ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-16882/2021-АК от 26.01.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-16882/2021-АК

г. Пермь

31 января 2022 года Дело № А60-30588/2021­­

Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 31 января 2022 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В.Г.,

судей Борзенковой И.В., Муравьевой Е.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кривощековой С.В.,

при участии представителей:

заявителя – Кучина Е.А. (удостоверение, доверенность от 10.01.2022, диплом)

заинтересованного лица – Малкова Я.Ю. (паспорт, довоернность от 14.12.2021, диплом)

в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заинтересованного лица, Счетной палаты Свердловской области,

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 22 октября 2021 года

по делу № А60-30588/2021

по заявлению Министерства социальной политики Свердловской области (ИНН 6661081169, ОГРН 1036603980280)

к Счетной палате Свердловской области (ИНН 6658403948, ОГРН 1126658003922)

третьи лица: АНО «Радуга Добра», АНО «Наш Малахит»,

о признании недействительным предписания от 30.04.2021 № 01-08/279,

установил:

Министерство социальной политики Свердловской области (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Счетной палате Свердловской области (далее – заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания от 30.04.2021 № 01-08/279.

В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены АНО «Радуга Добра», АНО «Наш Малахит».

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22.10.2021 заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным предписание Счетной палаты Свердловской области от 30.04.2021 № 01-08/279; на Счетную палату Свердловской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Министерства социальной политики Свердловской области в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заинтересованное лицо обжаловало решение суда в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.

В апелляционной жалобе приводит доводы о том, что в соответствии с условиями Порядка № 50-ПП перечисление субсидии, кроме I квартала, в котором предусмотрено авансирование в размере 25% от планового объема субсидии, осуществляется только с учетом фактически предоставленных услуг на основании предоставленной отчетности. В связи с чем, выводы суда об определении и перечислении объема субсидии Министерством в соответствии с условиями Порядка № 50-ПП и соглашения о предоставлении субсидии не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Расчет и перечисление субсидии АНО СОН «Радуга добра» и АНО СОН «Наш Малахит», которые производились исходя из планового, а не фактического объема оказанных социальных услуг, является прямым нарушением Порядка № 50-ПП.

Заявителем представлен письменный отзыв с возражениями на апелляционную жалобу, в котором принятое судом первой инстанции решение считает законным и обоснованным, просит решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе; представитель заявителя, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела судом.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 1.15 плана работы Счетной палаты Свердловской области на 2020 год, утвержденного приказом председателя Счетной палаты Свердловской области от 25.11.2019 № 01-04/49 (в редакции от 09.10.2020), пунктом 1.12. плана работы Счетной палаты Свердловской области от 03.12.2020 № 01-04/38 (в редакции от 04.02,2021) проведено контрольное мероприятие «Проверка использования средств областного бюджета, предоставленных в 2018-2019 годах и истекшем периоде 2020 года некоммерческим организациям в виде субсидий на оказание социальных услуг» на объектах: Министерство социальной политики Свердловской области, ИНН 6661081169; автономная некоммерческая организация социального обслуживания населения «Наш Малахит», автономная некоммерческая организация социального обслуживания населения «Радуга Добра».

По результатам проведенной проверки Счетной палатой Свердловской области составлен акт от 14.04.2021 № 02-1.15-20-25/320.

30.04.2021 Министерству социальной политики Свердловской области выдано предписание № 01-08/279 Министерству обеспечить возврат автономными некоммерческими организациями в областной бюджет: 1. Излишне перечисленных АНО «Радуга Добра» в 2019-2020 годах средств субсидии в размере 282 132,98 рубля; 2. Излишне перечисленных АНО «Наш Малахит» в 2019-2020 годах средств субсидии в размере 528 920,90 рубля; 3. Незаконно использованных АНО «Наш Малахит» средств в размере 745 123,98 рубля, использованных в связи с заключением договоров с Ассоциацией в нарушение пункта 8 Порядка № 50-ПП на двойную оплату общехозяйственных расходов, связанных с оказанием административно-хозяйственных услуг, дублирующихся трудовыми функциями работников; 4. Незаконно использованных АНО «Радуга Добра» средств в размере 128 486,80 рубля, использованных в связи с заключением договоров с Ассоциацией в нарушение пункта 8 Порядка № 50-ПП на двойную оплату общехозяйственных расходов, связанных с оказанием административно - хозяйственных услуг, дублирующихся трудовыми функциями работников.

