ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-17496/2021-ГК от 07.02.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-17496/2021-ГК

г. Пермь

10 февраля 2022 года Дело № А71-2620/2021­­

Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 10 февраля 2022 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дружининой О.Г.,

судей Гладких Д.Ю., Поляковой М.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мухаметовой Д.Р.,

при участии:

от заявителя: Балобанов А.В., паспорт, директор;

от заинтересованного лица: Сабирова А.А., удостоверение, доверенность от 22.12.2021;

от третьих лиц: не явились;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью Земельный кадастровый центр «Релиз»,

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики

от 02 ноября 2021 года

по делу № А71-2620/2021

по заявлению общества с ограниченной ответственностью Земельного кадастрового центра «Релиз» (ИНН 1841012729, ОГРН 1101841004792)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской республике,

третьи лица: Индирякова Алла Викторовна, Администрация муниципального образования «Завьяловский район»

о признании незаконными уведомлений о приостановлении и отказе государственного кадастрового учета,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью Земельный кадастровый центр «Релиз» (далее - ООО ЗКЦ «Релиз», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконными уведомлений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (далее - Управление Росреестра, заинтересованное лицо) от 07.12.2020 № КУВД-001/2020-26240012/1 о приостановлении государственного кадастрового учета, от 10.03.2021 № КУВД-001/2020- 26240012/2 об отказе государственного кадастрового учета; о возложении обязанности по проведению государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером 18:086:074001:299 в соответствии с межевым планом от 24.11.2020, подготовленным кадастровым инженером ООО ЗКЦ «Релиз» Балобановым А.В. (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ).

К участию в деле в качестве третьих лиц (ст. 51, 200 АПК РФ) привлечены Индирякова Алла Викторовна, Администрация муниципального образования «Завьяловский район».

Решением суда от 02.11.2021 в удовлетворении заявления ООО ЗКЦ «Релиз» о признании незаконными уведомлений Управления Росреестра от 07.12.2020 № КУВД-001/2020-26240012/1 о приостановлении государственного кадастрового учета, от 10.03.2021 № КУВД-001/2020- 26240012/2 об отказе государственного кадастрового учета отказано.

Решение суда от 02.11.2021 обжаловано ООО ЗКЦ «Релиз» в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заявитель выражает несогласие с выводом суда первой инстанции о том, что земельный участок с кадастровым номером 18:08:074001:299 был образован и предоставлен в определенных границах и площадью. Считает невозможным уточнение местоположения границ земельного участка в соответствии с указанными в плане к свидетельству на право собственности на землю от 30.10.1996 № 13783 размерами земельного участка, поскольку размеры (длина и ширина) участка не отражают местоположение его границ в соответствии с требованиями земельного законодательства. Указывает, что сведений о проведенных работах по уточнению границ предоставленного Бондаренко А.В. земельного участка площадью 753 кв.м в свидетельстве и приложению к нему не имеется. На плане земельного участке не отражены его расположение относительно сторон света, дирекционные углы и горизонтальные проложения отрезков границ, отсутствуют координаты характерных точек границ земельного участка. По мнению заявителя, образование и предоставление земельного участка на праве собственности происходило без установления и закрепления границ на местности и определения координат поворотных точек границ. Ссылается на наличие ошибки в размерах участка, указанных в техническом паспорте от 15.09.1992. Сопоставляя местоположение объектов недвижимости и границы смежных участков с характеристиками земельного участка (длина, ширина), указанными в плане 1996 года, становится очевидным, что при указании длины и ширины земельного участка органом технического учета была допущена ошибка, воспроизведенная позже в правоустанавливающем документе на земельный участок. Полагает необоснованным вывод суда первой инстанции о необходимости представления документов, подтверждающих право на земельный участок с представленной в межевом плане конфигурацией и площадью 1 439 кв.м на протяжении 15 и более лет. Кроме того, заявитель указывает, что заинтересованность ООО ЗКЦ «Релиз» в оспаривании решений Управления Росреестра о приостановлении и отказе в осуществлении кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером 18:08:074001:299 состоит в том, что заявитель по заданию Индиряковой А.В. осуществил кадастровые работы, подготовив межевой план, представленный для рассмотрения в орган регистрации прав, при этом отказ Управления Росреестра повлечет для ООО ЗКЦ «Релиз» убытки в виде обязанности вернуть денежные средства Индиряковой А.В., о чем в материалы дела представлена соответствующая претензия. Также отмечает, что действующее законодательство не ограничивает возможность обжалования отказов регистрирующего органа в случае обращения с заявлением об уточнении местоположения границ земельного участка; заинтересованным лицом в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие наличие спора о праве. Ссылается на неправомерное взыскание с заявителя дополнительной государственной пошлины в размере 3 000 руб. Просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.

