П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП- 97 /2017-АК
г. Пермь
28 декабря 2017 года Дело № А71-11902/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 декабря 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л. Х.,
судей Трефиловой Е.М., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергеевой С.А.,
при участии:
от заявителя, акционерного общества «Ижевские электрические сети»: Родыгин В.А., доверенность от 11.09.2017. Лещев А.С., доверенность от 12.09.2017, Учаев А.П., доверенность от 02.05.2017$
от заинтересованного лица, Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике: ФИО4, доверенность от 19.01.2017$
от третьего лица, ФИО5: не явились;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республики,
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 20 октября 2017 года по делу № А71-11902/2017,
принятое судьей Иютиной О.В.
по заявлению акционерного общества «Ижевские электрические сети» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (ИНН <***>, ОГРН <***>),
потерпевший: ФИО5
о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности, представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения,
установил:
Акционерное общество «Ижевские электрические сети» (далее заявитель, АО «Ижевские электрические сети», сетевая организация) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 06.07.2017 № ЕС06-07/2017-32А и представления от 06.07.2017, вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее заинтересованное лицо, антимонопольный орган)
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.10.2017 (резолютивная часть объявлена 16.10.2017) заявленные требования удовлетворены, оспариваемые постановление о наложении штрафа и представление признаны незаконными и отменены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, антимонопольный орган обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неверное истолкование судом норм материального права.
В апелляционной жалобе изложены доводы о законности оспариваемых постановления и представления, доказанности в действиях общества состава административного правонарушения.
Антимонопольный орган считает ошибочными выводы суда о согласовании сторонами в договоре об осуществлении технологического присоединения, Технических условиях условия о распределении эксплуатационной ответственности сторон применительно к границам земельного участка ФИО5; условие о том, кто должен выполнить мероприятия по установке опоры ВЛИ-0,4 кВ РП-87, по мнению апеллянта, также является несогласованным. Монтаж обществом на расстоянии около 18 метров до границ земельного участка ФИО5 ближайшей ответвительной опоры ВЛИ-0,4 кВ РП-87, с учетом пунктов 3.1, 3.2 технических условий в редакции от 31.10.2016, возлагает на третье лицо обязанность по выполнению мероприятий за пределами границ своего земельного участка, что противоречит пунктам 16.3, подп. «а» п. 25 (1) Правил технологического присоединения, ущемляют права и законные интересы третьего лица.
Заявитель по делу с апелляционной жалобой не согласен по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В заседании апелляционного суда представители сторон по делу поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу.
Третье лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителей для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направило, что на основании части 3 статьи 156АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела судом.
Судебное заседание суда апелляционной инстанции проведено в порядке ст. 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем использования систем видео-конференц-связи.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО5 26.10.2016 обратился в АО «Ижевские электрические сети» с заявкой на присоединение ВУ проектируемого жилого дома по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 15 кВт включительно.
На основании данной заявки сетевой организацией подготовлен и направлен ФИО5 (сопроводительное письмо от 31.10.2016 № 23/6387) проект договора № 23/9453 от 31.10.2016 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по объекту ВУ объекта «Проектируемый жилой дом».
Техническими условиями № 36549 от 31.10.2016, являющимися неотъемлемым приложением к договору № 23/9453, определены мероприятия по технологическому присоединению и обязанности по их выполнению заявителем и сетевой организацией.
Раздел 2 Технических условий предусматривает обязанность сетевой организации выполнить мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя.
Раздел 3 Технических условий предусматривает мероприятия по технологическому присоединению, выполняемые заявителем: электроснабжение жилого дома выполнить самонесущим изолированным проводом от ближайшей опоры ВЛИ-0,4 кВ РП-87 (п. 3.1) На ближайшей ответвительной опоре ВЛИ-0,4 кВ установить щит учета электрической энергии (степень защиты IP 54)…(п. 3.2).
03.11.2017 ФИО5 направил обществу отказ от подписания вышеуказанного проекта договора, указав на необходимость дополнения раздела 2 Технических условий (мероприятия сетевой организации) следующими пунктами:
1.Выполнить монтаж необходимого количества пролетов ВЛИ-0,4 кВ РП-87 до границ земельного участка заявителя с установкой необходимого количества опор. Марку и сечение ВЛИ определить проектом.
2. Предоставить точку присоединения на вновь смонтированной опоре ВЛИ-0,4 кВ.
3. Выполнить фактическое присоединение энергопринимающего устройства к эл. сетям».
Также ФИО5 предложил исключить из Технических условий пункты 3.1, 3.3 в связи с фактическим отсутствием объекта – жилого дома, либо внести изменения в указанные пункты, поскольку указанные в них мероприятия могут быть выполнены только после постройки жилого дома; внести изменения в пункт 3.2 договора, указав «установить щит учета на вновь установленной опоре ВЛИ-0,4 кВт» вместо «установить на ближайшей ответвительной опоре ВЛИ-0,4 кВт».
Письмом от 08.11.2016 общество сообщило ФИО5 о рассмотрении указанного обращения и направило новую редакции Технических условий, согласно которой на каждую из сторон договора возлагаются следующие мероприятия по технологическому присоединению:
Раздел 2. Мероприятия по технологическому присоединению, выполняемые сетевой организацией:
2.1. Выполнить монтаж необходимого количества пролетов ВЛИ-0,4 кВ РП-87 до границ земельного участка заявителя с установкой необходимого количества опор. Марку и сечение ВЛИ определить проектом.
2.2.Фактические мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя.
