ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-17894/17-ГК от 15.01.2017 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- 94 /2017-ГК

г. Пермь

15 января 2017 года                                                          Дело №А50-13496/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2018 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 15 января 2018 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мартемьянова В.И.,

судей                                Васевой Е.Е., Нилоговой Т.С.,                                     

при ведении протокола судебного заседания секретарем Балакиревой Н.Ю.,  

при участии:

 от истца – Коневских В.И., доверенности от 27.11.2017 и от 28.11.2017, паспорт,

от ответчика – Цигвинцев Ф.А.. доверенность от 09.01.2018, паспорт, от

третьих лиц представители не явились,

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрел в заседании суда апелляционную жалобу истца, ООО "Спутник-Энергетика" ,

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 12 октября 2017 года,

вынесенное судьей Гусельниковой Н.В.

по делу № А50-13496/2017

по иску ООО "Спутник-Энергетика" (ОГРН 1085905009651, ИНН 5905266944)

к АО "Искра-Энергетика" (ОГРН 1025901510117, ИНН 5907013804),

третьи лица: ООО "Совместная компания "Русвьетпетро" (ОГРН 1087746814000, ИНН 7701791321), ООО "Группа компаний ЭФЭСК" (ОГРН 1094707000299, ИНН 4707028590),

взыскании задолженности, пени по договору поставки,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Спутник-Энергетика» (далее – ООО «Спутник-Энергетика», истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к акционерному обществу «Искра-Энергетика» (далее – АО «Искра- Энергетика», ответчик) о взыскании 8 593 000 руб. 95 коп. задолженности за поставленную продукцию, 335 127 руб. 04 коп. пени.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 12.10.2017 (резолютивная часть решения объявлена 05.10.2017) в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с вынесенным решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправомерность вывода суда о пропуске срока давности и отсутствии действий со стороны ответчика, свидетельствующих о признании (прерывании срока исковой давности) спорного долга.

В апелляционной жалобе ее заявитель отмечает, что при рассмотрении спора суд сделал противоречащий условиям заключенного между сторонами договора вывод о возникновении у ответчика обязанности по оплате товара с момента его получения по накладным: по спецификации №1 по товарным накладным от 09.02.2012 №2, от 17.09.2012 №9; по спецификации №2 06.10.2011 по товарным накладным от 14.02.2012 №5, от 14.02.2012 №6; по спецификации №3 по товарной накладной от 28.08.2012 №19. При этом суд не принял во внимание обстоятельства исполнения договора, а именно, тот факт, что условие, с которым стороны связывали наступление обязательств ответчика по оплате резервной суммы наступил 30.01.2015, а также мнение ответчика, указывающего на то, что сроки исковой давности должны исчисляться с даты составления актов монтажа поставленной продукции. Также считает, что суд неправомерно отказался признавать факт признания долга ответчиком и прерывания срока исковой давности, несмотря на представленные в дело соглашение об урегулировании претензии по договору от 30.06.2015 и акт сверки взаимных расчетов за 2015 год.

До начала судебного разбирательства ответчиком представлен письменный отзыв, согласно которому доводы апелляционной жалобы считает необоснованными, решение суда - законным.

От истца поступили письменное заявление  о фальсификации доказательств – копии письма от 12.03.2012 № 161.1-12, а также ходатайство об отложении судебного разбирательства до рассмотрении указанного заявления о фальсификации  по существу.

На основании и в порядке ст.18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) определением апелляционного суда от 11.01.2018 произведена замена председательствующего судьи Плаховой Т.Ю. на судью Мартемьянова В.И.

В судебном заседании представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, на отмене обжалуемого решения настаивал.

