ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-16986/17-АК от 11.12.2017 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-16986/2017-АК

г. Пермь

14 декабря 2017 года                                                   Дело № ­­А50-24252/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2017 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 14 декабря 2017 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,

судей Голубцова В.Г., Гуляковой Г.Н.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ситниковой Т.В.

при участии:

от истца Министерства промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края – ФИО1, паспорт, доверенность от 27.10.2017;

от ответчика общества с ограниченной ответственностью «Завод нефтегазовой аппаратуры Анодъ» – ФИО2, паспорт, доверенность от 25.09.2017;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 26 сентября 2017 года

по делу № А50-24252/2017,

принятое судьей Герасименко Т.С.

по иску Министерства промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к обществу с ограниченной ответственностью «Завод нефтегазовой аппаратуры Анодъ» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о возврате субсидии в размере 1 710 000 руб.,

установил:

       Министерство промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края (далее – истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Завод нефтегазовой аппаратуры Анодъ» (далее – ответчик, Общество) о возврате субсидии в размере 1 710 000 руб.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 26 сентября 2017 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с указанным судебным актом, Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В апелляционной жалобе ее заявитель указывает на то, что из представленных 10.03.2017 получателем субсидии документов в составе отчета выполнения проекта НИОКР по 1 этапу невозможно с точностью установить целевое расходование субсидии на выполнение проекта НИОКР в соответствии с утвержденными сметами расходов, равно как это невозможно установить из документов, представленных получателем субсидии 20.06.2017 взамен направленных ранее. Расходы, произведенные получателем субсидии на основании документов, представленных 20.06.2017, не соответствовали первоначально утвержденным сметам (приложение к договору от 14.12.2015). Изменение сумм собственных средств по сметам также требует согласования с Министерством, поскольку и сметы расходов из средств субсидии, и сметы расходов из собственных средств являются неотъемлемой частью договора на предоставление субсидии.

В судебном заседании представитель истца на доводах апелляционной жалобы настаивал.

В судебном заседании представитель ответчика с доводами апелляционной жалобы не согласился по мотивам, указанным в письменном отзыве, считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2011 № 549-п «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий из бюджета Пермского края в целях возмещения части затрат на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ» (далее – Положение о предоставлении субсидий № 549-п) 14.12.2015 между Министерством и Обществом заключен договор от 14.12.2015 о предоставлении и целевом использовании субсидии на реализацию проекта научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ (НИОКР) (приобщен к делу в электронном виде – л.д.7 том 1).

По настоящему договору Министерство обеспечивает предоставление получателю субсидии из бюджета Пермского края субсидии в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим договором, а получатель субсидии обязуется выполнить все предусмотренные Положением о субсидиях и настоящим договором условия.

         Согласно пункту 2.11 соглашения общий размер субсидии составляет  2 000 000 руб., в том числе в следующем распределении по годам: в 2015 году – 1 710 000 руб., в 2016 году – 290 000 руб.

Материалами дела подтверждается, что обществу перечислены денежные средства в общей сумме 1 710 000 руб.

В соответствии с пунктом 3.1.2 договора получатель обязан использовать полученную субсидию в соответствии с утвержденной сметой расходов на выполнение проекта НИОКР за счет субсидии, а также требованиями Положения.

В декабре 2016г. ответчик представил в адрес Министерства отчет о выполнении 1 этапа научно-исследовательской работы.

27.01.2017 Министерство на основании п.6.6 договора направило в адрес получателя уведомление об отказе в приемке 1 этапа проекта НИОКР и акт об устранении замечаний к указанному отчету с просьбой предоставить скорректированный отчет с учетом выявленных замечаний.      

10.03.2017 в адрес Министерства от получателя субсидии повторно поступил отчет о выполнении 1 этапа научно-исследовательской работы.

Истец, ссылаясь на то, что целевое использование средств субсидии в порядке, установленном договором, ответчиком не подтверждено, обратился к ответчику с письмом о возврате субсидии от 24.05.2017.