Управление Росреестра, Администрация муниципального образования «Завьяловский район» в отзывах на апелляционную жалобу выразили возражения против ее удовлетворения.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, на основании заключенного между Индиряковой А.В. (заказчик) и ООО ЗКЦ «Релиз» (исполнитель) договора от 05.10.2020 № 2-235 на выполнение кадастровых работ, кадастровым инженером ООО ЗКЦ «Релиз» Балобановым А.В. составлен межевой план от 24.11.2020 земельного участка с кадастровым номером 18:08:074001:299.

27.11.2020 Индирякова А.В. обратилась в Управление Росреестра с заявлением о государственном кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером 18:08:074001:299.

Уведомлением Управления Росреестра от 07.12.2020 №КУВД- 001/2020-26240012/1 приостановлено осуществление государственного кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером 18:08:074001:299 на основании п.п. 7, 25 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации объектов недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ), поскольку представленные документы для государственного учета по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (ч. 8 ст. 21, ч.ч. 10, 13 ст. 22 Закона № 218-ФЗ): представленный межевой план подготовлен не в соответствии с требованиями к подготовке межевого плана, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921, а именно п. 70 Требований, документов, подтверждающих право на земельный участок с представленной конфигурацией и площадью 1 439 кв.м на местности 15 и более лет, не представлено; граница уточняемого земельного участка проходит по землям неразграниченной государственной собственности, документов, подтверждающих согласование границ с Администрацией МО «Завьяловский район», не представлено.

В уведомлении было рекомендовано представить графические и (или) картографические материалы, подтверждающие изменение конфигурации земельного участка и увеличение площади, а также обратиться к кадастровому инженеру Балобанову А.В. для подготовки межевого плана в соответствии с действующими Требованиями.

Решением заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета или решений о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, созданной при Управлении Росреестра по Удмуртской Республике, от 02.02.2021 решение о приостановлении признано обоснованным и соответствующим п.п. 7, 25 ч. 1 ст. 26 Закона № 218-ФЗ.

10.03.2021 уведомлением Управления Росреестра № КУВД-001/2020-26240012/2 Индиряковой А.В. отказано в государственном кадастровом учете на основании ст. 27 Закона № 218-ФЗ, поскольку в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета, указанные в уведомлении 07.12.2020 № КУВД-001/2020-26240012/1 о приостановлении государственного кадастрового учета земельного участка.

ООО ЗКЦ «Релиз», полагая, что уведомления Управления Росреестра по Удмуртской Республике от 07.12.2020 № КУВД-001/2020-26240012/1 о приостановлении государственного кадастрового учета, от 10.03.2021 №КУВД-001/2020-26240012/2 об отказе государственного кадастрового учета являются незаконными, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи со следующим.

Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Порядок государственной регистрации права собственности и других вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав урегулирован Законом № 218-ФЗ.

На основании статьи 1 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном порядке (часть 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ).

В части 4 статьи 18 Закона № 218 определено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, в том числе, документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Исходя из положений части 1 статьи 21 Закона № 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.

Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав, регламентированы статьей 26 Закона № 218-ФЗ, согласно которой осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав, в том числе, в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7 части 1). Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей (часть 2).

Как указано в ст. 26 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав приостанавливаются по решению государственного регистратора прав, в том числе в случаях, когда не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п. 5. ч. 1 ст. 26), форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (п. 7 ч. 1 ст. 26).