Представитель ответчика по мотивам, изложенным в письменном отзыве, против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены апелляционным судом в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, 25.08.2011 между истцом (поставщик) и ответчиком (покупатель) заключен договор поставки №20/ПР/0359/11 (далее – договор) в соответствии с условиями которого, поставщик обязуется изготовить и передать в собственность покупателя, а покупатель обязуется принять и оплатить продукцию в порядке и сроки, предусмотренные договором, при этом поставщик в счет цены договора обеспечит:

- выполнение полного цикла контроля изготовления продукции и проведение всех испытаний продукции;

- консервацию, упаковку и маркировку продукции, а также её транспортировку до строительной площадки с обеспечением страхования продукции в полном соответствии с условиями настоящего договора, при этом, порядок и условия страхования и транспортировки продукции поставщик обязан письменно согласовывать с покупателем до фактического исполнения данных услуг путем обмена письмами;

- в случаях, предусмотренных договором сохранность продукции;

- в течение 4 рабочих дней с момента получения письменного запроса покупателя предоставление покупателю письменной информации о ходе выполнения работ по изготовлению продукции и иных работ/услуг, предусмотренных договором;

- в период нахождения на территории и объекта генерального заказчика строительства, в том числе на территории строительной площадки соблюдение его регламентов (не ограничиваясь): положение о порядке доступа персонала подрядных организаций для выполнения работ на территории взрывоопасного объекта; процедуры взаимодействия, установленные на объекте запреты;

- в сроки, установленные договором, устранение за свой счет дефектов продукции, выявленных в процессе приемки продукции, так и при выполнении её монтажа, пуско-наладки и при вводе продукции в эксплуатацию в составе объекта строительства, а также возникшие в гарантийный период;

- при непосредственном указании в спецификации поставки предоставление в адрес покупателя необходимых для проектирования объекта строительства исходных данных в отношении поставляемой продукции и выполнение на строительной площадки услуг по шеф-монтажу продукции в составе объекта, а также её пуско-наладки (п. 1.1 договора, л. д. 13 т.1).

25.08.2011 между сторонами была подписана спецификация №1 на сумму 53 732 265 руб. 40 коп. (л. д. 43 т.1). Истец в иске указал, что поставил товар, указанный в данной спецификации на общую сумму 53 732 265 руб. 40 коп., в доказательство представил товарные накладные от 09.02.2012 №2, от 17.09.2012 №9 (л. д. 59, 62 т.1). При этом согласно спецификации № 1 к договору сумма в размере 5 267 026,54 руб. резервируется и перечисляется покупателем после подписания «Акта приемки законченного строительством Объекта всеми членами приёмочной комиссией» (по форме КС-14) с Генеральным Заказчиком.

06.10.2011 между сторонами была подписана спецификация №2 на сумму 30 097 344 руб. 09 коп. (л. д. 48 т.1). Истец указал, что поставил товар, указанный в данной спецификации на общую сумму 29 979 344 руб. 09 коп., в доказательство представил товарные накладные от 14.02.2012 №5, от 14.02.2012 №6 (л. д. 60, 61) и акт окончательной сдачи-приемки продукции по спецификации №2 (л. д. 42).

При этом согласно спецификации № 2 к договору сумма в размере 2 891 734,41 руб. резервируется и перечисляется покупателем после подписания «Акта приемки законченного строительством Объекта всеми членами приёмочной комиссией» (по форме КС-14) с Генеральным Заказчиком.

16.03.2012 между сторонами была подписана спецификация №3 на сумму 4 342 400 руб. 00 коп. (л. д. 51 т.1). Истец указал, что поставил товар, указанный в данной спецификации на сумму 4 342 400 руб. 00 коп., в доказательство представил товарную накладную от 28.08.2012 №19 (л. д. 58 т.1).

15.01.2013 между сторонами подписано дополнительное соглашение №1 (л. д. 24 т.1         ), в котором стороны согласовали изменения в спецификации. № 1.

 22.02.2013 между сторонами был подписан протокол разногласий указанному дополнительному соглашению (л. д. 28 т.1).

19.12.2013 между сторонами было подписано дополнительное соглашение от 19.12.12 №2 (л. д. 29 т.1).