Не согласившись с данным предписанием, Министерство социальной политики Свердловской области обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.

Установив совокупность оснований для признания оспариваемого предписания недействительным, суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.

Суд апелляционной инстанции, повторно исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу доводы, заслушав участвующих в судебном заседании представителей сторон, проверив правильность применения судом норм материального права, регулирующего спорные правоотношения, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не установил.

На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого предписания действующему законодательству и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 3 Закона Свердловской области от 12.07.2011 № 62-0З «О Счетной палате Свердловской области и контрольно-счетных органах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области» Счетная палата является государственным органом, реализующим полномочия по внешнему государственному финансовому контролю на территории Свердловской области.

На основании пункта 1 статьи 14, статьи 16 названного Закона Счетная палата осуществляет внешний государственный финансовый контроль в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий, в том числе в целях осуществления взаимодействия с контрольно-счетными органами муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области; проводит совместные контрольные и экспертно-аналитические мероприятия.

Статьей 16 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» установлено, что по результатам проведения указанных мероприятий Счетной палатой могут вноситься представления и направляться предписания.

Порядок предоставления из областного бюджета субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на финансовое обеспечение затрат, связанных с предоставлением социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, срочных социальных услуг, утвержден постановлением Правительства Свердловской области от 01.02.2018 № 50-ПП «Об утверждении Порядка предоставления из областного бюджета субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на финансовое обеспечение затрат, связанных с предоставлением социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, срочных социальных услуг».

В соответствии с пунктом 3 Порядка главным распорядителем как получателем бюджетных средств, до которого доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий на соответствующий финансовый год и плановый период, является Министерство. Предоставление субсидий осуществляет Министерство.

В пункте 37 Порядка установлено, что при выявлении Министерством, органами, осуществляющими государственный финансовый контроль, нарушений соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии, недостижения показателей результативности, а также факта представления недостоверной информации, документов и материалов субсидии подлежат возврату в областной бюджет на основании представлений (предписаний) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 5.1.5-5.1.7. соглашений о предоставлении субсидий, заключенных Министерством с АНО «Наш Малахит» и АНО «Радуга Добра», Министерство обязуется осуществлять контроль за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий; в случае установления Министерством или получения от органа государственного финансового контроля информации о фактах нарушения получателями субсидии порядка, целей и условий их предоставления, предусмотренных Порядком, направлять получателям субсидии представление (предписание) об устранении нарушений; в случае, если получателями допущены нарушения условий предоставления субсидии, нецелевое использование субсидии, не достигнуты значения показателей результативности, направлять им уведомление о возврате средств субсидий в областной бюджет.

Счетная палата Свердловской области считает, что Министерством в 2019 и 2020 годах излишне перечислено АНО «Радуга Добра» средств субсидии в размере 282 132,98 рубля и АНО «Наш Малахит» -528 920,90 рубля.

Счетная палата Свердловской области, определяя суммы субсидии как излишне перечисленные автономным некоммерческим организациям в 2019 и 2020 годах, исходила из отчетов данных организаций за год. В соответствии с пунктом 31 Порядка во II и III кварталах календарного года перечисляется в течение 10 рабочих дней с момента представления некоммерческой организацией отчетности в соответствии с пунктом 33 Порядка в уполномоченный орган, а в IV квартале субсидия подлежит перечислению не позднее 30 декабря текущего года. Таким образом, Порядком не предусмотрен расчет объема субсидии, подлежащего перечислению в IV квартале, на основании отчетов за год. Изложенное согласуется с пунктом 32 Порядка, согласно которому отчетность представляется некоммерческой организацией ежеквартально нарастающим итогом до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом (за год - до 10 января следующего года).

