СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП-17021/2017-АК
г. Пермь Дело №А60-40823/2017
13 декабря 2017 года
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 декабря 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васевой Е. Е.
судей Муравьевой Е. Ю., ФИО3 Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
ФИО1,
при участии:
от заявителя – Администрации города Нижний Тагил (ОГРН <***>, ИНН <***>): ФИО2, предъявлен паспорт, доверенность от 26.10.2017
от заинтересованного лица – Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ОГРН <***>, ИНН <***>): не явились
от третьего лица – открытого акционерного общества «Екатеринбургские лотереи»: не явились
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Администрации города Нижний Тагил
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 20 октября 2017 года по делу №А60-40823/2017,
принятое судьей Гнездиловой Н. В.,
по заявлению Администрации города Нижний Тагил
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области
с участием третьего лица: открытого акционерного общества «Екатеринбургские лотереи»
о признании недействительными решения и предписания,
установил:
Администрация города Нижний Тагил (далее – заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее – заинтересованное лицо, антимонопольный орган, Свердловское УФАС России) о признании недействительными решения по делу №7/2016 о нарушении антимонопольного законодательства от 22.06.2017 и предписания по делу №7/2016 о нарушении антимонопольного законодательства от 08.06.2017.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 07.08.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО «Екатеринбургские лотереи» (т. 1 л.д. 1-2).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 20 октября 2017 года по делу №А60-40823/2017, принятым судьей Гнездиловой Н. В., в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя. В обоснование апелляционной жалобы администрация приводит доводы о том, что Закон об основах регулирования торговой деятельности не возлагает на уполномоченные органы обязанность включать имеющиеся нестационарные торговые объекты (далее также НТО) в схемы, а гарантирует право их пользователям на осуществление предпринимательской деятельности по ранее согласованным местам размещения объектов, вплоть до окончания срока предоставления земли под НТО и (или) права на ведение торговли по указанному месту. Указывает, что судом проигнорированы обстоятельства, установленные вступившими в силу судебными актами по делам №А60-7604/2017, №А60-7608/2017, о том, что срок действия договоров аренды земельных участков под спорными НТО истек, договорные обязательства прекращены в декабре 2015 г. и ОАО «Екатеринбургские лотереи» обязано возвратить земельные участки администрации; в силу п. 24 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территориях муниципальных образований в Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 22.12.2010 №1826-ПП (далее также Порядок разработки и утверждения схем) в связи с истечением срока размещения НТО допускается их ликвидация. Полагает, что антимонопольному органу надлежало установить, что акты или действия (бездействие) администрации привели к дискриминации ОАО «Екатеринбургские лотереи» и предоставлении преимуществ другим хозяйствующим субъектам в результате таких действий. Кроме того, указывает, что Свердловское УФАС России вышло за пределы своих полномочий при вынесении предписания, вмешавшись в компетенцию органа, принявшего нормативный акт, путем обязания администрацию внести спорные НТО в Схему на 2017-2018 г.г.
Свердловское УФАС России против удовлетворения жалобы возражает по основаниям, изложенным в письменном отзыве, решение суда считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Третье лицо письменный отзыв на жалобу не представило.
Представитель администрации в судебном заседании апелляционного суда на доводах жалобы настаивал.
Ходатайствовал о приобщении к материалам дела письменных дополнений к апелляционной жалобе. Письменные дополнения к апелляционной жалобе, поступившие в апелляционный суд, приобщены к материалам дела в качестве письменных объяснений стороны на основании ст. 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заинтересованное лицо, а также третье лицо явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ОАО «Екатеринбургские лотереи» обратилось в администрацию г. Нижний Тагил (письма от 01.10.2013 №72, №73) с просьбой о включении принадлежащих ОАО «Екатеринбургские лотереи» объектов нестационарной торговли, расположенных в г. Нижний Тагил по адресам: ул. Красноармейская, 40, пр. Ленина, 52, ул. Зари, 33 в схему размещения нестационарных торговых объектов на 2014 год (т. 1 л.д. 129, 130).
Письмом от 08.11.2013 №53-7985 администрация уведомила общество о том, что было принято решение о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на 2014 год перспективных мест размещения киосков по продаже лотерейных билетов по адресам: ул. Зари, 33, ул. Красноармейская, 7 (т. 1 л.д. 134).