13.02.13 между сторонами был подписан протокол разногласий к дополнительному соглашению от 19.12.2012 №2 (л. д. 38 т.1).

По утверждению истца товар, поставленный по спецификациям №1, №2, №3, ответчик оплатил частично, в результате чего за ним образовалась задолженность в размере 8 593 000 руб. 95 коп., которую он и просит взыскать в рамках настоящего спора.

Кроме того истцом предъявлен к взысканию пени, начисленные на основании п.5.10 договора за период с 01.02.2017 по 19.04.2017 в размере 335 127 руб. 04 коп.

Ответчик, в свою очередь, заявил о пропуске истцом срока исковой давности.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из пропуска истцом срока исковой давности, о применении которого было заявлено ответчиком, а также из отсутствия надлежащих доказательств перерыва срока исковой давности.

Изучив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст.71 АПК РФ в их совокупности, проанализировав нормы материального права, доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции усматривает основания для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.

Суждение суда первой инстанции о пропуске срока исковой давности апелляционный суд находит неправомерным по следующим мотивам.

В соответствии со ст. 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Согласно п. 1 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения (п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года.

Пунктами 1,2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.

Факт истечения срока исковой давности служит самостоятельным основанием для отказа в иске, применение судом срока исковой давности исключает саму необходимость исследования доказательств по делу (п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 № 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности").

Как установил суд и следует из материалов дела, согласно п. 2.11 договора оплата за изготовление и поставку продукции осуществляется на условиях и в сроки по соответствующей спецификации поставки (л.д. 14 – на обороте т.1).

В спецификациях согласованы следующие сроки оплаты:

Согласно Спецификации № 1 (л.д. 43 т.1) общая договорная цена по ней составляет 53 850 265,40 руб.

Платежи за поставку ПТК АСУ ТП производятся покупателем в следующем порядке: авансовый платеж в размере 33 349 448,83 руб., в том числе НДС (18%) производится покупателем на расчетный счет поставщика до 20.10.2011 на основании предоставленного поставщиком оригинала счета на авансовый платеж.

Платеж в размере 6 109 206,18 руб., в том числе НДС (18%) за поставленную Продукцию в г. Усинск производится покупателем на расчетный счет поставщика в течение 45 календарных дней с момента предоставления оригиналов следующих документов: счета-фактуры, оформленного в соответствии с действующим законодательством РФ; товарной накладной по форме ТОРГ-12; отгрузочных документов по доставке продукции в пункт назначения с отметкой покупателя о приемке груза; комплектовочной (укладочной) ведомости; копий страхового полиса и платежного поручения по оплате страховой премии (без указания цены).

Платеж в размере 3 531 630,58 руб., в том числе НДС (18%) производится после доработки продукции при условии передачи РД в течение 45 календарных дней с момента предоставления оригиналов следующих документов: счета-фактуры, оформленного в соответствии с действующим законодательством РФ; акта сдачи-приемки выполненных работ; накладной по передаче РД покупателю.

Платеж в размере 2 522 593,27 руб., в том числе НДС (18%) производится после передачи покупателю ЭД и ПМО в течение 45 календарных дней с момента предоставления оригиналов следующих документов: счета-фактуры, оформленного в соответствии с действующим законодательством РФ; накладной по передаче ЭД и ПМО Покупателю.

Сумма в размере 4 938 986,54 руб. в том числе НДС (18%) резервируется и перечисляется покупателем на расчетный счет поставщика денежными средствами в течение 100 календарных дней с момента подписания покупателем Акта приемки законченного строительством Объекта всеми членами приемочной комиссии по форме КС-14 с Генеральным Заказчиком (в редакции дополнительного соглашения от 15.01.13 №1, л. д. 24 т.1).

Согласно п. 2.2 спецификации №1 оплата за поставку АСПТ (строка 1.2. Таблицы №1) осуществляется в следующем порядке. Авансовый платеж в размере 1 640 200,00 руб. с учетом НДС осуществляются покупателем на расчетный счет поставщика в течение 20 (двадцати) календарных дней после вступления в силу соответствующей Спецификации поставки при условии подписания настоящего договора обеими сторонами на основании предоставленного поставщиком оригинала счета на авансовый платеж.

