ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП-1778/2022-АК
г. Пермь
19 июля 2022 года Дело № А60-47761/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 июля 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шаламовой Ю.В.
судей Васильевой Е.В., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
в отсутствие участвующих в деле лиц
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью «Лоскор»
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 29 декабря 2021 года
по делу № А60-47761/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Лоскор» (ИНН <***>)
к ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (ИНН <***>) о признании незаконным решения уполномоченного органа от 09.07.2021 года,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Лоскор» (далее – заявитель, Общество, ООО «Лоскор») обратилось в Арбитражный суд Свердловской области к ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (ИНН <***>) (далее – заинтересованное лицо, Инспекция) с заявлением о признании незаконным решения уполномоченного органа от 09.07.2021 о привлечении к ответственности.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 29 декабря 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель настаивает на том, что заинтересованное лицо на момент вынесения обжалуемого ненормативного акта уже обладало информацией о том, что заявитель отвечал по всем своим признакам субъектам МСП за период 2020 года, что подтверждается внесением Заинтересованным лицом заявителя в реестр МСП с 10 января 2021 года. Вместе с тем, несмотря на тот факт, что оно указанным выше действием признало заявителя субъектом МСП по критериям его деятельности за весь 2020 год - доначислило своим Решением от 09.07.2021 - заявителю суммы страховых взносов за 2020 год. Заявитель соответствовал всем критериям предусмотренным Законом № 2209-03, что указывает на право применения пониженных тарифов с 01.04.2020 для плательщиков страховых взносов (статья 6 Закона №102-ФЗ). Кроме того, заявитель жалобы указывает, что актом № 924528 от 28.07.2021 - заинтересованное лицо привлекло заявителя к административной ответственности именно как субъекта малого и среднего предпринимательства за несвоевременное предоставление сведений о численности работников за 2020 год. Таким образом, привлекая заявителя в качестве субъекта административного правонарушения, которое распространяется именно на субъектов малого и среднего предпринимательства, заинтересованное лицо признало его таковым в 2020 году.
Заинтересованным лицом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому оно считает решение суда законным и обоснованным, доводы жалобы - не подлежащими удовлетворению.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2022 производство по настоящему делу приостановлено до момента рассмотрения Арбитражным судом Уральского округа жалобы общества с ограниченной ответственностью «Визави» на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2022 по делу № А60-43069/2021 Арбитражного суда Свердловской области.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2022 назначено судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции для решения вопроса о возобновлении производства по делу и проведения в этом же заседании судебного разбирательства по апелляционной жалобе заинтересованного лица в рамках настоящего дела на 19.07.2022.
Определением от 18.07.2022 произведена замена судьи Трефиловой Е.М. на судью Гулякову Г.Н. После замены судьи рассмотрение спора подлежит сначала.
Протокольным определением суда апелляционной инстанции от 19.07.2022 производство по делу возобновлено, поскольку обстоятельства, явившиеся основанием для его приостановления устранены.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ИФНС России по Верх - Исетскому району г. Екатеринбурга (Инспекция, налоговый орган) проведена камеральная налоговая проверка расчета по страховым взносам за 2020 год, представленного 25.01.2021 обществом с ограниченной ответственностью «Лоскор» (ООО «Лоскор», Общество, Заявитель), по результатам которой составлен акт от 12.05.2021 № 4964, вынесено решение от 09.07.2021 № 4640 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (решение от 09.07.2021 № 4640).
Решением от 09.07.2021 № 4640 ООО «Лоскор» доначислены страховые взносы в размере 36013,29 рублей, начислены пени в размере 2329,21 руб. Общество привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) в размере 7202,66 рублей.
Основанием для начисления страховых взносов за 2020 год послужило неправомерное применение ООО «Лоскор» пониженных тарифов страховых взносов, установленных ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 01.04.2020 № 102-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Закон № 102-ФЗ), в связи с исключением Общества с 10.08.2020 из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (единый реестр субъектов МСП) по причине непредставления сведений о среднесписочной численности работников организации за 2019 год.
Заявитель, полагая, что решение от 09.07.2021 № 4640 является незаконным и не соответствует положениям НК РФ, нарушает его права и законные интересы, обратился с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган - Управление ФНС России по Свердловской области (Управление), в которой просило решение Инспекции отменить.
По результатам рассмотрения жалобы Управлением принято решение № 1114/21 от 02.09.2021, согласно которому решение налогового органа №4640 от 09.07.2021 оставлено без изменения.
Не согласившись с позицией налоговых органов, ООО «Лоскор» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оказывая в удовлетворении требований, исходил из отсутствия совокупности оснований для признания оспариваемого решения незаконным.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ст. 65 АПК РФ).
Статьей 6 Федерального закона от 01.04.2020 № 102-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что в период с 1 апреля 2020 года до 31 декабря 2020 года для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24.07. 2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало расчетного периода, применяются следующие пониженные тарифы страховых взносов:
1) на обязательное пенсионное страхование:
а) в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - в размере 10,0 процента;
б) свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - в размере 10,0 процента;
2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - в размере 0,0 процента;
3)на обязательное медицинское страхование - в размере 5,0 процента.
Согласно статье 3 Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон № 209-ФЗ) субъектами малого и среднего предпринимательства признаются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
На основании части 1 статьи 4.1 Закона № 209-ФЗ в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Реестр) вносятся сведения о юридических лицах, отвечающих условиям отнесения к субъектам МСП, установленным статьей 4 Закона № 209-ФЗ,
В соответствии со статьей 4 Закона № 209-ФЗ хозяйственные общества и хозяйственные товарищества могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, при соблюдении следующих условий:
среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 статьи 4 Закона № 209 ФЗ должна составлять до ста человек для малых предприятий (микропредприятия - до пятнадцати человек) (пп. а п. 2 ч.1.1 ст.4 Закона № 209-ФЗ);
доход хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации (малые предприятия -800 тыс. рублей) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства (п.3 ч. 1.1 ст.4 Закона № 209-ФЗ).
