ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-17251/2021-АК от 14.02.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- 51 /2021-АК

г. Пермь

14 февраля 2022 года                                                           Дело № А60-43403/2021­­

Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 14 февраля 2022 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В.Г.,

судей Борзенковой И.В., Муравьевой Е.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кривощековой С.В.,

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заявителя, акционерного общества «ГАЗЭКС»,

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 17 ноября 2021 года

по делу № А60-43403/2021 

по заявлению акционерного общества «ГАЗЭКС» (ИНН 6612001379, ОГРН 1036600620440)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН 6658065103, ОГРН 1036602648928)

третье лицо: Плотникова Валентина Алексеевна,

о признании незаконным постановления от 26.07.2021 о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу № 066/04/9.21-1954/2021 об административном правоотношении (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ),

установил:

Акционерное общество «ГАЗЭКС»(далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее – заинтересованное лицо, Свердловский УФАС России) о признании незаконным постановления от 26.07.2021 о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу № 066/04/9.21-1954/2021об административном правоотношении по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Плотникова Валентина Алексеевна.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17.11.2021 заявленные требования удовлетворены частично.Признано незаконным и отменено постановление от 26.07.2021 о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу № 066/04/9.21-1954/2021 об административном правонарушении в отношении акционерного общества «ГАЗЭКС» по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа, размер которого превышает 600 000 руб.В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый       судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной жалобе заявитель указывает, что вынесенный судебный акт является незаконным, необоснованным и подлежащим отмене. Полагает, что Свердловским УФАС России не доказан состав вменяемого АО «ГАЗЭКС» правонарушения. По доводам жалобы заявитель ссылается на то, что мероприятия по подключению жилого дома заявителя не предусмотрены региональной программой газификации, следовательно, основания для определения платы в соответствии с пунктом 26(22) Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 № 1021 отсутствуют. Проектнойдокументацией не было предусмотрено строительство распределительного газопровода до всех жилых домов населенного пункта, следовательно, в письме администрации городского округа Первоуральск идет речь о параметрах проектируемой сети позволяющихобеспечить техническую возможность подключения новых потребителей. При этом, как следует из материалов дела, техническая возможность подключения была обеспечена, заявителю исполнителем был выдан договор о подключении.В письме Минэнерго и ЖКХ Свердловской области разъяснено, что проектом на строительство вышеуказанного объекта предусматривалось строительство распределительных газопроводов высокого давления, ответвлений к жилым домам, в том числе по ул. Коммунистическая и четырех ГРПШ. Вместе с тем, в письме также не указано, что мероприятия предусматривали строительство газопровода до каждого жилого дома по ул. Коммунистической или конкретно до жилого дома заявителя. Заявитель отмечает, что схема расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом, в составе региональной программы газификациине утверждалась; расчетные схемы газоснабжения населенных пунктов в состав региональной программы газификации не включались. При  этом, выполнение мероприятий было завершено в 2019 году, в подтверждение чего, в материалы дела предоставлен акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы. Согласно решению приемочной комиссии строительно-монтажные работы выполнены в полном объеме в соответствии с проектом; обществом получен разрешительный документ на ввод в эксплуатацию.

В представленном отзыве на апелляционную жалобу заинтересованное лицо просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Доводы, приведенные в отзыве на апелляционную жалобу, соответствуют выводам суда первой инстанции.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции, лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, извещенные надлежащим образом, представителей не направили, что на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела судом.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Свердловским УФАС России вынесено постановление от 26.07.2021 о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу № 066/04/9.21-1954/2021 об административном правоотношении, которым общество «ГАЗЭКС» признано виновным в совершении административного правонарушения, административная ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 800 000 руб.

Полагая, что вынесенное постановление о привлечении к административной ответственности являются незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд.

Суды, сделав вывод о наличии состава вмененного административного правонарушения, с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ, признали незаконным оспариваемое постановление в части назначения штрафа в размере, превышающем 600 000 руб.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Событие, предусмотренное частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ административного правонарушения, проявляется в повторном нарушении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 (далее - Правила № 1314).

Правила № 1314 определяют порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства (пункт 1).

В Правилах № 1314 используются следующие понятия (пункт 2): «подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения» - совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения;

«заявитель» - юридическое или физическое лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить или осуществляющее на нем строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения или подключение (технологическое присоединение) построенного на своем земельном участке объекта капитального строительства к сети газораспределения;

«исполнитель» - газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства.

Газораспределительной согласно пункту 2 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 № 317) может быть организация - собственник газораспределительной системы, которая получила газораспределительную систему в процессе приватизации либо создала или приобрела ее на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях, или организация, заключившая с собственником газораспределительной системы договор на ее эксплуатацию.