Платеж размере 1 312 160,00 руб. с учетом НДС за поставленную продукцию перечисляется покупателем на расчётный счёт поставщика денежными средствами после поставки продукции на Строительную площадку в течение 45 (сорока пяти) календарных дней с момента предоставления оригиналов следующих документов: счёта-фактуры, оформленного в соответствии с действующим законодательством; акта окончательной сдачи-приемки продукции, подписанного обеими Сторонами; товарной накладной по форме ТОРГ-12; отгрузочных документов (ж/д и/или автотранспортная накладная без указания цены) по доставке комплектующей (-их) продукции на

площадку с отметкой покупателя о приемке груза; комплектовочную (укладочную) ведомость; копии Страхового полиса, подтверждающего страхование на условиях, предусмотренных настоящим договором, и копию платежного поручения подтверждающего оплату страховой премии (без указания цены); эксплуатационно-технической документации, предусмотренной п.3.5 Договора.

Сумма в размере 328 040 руб. с учетом НДС резервируется и перечисляется покупателем на расчётный счёт поставщика денежными средствами в течение 100 календарных дней с момента подписания покупателем «Акта приемки законченного строительством Объекта всеми членами приёмочной комиссией» (по форме КС-14) с Генеральным Заказчиком. В случае, когда не подписание «Акта приемки законченного строительством Объекта всеми членами приёмочной комиссией» (по форме КС-14) с Генеральным Заказчиком вызвано причинами, за которые отвечает поставщик, оплата осуществляется в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты устранения замечаний (дефектов) и подписания КС-14 с Генеральным заказчиком (л. д. 44).

Согласно спецификации №2 оплата за поставку САУ ЭГЭС-12 и НКУ ЭГЭС-12 осуществляется в следующем порядке. Авансовый платеж в размере 9 912 000,00 руб. с учетом НДС осуществляются покупателем на расчетный счет поставщика в течение 20 (двадцати) календарных дней после вступления в силу соответствующей Спецификации поставки при условии подписания настоящего договора обеими сторонами на основании предоставленного поставщиком оригинала счета на авансовый платеж.

Платеж размере 12 768 309,68 руб. с учетом НДС за поставленную продукцию перечисляется покупателем на расчётный счёт поставщика денежными средствами после поставки продукции на Строительную площадку в течение 45 (сорока пяти) календарных дней с момента предоставления оригиналов следующих документов: счёта-фактуры, оформленного в соответствии с действующим законодательством; 3 акта окончательной сдачи-приемки продукции, подписанного обеими Сторонами; товарной накладной по форме ТОРГ-12; отгрузочных документов (ж/д и/или автотранспортная накладная без указания цены) по доставке комплектующей (-их) продукции на площадку с отметкой покупателя о приемке груза, комплектовочную (укладочную) ведомость; копии Страхового полиса, подтверждающего страхование на условиях, предусмотренных настоящим договором, и копию платежного поручения подтверждающего оплату страховой премии (без указания цены); эксплуатационно-технической документации, предусмотренной п.3.5 Договора.

Сумма в размере 2 402 034,41 руб. с учетом НДС резервируется и перечисляется Покупателем на расчётный счёт поставщика денежными средствами в течение 100 календарных дней с момента подписания покупателем «Акта приемки законченного строительством Объекта всеми членами приёмочной комиссией» (по форме КС-14) с Генеральным Заказчиком. В случае, когда не подписание «Акта приемки законченного строительством Объекта всеми членами приёмочной комиссией» (по форме КС-14) с Генеральным Заказчиком вызвано причинами, за которые отвечает поставщик, оплата осуществляется в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты устранения замечаний (дефектов) и подписания КС-14 с Генеральным заказчиком. Оплата за поставку Аппаратуры контроля вибрации (Bently Nevada) осуществляется в следующем порядке.

