийся (находящийся) по такому адресу объект недвижимости разрушен;

указанный адрес заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адрес, по которому размещены органы государственной власти, воинские части и так далее);

указанный адрес является адресом, в отношении которого в территориальных органах ФНС России имеется возражение относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ, представленное собственником соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) относительно внесения в ЕГРЮЛ сведений об адресе такого объекта недвижимости в качестве адреса юридического лица (юридических лиц);

включение в ЕГРЮЛ сведений об указанном адресе юридического лица влечет изменение места нахождения юридического лица, в отношении которого не окончена выездная налоговая проверка, не оформлены ее результаты и не вступил в силу итоговый документ по результатам этой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах либо у такого юридического лица имеется недоимка и (или) задолженность по пеням и штрафам.

Пунктом 17 Приказа ФНС N ММВ-7-14/72@ в случае если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность таких сведений, регистрирующий орган принимает решение об отказе в государственной регистрации.

В соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" (далее – постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61) при разрешении споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица, следует учитывать, что в силу подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в ЕГРЮЛ для целей осуществления связи с юридическим лицом.

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п.), за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (пункт 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Судом установлено, что заявитель представил в регистрирующий орган заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, согласно которого изменения вносятся в связи с изменением сведений о юридическом лице прекращением полномочий лица, имеющего право без доверенности действовать от имени общества – Потапова С.В. и возложением таких полномочий на управляющую компанию ООО «Стиль».

В заявлении указан адрес управляющей компании ООО «Стиль» г. Екатеринбург, ул. Громова, д. 138, корп. 1, оф. 99.

С целью проверки достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений, связанных с внесением изменений в части возложения полномочий заявителя на управляющую компанию ООО «Стиль», регистрирующим органом было принято решение о приостановлении государственной регистрации, заявителю предложено в срок до 07.08.2017 представить документы и пояснения, опровергающие предположение регистрирующего органа о недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.

Регистрирующим органом проведены проверочные мероприятия в виде осмотров объекта недвижимости, расположенного по адресу: 620149, г. Екатеринбург, ул. Громова, д. 138, корп. 1.

Согласно ст. 4 Закона N 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

В соответствии с ч. 9 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы, являются государственными информационными ресурсами. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной.

Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе, доступ к указанной информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, а также защиту указанной информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий. Одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является достоверность информации (ст. 3 Федерального закона №149-ФЗ).

Таким образом, необходимым условием проведения регистрации является не только предоставление заявителем полного перечня документов, но и их соответствие принципам законности, а также достоверность представленной информации, в том числе, подлежащей внесению в ЕГРЮЛ, запись в который является производной от принятых решений регистрирующего органа.

При изложенных обстоятельствах, с учётом соблюдения возложенной на регистрирующий орган обязанности внесения в ЕГРЮЛ достоверных сведений, принимая во внимание, что у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, решение ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга о приостановлении государственной регистрации №42318А от 18.07.2017 является законным.

Нарушений норм действующего законодательства в действиях ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга в рассматриваемом случае не усматривается.

Учитывая вышеуказанное доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что перечень оснований для приостановления государственной регистрации является закрытым, расширительному толкованию не подлежит и не содержит такого основания, как представление документов в связи с внесением сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени общества, обжалуемое решение о приостановлении государственной регистрации не содержит ссылки на основание для приостановления регистрации, ссылка на п. 4.4 ст. 9 Закон № 129-ФЗ является недостаточной для приостановления государственной регистрации, вывод суда о том, что заявление не содержало иных сведений для включения в ЕГРЮЛ, кроме сведений об управляющей компании и её адресе, является необоснованным, отклоняются как несостоятельные.

Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что сведения об адресе местонахождения ООО «Стиль» не подлежали включению в ЕГРЮЛ, так как на дату судебного заседания уже были включены в ЕГРЮЛ, заявитель не имел возможности представить документы и пояснения, опровергающие предположение регистрирующего органа о недостоверности сведений, что нарушает права заявителя, нарушено право на соблюдение сроков государственной регистрации, предусмотренных п. 1 ст. 8 Закона № 129-ФЗ, отклоняются.

Установленный Законом № 129-ФЗ порядок государственной регистрации юридических лиц, носит уведомительный характер, следовательно, обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в заявлении, возлагается на лица, обращающиеся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации.

При этом вынесение оспариваемого решения о приостановлении государственной регистрации, не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку он не лишён права на обжалование решения от 21.08.2017 об отказе в государственной регистрации.

Иные обстоятельства, приведённые в апелляционной жалобе, не имеют правового значения, так как основанием для удовлетворения апелляционной жалобы не являются.

При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.

Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на её заявителя в соответствии со ст.110 АПК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 15 сентября 2017 года по делу № А60-39205/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

С.И. Мармазова

Судьи

Е.Е. Васева

Т.С. Нилогова