П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП-17184/2014-АК
г. Пермь
02 февраля 2015 года Дело № А50-12907/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 февраля 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н. В.
судейВасевой Е.Е., Щеклеиной Л.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Безденежных М.К.
при участии:
от заявителя Товарищества собственников жилья «Парковый, 6» (ОГРН <***>, ИНН <***>): ФИО1, предъявлен паспорт, доверенность от 14.12.2013;
от заинтересованного лица Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (ОГРН <***>, ИНН <***>): ФИО2, предъявлен паспорт, доверенность от 12.01.2015;
от третьих лиц: 1) ФИО3: не явились; 2) общества с ограниченной ответственностью «Пермская сетевая компания»: ФИО4, предъявлен паспорт, доверенность от 08.05.2014;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя товарищества собственников жилья «Парковый, 6»
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 31 октября 2014 года по делу № А50-12907/2014,
по заявлению товарищества собственников жилья «Парковый, 6»
к Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края
о признании недействительным предписания,
установил:
Товарищество собственников жилья «Парковый, 6» (далее – заявитель, ТСЖ «Парковый, 6») обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным предписания Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (далее – заинтересованное лицо) от 29.05.2014 № 708.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 31.10.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ТСЖ «Парковый, 6» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе ссылается на то, что проверка проведена не по указанному в обращении потребителя нарушению и не в пределах указанного в жалобе периода начисления платы. Кроме того, заявитель указывает, что плата за отопление в 2013 году правомерно рассчитана исходя из действующих нормативов потребления тепловой энергии на отопление, так как среднемесячный объем потребления тепловой энергии за предыдущий 2012 год невозможно было измерить по причине ненадлежащего функционирования общедомовых приборов учета по отоплению, которые в летний период 2012 года вышли из строя и повторно были введены в эксплуатацию только в ноябре 2012 года, при этом ссылается на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Дзержинского района г. Перми от 14.10.2014 по делу № 5-807-14.
Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края отзыв на апелляционную жалобу не представлен. Присутствовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица с доводами апелляционной жалобы не согласился; просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Присутствовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель третьего лица общества с ограниченной ответственностью «Пермская сетевая компания» поддержал позицию заинтересованного лица.
Третье лицо ФИО3 о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена надлежащим образом, отзыв на апелляционную жалобу не представила, представителей для участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не направила, что на основании ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие представителей данного третьего лица.
Представителем ТСЖ «Парковый, 6» в судебном заседании суда апелляционной инстанции заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела расчета норматива по отоплению за 2014 год и расчета норматива по дому № 6, которые были представлены ТСЖ «Парковый,6» в Инспекцию государственного жилищного надзора Пермского края при проведении проверки. Судом апелляционной инстанции данное ходатайство рассмотрено в порядке ст. 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и удовлетворено, данные расчеты приобщены к материалам дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в связи с обращением ФИО3 от 10.04.2014 (вх. № СЭД-45-14,2-10-3741П) на основании распоряжения от 16.04.2014 № 708 Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края проведена внеплановая документарная проверка соблюденияТСЖ «Парковый, 6» обязательных требований к определению размера платы за коммунальную услугу по отоплению за январь 2012года – февраль 2014 года.
В ходе проверки Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края выявленынарушения положений подп. "б" п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее – Правила № 307), в частности нарушение, выразившееся в том, что ТСЖ «Парковый, 6» неверно произведен расчет среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год с марта 2014 года, что зафиксировано в акте проверки от 29.05.2014 № 708 (л.д. 11).
По результатам проверки Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края в адрес ТСЖ «Парковый, 6» выдано предписание от 29.05.2014 № 708 (л.д. 12) о необходимости в срок до 14.07.2014 устранить данное нарушение, а именно произвести расчет среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год в соответствии с требованиями Правил № 307.
Полагая, что указанное предписание не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, ТСЖ «Парковый, 6» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого предписания недействительным.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
На основании Положения об Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 07.09.2012 № 821-п, Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края является уполномоченным органом исполнительной власти Пермского края, осуществляющим региональный жилищный надзор.
В ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
На основании подп. «б» п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 № 857 «Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» Правительством Пермского края принято Постановление от 14.09.2012 № 869-п, которым установлено, что при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории пермского края применяется порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, при этом используются нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
В соответствии с подп. "б" п. 21 Правил № 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления - в соответствии с подп. 2 п. 2 приложения № 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подп. 3 п. 2 приложения № 2 к настоящим Правилам.
При этом размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле:
, (7)
где:
- общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м);
- тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
В письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 08.08.2014 № 15351-ОГ/04 указано, что среднемесячный объем потребления тепловой энергии учитывает общее количество тепловой энергии, потребляемое в течение отопительного периода на отопление многоквартирного дома, равномерно распределенное на 12 месяцев. Конкретно для Пермского края для определения среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий период, необходимо объем тепловой энергии, потребленный в многоквартирном доме за 9 месяцев отопительного периода, разделить на 12 месяцев (л.д. 18-20).