Авансовый платеж в размере 2 448 500 руб. с учетом НДС от стоимости продукции, указанной в согласованной сторонами Спецификации, осуществляются покупателем на расчетный счет поставщика в течение 20 (двадцати) календарных дней после вступления в силу соответствующей Спецификации поставки при условии подписания настоящего договора обеими сторонами на основании предоставленного поставщиком оригинала счета на авансовый платеж.

Платеж размере 1 958 800 руб. с учетом НДС за поставленную продукцию перечисляется покупателем на расчётный счет поставщика денежными средствами после поставки продукции на Строительную площадку в течение 45 (сорока пяти) календарных дней с момента предоставления оригиналов следующих документов: счёта-фактуры, оформленного в соответствии с действующим законодательством; акта окончательной сдачи-приемки продукции подписанного обеими сторонами: товарной накладной по форме ТОРГ-12; отгрузочных документов (ж/д и/или автотранспортная накладная без указания цены) по доставке комплектующей (-их) продукции на

площадку с отметкой покупателя о приемке груза, комплектовочную (укладочную) ведомость; копии Страхового полиса, подтверждающего страхование на условиях, предусмотренных настоящим договором, и копию платежного поручения подтверждающего оплату страховой премии (без указания цены); эксплуатационно-технической документации, предусмотренной п.3.5 Договора.

Сумма в размере 489 700 руб. с учетом НДС резервируется и перечисляется покупателем на расчётный счёт поставщика денежными средствами в течение 100 календарных дней с момента подписания покупателем «Акта приемки законченного строительством Объекта всеми членами приёмочной комиссией» (по форме КС-14) с Генеральным Заказчиком. В случае, когда не подписание «Акта приемки законченного строительством Объекта всеми членами приёмочной комиссией» (по форме КС-14) с Генеральным Заказчиком вызвано причинами, за которые отвечает Поставщик, оплата осуществляется в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты устранения замечаний (дефектов) и подписания КС-14 с Генеральным заказчиком. Оплата за транспортировку и страхование продукции осуществляется в следующем порядке. Оплата за транспортировку и страхование продукции производится покупателем на расчетный счет поставщика по фактическим затратам в течение 45 (сорока пяти) календарных дней с момента предоставления оригиналов следующих документов: счёта-фактуры, оформленного в соответствии с действующим законодательством; акта выполненных услуг по транспортировке продукции, подписанного обеими сторонами; акта выполненных услуг по страхованию продукции, подписанного обеими сторонами; отгрузочных документов (ж/д и/или автотранспортная накладная без указания цены) по доставке комплектующей (-их) продукции на

площадку с отметкой покупателя о приемке груза; комплектовочную (укладочную) ведомость; копии страхового полиса, подтверждающего страхование на условиях, предусмотренных настоящим договором, и копию платежного поручения подтверждающего оплату страховой премии (без указания цены) (л. д. 48 т.1).

Согласно спецификации №3 оплата за поставку продукции осуществляется в следующем порядке. Авансовый платеж в размере 2 171 200,00 руб. с учетом НДС осуществляются покупателем на расчетный счет Поставщика в течение 10 (десяти) календарных дней после вступления в силу настоящей Спецификации поставки.

Платеж в размере 1 736 960,00 с учетом НДС за поставленную продукцию перечисляется покупателем на расчетный счет поставщика денежными средствами после поставки продукции на склад покупателя в г. Усинск в течение 45 (сорока пяти) календарных дней с момента предоставления оригиналов следующих документов: счёта-фактуры  оформленного в соответствии с действующим законодательством; акта окончательной сдачи-приемки продукции, подписанного обеими сторонами; товарной накладной по форме ТОРГ-12; отгрузочных документов (ж/д и/или автотранспортная накладная без указания цены) по доставке комплектующей (-их) продукции на склад покупателя в г. Усинск с отметкой покупателя о приемке груза; комплектовочную (укладочную) ведомость; копии страхового полиса, подтверждающего страхование на условиях, предусмотренных настоящим договором, и копию платежного поручения подтверждающего оплату страховой премии (без указания цены); сопроводительных документов на продукцию (паспорта и сертификаты на комплектующие продукции).