Таким образом, перечисление субсидии в IV квартале в соответствии с Порядком осуществляется ранее, чем представляются отчеты некоммерческими организациями за год, следовательно, данные о среднемесячном количестве получателей социальных услуг, получающих социальные услуги бесплатно и на условиях полной или частичной оплаты, из отчетов АНО «Радуга Добра» от 09.01.2020 за 2019 год и от 11.01.2021 за 2020 год и АНО «Наш Малахит» от 10.01.2020 за 2019 год и от 11.01.2021 за 2020 год не должны были быть учтены при расчете объема субсидии, подлежащего перечислению соответственно в IV квартале 2019 года и IV квартале 2020 года до 30 декабря. Субсидии в IV квартале 2019 года перечислены АНО «Радуга Добра» 05.12.2019, АНО «Наш Малахит» 26.12.2019, а в IV квартале 2020 года перечислены АНО «Радуга Добра» 09.12.2020, АНО «Наш Малахит» 09.12.2020.

Заявитель пояснил, что если в течение I, II и III кварталов в рамках анализа и мониторинга отчетности Министерством или самой организацией будет прогнозироваться недостижение главного показателя результативности предоставления средств - количество обслуженных граждан - обе из сторон в рамках гражданско-правового законодательства имеют право заключить дополнительное соглашение об уменьшении объема предоставляемых средств субсидии. Итоговый отчет за IV квартал нарастающим итогом, согласно Порядку, организации предоставляют до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, то есть в январе уже следующего финансового года. При расчете планового объема субсидии по установленной в пункте 9 Порядка формуле, который в дальнейшем включается в соглашение о предоставлении субсидии, учитывается среднемесячное количество получателей социальных услуг, получающих социальные услуги бесплатно (41) и на условиях полной или частичной оплаты (42), а также величина платы получателей социальных услуг за определенный период, рассчитанная исходя из значений предельных тарифов на социальные услуги, утвержденных нормативным правовым актом уполномоченного исполнительного органа государственной власти Свердловской области, осуществляющего функции по установлению цен (тарифов) на социальные услуги, предоставляемые населению Свердловской области государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, с учетом права граждан на предоставление социальных услуг бесплатно и на условиях полной или частичной оплаты (Д).

Значения показателей 41, 42 и (Д) определяются на основании мониторинга предоставления социальных услуг на дому на территории, определенной техническим заданием на предоставление социальных услуг, и устанавливаются в техническом задании на предоставление социальных услуг, включенном в объявление о проведении конкурсного отбора некоммерческих организаций на предоставление субсидий на финансовое обеспечение затрат, связанных с предоставлением социальных услуг.

Учитывая установленное пунктом 31 Порядка поэтапное перечисление средств субсидии, аналогичная периодичность включена и в соглашения о предоставлении субсидии.

Министерством объем субсидии, подлежащий перечислению во II и III кварталах, рассчитывался в соответствии с пунктом 12 Порядка по результатам рассмотрения отчетности за I квартал и 6 месяцев текущего года соответственно, с учетом периода предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому (Т); фактического количества получателей социальных услуг в форме социального обслуживания на дому (41, 42); фактического размера платы получателей социальных услуг в форме социального обслуживания на дому (Д); норматива затрат на предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому (Р).

При определении объема субсидии, подлежащего перечислению автономным некоммерческим организациям в IV квартале, расчет объема субсидии осуществлялся Министерством в соответствии с Порядком исходя из объема субсидии, установленного в соглашении о предоставлении субсидии, то есть как разница между объемом субсидии, установленным в соглашении о предоставлении субсидии, и объемом субсидии, перечисленным за 9 месяцев текущего года.

Таким образом, объем субсидии, предоставленной АНО «Радуга Добра» и АНО «Наш Малахит» в 2019 и 2020 году, определен и перечислен в соответствии с Порядком и соглашениями о предоставлении субсидии. Порядком не предусмотрен перерасчет объема предоставленной субсидии исходя из фактического количества получателей социальных услуг и фактического объема полученной платы за оказанные социальные услуги за отчетный год. Фактический объем полученной платы за оказанные социальные услуги зависит исключительно от заявленной потребности получателей услуг и их финансовой возможности, а не от организации деятельности некоммерческих организаций, в связи с чем, не может быть использован в качестве основания для уменьшения объема субсидии.

Кроме того, при таком подходе расчетный объем субсидии за прошедший год может превысить объем уже перечисленной субсидии, что повлечет необходимость предоставления некоммерческой организации дополнительных средств, что также не предусмотрено Порядком и соглашениями.