Исходя из вышеизложенного, плательщики страховых взносов вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, установленные Федеральным законом № 102-ФЗ, при условии внесения сведений о них в реестр МСП.
Внесение сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов МСП и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются налоговым органом на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП, а также представленных в налоговые органы сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году, а также сведений, представленных в налоговый орган в соответствии с частями 5 - 6.4 статьи 4.1 Закона № 209-ФЗ (ч. 4 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 03.08.2018 № 313-ФЗ, от 26.07.2019 № 245-ФЗ).
Сведения о наименовании юридического лица (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя), ИНН, месте нахождения (месте жительства), дате внесения в реестр, категории субъекта, сведения о видах деятельности и лицензиях, а также среднесписочной численности вносятся в единый реестр ежегодно 10 августа текущего календарного года на основе указанных в части 4 статьи 4.1 Закона № 209-ФЗ сведений, имеющихся у налогового органа по состоянию на 1 июля текущего календарного года (п. 1 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 03.08.2018 № 313-ФЗ, от 26.07.2019 № 245-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 80 НК РФ сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются организацией (индивидуальным предпринимателем, привлекавшим к указанный период наемных работников) в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации - не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована).
Непредставление юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведении о среднесписочной численности работнике) за предшествующий календарный год является основанием для исключения с 10 августа текущего календарного года содержащихся в едином реестре МСП сведений о таких юридических лицах и индивидуальных предпринимателях (п. 5 ч, 5 ст.4.1 Закона № 209-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 03.08.2018 № 313-ФЗ, от 26.07.2019г № 245-ФЗ).
Таким образом, в случае если хозяйствующим субъектом не представлены сведения о среднесписочной численности работников за 2019 год, несмотря на то, что остальные критерии отнесения к субъектам МСП соблюдены, указанный субъект исключается из единого реестра МСП 10 августа 2020.
Плательщики страховых взносов вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, установленные Федеральным законом № 102-ФЗ, при условии внесения сведений о них в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) с 1-го числа месяца, в котором сведения о них внесены в реестр МСП, но не ранее чем с 1 апреля 2020 года.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в расчете по страховым взносам за 2020 год Заявителем применены пониженные тарифы страховых взносов в соответствии со статьей 6 Закона № 102-ФЗ (код тарифа 20).
В ходе камеральной проверки расчета Инспекцией установлено, что ООО «Лоскор» было исключено из реестра МСП 10.08.2020 (период нахождения в реестре МСП (с 10.03.2019 по 10.08.2020)), и включен вновь в реестр МСП только 10.01.2021.
Пунктом 5 части 5 статьи 4.1 Закона № 209-ФЗ прямо установлено, что непредставление юридическими лицами сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год является основанием для исключения таких налогоплательщиков из единого реестра субъекта МСП 10 августа текущего календарного года.
Сведения о среднесписочной численности работников за 2019 год, при сроке представления, установленном НК РФ - 20.01.2020, представлены Заявителем только 17.12.2020, данный факт Обществом не оспорен.
При таких обстоятельствах, учитывая, что на 01.07.2020 сведения о среднесписочной численности за 2019 год в налоговом органе отсутствовали, Общество было исключено из реестра субъектов MCП в соответствии пунктом 5 части 5 статьи 4.1 Закона № 209-ФЗ правомерно.
Оснований протий к иным суждениям суд апелляционной инстанции не усматривает.
Отклоняя доводы Заявителя о соответствии критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) и формальном ведении реестра МСП, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В случае исключения плательщиков страховых взносов из единого реестра МСП пониженные тарифы страховых взносов не применяются с 1-го числа месяца, в котором плательщики страховых взносов были исключены из реестра МСП.
В связи с исключением Заявителя из единого реестра МСП 10.08.2020, Общество не могло применять пониженные тарифы при исчислении страховых взносов за период август - декабрь 2020.
При таких обстоятельствах, Инспекцией обоснованно доначислены страховые взносы в порядке, установленном статьей 425 НК РФ.
С учетом того, что 07.11.2020 вступил в силу Федеральный закон № 349-ФЗ, предусматривающий ежемесячное формирование реестра МСП на основании сведений, предусмотренных частями 4 и 4.1 статьи 4.1 Федерального закона № 209-ФЗ (в редакции указанного Федерального закона № 349-ФЗ), после получения сведений о среднесписочной численности за 2019 год, Общество включено в реестр субъектов МСП вновь 10.01.2021.
Доводы Общества о том, что фактически ООО «Лоскор» соответствует критериям субъекта МСП, что следует из представленных сведений о среднесписочной численности сотрудников 17.12.2020 и другим формам отчетности, в настоящем споре не имеет правового значения, поскольку законодателем установлен критерий, необходимый для получения субсидии - это наличие в едином реестре субъектом малого и среднего предпринимательства записи о налогоплательщике на определенную дату.
Ссылки налогоплательщика на то, что налоговый орган располагал данными о численности работников из отчетности по страховым взносам, СЗВ-М не могу быть приняты во внимание, поскольку в Законе № 209-ФЗ однозначно говорится, что соответствие критериям МСП определяется именно по сведениям о среднесписочной численности.
На основании изложенного, в удовлетворении заявленных требований обществу отказано правомерно.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых суд апелляционной инстанции не усматривает.
Оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 29 декабря 2021 года по делу № А60-47761/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Ю.В. Шаламова
Судьи
Е.В. Васильева
Г.Н. Гулякова