Письмом от 05.03.2014 №01-02/1217 администрация сообщила ОАО «Екатеринбургские лотереи» о том, что места размещения киосков «Лотереи» по адресам: ул. Красноармейская, 40 и пр. Ленина, 52 не соответствуют требованиям пожарной безопасности, так как не соблюдены минимальные противопожарные расстояния от жилых зданий. Киоск по адресу: ул. Красноармейская, 40 исключен из схемы размещения нестационарных торговых объектов на 2014 год, взамен в схему включено место по адресу: ул. Красноармейская, 7 как перспективное место размещения киоска для продажи лотерейных билетов. Киоск по адресу: пр. Ленина, 52 исключен из схемы размещения нестационарных объектов на 2014 год и включен в перечень объектов, подлежащих сносу, так как перенос данного объекта на другое место не представляется возможным (т. 1 л.д. 137).
ОАО «Екатеринбургские лотереи» обратилось в Свердловское УФАС России с заявлением от 07.04.2016 (вх. №01-5082) о нарушении администрацией антимонопольного законодательства, выразившегося в исключении из схемы размещения НТО в 2014 г. земельных участков, принадлежащих обществу на праве аренды: земельного участка по адресу <...>, площадью 5 кв.м., кадастровый номер 66:56:0110013:134, для эксплуатации торгового киоска «Спортлото»; земельного участка по адресу <...>, площадью 5 кв.м., кадастровый номер 66:56:0110005:25, для эксплуатации торгового киоска «Спортлото».
Антимонопольный орган, установив в действиях администрации наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившихся в направлении письма от 05.03.2014 (исх. №01-02/1217) (т. 1 л.д. 137) об отказе во включении принадлежащих ОАО «Екатеринбургские лотереи» НТО, расположенных на земельных участках по адресам: Красноармейская, 40, пр. Ленина, 52, в Схему размещения НТО на территории муниципального образования г. Нижний Тагил в 2014 г., по основаниям, не предусмотренным Порядком разработки и утверждения схем, руководствуясь ч. 2 ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выдал администрации предупреждение №13 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (исх. №5577 от 16.05.2016), путем принятия всех зависящих от органа местного самоуправления мер по пересмотру в соответствии с Порядком разработки и утверждения схем обращений ОАО «Екатеринбургские лотереи» о возможности включения (исключения) вышеуказанных объектов на территории муниципального образования город Нижний Тагил, в срок до 01.07.2016 (т. 1 л.д. 106).
Как усматривается из материалов дела, общество обращалось в адрес администрации с заявлением о включении спорных объектов также в Схему размещения НТО на 2015-2016 г.г. Письмом от 04.07.2016 №01-06/3705 администрация отказала ОАО «Екатеринбургские лотереи» (т. 1 л.д. 104).
Мероприятия по сносу НТО, не включенных в Схему размещения НТО на территории муниципального образования г. Нижний Тагил на 2015-2016 г.г., в том числе, киосков лотереи ОАО «Екатеринбургские лотереи» по ул. Красноармейская, 40, пр. Ленина, 52 включены в План мероприятий по приведению существующих нестационарных торговых объектов и мест их размещения в соответствие со Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования г. Нижний Тагил на 2015-2016 г.г., являющийся Приложением №2 к постановлению администрации от 24.02.2015 №468-ПА (т. 1 л.д. 128).
Письмом от 29.06.2016 исх. №01-01/3620 «Об ответе на предупреждение №13 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства» администрация уведомила Свердловское УФАС России о невозможности удовлетворить заявление ОАО «Екатеринбургские лотереи» о включении киосков по продаже лотерейных билетов в Схему, поскольку оно не является основанием для внесения изменений в утвержденную Схему размещения НТО, как не отвечающее требованиям постановления Правительства Свердловской области от 22.12.2010 №1826-ПП (т. 1 л.д. 105).
30.08.2016 администрацией в дополнение к письму от 05.03.2014 №01-02/1217 ОАО «Екатеринбургские лотереи» направлено письмо исх. №01-01/4794, в котором указано на несоответствие условий эксплуатации киосков общества по спорным адресам целям включения НТО в соответствующую схему, ввиду их размещения с нарушением требований Свода правил СП 42.13330.2011 (сужают тротуар до ширины менее 3 метров), нарушения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки (т. 1 л.д. 84).
На основании поступившего в Свердловское УФАС России заявления ОАО «Екатеринбургские лотереи» и последующего невыполнения администрацией предупреждения антимонопольного органа от 16.05.2017 №13 (исх. №5577) приказом руководителя управления от 25.07.2016 №238 возбуждено дело №7/2016 о нарушении антимонопольного законодательства (т. 1 л.д. 98).