Основанием приостановления осуществления кадастрового учета в порядке положений п. 7, 25 ч. 1 ст. 26 Закона № 218-ФЗ явилось установление несоответствия представленного вместе с заявлением межевого плана Балобанова А.В., составленного 24.11.2020 в отношении земельного участка с кадастровым номером 18:08:074001:299.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона № 218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

Частью 2 ст. 22 Закона № 218-ФЗ установлено, что в межевом плане указываются: сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков (пункт 1); сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей земельного участка (пункт 2); новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков (пункт 3).

Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» в соответствии с частью 13 статьи 22 Закона № 218-ФЗ утверждены форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке.

В п. 70 Требований к подготовке текстовой части межевого плана указанного Приказа установлено, что выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в ч. 10 ст. 22 Закона № 218-ФЗ. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите «1» раздела «Исходные данные».

В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории.

При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.

При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе «Исходные данные», указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются.

В разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например: описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например кирпичное ограждение, стена здания); сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата предоставления земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, иной некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства до 1 января 2019 года, или организациям, при которых были созданы (организованы) некоммерческие организации для ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, пользующиеся такими земельными участками, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).

Согласно пункту 82 Требований к подготовке межевого плана в случае если межевой план оформляется в результате кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка (земельных участков) или в результате кадастровых работ по образованию земельных участков уточнено местоположение границ смежных земельных участков, на обороте Чертежа оформляется Акт согласования. В результате кадастровых работ по уточнению местоположения границ нескольких смежных земельных участков количество Актов согласования должно соответствовать количеству уточняемых земельных участков.

В силу ч. 1 ст. 42.8 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» уточнение местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ осуществляется по правилам, предусмотренным частью 10 статьи 22 Закона № 218-ФЗ, в том числе с использованием документов, указанных в ч. 3 ст. 42.6 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 10 ст. 22 Закона № 218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определяющих местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В соответствии с ч. 3 ст. 42.6 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» для определения местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ могут использоваться материалы землеустроительной документации, содержащейся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, материалы и пространственные данные федерального фонда пространственных данных, ведомственных фондов пространственных данных, фондов пространственных данных субъектов Российской Федерации, ситуационные планы, содержащиеся в технических паспортах расположенных на земельных участках объектов недвижимости, хранившихся по состоянию на 1 января 2013 года в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации, планово-картографические материалы, имеющиеся в органах местного самоуправления муниципальных районов, органах местного самоуправления муниципальных округов, городских округов, органах местного самоуправления поселений, документы о правах на землю и иные документы, содержащие сведения о местоположении границ земельных участков.

Из материалов дела следует, уточнение сведений о земельном участке с кадастровым номером 18:08:074001:299 связано с изменением площади земельного участка и изменением описания местоположения его границ, в обоснование чего представлен межевой план, подготовленный заявителем.

Уточненная площадь земельного участка с кадастровым номером 18:08:074001:299 составляет 1 439 кв.м, то есть увеличение площади земельного участка происходит на 686 кв.м.

Уточнение местоположения границ произведено в соответствии с фактическим местоположением (по существующим заборам и стенам строений).

Однако, определение границ земельного участка в соответствии с фактическим местоположением, согласно ч. 10 ст. 22 Закона № 218-ФЗ, допускается только, в случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что земельный участок был образован и предоставлен в определенных границах и площадью.

В частности, согласно представленной в материалы дела Выписки из решения № 1 от 19.05.1989 следует, что Бондаренко В.П. выделен земельный участок площадью 0,06 га за счет земель с-за «Докшинский» для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственных построек.

03.02.1995 Бондаренко В.П. выдано свидетельство на право собственности № 650409 на землю общей площадью 753 кв.м, из них 648 кв.м пашни, 105 кв.м постройки. К свидетельству приложен план участка № 596. Согласно плана, земельный участок имел следующие размеры: по точкам АБ - 35 м, БВ - 21,5 м, ВГ - 35 м., ГА - 21,5 м, при этом, по точкам АБ граничил с земельным участком Минагуловой Е.В., по точкам БВ-р.Кама, ВГ-земельный участок Ердакова, ГА-земли общего пользования (дорога).

30.10.1996 между Бондаренко В.П. (даритель) и Бондаренко А.В. (одаряемый, в настоящее время Индирякова А.В.) заключен договор дарения земельного участка площадью 753 кв.м.