Поскольку требование о возврате субсидии в добровольном порядке не исполнено, истец обратился в арбитражный суд с требованием о ее взыскании.

Судом принято приведенное выше решение.

Решение суда является правильным, соответствует нормам материального и процессуального права.

Согласно ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

В соответствии со ст.309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

Согласно ст.306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

В соответствии со ст. 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям  товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Положением о предоставлении субсидий № 549-п определены цели, условия, порядок предоставления субсидий из бюджета Пермского края в целях возмещения части затрат на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

В соответствии с пунктом 3.1 Положения о предоставлении субсидий субсидии предоставляются категориям лиц, указанным в разделе II настоящего Положения (юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям), на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения части затрат на выполнение проектов НИОКР, прошедшим конкурсный отбор, имеют целевое назначение и могут быть использованы исключительно в соответствии с объявленными в заявке на участие в конкурсе целями, задачами и содержанием работ, предусмотренными проектом НИОКР.

Согласно п.4.1 Положения получатели субсидий представляют в Министерство следующие отчетные документы об использовании субсидий и собственных (привлеченных) средств:

отчет о расходовании собственных (привлеченных) средств и о расходовании субсидии из бюджета Пермского края по окончании выполнения проекта (этапа проекта) НИОКР (далее – отчет), подготовленный по форме согласно приложению 11 к настоящему Положению, с приложением копий документов, подтверждающих фактически произведенные получателем субсидии расходы, заверенных получателем субсидии. К отчету прилагаются следующие копии документов, подтверждающих фактически произведенные получателем субсидии расходы:

копии приказа по организации о закреплении лиц, участвующих в проекте НИОКР;

копии расчетно-платежных ведомостей, подтверждающих перечисление заработной платы лицам, задействованным в проекте НИОКР;

копии табеля учета отработанного времени;

копии приказа по организации о командировании лиц, участвующих в проекте НИОКР;

копии документов, подтверждающих командировочные расходы, - авансовые отчеты по командировкам с приложением копий командировочных удостоверений;

копии договоров с третьими лицами (соисполнителями проекта НИОКР, сторонними организациями);

копии договоров поставки (в случае приобретения оборудования) с товарными накладными, копии актов выполненных работ, услуг по данным договорам, копии счетов-фактур;

копии платежных поручений, подтверждающих все вышеперечисленные расходы.

Отчетные документы представляются в соответствии с условиями договоров по каждому выполненному этапу проекта НИОКР не позднее 20 (двадцати) календарных дней со дня завершения каждого этапа проекта НИОКР, определенного в календарном плане проекта НИОКР, но не реже двух раз в год (не позднее 30 июня отчетного года – за полугодие и не позднее 15 декабря отчетного года – за год).

В случае невозможности представить отчетные документы в срок, установленный настоящим пунктом, получатель субсидии в течение 10 (десяти) календарных дней до дня истечения срока представления отчетных документов направляет в адрес Министерства письменное уведомление о задержке срока представления отчетных документов (далее - уведомление). В уведомлении получатель субсидии указывает причины задержки и согласованный с Министерством срок представления отчетных документов.

При отсутствии уведомления от получателя субсидии Министерство направляет получателю субсидии письменное требование о представлении отчетных документов за выполненный проект (этап проекта) НИОКР (далее - Требование). Требование направляется в течение 5 (пяти) календарных дней со дня истечения срока представления получателем субсидии уведомления.

По факту получения Требования получатель субсидии информирует Министерство посредством использования средств телефонной или факсимильной связи с указанием даты и номера регистрации полученного Требования.

Требование должно быть исполнено получателем субсидии в течение 10 (десяти) календарных дней со дня его получения.

В случае невыполнения получателем субсидии Требования Министерство направляет получателю субсидии письменное уведомление о прекращении выполнения проекта (этапа проекта) НИОКР с требованием о возвращении в 100-процентом объеме ранее перечисленной получателю субсидии части субсидии.