Как установлено судом, АО «ГАЗЭКС» оказывает услуги по транспортировке газа по местным газораспределелительным сетям (на территории Свердловской области) по тарифам, установленным приказом ФАС России от 29.07.2019 № 1018/19, а так же составляющие их услуги по подключению объектов капитального строительства к сетям газораспределения.

Подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении (пункт 59 Правил № 1314).

Согласно подпункт «г» пункта 83 Правил № 1314 одним из существенных условий договора является размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере газоснабжения.

Государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям (далее технологическое присоединение) и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.

Размерплаты затехнологическоеприсоединение и (или) стандартизированныетарифныеставки,определяющиееевеличину,устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов (статья 23.2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»).

Порядок определения размера платы за технологическое присоединение и стандартизированныхтарифныхставок,определяющихеевеличину,определяют Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории российской федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 № 1021 (далее - Положения № 1021).

Согласно пункта 26 (22) Положений № 1021 плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа, не превышающим 5 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для прочих заявителей), устанавливается в размере не менее 20 тыс. рублей и не более 50 тыс. рублей (с налогом на добавленную стоимость, если заявителем выступает физическое лицо, а в иных случаях без налога на добавленную стоимость) при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка, с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 200 метров и сами мероприятия предполагают строительство только газопроводов (без необходимости выполнения мероприятий по прокладкегазопроводов бестраншейным способом и устройства пункта редуцирования газа) в соответствии с утвержденной в установленном порядке региональной (межрегиональной) программой газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, в том числе схемой расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом. Указанные минимальный и максимальный уровни платы за технологическое присоединение начиная с 2015 года ежегодно индексируются на прогнозный среднегодовой уровень инфляции, определенный прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на тот же период, на который устанавливается плата за технологическое присоединение.

Процедуру и порядок расчета размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям (далее - плата за технологическое присоединение) и размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину (далее - стандартизированные тарифные ставки) определяют Методические указания по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утв. приказом ФАС России от 16.08.2018 № 1151/18 (далее - Методические указания).

Согласно подпункта «б», подпункта «в» пункта 4 Методических указаний регулирующими органами на очередной календарный год устанавливаются размер:

-платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным часовым расходом газа, не превышающим 5 м3/час включительно, с учетом расхода газа газоиспользующим оборудованием, ранее подключенным в данной точке подключения (для прочих Заявителей), при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до газораспределительной сети с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 200 метров, и мероприятия предполагают строительство только газопроводов- вводов (без устройства пунктов редуцирования газа и необходимости выполнения мероприятий по прокладке газопровода бестраншейным способом) в соответствии с утвержденной схемой газоснабжения территории муниципального образования;

-стандартизированных тарифных ставок, используемых для определения платы за технологическое присоединение, для случаев технологического присоединения газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа 500 м3/час и менее (или) проектным рабочим давлением в присоединяемом газопроводе 0,6 МПа и менее, кроме случаев, указанных в пунктах «а» и «б» пункта 4 Методических указаний, и установления размера платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.

Как следует из материалов дела, в целях подключения к сети газораспределения своего объекта капитального строительства - жилого дома, расположенного по адресу:Свердловская область, г. Первоуральск, п.Новоуткинск, ул. Коммунистическая, д. 42, кадастровый № 66:58:1101001:92, Плотникова В.А. направила в АО «ГАЗЭКС» заявку о заключении договора о подключении.

АО «ГАЗЭКС» в адрес Плотниковой В.А. был направлен проект договора о подключении № 1539-3-1778/2020 от 21.09.2020.

Согласно условиям договора и техническим условиям № 3-1778/2020 (приложение № 1 к договору) максимальный часовой расход газа - 4,2 куб. м., подключение объекта капитального строительства заявителя планируется к подземному газопроводу низкого давления (не более 0,3 Мпа), проходящему по ул. Коммунистическая в п. Новоуткинск, г. Первоуральск, Свердловской области, для чего Обществу необходимо, в том числе возвести газопровод низкого давления протяженностью 2,5 м до точки подключения на границе земельного участка заявителя. При этом, согласно условиям договора, мероприятия по подключению не предполагают прокладку газопровода бестраншейным способом и устройство пункта редуцирования газа.

Вместе с тем, Постановлением РЭК Свердловской области от 25.12.2019 № 256-ПК были установлены размеры платы за технологическоеприсоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям (далее - размеры платы), применяющиеся при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до газораспределительной сети с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 200 метров и мероприятия предполагают строительство только газопроводов (без необходимости выполнения мероприятий по прокладке газопроводов бестраншейным способом и устройства пункта редуцирования газа) в соответствии с утвержденной в установленном порядке региональной (межрегиональной) программой газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, в том числе схемой расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом, вышеуказанные размеры платы действовали с 01.01.2020 по 31.12.2020.