В соответствии с абзацем первым статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Финансовые обязательства сторон по соглашению о предоставлении субсидии должны быть исполнены в полном объеме при достижении цели и результата предоставления субсидии, определенного техническим заданием на предоставление социальных услуг и включенного в соглашения о предоставлении субсидии.

Согласно пункту 37 Порядка субсидии подлежат возврату в областной бюджет в случае выявления нарушений соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии, недостижения показателей результативности, а также факта представления недостоверной информации, документов и материалов.

Относительно предоставления некоммерческой организацией годового отчета до 30 декабря текущего года (до перечисления в IV квартале текущего года) судом учтено, что в соответствии с пунктом 10 статьи 8, статьей 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», пунктом 3 статьи 5 Закона Свердловской области от 03.12.2014 № 108-03 «О социальном обслуживании г в Свердловской области» Правительством Свердловской области постановление от 18.12.2014 № 1149-ПП «Об утверждении предоставления социальных услуг поставщиками социальных в Свердловской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Свердловской области» (далее - Порядок предоставления социальных услуг), обязательное для исполнения поставщиками социальных услуг.

В соответствии с пунктом 22 Порядка предоставления социальных услуг подтверждением предоставления социальных услуг получателю является акт о предоставлении социальных услуг, содержащий сведения о получателе и поставщике таких услуг, видах и объеме предоставленных социальных услуг сроках, дате и условиях предоставления. Акт о предоставлении социальных услуг подтверждается подписями поставщика социальных услуг и получателя социальных услуг (его законного представителя).

Пункт 5 формы договора о предоставлении социальных услуг утвержденной приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 31.12.2014 № 783 «Об утверждении формы договора о предоставлении социальных услуг и формы акта о предоставлении социальных услуг», также устанавливает, что по результатам оказания социальных услуг поставщиком социальных услуг составляется акт о предоставлении социальных услуг. Акт о предоставлении социальных услуг составляется ежемесячно или в случае расторжения договора. Акт о предоставлении социальных услуг подтверждается подписями поставщика социальных услуг и получателя социальных услуг (его законного представителя).

Аналогичное требование предусмотрено и примерной формой договора о предоставлении социальных услуг, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.11.2014 № 874н.

В соответствии с указанными нормами, фактические показатели за отчетный период: объем оказанных социальных услуг, количество граждан, получивших социальные услуги бесплатно и на условиях полной или частичной оплаты, размер платы граждан за оказанные социальные услуги могут быть определены только после составления и подписания получателями социальных услуг актов о предоставлении социальных услуг.

Поскольку социальные услуги на дому предоставляются гражданам на постоянной основе с периодичностью, определенной индивидуальными программами предоставления социальных услуг, включая последний рабочий день отчетного периода, формирование актов о предоставлении социальных услуг возможно только по завершении отчетного периода, то есть не раньше первого дня месяца, следующего за отчетным.

Исходя из вышеизложенного, пунктом 32 Порядка установлено, что организация, получающая субсидию на финансовое обеспечение затрат, связанных с предоставлением социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, срочных социальных услуг, предоставляет отчетность в Министерство до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, то есть когда эта отчетность действительно может быть сформирована на основе актов о предоставлении социальных услуг, подтвержденных подписями поставщика социальных услуг и получателя социальных услуг (его законного представителя).

Таким образом, предоставление же полной отчетной информации до завершения отчетного периода невозможно.

Указанное также подтверждается и соглашениями о предоставлении субсидии, в которых предусмотрено, что субсидия предоставляется на предоставление социальных услуг в период с 1 января по 31 декабря 2019 и с 1 января по 31 декабря 2020 годов соответственно.

Поэтому сведения о среднемесячном количестве получателей социальных услуг, получающих социальные услуги бесплатно и на условиях полной или частичной оплаты, из отчетов АНО «Радуга Добра» от 09.01.2020 за 2019 год и от 11.01.2021 за 2020 год и АНО «Наш Малахит» от 10.01.2020 за 2019 год и от 11.01.2021 за 2020 год не могли быть учтены при расчете объема субсидии, подлежащего перечислению соответственно в IV квартале 2019 года и IV квартале 2020 года до 30 декабря.