На основании договора дарения от 30.10.1996 Бондаренко А.В. выдано свидетельство на право собственности на землю № 0356147 площадью 753 кв.м. Также приложением к свидетельству является план земельного участка, передаваемого в собственность.

Земельный участок данной площадью также отражен в техническом паспорте на индивидуальный жилой дом от 15.09.1992.

Согласно ответу Завьяловского филиала БУ УР «ЦКО БТИ» от 23.07.2021 № 825 при постановке на учет объекта недвижимости необходимо обязательное его обследование, все размеры, указанные в техническом паспорте, соответствуют действительности по состоянию на дату обследования 15.09.1992.

Доказательств, подтверждающих право на земельный участок с представленной в межевом плане конфигурацией и площадью 1 439 кв.м на протяжении 15 и более лет, в материалы дела не представлено.

Судом первой инстанции учтено, что письмами Управления имущества и земельных ресурсов Администрации МО «Завьяловский район» от 10.12.2020 № 5222, от 25.01.2021 № 202 подтверждается, что правообладатель земельного участка с кадастровым номером 18:08:074001:299 с заявлением о согласовании границ и площади земельного участка в Администрацию МО «Завьяловский район» не обращался, Администрацией не принималось решения о согласовании границы и площади такого участка.

Вместе с тем, согласно межевому плану от 24.11.2020 изменяется конфигурация и площадь земельного участка в отличие от имеющейся в правоустанавливающих документах, площадь земельного участка увеличивается с 753 кв.м. до 1 439 кв.м.

Учитывая, что в рассматриваемом случае спорный земельный участок был образован и предоставлен в определенных границах и площадью 753 кв.м, наличие оснований для изменений границ и конфигурации земельного участка, установленных законом, материалами дела не подтверждено, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что принятые Управлением Росреестра решения о приостановлении кадастрового учета и решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости являются законными и вынесены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указанное соответствует обстоятельствам настоящего дела и не опровергнуто заявителем. Незаконных действий и нарушения прав и законных интересов заявителя со стороны Управления Росреестра не усматривается.

Изложенные в апелляционной жалобе доводы по существу сводятся к несогласию с указанными в правоустанавливающих документах границами и конфигурацией земельного участка. Оснований для вывода о недостоверности сведений в отношении земельного участка, указанных в правоустанавливающих документах, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, кадастровому инженеру следовало оценить, в том числе и представленную документацию по местоположению земельного участка при его образовании.

Выводы суда первой инстанции об избрании заявителем ненадлежащего способа защиты права, а также о том, что оспариваемые решения Управления Росреестра не нарушают права и законные интересы заявителя, не привели к принятию неправильного судебного акта.

Таким образом, судами первой и апелляционной инстанций не установлена совокупность оснований, указанных в ст. 198, 201 АПК РФ, для признания оспариваемых уведомлений заинтересованного лица незаконными.

Также подлежит отклонению довод заявителя о неправомерном взыскании с заявителя в доход федерального бюджета госпошлины в размере 3 000 рублей. По мнению заявителя, требование об оспаривании уведомления об отказе государственного кадастрового учета не является самостоятельным требованием, а взаимосвязано с первоначально заявленным требованием об оспаривании уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В соответствии с положением абзаца третьего подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными размер государственной пошлины для юридических лиц составляет 3 000 руб.

Поскольку заявителем по настоящему делу оспаривалось два ненормативных акта, то ООО ЗКЦ «Релиз» при подаче заявления должно было уплатить в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 6 000 рублей. Заявителем было оплачено 3 000 руб. Следовательно, судом первой инстанции обоснованно была взыскана с заявителя в доход федерального бюджета госпошлина в размере 3 000 руб. в соответствии со ст. 102 АПК РФ.

Установленные в результате исследования совокупности имеющихся в материалах дела доказательств (ст. 64, 65, 71 АПК РФ) и надлежащим образом оцененные судом первой инстанции обстоятельства признаются арбитражным судом апелляционной инстанции необходимыми и достаточными для принятия именно такого решения, которое является предметом обжалования.

Суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно статье 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение суда от 02.11.2021 является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 02 ноября 2021 года по делу № А71-2620/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Председательствующий

О.Г. Дружинина

Судьи

Д.Ю. Гладких

М.А. Полякова