В ходе проверки Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края установлено, что многоквартирный жилой дом № 6 по проспекту Парковый в г. Перми оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии. Согласно акту от 20.02.2012 узла учета тепловой энергии допускается в эксплуатацию с 20.02.2012 по 07.03.2013. Из пояснений представителя ТСЖ «Парковый, 6» и из апелляционной жалобы следует, что в летний период 2012 года общедомовые приборы учета вышли из строя и повторно были введены в эксплуатацию только в ноябре 2012 года, в связи с чем среднемесячный объем потребления тепловой энергии за 2012 год невозможно было установить по показаниям прибора учета, следовательно, плата за отопление за 2013 год обоснованно рассчитана исходя из норматива потребления тепловой энергии, а не с учетом применения среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год (2012 год).
Между тем суд апелляционной инстанции отмечает, что несмотря на указание в акте проверки от 29.05.2013 на наличие двух нарушений: 1) расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению в марте-декабре 2013 произведен исходя из норматива потребления тепловой энергии, а не по среднемесячному объему потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год; 2) неверно произведен расчет среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (2013) с марта 2014 года, в оспариваемом предписании указано лишь на необходимость устранения нарушения, выразившего в неверном расчете среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (2013 год) с марта 2014 года.
В связи с чем доводы апелляционной жалобы о правомерности расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в марте-декабре 2013 исходя из норматива потребления тепловой энергии, а не по среднемесячному объему потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (2012 год), судом апелляционной инстанции отклоняются как не относящиеся к нарушению, указанному в оспариваемом предписании.
В рассматриваемом случае предметом спора является указанное в предписании Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края от 29.05.2014 № 708 нарушение, выразившееся в неверном расчете среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (2013 год) с марта 2014 года.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки ТСЖ «Парковый, 6» в Инспекцию государственного жилищного надзора Пермского края представлены расчеты платы за отопление в жилых и нежилых помещениях с расшифровкой применяемых формул и используемых значений за январь 2012 года по февраль 2014 года.
В результате анализа представленных ТСЖ «Парковый, 6» расчетов Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края пришла к выводу о том, что расчет среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий период (то есть за 2013 год) в целях выставления потребителям платы за услуги отопления в последующем периоде (с марта 2014 года) произведен неверно, поскольку среднемесячный объем потреблениятепловой энергии на отопление за предыдущий период (то есть за 2013 год) рассчитывался ТСЖ «Парковый, 6» не путем распределения общего количества тепловой энергии потребленного в течение отопительного периода на отопление многоквартирного дома (за 9 месяцев отопительного периода), равномерно на 12 месяцев, а определялся путем деления общего количества тепловой энергии потребленного в течение отопительного периода 2013 года на 9. Данные обстоятельства подтверждаются представленными в Инспекцию государственного жилищного надзора Пермского края и в суд расчетами ТСЖ «Парковый, 6».
Исследовав представленные ТСЖ «Парковый, 6» расчеты суд апелляционной инстанции соглашается с выводом Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края и суда первой инстанции о том, что среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за 2013 год рассчитывался ТСЖ «Парковый, 6» неверно, при этом для расчета среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление ТСЖ «Парковый, 6» необоснованно применялась формула 18, предусмотренная Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 № 344«О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг», и предназначенная для расчета норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях (Гкал на 1 кв. м общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома в месяц):
,
где:
- количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, или жилыми домами, не оборудованными индивидуальными приборами учета тепловой энергии (Гкал), определяемое по формуле 19;
- общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах или общая площадь жилых домов (кв. м);
- период, равный продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде)."
Суд апелляционной инстанции отмечает, что данная формула предназначена не для расчета среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, а для расчета норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции полагает, что ТСЖ «Парковый, 6» должно было произвести расчет среднемесячного объема потребления тепловой энергии за 2013 год для определения размера платы за отопление в последующем периоде с учетом требований Правил № 307, поскольку показания общедомового прибора учета тепловой энергии за 2013 год у ТСЖ «Парковый, 6» имелись, доказательств неисправности узла учета в данный период не представлено. Однако расчет среднемесячного объема потребления тепловой энергии за 2013 год произведен ТСЖ «Парковый, 6» неверно, что свидетельствует о нарушении подп. «б» п. 21 Правил № 307.
Доводы апелляционной жалобы ТСЖ «Парковый, 6» о нарушении Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края порядка проведения проверки, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку внеплановая документарная проверка проведена на основании обращения ФИО3 о нарушении ее прав как потребителя, что соответствует требованиям подп. "в" п. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении Государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", данная проверка проведена по указанным в обращении нарушениям и за указанный в распоряжении о проведении проверки период (за январь 2012года – февраль 2014 года), при этом выявлено нарушение, выразившееся в неправильном расчете среднемесячного объема потребления тепловой энергии за 2013 год.
При таких обстоятельствах оснований для признания оспариваемого предписания Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края от 29.05.2014 № 708 недействительным, не имеется. В связи с чем суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных ТСЖ «Парковый, 6» требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 31 октября 2014 года по делу № А50-12907/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья «Парковый, 6» – без удовлетворения.
Возвратить ФИО5из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 (Одна тысяча) рублей, излишне уплаченную за Товарищество собственников жилья «Парковый, 6» по чеку-ордеру от 28.11.2014 при подаче апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий | Н.В.Варакса | |
Судьи | Е.Е.Васева | |
Л.Ю.Щеклеина |