СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП-16804/2021-АК
г. Пермь
21 января 2022 года Дело № А50-5734/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 января 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Гуляковой Г.Н., Шаламовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – Департамента имущественных отношений администрации г. Перми: ФИО1, удостоверение, доверенность от 28.09.2021;
от заинтересованного лица – Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае: ФИО2, удостоверение, доверенность от 10.01.20222;
от третьих лиц - представители не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 20 октября 2021 года по делу № А50-5734/2021
по заявлению Департамента имущественных отношений администрации г. Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (ОГРН <***>, ИНН <***>),
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Управление жилищных отношений администрации г. Перми, ФИО3 и администрация Орджоникидзевского района г. Перми,
об оспаривании распоряжения,
установил:
Департамент имущественных отношений администрации г. Перми (далее – заявитель, Департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее – заинтересованное лицо, ТУ Росимущества в Пермском крае) о признании недействительным распоряжения от 10.12.2020 № 641-р. В качестве способа восстановления полагаемого нарушенным права заявитель просит суд обязать заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения его прав и законных интересов.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 20 октября 2021 года заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае от 10.12.2020 № 641-р "О безвозмездной передаче федерального имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования город Пермь", как несоответствующее действующему законодательству. На Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Департамента имущественных отношений администрации г. Перми.
Не согласившись с судебным актом, ТУ Росимущества в Пермском крае обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы заинтересованное лицо указывает, что исчерпывающий перечень имущества, подлежащего отнесению к федеральной собственности, обозначен в абз. 2, 3 и 4 ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ; при вынесении оспариваемого распоряжения Территориальное управление руководствовалось указанной нормой и, соответственно, невозможностью нахождения спорного имущества - жилой дом, кадастровый номер: 59:01:3810199:20, расположенный по адресу: <...>, РНФИ П12260013629, в собственности Российской Федерации как имущества, необходимого для реализации федеральными органами государственной власти своих полномочий, а также обеспечения стратегических интересов Российской Федерации; спорный объект недвижимости не может находиться в собственности Российской Федерации в связи с разграничением полномочий, для реализации которых данный объект предназначен; кроме того, абз. 23 п. 11 ст. 154 Федерального закона № 122-ФЗ установлена обязанность органа местного самоуправления принять передаваемое имущество; также в соответствие с абз. 25 п. 11 ст. 154 названного Федерального закона на органе местного самоуправления лежит обязанность представить в трехдневный срок на утверждение подписанный передаточный акт.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица выразил несогласие с решением суда, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заявителя указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в представленном отзыве на жалобу правовую позицию не выразило, указало, что доводы Управления, а также актуальные сведения из Единого государственного реестра недвижимости в отношении жилого дома с кадастровым номером 59:01:3810199:20 содержатся в ранее направленном отзыве от 21.05.2021, иных дополнений не имеет.
Управление жилищных отношений администрации г. Перми, ФИО3, администрация Орджоникидзевского района г. Перми отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Администрация Орджоникидзевского района г. Перми заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ дело рассматривается судом апелляционной инстанции без участия представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Управления жилищных отношений администрации г. Перми, ФИО3 и администрации Орджоникидзевского района г. Перми, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом из материалов дела, 20.11.2020 ТУ Росимущества в Пермском крае в адрес Департамента направлено письмо с требованием представить в срок до 30.11.2020 согласие на принятие в муниципальную собственность жилого дома, кадастровый номер 59:01:3810199:20, расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, Орджоникидзевский район, ул. Ракитная, д. 51.
Письмом от 30.11.2020 № 059-19-01-30/2-1023 Департамент запросил у ТУ Росимущества в Пермском крае дополнительные документы, необходимые для рассмотрения вопроса о передаче жилого дома в собственность муниципального образования город Пермь.
Письмом от 14.12.2020 ТУ Росимущества в Пермском крае в адрес Департамента направило оспариваемое распоряжение и 4 экземпляра акта приема-передачи имущества.
Письмом от 29.12.2020 № 059-19-01-30/2-1117 Департамент возвратил ТУ Росимущества в Пермском крае без подписания акты приема-передачи имущества, указав на непредоставление документов, испрашиваемых письмом от 30.11.2020 № 059-19-01-30/2-1023, и издание распоряжения без учета мнения муниципального образования город Пермь.
Письмом от 14.01.2021 № 59-ЕМ-04/109 ТУ Росимущества в Пермском крае в адрес Департамента направило дополнительные документы.
Письмом от 29.01.2021 № 59-ЕМ-04/696 ТУ Росимущества в Пермском крае направило в адрес Департамента утвержденный в одностороннем порядке акт приема-передачи имущества.
Полагая порядок передачи имущества в муниципальную собственность нарушенным, ссылаясь на то, что Территориальным управлением согласие муниципального образования город Перми на принятие жилого дома получено не было, Департамент обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным распоряжения от 10.12.2020 № 641-р.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что заинтересованным лицом не представлены доказательства недопустимости нахождения передаваемого в муниципальную собственность имущества в федеральной собственности, а также невозможность его использования для обеспечения деятельности федерального органа государственной власти; волеизъявление муниципального образования на передачу спорного объекта в муниципальную собственность отсутствует, также как и основания, предусмотренные ч. 11 ст. 154 Закона № 122-ФЗ.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приняв во внимание возражения, приведенные в отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда не установил.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия.