Также судом учтено, что субсидия предоставляется некоммерческой организации в целях финансового обеспечения расходов, связанных с предоставлением социальных услуг в будущем, а не в целях возмещения затрат за ранее предоставленные социальные услуги. При этом, определение объема перечисляемой субсидии в IV квартале текущего финансового года осуществлялось Министерством в соответствии с взаимосвязанными нормами Порядка и соглашениями о предоставлении субсидии.

По результатам рассмотрения дела, с учетом представленных сторонами доказательств, судом установлено, что в проверяемом периоде некоммерческие организации по итогам предоставленной отчетности достигли показателей результативности и качества предоставления социальных услуг, установленных соглашениями о предоставлении субсидии. Министерство также выполнило свои обязательства по перечислению субсидии в объеме, предусмотренном условиями Соглашения.

Кроме того, установлено, что в расчетах излишне перечисленного объема субсидии, подлежащей возврату АНО «Наш Малахит», Счетной палатой Свердловской области приведены ошибочные данные. Так, указано, что в 2019 году АНО «Наш Малахит» перечислена субсидия в размере 51 492 833,57 рубля, вместе с тем, фактически перечислена субсидия в размере 51 492 684,00 рубля. Данное обстоятельство заинтересованным лицом не оспаривается.

Вывод о дублировании функций работников автономных некоммерческих организаций с услугами, оказанными по договорам, следовательно, о незаконном использовании средств субсидии, сделан Счетной палатой Свердловской области путем сравнения функций бухгалтера, специалистов по кадрам, системных администраторов, специалиста по информационным системам и дизайнера автономных некоммерческих организаций, содержащихся в их должностных инструкциях, с перечнем оказываемых услуг по договорам, заключенным автономными некоммерческими организациями с Ассоциацией социально ориентированных некоммерческих организаций Свердловской области.

Вместе с тем, согласно письменным пояснениям автономных некоммерческих организаций, внесение изменений в должностные инструкции работников не осуществлялось по причине временного перевода части административной работы на аутсорсинг. Кроме того, обязательства Ассоциации социально ориентированных некоммерческих организаций Свердловской области по договорам формально совпадают лишь по части функций указанных специалистов, что, как верно отмечено судом, не исключает осуществление работниками в соответствующий период иных должностных обязанностей в течение установленного режима труда.

Согласно условиям оплаты труда, установленным трудовыми договорами с указанными работниками автономных некоммерческих организаций (копии трудовых договоров прилагаются), их заработная плата состоит из должностного оклада и районного коэффициента.

В соответствии с частью четвертой статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Таким образом, заработная плата указанных работников автономных некоммерческих организаций не подлежит ежемесячному расчету с учетом количества и объема исполняемых функций и должна быть выплачена работникам автономных некоммерческих организаций в фиксированном трудовым договором размере.

Согласно пояснениям автономных некоммерческих организаций исполнение должностных обязанностей бухгалтера и специалистов по кадрам в течении определенного периода оказания аналогичных услуг по договору связано с тем, что ранее автономные некоммерческие организации не имели опыта работы по аутсорсингу административных процедур, в связи с чем было принято решение для переходного этапа оставить в штатном расписании автономных некоммерческих организаций бухгалтера и специалистов по кадрам, чтобы отработать четкий механизм предоставления своевременной, качественно подготовленной отчетности в пенсионный фонд, фонд социального страхования, налоговую инспекцию, обеспечить приведение всей первичной документации в соответствие требованиям законодательства в период передачи Ассоциации социально ориентированных некоммерческих организаций Свердловской области и постановки процесса работы с использованием аутсорсинга.

Выполнение указанных функций в договорах между некоммерческими организациями и Ассоциацией социально ориентированных некоммерческих организаций Свердловской области о предоставлении услуг по аутсорсингу административных процедур в момент их первичной передачи на аутсорсинг также не предусмотрены, в связи с чем, довод Счетной палаты Свердловской области о возможном дублировании функций правомерно признан судом несостоятельным.