Платеж в размере 434 240 руб. с учетом НДС за поставленную продукцию перечисляется покупателем на расчетный счет поставщика денежными средствами после окончания её Сборки в течение 15 (пятнадцати) календарных дней с момента предоставления оригиналов следующих документов: акта о завершении монтажа продукции, либо акта о передаче продукции в пуско-наладку; эксплуатационно-технической документации на продукцию, предусмотренной п.3.5 Договора (л. д. 51-52 т.1).

Таким образом,  применительно  к  спорным  правоотношениям  с учетом буквального толкования в порядке ст. 431 ГК условий договора и спецификаций №№ 1,2 и 3, являющихся неотъемлемыми частями этого договора , апелляционный суд считает, что обязательства ответчика по оплате резервных платежей по спецификациям № 1 и 2 возникли с даты подписания им Акта приемки законченного строительством Объекта всеми членами приёмочной комиссией» (по форме КС-14) с Генеральным Заказчиком, а обязательства ответчика по оплате суммы в размере 434 240 руб. по спецификации № 3  - с даты подписания ответчиком акта о завершении монтажа продукции, либо акта о передаче продукции в пуско-наладку.

Исходя из представленных в дело документов, пояснений сторон, апелляционным судом установлено, что Акт приемки законченного строительством Объекта всеми членами приёмочной комиссией» (по форме КС-14) с Генеральным Заказчиком пописан ответчиком 30.01.2015.

Таким образом, с 30.01.2015 у ответчика возникла обязанность по оплате резервных сумм по спецификациям №1 и 2, при этом срок исковой давности истекает - 30.01.2018. 

В данном случае с иском в арбитражный суд Пермского края истец обратился 15.05.2017, что следует из отметки канцелярии арбитражного суда на исковом заявлении, то есть требования о взыскании задолженности по спецификациям № 1, 2 заявлены в пределах трехгодичного срока исковой давности.

Что касается задолженности по спецификации № 3, апелляционный суд принимает во внимание следующее.

Согласно пояснениям ответчика данным в ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции, акта о завершении монтажа продукции по спецификации № 3 подписан 26.09.2013.

Таким образом, с 26.09.2013 у ответчика возникла обязанность по оплате окончательного платежа по спецификации № 3, при этом срок исковой давности истекает 26.09.2016 .

В соответствии со ст. 203 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново; время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в абз. 2 п. 20 постановления от 29.09.2015 № 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", к действиям, свидетельствующим о признании долга в целях перерыва течения срока исковой давности, в частности, могут относиться: признание претензии; изменение договора уполномоченным лицом, из которого следует, что должник признает наличие долга, равно как и просьба должника о таком изменении договора (например, об отсрочке или о рассрочке платежа); акт сверки взаимных расчетов, подписанный уполномоченным лицом.

 В п. 22 этого же Постановления указано, что совершение представителем должника действий, свидетельствующих о признании долга, прерывает течение срока исковой давности при условии, что это лицо обладало соответствующими полномочиями (ст. 182 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из указанного следует, что подписание акта сверки взаимных расчетов может являться основанием для прерывания течения срока исковой давности. При этом установлению судом подлежит относимость отраженных в акте сведений к спорным правоотношениям, наличие соответствующих полномочий у лиц, его подписавших.

В материалах дела имеется акт сверки взаимных расчетов за период: 2015 между истцом и ответчиком, содержащий в числе прочего информацию о задолженности ответчика перед истцом по спорному договору поставки по состоянию на 31.12.2015 в размере 25 530 637,88 руб. (л.д. 85 т.1).

Полномочия лица , подписавшего акт от имени истца и ответчика,  не оспорены.