Письменное уведомление о прекращении выполнения проекта (этапа проекта) НИОКР направляется Министерством в течение 5 (пяти) календарных дней со дня истечения срока выполнения получателем субсидии Требования.

Согласно пункту 4.6 Положения о предоставлении субсидий возврат полученных субсидий в доход бюджета Пермского края производится, в том числе в случае установления факта нецелевого использования субсидий, нарушения условий предоставления субсидий, указанных в настоящем Положении и (или) договорах.

Судом первой инстанции установлено и обществом не оспаривается факт предоставления ответчику субсидии на выполнение проекта научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сумме 1 710 000 рублей, а также соответствие ответчика требованиям, установленным Положением для получения субсидии.

Основанием для требования Министерства о возврате субсидии явилось нарушение ответчиком срока представления документов, подтверждающих целевое использование средств, наличие замечаний к указанным документам. Так, по мнению Министерства, расходы на размещение рекламы и приобретение тиража в размере 79152 рубля 50 копеек (за счет средств субсидии) не могут быть отнесены к расходам, направленным на выполнение проекта НИОКР, так как реклама продукции относится к работе, ориентированной на коммерциализацию НИОКР, а указанные услуги не относятся к научно-исследовательским и (или) опытно-конструкторским работам, не включены в техническое задание на выполнение НИОКР и календарный план выполнения НИОКР. Средства по статье «Оплата работ соисполнителей НИОКР» в размере 492 000 руб., из них за счет субсидии – 192 000 руб., за счет собственных средств – 300 000 руб., фактически израсходованы на аренду оборудования.

Кроме того, в составе отчета от 10.03.2017 не представлена справка о начислении страховых взносов во внебюджетные фонды в персонифицированном распределении.

Отклоняя доводы Министерства, суд первой инстанции правильно учел, что с сопроводительным письмом от 16.06.2017 №229ДС Общество представило в адрес Министерства необходимые документы, подтверждающие  целевое расходование бюджетных средств:

договор от 21.01.2015 №003/15-01 с исполнителем ООО «НефтегазТехЭкспертиза» о проведении экспертизы технических условий анодных заземлителей с дополнительными соглашениями, актом сдачи-приемки оказанных услуги №78 от 31.05.2016, платежными поручениями №1520 от 18.02.2016, №1529 от 19.02.2016 на общую сумму 568 718,70 руб. (л.д.47-62 том 2);

договор от 10.04.2016 №121-ПСС с исполнителем АО «ППМТС «Пермснабсбыт» на оказание услуг по исследованию рынка электромеханической защиты, также с приложением пакета документов, свидетельствующих об исполнении договора (акт сдачи-приемки услуг от 01.07.2016, платежное поручение №798910 от 18.07.2016 на 530 000 руб. и письмо от 16.06.2017) (л.д.64-68 том 2).

Кроме того, представлены отчет о научно-исследовательской работе, справка о начислении страховых взносов во внебюджетные фонды с приложением платежных поручений, подтверждающих перечисление страховых взносов; табели учета рабочего времени, учетные документы о начислении заработной платы.

Имея достаточно времени для ознакомления с представленными документами, Министерство не смогло пояснить суду апелляционной инстанции, какие именно расходы, из тех что утверждены сметами (приложения к договору от 14.12.2015 о предоставлении и целевом использовании субсидии), не подтверждены Обществом документально.

Неполное представление документом с первоначальным отчетом само по себе не свидетельствует о нецелевом характере использования субсидии.

Не установив нецелевого использования бюджетных средств, суд первой инстанции правомерно отказал Министерству в требованиях о возврате субсидии.

В апелляционной жалобе заявитель не приводит иных доводов, которые не были бы надлежащим образом оценены судом первой инстанции.

Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст.270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.

При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации), распределение судебных расходов не производится.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

        Решение Арбитражного суда Пермского края от 26 сентября 2017 года по делу № А50-24252/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края

Председательствующий

Е.В. Васильева

Судьи

В.Г. Голубцов

Г.Н. Гулякова