По результатам рассмотрения данного дела антимонопольным органом вынесено решение от 22.06.2017 (резолютивная часть решения оглашена 08.06.2017) (т. 1 л.д. 25-28), которым в действиях администрации установлен факт нарушения ст. 15Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об основах регулирования торговой деятельности), выразившегося в действиях (бездействии), которые привели к пересмотру мест размещения нестационарных торговых объектов ОАО «Екатеринбургские лотереи», расположенных в г. Нижний Тагил по адресам: ул. Красноармейская, 40, пр. Ленина, 52, путем их невключения: в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования г. Нижний Тагил в 2013 году (утв. Постановлением Администрации г. Нижний Тагил от 23.01.2013 №120); в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Нижний Тагил в 2014 году (утв. Постановлением Администрации г. Нижний Тагил от 25.02.2014 №305-ПА); в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования г. Нижний Тагил на 2015-2016 год (утв. Постановлением Администрации г. Нижний Тагил от 24.02.2015 №468-ПА); в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования г. Нижний Тагил на 2017-2018 годы (утв. Постановлением Администрации г. Нижний Тагил от 19.12.2016 №3531-ПА).
Администрации выдано предписание по делу №7/2016 о нарушении антимонопольного законодательства от 08.06.2017, которым в срок по 04.08.2017 предписано привести Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования г. Нижний Тагил на 2017-2018 годы (утв. Постановлением Администрации г. Нижний Тагил от 19.12.2016 №3531-ПА) в соответствие с антимонопольным законодательством, путем принятия всех зависящих от администрации г. Нижний Тагил мер по включению нестационарных торговых объектов, расположенных в г. Нижний Тагил по адресам: ул. Красноармейская, 40, пр. Ленина, 52 (т. 1 л.д. 29).
Полагая, что вышеназванные решение и предписание антимонопольного органа являются незаконными, нарушают права и интересы администрации, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из законности решения и предписания антимонопольного органа.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со ст. 1 Закона об основах регулирования торговой деятельности целями Закона являются, в том числе, обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности; развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров; обеспечения соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения.
В силу ч. 2 ст. 16 Закона об основах регулирования торговой деятельности государственный контроль (надзор) за соблюдением правил и требований, предусмотренных статьями 9, 13 - 15 настоящего Федерального закона, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальными органами с правом выдачи соответствующих предписаний в порядке и пределах полномочий, которые установлены антимонопольным законодательством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальные органы при выявлении нарушений требований, предусмотренных статьями 9, 13 - 15 настоящего Федерального закона, принимают меры в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 16 Закона об основах регулирования торговой деятельности).
Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст. 1 Закона о защите конкуренции).
Согласно ст. 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган наделен рядом полномочий в целях реализации своих функций и целей данного Закона, в том числе, по недопущению действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
В силу ч. 1 ст. 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает обязательные для исполнения предписания.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 и ч. 2 ст. 6 Закона об основах регулирования торговой деятельности органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли и по вопросам, связанным с созданием таких условий, вправе издавать муниципальные правовые акты в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Частью 3 ст. 17 указанного Закона закреплено, что в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли органы местного самоуправления принимают, в том числе, меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности.
В ст. 15 Закона об основах регулирования торговой деятельности установлены антимонопольные требования к органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.
В силу ст. 15 Закона об основах регулирования торговой деятельности органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона об основах регулирования торговой деятельности размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 10 Закона об основах регулирования торговой деятельности).
В ч. 6 ст. 10 Закона об основах регулирования торговой деятельности установлено, что утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2015 №225-О положение ч. 6 ст. 10 Закона об основах регулирования торговой деятельности направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг. При этом реализация законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8, часть 1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) - с другой.
В соответствии с этим данное законоположение не может рассматриваться как исключающее необходимость достижения в каждом конкретном случае при утверждении (изменении) схемы размещения нестационарных торговых объектов баланса интересов местного сообщества в целом и соответствующих хозяйствующих субъектов с учетом особенностей конкретного муниципального образования, а потому органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.
Во исполнение Закона об основах регулирования торговой деятельности Постановлением Правительства Свердловской области от 22.12.2010 №1826-ПП утвержден Порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территориях муниципальных образований Свердловской области.
Согласно п. 15 Порядка разработки схем проект схемы размещения разрабатывается и утверждается уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования в Свердловской области, определенным в соответствии с Уставом муниципального образования в Свердловской области в срок не позднее 01 декабря года, предшествующего году начала срока действия схемы размещения.
В силу п. 33 Порядка разработки и утверждения схем схема размещения разрабатывается в соответствии с архитектурными, градостроительными, строительными и пожарными нормами и правилами, проектами планировки и благоустройства муниципального образования в Свердловской области.