Факт подписания указанного акта сверки ответчиком также не оспорен.

Подписание указанного акта сверки ответчиком свидетельствует о признании им наличия у него перед истцом задолженности по оплате поставленного товара по спорному договору , которое является основанием для прерывания срока исковой давности.

Таким образом, поскольку акт сверки взаимных расчетов подписан ответчиком, данный документ подтверждает факт признания последним наличия у него неисполненного обязательства и является свидетельством прерывания срока исковой давности; течение срока исковой давности началось заново с 01.01.2016 и истекает 01.01.2019, и на момент обращения истца в суд с настоящим требованием (15.05.2017)  данный  срок не истек.

Согласно п. 1 ст. 454 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

В соответствии со ст. 486 Гражданского кодекса Российской Федерации покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором и не вытекает из существа обязательств.

В силу ст.ст.309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается и только надлежащее исполнение прекращает обязательство.

Факт поставки товара истцом в рамках договора по спецификациям №№ 1, 2, 3 и его получение ответчиком, подтверждается материалами дела и ответчиком не оспариваются.

Доказательства оплаты поставленного товара на сумму 8 593 000,95 коп. ответчик суду не представил (ст. 65 АПК РФ).

Поскольку, заявленное требование предъявлено истцом в пределах срока исковой давности, а также учитывая наличие в деле доказательств подтверждающих факт поставки ответчику на спорную сумму, в отсутствие документального подтверждения оплаты поставленного товара в полном объеме и возражений по основанию возникновения и сумме долга, указанная сумма задолженности на основании ст.ст. 307, 309, 454, 486 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

Помимо взыскания основного долга, истцом заявлено требование о взыскании неустойки в размере 335 127,04 руб., возможность взыскания которой предусмотрена п.5.10 договора.

Согласно п. 1 ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

Поскольку факт нарушения ответчиком денежного обязательства, выраженный в просрочке оплаты поставленного товара имел место, требования истца о взыскании неустойки являются обоснованными.

Проверив расчет неустойки, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что с ответчика подлежит взысканию неустойка в сумме 335 127,04 руб.

Арифметическая правильность произведенного расчета неустойки сторонами не оспорена, какие-либо возражения (контррасчет)  ответчиком в нарушение ст. 65 АПК РФ не представлены.

При таком положении неустойка в сумме 150 498 руб. 08 коп. также подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

С учетом результатов рассмотрения дела, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины за подачу искового заявления в размере 335 127,04 руб.

С учетом результатов рассмотрения дела и апелляционной жалобы, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины за подачу искового заявления в размере 67 641 руб. и за подачу апелляционной жалобы в размере  3 000 руб.

Поскольку суд первой инстанции неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, а апелляционным судом установлены иные обстоятельства, имеющие значение для дела, обжалуемое определение подлежит отмене на основании п.п.1 ч. 1  ст.270 АПК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 12 октября 2017 года по делу № А50-13496/2017 отменить.

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с акционерного общества "Искра-Энергетика" (ОГРН 1025901510117, ИНН 5907013804) 8 593 000 (Восемь миллионов пятьсот девяносто три тысячи) рублей 95 копеек задолженности за поставленную продукцию, 335 127 (Триста тридцать пять тысяч сто двадцать семь) руб. 04 копейки пени в пользу общества с ограниченной ответственностью «Спутник-Энергетика» " (ОГРН 1085905009651, ИНН 5905266944).

Взыскать с акционерного общества "Искра-Энергетика" (ОГРН 1025901510117, ИНН 5907013804) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Спутник-Энергетика» " (ОГРН 1085905009651, ИНН 5905266944) госпошлину по иску в размере 67 641 (Шестьдесят четыре тысячи шестьсот сорок один) рубль, а также  госпошлину по апелляционной жалобе в размере 3 000 (Три тысячи) рублей.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий

В.И. Мартемьянов

Судьи

Е.Е. Васева

Т.С. Нилогова