Кроме того, как справедливо отметил суд, Счетной палатой Свердловской области не был проведен анализ количества, объема и периодичности осуществления должностных обязанностей работников автономных-некоммерческих организаций, которые не дублируют оказанные по договору услуги, с целью определения необходимости установления в трудовом договоре иных условий оплаты труда.

В соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.

В случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, а также в случае воспрепятствования проведению должностными лицами контрольно-счетных органов контрольных мероприятий контрольно-счетные органы направляют в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам предписание. Предписание контрольно-счетного органа должно содержать указание на конкретные допущенные нарушения и конкретные основания вынесения предписания.

Следовательно, предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающий правовые последствия для проверяемого лица. Невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием для привлечения граждан и юридических лиц к административной ответственности. В предписании должны быть указаны конкретные причины и условия, законные и обоснованные меры для их устранения, при этом данные меры должны быть реальными и исполнимыми. Исполнимость предписания является одним из основных требований, которые предъявляются к нему, поскольку оно носит обязательный характер, и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает ответственность. Предписание должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность их двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным и доступным для понимания всеми лицами. Мероприятие по исполнению требований предписания должно выражаться в совершении конкретных действий (или бездействия), с описанием последних, при этом конечной целью всех указанных в предписании действий должно быть прекращение выявленного нарушения.

Из оспариваемого предписания следует, что заявителю предписано, в том числе обеспечить возврат автономными некоммерческими организациями в областной бюджет незаконно использованных АНО «Наш Малахит» и АНО «Радуга Добра» средств в размере 745 123,98 рубля и 128 486,80 рубля соответственно, использованных в связи с заключением договоров с Ассоциаций социально ориентированных некоммерческих организаций Свердловской области на двойную оплату общехозяйственных расходов, связанных с оказанием административно-хозяйственных услуг, дублирующихся трудовыми функциями работников.

Вместе с тем, как верно установлено судом, предписание в обоснование пунктов 3 и 4 предписания содержит указание на выявленные Счетной палатой Свердловской области нарушения соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии АНО «Наш Малахит» и АНО «Радуга Добра», являвшихся самостоятельными объектами контроля по проведенному Счетной палатой Свердловской области контрольному мероприятию, и не содержит указания на нарушения, допущенные самим заявителем.

Таким образом, отсутствие в предписании в части обоснования пунктов 3 и 4 предписания указания на нарушения, допущенные заявителем, не обеспечивает принятие безотлагательных мер по пресечению и предупреждению нарушений, допущенных другими объектами контроля (АНО «Наш Малахит» и АНО «Радуга Добра»).

Кроме того, предписание заявителю в указанной части не соответствует и пунктам 3 и 4 раздела 17 Регламента Счетной палаты Свердловской области, утвержденного решением коллегии Счетной палаты Свердловской области (протокол от 10.05.2018 № 6), где предусмотрено, что предписания направляются руководителям объектов контроля и должны содержать требования о безотлагательном пресечении и предупреждении объектом контроля выявленных нарушений.

Исходя из взаимосвязанных положений вышеуказанных правовых актов, апелляционная коллегия соглашается с выводом судом о том, что принятие мер по пресечению и предупреждению выявленных нарушений возлагается предписанием на объект контроля, допустивший такие нарушения, в то время как оспариваемое предписание возлагает обязанность понудить к действиям по возврату денежных средств других субъектов на заявителя.

Таким образом, требование предписания об обеспечении возврата автономными некоммерческими организациями в областной бюджет незаконно использованных средств субсидии фактически делает предписание неисполнимым, поскольку действия по его исполнению поставлены в зависимость от волеизъявления третьих лиц.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства, суд пришел к правомерному выводу, что оспариваемое предписание не соответствует вышеуказанным положениям законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, в соответствии со статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит признанию недействительным. Следовательно, заявленные требования удовлетворены правомерно.

Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции апелляционный суд не усматривает.

Отклоняя доводы апелляционной жалобы, коллегия апелляционного суда приходит к выводу, что судом первой инстанции при рассмотрении дела правильно установлены обстоятельства дела, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.

В целом, доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

На основании вышеизложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы – отказать.

Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 октября 2021 года по делу № А60-30588/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

В.Г. Голубцов

Судьи

И.В. Борзенкова

Е.Ю. Муравьева