В силу п. 15 ст. 5, п. 19 ст. 29 Устава города Нижний Тагил, принятого в новой редакции решением Нижнетагильской городской Думы от 24.11.2005 №80 (зарегистрировано в ГУ Минюста РФ по Уральскому федеральному округу 08.12.2005 N RU663050002005012) к вопросам местного значения и к полномочиям администрации относится, в том числе, создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, антимонопольным органом установлено, что постановлением администрации от 23.01.2013 №120 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Нижний Тагил на 2013 год, в которой было предусмотрено размещение нестационарных торговых объектов ОАО «Екатеринбургские лотереи» по адресам ул. Красноармейская, 40 и пр. Ленина, 52.
Киоски «Спортлото» ОАО «Екатеринбургские лотереи», расположенные по адресам ул. Красноармейская, 40 и пр. Ленина, 52 в г. Нижний Тагил, значились в Схеме размещения НТО на 2013 год под идентификационными номерами 0130, 0068 (т. 1 л.д. 121).
Начиная с 2014 г. указанные НТО третьего лица администрацией в Схемы размещения НТО не включаются.
Согласно оспариваемому решению антимонопольным органом вменяется администрации не включение в Схемы на территории г. Нижний Тагил на 2013, 2014, 2015-2016, 2017-2018 г.г. указанных НТО ОАО «Екатеринбургские лотереи», эксплуатация которых осуществлялась обществом до их утверждения. Указание в резолютивной части решения антимонопольного органа на невключение спорных объектов в Схему на 2013 год, нахождение которых в соответствующей Схеме установлено Свердловским УФАС России, что нашло отражение в мотивировочной части решения, подтверждено представленными в материалы дела доказательствами, апелляционный суд рассматривает как техническую ошибку, допущенную при ее изготовлении, не влияющую на существо принятого ненормативного акта.
Не включение администрацией в Схемы размещения НТО, начиная с 2014 г. НТО общества, эксплуатация которых осуществлялась им до их утверждения, не соответствует приведенным выше положениям ч. 6 ст. 10 Закона об основах регулирования торговой деятельности и, как следствие, свидетельствует о нарушении администрацией запрета принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами, закрепленного в ст. 15 Закона об основах регулирования торговой деятельности, нарушение которой правомерно вменено заявителю антимонопольным органом.
При этом ОАО «Екатеринбургские лотереи» имело намерение продолжить эксплуатацию нестационарных торговых объектов, что подтверждается обращениями в адрес администрации о включении объектов в Схемы на 2014 г., 2015 – 2016 г.г., обращением в антимонопольный орган.
Ссылки администрации в жалобе в обоснование правомерности своих действий (бездействия) на обстоятельства истечения срока действия договоров аренды земельных участков под спорными НТО, обязанность общества возвратить земельные участки администрации, установленные вступившими в силу судебными актами по делам №А60-7604/2017, №А60-7608/2017, не могут быть приняты апелляционным судом, поскольку прекращение гражданско-правовых отношений по аренде земельных участков не исключает публично-правовую обязанность органа местного самоуправления по размещению нестационарных торговых объектов с соблюдением требований антимонопольного законодательства, тем более, что нормами ст. 39.33, 39.36 Земельного кодекса РФ, Закона об основах регулирования торговой деятельности предусмотрена возможность размещения НТО без предоставления земельных участков и оформления правоустанавливающих документов на землю под такими НТО.
Таким образом, споры по приведенным заявителем судебным делам носят гражданско-правовой характер и не связаны с защитой конкуренции, а окончание срока действия договоров аренды земельных участков не является безусловным основанием для не включения ранее эксплуатируемых объектов во вновь утверждаемую Схему.
Приведенные администрацией обществу «Екатеринбургские лотереи» в письмах от 05.03.2014 №01-02/1217 и от 30.08.2016 (дополнение к письму от 05.03.2014 №01-02/1217) в обоснование исключения из схемы размещения нестационарных объектов на 2014 год обстоятельства несоответствия мест размещения киосков «Лотереи» по адресам: ул. Красноармейская, 40 и пр. Ленина, 52 требованиям пожарной безопасности, СП 42.13330.2011, ввиду несоблюдения минимальных противопожарных расстояний от жилых зданий, сужения ширины тротуара, документально не подтверждены.
Доказательств несоответствия внешнего вида спорных НТО архитектурному облику сложившейся застройки также не представлено.