Согласно Постановлению РЭК Свердловской области от 25.12.2019 № 256-ПК, стоимость подключения газоиспользующего оборудования к сети газораспределения АО «ГАЗЭКС» для заявителей с максимальным расходом газа, не превышающим 5 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для прочих заявителей), на территории Свердловской области, за исключением муниципального образования «город Екатеринбург», составляла 32003,99 рублей.

Указом Губернатора Свердловской области от 29.11.2019 № 617-УГ утверждена региональная программа газификации жилищно - коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Свердловской области на 2019-2023 годы (далее - программа газификации).

Строительство объекта «Газоснабжение жилых домов потребительского газового кооператива «УспехГазСтрой», пос. Новоуткинск, городской округ Первоуральск, Свердловская область» предусмотрено пунктом 130 плана мероприятий программы газификации для обеспечения населения природным газом, финансирование осуществлялось из областного и местного бюджетов.

Согласно письму Министерства энергетики и жилищно - коммунального хозяйства Свердловской области (вх. № 01-34127 от 22.12.2020) мероприятия по газоснабжению жилых домов потребительского кооператива «УспехГазСтрой» являются объектоммуниципального значения.

Строительство объекта осуществлялось городским округом Первоуральск в 2018 - 2019 годах. На его строительство городскому округу Первоуральск в рамках государственной программы Свердловской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства иповышение энергетическойэффективности в Свердловской области до 2024 года», утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 29.10.2013 № 1330-ПП, в 2018-2019 годах выделялись субсидии из областного бюджета. Проектом на строительство объекта предусматривалось строительство распределительных газопроводов высокого и низкого давления, ответвлений к жилым домам, в том числе по ул. Коммунистическая. Строительство объекта завершено в 2019 году, 04.12.2019 получен разрешительный документ на ввод в эксплуатацию - акт законченного строительством объекта газораспределительной системы.

Согласно письму Администрации городского округа Первоуральск (вх. № 01-5403 от 25.02.2021) проектная документация на строительство объекта разработана в соответствии с расчетной схемой газоснабжения п. Новоуткинск, которая учитывает газификацию всех жилых домов в границах населенного пункта, соответственно, подключение к построенной сети объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Первоуральск, п. Новоуткинск, ул. Коммунистическая, д. 42, кадастровый № 66:58:1101001:92, возможно и включено в расчетные параметры трубопровода.

Таким образом, вывод антимонопольного органа о том, что подключение объекта капитального строительства к сети газораспределения в соответствии с программой газификации и расчетной схемой газоснабжения п. Новоуткинск, предусмотрена от подземного газопровода низкого давления, расположенного по ул. Коммунистической, п. Новоуткинск, г. Первоуральск (давление не более 0,3 Мпа), максимальный часовой расход газа не превышает 5 куб. м., расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения, от которой предусмотрено подключение менее 200 м., мероприятия по подключению не предполагают прокладку газопроводабестраншейным способом и устройство пункта редуцирования газа, является обоснованным.

В связи с чем, суд пришел к правильному выводу, что  в соответствии с нормами действующего законодательства, плата за подключение по договору должна была быть определена обществом исходя из размера платы, утвержденной Постановлением РЭК Свердловской области от 25.12.2019 № 256-ПК.

Вместе с тем, согласно пункта 10 договора размер платы за подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства определен исходя из стандартизированных тарифных ставок, установленных постановлением РЭК Свердловской области от 25.12.2019 № 257-ПК «Об установлении размеров стандартизированных тарифных ставок, используемых для определения величины платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям», и составил 153335 рублей 35 копеек.

Отклоняя доводы общества о том, что расчетная схема газоснабжения не является частью региональной программы газификации, и закон не связывает необходимость рассчитывать плату за подключение согласно постановлению РЭК Свердловской области от 25.12.2019 № 256-ПК с наличием объекта подключения в расчетной схеме, судом правомерно учтено следующее.

Положения пункта 26 (22) Положений № 1021 применяются при расчете платы за подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения, соответствующих требованиям, указанным в данном пункте в соответствии, в том числе со схемой расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом.

Согласно письму Министерства энергетики и жилищно - коммунального хозяйства Свердловской области (вх. № 01-34127 от 22.12.2020) мероприятия по газоснабжению жилых домов потребительского газового кооператива «УспехГазСтрой» включены в план мероприятий региональной программы газификации (строка 130 плана мероприятий). Проектом на строительство вышеуказанного объекта предусматривалось строительство распределительных газопроводов высокого и низкого давления, ответвлений к жилым домам, в том числе по ул. Коммунистическая и четырех ГРПШ. Строительство вышеуказанного объекта завершено в 2019 году, получен разрешительный документ на ввод в эксплуатацию.