В соответствии со ст. 212 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Порядок безвозмездной передачи имущества между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления установлен ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Закон № 122-ФЗ).
В соответствии с указанным порядком находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае: если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со ст. 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Перечень имущества, подлежащего отнесению к федеральной собственности, приведен в абзацах втором, третьем и четвертом ч. 11 ст. 154 Закона № 122-ФЗ. К такому имуществу отнесено:
имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти;
имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации;
имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.
Абзацем пятнадцатым ч. 11 ст. 154 Закона № 122-ФЗ предусмотрено, что в случае передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность предложение о передаче имущества направляется органами местного самоуправления федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества.
В целях реализации порядка передачи имущества федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, принимается решение о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность (абзац двадцатый ч. 11 ст. 154 Закона № 122-ФЗ).
Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации (абзац двадцать третий ч. 11 ст. 54 Закона № 122-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 № 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" утвержден Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации.
Указанное решение является основанием возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни (абзац двадцать второй ч. 11 ст. 154 Закона № 122-ФЗ).
Согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.07.2009 № 270 утвержден Административный регламент Федерального агентства по правлению государственным имуществом по исполнению государственной функции "Осуществление передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, принятие имущества из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность".
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом. В передаточном акте указываются наименования и места нахождения передаваемых государственных и муниципальных унитарных предприятий и государственных и муниципальных учреждений (абзац двадцать пятый ч. 11 ст. 154 Закона № 122-ФЗ).
Подписанный уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего передачу имущества, или уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего передачу имущества, передаточный акт направляется в трехдневный срок после принятия указанных в настоящей части решений органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим принятие имущества, заказным письмом с описью вложения (абзац двадцать шестой ч. 11 ст. 154 Закона № 122-ФЗ).
Передаточный акт должен быть подписан уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего принятие имущества, или уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего принятие имущества, и представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, в трехнедельный срок (абзац двадцать седьмой ч. 11 ст. 154 Закона № 122-ФЗ).
Как следует из абзаца двадцать восьмого названной части, в случае, если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке.
По правилам абзаца двадцать девятого ч. 11 ст. 154 Закона № 122-ФЗ Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в собственность которых передано имущество, несут бремя его содержания с даты возникновения права собственности.
Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями (абзац тридцать второй ч. 11 ст. 154 Закона № 122-ФЗ).
Судом первой инстанции при исследовании представленных доказательств установлено, что 16.12.2016 зарегистрировано право собственности Российской Федерации в отношении 1-этажного жилого дома, общей площадью 49,5 кв.м, расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, Орджоникидзевский район, ул. Ракитная, д. 51, кадастровый номер 59:01:3810199:20, на основании решения Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 21.04.2008 по делу № 2-535/2008.
При рассмотрении дела № 2-535/2008 судом установлено, что в отношении вышеназванного жилого дома в нотариальной конторе заведено наследственное дело № 02-07-317/2000 по факту смерти ФИО4, которая умерла 01.09.2000, выдано свидетельство о праве на наследство как на выморочное имущество.
На дату смерти собственника спорного жилого дома ФИО4 действовал Гражданский кодекс Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (далее – ГК РСФСР).
В соответствии с абзацем третьим ст. 527 ГК РСФСР (в редакции от 26.01.1996, на дату смерти ФИО4) если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследства, либо все наследники лишены завещателем наследства, имущество умершего по праву наследования переходит к государству.
Согласно ст. 552 ГК РСФСР наследственное имущество по праву наследования переходит к государству:
1) если имущество завещано государству;
2) если у наследодателя нет наследников ни по закону, ни по завещанию;
3) если все наследники лишены завещателем права наследования;
4) если ни один из наследников не принял наследства (ст.ст. 546, 550).
В ч. 1 ст. 212 ГК РФ (в редакции от 08.07.1999, на дату смерти ФИО4) установлено, что в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 214 ГК РФ (в редакции от 08.07.1999) государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Федеральным законом от 26.11.2001 № 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Закон № 147-ФЗ) с 01.03.2002 введена в действие часть 3 ГК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 1151 ГК РФ (в ред. от 26.11.2001) в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (ст. 1117 ГК РФ), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (ст. 1158 ГК РФ), имущество умершего считается выморочным. В соответствии с п. 2 ст. 1151 ГК РФ в этой же редакции выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Федеральным законом от 29.11.2007 № 281-ФЗ "О внесении изменений в часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее – Закон № 281-ФЗ) в п. 2 ст. 1151 ГК РФ были внесены изменения, согласно которым, выморочное имущество в виде расположенного на территории Российской Федерации жилого помещения переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено, а если оно расположено в субъекте Российской Федерации городе Федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, - в собственность такого субъекта Российской Федерации. Данное жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
При этом ст. 2 Закона № 281-ФЗ было предусмотрено, что выморочное имущество в виде расположенного на территории Российской Федерации жилого помещения, если свидетельство о праве на наследство на данное жилое помещение не выдано до дня вступления в силу ФЗ от 29.11.2007 № 281-ФЗ, переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено, а если оно расположено в субъекте Российской Федерации городе Федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, - в собственность такого субъекта Российской Федерации. Данное жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования.