Кроме того, указанные обстоятельства, если предположить, что таковые имели место в действительности, с учетом толкования положений ч. 6 ст. 10 Закона об основах регулирования торговой деятельности, приведенного в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2015 №225-О, необходимости достижения в каждом конкретном случае при утверждении (изменении) схемы размещения нестационарных торговых объектов баланса интересов местного сообщества в целом и соответствующих хозяйствующих субъектов, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся, могли явиться основанием для предоставления ОАО «Екатеринбургские лотереи» других мест размещения НТО по согласованию с обществом.
Отсутствие во вновь утверждаемых Схемах мест размещения объектов общества, ограничивает его доступ к пользованию НТО, является препятствием для осуществления им хозяйственной деятельности по торговле лотерейной продукцией.
При таких обстоятельствах, принимая их в совокупности, антимонопольный орган доказал нарушение заявителем требований ст. 15 Закона об основах регулирования торговой деятельности в рамках настоящего дела.
Доводы администрации, полагающей, что антимонопольному органу надлежало установить, что акты или действия (бездействие) администрации привели к дискриминации ОАО «Екатеринбургские лотереи» и предоставлении преимуществ другим хозяйствующим субъектам в результате таких действий со ссылками на судебный акт Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24.10.2014 по делу №А69-3945/2013 безосновательны. Указанный заявителем судебный акт не имеет преюдициального значения для настоящего дела, суд исходит из фактических обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения дела, являющихся отличными. В рассматриваемом случае антимонопольным органом администрации не вменялось нарушение подп. «д» п. 4. ст. 15 Закона об основах регулирования торговой деятельности. Установленное несоответствие действий (бездействия) администрации ч. 6 ст. 10 Закона об основах регулирования торговой деятельности и нарушение прав и законных интересов третьего лица в сфере предпринимательской деятельности в результате данных действий (бездействия) является достаточным для квалификации допущенного администрацией нарушения по ст. 15 Закона об основах регулирования торговой деятельности.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение антимонопольного органа принято в соответствии с Законом об основах регулирования торговой деятельности и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Доводы представителя администрации в письменных объяснениях о допущенных антимонопольным органом процедурных нарушениях, апелляционным судом исследованы и отклонены.
Как усматривается из материалов дела и не оспаривается представителем заявителя, предупреждение №13 от 16.05.2016 со сроком исполнения до 01.07.2016 не было исполнено администрацией к установленному сроку. Указанное обстоятельство явилось основанием для возбуждения приказом от 25.07.216 №238 дела №7/2016 в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 39, ч. 8 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции. В процессе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольным органом в действиях администрации установлен факт нарушения ст. 15 Закона об основах регулирования торговой деятельности, устанавливающей антимонопольные требования к органам местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности, что и явилось основанием для принятия оспариваемого решения, выдачи предписания.
Ссылки заявителя жалобы на то, что в связи с установлением антимонопольным органом иного основания, отличного от поименованного в предупреждении, Свердловскому УФАС России надлежало выдать новое предупреждение безосновательны, кроме того, случаи, при которых выдается предупреждение, прямо поименованы в ч. 2 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции и выявление признаков нарушения ст. 15 Закона об основах регулирования торговой деятельности к таковым не относится.
Поскольку решение антимонопольного органа соответствует Закону, оно не подлежит признанию недействительным в судебном порядке (ст. 201 АПК РФ). Выданное на его основе предписание также соответствуют закону: вынесено компетентным органом; исполнимо; содержит четкую формулировку относительно действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
Вопреки доводам жалобы, Свердловское УФАС России не вышло за пределы своих полномочий при вынесении предписания, вмешательство в компетенцию администрации не допущено заинтересованным лицом. Оспариваемое предписание не возлагает на заявителя непосредственную обязанность внести изменения в Схему на 2017-2018 г.г., а лишь содержит указание на приведение Схемы размещения НТО на территории муниципального образования г. Нижний Тагил на 2017-2018 годы (утв. Постановлением Администрации г. Нижний Тагил от 19.12.2016 №3531-ПА) в соответствие с антимонопольным законодательством, путем принятия всех зависящих от администрации г. Нижний Тагил мер по включению НТО, расположенных в г. Нижний Тагил по адресам: ул. Красноармейская, 40, пр. Ленина, 52. В свою очередь решение вопроса о способе устранения нарушения принадлежит исключительно заявителю.
Тем самым, совокупность оснований, указанных в ст. 198, 201 АПК РФ, для признания решения и предписания антимонопольного органа недействительными арбитражными судами первой и апелляционной инстанций не установлена.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 АПК РФ являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
На основании пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 октября 2017 года по делу №А60-40823/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий Е.Е. Васева
Судьи Е.Ю. Муравьева
ФИО3