Согласно письму Администрации городского округа Первоуральск (вх. № 01-5406 от 25.02.2021) проектная документация на строительство распределительного газопровода разработана в соответствии с расчетной схемой газоснабжения п. Новоуткинск, которая учитывает газификацию всех жилых домов в границах населенного пункта

Таким образом, в соответствии с региональной программой газификации осуществлено строительство газораспределительной сети в п. Новоуткинск Свердловской области (акт приемки законченного строительством объектагазораспределительной системы от 04.12.2019), к которой, согласно расчетной схеме газоснабжения п. Новоуткинск, предусмотрено подключение объекта капитального строительства (Свердловская область, г. Первоуральск, п. Новоуткинск, ул. Коммунистическая, д. 42), что также включено в расчетные параметры трубопровода.

Вопреки доводам заявителя жалобы, факт совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, подтвержден материалами дела и обществом не опровергнут.

Из материалов дела также следует, что ранее общество привлекалось к административной ответственности за аналогичное правонарушение (для квалификации правонарушения по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ имеет значение повторность правонарушения).

Согласно статье 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. При применении указанной нормы судам следует учитывать, что однородными считаются правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена одной статьей Особенной части КоАП РФ (пункт 19.1 Постановления Пленума № 10).

Таким образом, имеет место наличие события административного правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ; совершенного 21.09.2020 по месту нахождения АО «ГАЗЭКС», выразившегося в определении размера платы за технологическое присоединение по договору № 1539-3-1778/2020 от 21.09.2020, не в соответствии с законодательством Российской Федерации в сферегазоснабжения, в нарушение подпункта«г» пункта 83 Правил № 1314 лицом, считающимся с 15.08.2020 по 05.08.2021  подвергнутым административному наказанию.

Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения исследовался административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.

Вина заявителя выразилась в непринятии всех зависящих мер по соблюдению требований законодательства Российской Федерации. Доказательств того, что обществом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не представлено. У юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вопрос вины общества был предметом исследования административного органа, что нашло отражение в оспариваемом постановлении, Вина заявителя антимонопольным органом доказана.

Материалами дела подтверждается, что общество при возможности исполнения требований по соблюдению законодательства Российской Федерации не предприняло все зависящие от него меры, допустив пренебрежительное отношение к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права, что свидетельствует о его вине.

С учетом того, что АО «ГАЗЭКС» ранее привлекалось к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности административным органом не допущено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. АО «ГАЗЭКС» была предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

При этом правовых оснований для замены назначенного административного штрафа на предупреждение в порядке статей 4.1.1, 3.4 КоАП РФ не имеется, поскольку информация о АО «ГАЗЭКС» в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства отсутствует, доказательств, свидетельствующих о том, что АО «ГАЗЭКС» является субъектом малого или среднего предпринимательства, в материалы дела не представлено. Кроме того, согласно сведениям с официального сайта «Картотека арбитражных дел» АО «ГАЗЭКС» привлекается к административной ответственности не впервые.

С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ.

Вместе с тем, суд первой инстанции посчитал возможным снизить размер назначенного обществу штрафа, исходя из следующего.

Согласно части 1, 3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Конкретную меру ответственности, подлежащую применению, назначает лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, в настоящем случае - суд, с учетом названных обстоятельств.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административный штраф, равно как любое другое административное наказание, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Соответственно, устанавливаемые данным Кодексом размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов. В противном случае применение административной ответственности не будет отвечать предназначению государственного принуждения, которое, по смыслу статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 3), 18 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, должно заключаться главным образом в превентивном использовании соответствующих юридических средств для защиты прав и свобод человека и гражданина, иных конституционно признаваемых ценностей гражданского общества и правового государства.

Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При этом в соответствии с частью 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного дляюридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

С учетом изложенного, как справедливо отметил суд, ответственность заявителя должна отвечать критериям необходимости, пропорциональности и соразмерности.

С целью индивидуализации административного наказания, принимая во внимание характер административного правонарушения, отсутствие отягчающих обстоятельств, суд посчитал возможным снизить размер административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, до 600 000 руб.

Размер штрафа в 600 000 руб., по убеждению суда апелляционной инстанции, в данной ситуации согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), отвечает положениям статей 1.2, 3.5, 4.1, 4.5 КоАП РФ, а также соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования в части и признал незаконным постановление заинтересованного лица о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу № 066/04/9.21-1954/2021 об административном правонарушении (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ) от 26.07.2021 года в части наложения штрафа, превышающего 600 000 руб.

Оснований для переоценки вышеуказанных выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.

Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований, для переоценки которых суд апелляционной инстанции не усматривает.

Дополнительных доводов, которые, по мнению заявителя, свидетельствуют о неправомерности привлечения к административной ответственности, и которые не были предметом оценки судом первой инстанции, общество не приводит.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 ноября 2021 года по делу № А60-43403/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

В.Г. Голубцов

Судьи

И.В. Борзенкова

Е.Ю. Муравьева