Как следует из материалов дела, свидетельство о праве на наследство по закону на спорный жилой дом было выдано до дня вступления в силу Закона № 281-ФЗ – в 2000 г., следовательно, на его наследование нормы Закона № 281-ФЗ не распространяются.
Из пояснений представителя заинтересованного лица судом установлено, что оспариваемое распоряжение вынесено в связи с поступившим поручением Росимущества от 19.06.2020 № ЕГ-07/18921. При издании оспариваемого распоряжения, как пояснял суду представитель заинтересованного лица, ТУ Росимущества в Пермском крае учитывалось то, что спорное имущество (жилой дом) не являются имуществом, подлежащим отнесению к федеральной собственности в соответствии с положениями Закона № 122-ФЗ.
Вместе с тем, как правильно указал суд, вопреки требованиям ст. 65 АПК РФ заинтересованным лицом не представлены доказательства недопустимости нахождения передаваемого в муниципальную собственность имущества в федеральной собственности, а также невозможность его использования для обеспечения деятельности федерального органа государственной власти.
Отклоняя доводы заинтересованного лица о том, что спорное имущество не может находиться в федеральной собственности, суд обоснованно руководствовался следующим.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на: 1) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц; 2) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации); 3) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Частью 11 ст. 154 Закона № 122-ФЗ предусмотрено, что в федеральной собственности может находиться, в том числе имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.
Таким образом, жилое помещение может находиться в собственности Российской Федерации, в том числе для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений.
Как установлено судом из материалов дела и устных пояснений ФИО3, после смерти ФИО4 в жилом доме по адресу: <...>, проживает ФИО3 в качестве члена семьи собственника ФИО4, неся все расходы по содержанию дома. Документов, подтверждающих наличие у ФИО3 правовых оснований проживания в спорном жилом доме, не представлено. Заявитель и заинтересованное лицо отрицали факт предоставления ФИО3 либо иным лицам право проживания в указанном жилом доме, доказательств обратного не имеется.
Доказательств, подтверждающих, что спорный жилой дом используется органами местного самоуправления, муниципальными унитарными предприятиями, муниципальными учреждениями для целей, установленных ст. 50 Закона № 131-ФЗ, что могло бы быть основанием для передачи спорного имущества из федеральной собственности в муниципальную, в материалы дела не представлено (ст. 65 АПК РФ).
Кроме того, при решении вопроса о передаче имущества, относящегося к объектам федеральной собственности, в муниципальную собственность в силу части 11 статьи 154 Закона N122-ФЗ необходимо учитывать следующее.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.06.2006 N 8-П, по смыслу положений части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ во взаимосвязи с другими ее положениями безвозмездная передача государственной собственности предполагает необходимость согласованных действий соответствующих органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Тем самым федеральный законодатель, обеспечивая во исполнение предписаний Конституции Российской Федерации баланс интересов Российской Федерации и интересов ее субъектов, исключил возможность принятия федеральным органом исполнительной власти решения о безвозмездной передаче того или иного имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, в федеральную собственность в одностороннем порядке. Закрепленный порядок безвозмездной передачи в федеральную собственность имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации предполагает необходимость волеизъявления субъектов Российской Федерации на такую передачу, достижение договоренностей между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и не допускает принудительное отчуждение имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации.
Арбитражные суды в каждом конкретном деле на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную волеизъявление соответствующего органа местного самоуправления, а если орган местного самоуправления по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это его решение произвольным (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 07.02.2012 N 234-О-Р).
При этом необходимо учитывать финансово-экономические интересы муниципального образования и его фактическую заинтересованность в передаваемом объекте для решения вопросов местного значения (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П).
В данном случае из пояснений представителя заявителя и представленных доказательств, в том числе акта приема-передачи имущества (жилого дома), не подписанного со стороны заявителя, усматривается, что Департамент возражал относительно передачи спорного имущества в муниципальную собственность.
На основании вышеизложенного, принимая во внимание, что оснований для принудительной передачи спорного объекта в муниципальную собственность не установлено, волеизъявление муниципального образования на принятие имущества отсутствует, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемое распоряжение не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, ввиду чего обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Коллегия апелляционного суда считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов суд апелляционной инстанции не усматривает.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы заинтересованного лица о безусловной обязанности муниципального образования принять спорный объект в муниципальную собственность отклоняются судом апелляционной инстанции по основаниям, указанным в мотивировочной части постановления, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, с учетом установленных по делу обстоятельств.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае освобождено от уплаты государственной пошлины при обжаловании судебного акта.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л :
Решение Арбитражного суда Пермского края от 20 октября 2021 года по делу № А50-5734/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Судьи
Е.М. Трефилова
Г.Н. Гулякова
Ю.В. Шаламова