Раздел 3. Мероприятия по технологическому присоединению, выполняемые заявителем:
3.1. Фактические мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств в границах земельного участка заявителя.
3.2. Электроснабжение жилого дома выполнить самонесущим изолированным проводом от ближайшей опоры вновь смонтированной ВЛИ-0,4 кВ РП-87.
3.3. На ближайшей ответвительной опоре ВЛИ-0,4 кВ установить щит учета электрической энергии (степень защиты IP 54)…».
15.11.2017 ФИО5 направил в сетевую организацию мотивированный отказ от подписания проекта договора, указав на необходимость внесения следующих изменений в Технические условия:
- в пункте 1.6 изменить год ввода в эксплуатацию энергопринимающих устройств заявителя на 2017 год;
- дополнить Раздел 2 Технических условий (мероприятия сетевой организации) следующими пунктами: Предоставить точку присоединения на вновь смонтированной опоре ВЛИ-0,4 кВт; Выполнить фактическое присоединение энергопринимающего устройства заявителя к электрическим сетям.
- в Разделе 3 Технических условий (мероприятия заявителя) исключить пункты 3.2 , 3.4; в пункт 3.3 внести следующие изменения: фразу «установить щит на ближайшей ответвительной опоре ВЛИ-0,4 кВт» заменить на фразу «установить щит учета на вновь установленной опоре ВЛИ-0,4 кВт».
Письмом от 15.11.2016 общество сообщило ФИО5 о рассмотрении обращения и внесении изменений в Технические условия.
В редакции от 16.11.2016 технические условия предусматривают следующее распределение между сторонами мероприятий по технологическому присоединению:
Раздел 2. Мероприятия по технологическому присоединению, выполняемые Сетевой организацией:
2.1. Выполнить монтаж необходимого количества пролетов ВЛИ-0,4 кВ РП-87 до границ земельного участка заявителя с установкой необходимого количества опор. Марку и сечение ВЛИ определить проектом.
2.2. Предоставить точку присоединения на вновь смонтированной опоре ВЛИ-0,4 кВ.
2.3. Выполнить фактическое присоединение энергопринимающего устройства к эл. сетям.
2.4. Фактические мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя.
Раздел 3. Мероприятия по технологическому присоединению, выполняемые Заявителем:
3.1. Фактические мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств в границах земельного участка заявителя.
3.2. На ближайшей вновь установленной ответвительной опоре ВЛИ-0,4 кВ установить щит учета электрической энергии (степень защиты IP 54). В щите учета установить электронный трехфазный счетчик прямого включения до 60 А, вводное отключающее устройство на номинальный ток 32 А. Для обеспечения качества электрической энергии и надежности электроснабжения рекомендуется к применению устройство защиты от импульсных перенапряжений (УЗИП). Для предотвращения несанкционированного доступа щит должен иметь запорное устройство».
16.11.2016 обществом и третьим лицом подписан договор № 23/9453 от 31.10.2016 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по объекту ВУ объекта «Проектируемый жилой дом», с приложением к нему Технических условий № 36549 в вышеуказанной согласованной сторонами редакции от 16.11.2016.
Письмом от 08.12.2016 исх. № 27/7182 заявитель уведомил ФИО5 о выполнении со своей стороны мероприятий по договору № 23/9453 от 30.10.2016; указал, что заявителю необходимо выполнить свои мероприятия по технологическому присоединению и уведомить об этом сетевую организацию; фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям, подача напряжения и мощности, будут осуществлены после проверки выполнения технических условий и допуска в эксплуатацию электроустановок заявителя (при необходимости), в сроки, определенные договором.
20.02.2017 ФИО5 обратился к сетевой организации с претензией, содержащей требование об исполнении сетевой организацией обязательств, в соответствии с техническими условиями (ТУ), а именно об установке новой опоры ВЛИ-0,4 кВт до границ земельного участка ФИО5
Письмом от 28.02.2017 (исх. №23/1160) сетевая организация сообщила ФИО5, что монтаж самонесущего изолированного провода от существующей опоры ВЛ-0,4 кВ РП-87 до границ земельного участка заявителя относится к фактическим действиям по присоединению энергопринимающего устройства заявителя и будет выполнен обществом после исполнения ФИО5 мероприятий по технологическому присоединению и осмотру представителем АО "ИЭС" энергопринимающего устройства последнего; в соответствии с требованиями правил устройства электроустановок расстояние по вертикали от проводов ВЛИ до поверхности земли в населенной и ненаселенной местности до земли и проезжей части улиц должно быть не менее 5 м, при пересечении непроезжей части улиц ответвлениями от ВЛИ к вводам в здания расстояния от СИП до тротуаров пешеходных дорожек допускается уменьшить до 3,5 м. При определении высоты опорной конструкции, устанавливаемой Вами на своем земельном участке следует учитывать вышеуказанные требования.
На основании заявления ФИО5 дополнительным соглашением от 20.03.2017 к договору № 25/9453 стороны согласовали новый срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению - до 31.07.2017.
26.04.2017 ФИО5 обратился в УФАС по Удмуртской Республике с жалобой на действия АО «Ижевские электрические сети», выразившиеся в необоснованном отказе от установки опоры ВЛИ-0,4 кВ (согласно договору от 31.10.2016 № 23/9453 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям).
При рассмотрении жалобы антимонопольным органом сделан вывод о том, что обществом «Ижевские электрические сети» допущено Правил технологического присоединения, выразившееся во включении в договор от 31.10.2016 № 23/9453 и технические условия №36549 в редакции от 31.10.2016, обязательств по выполнению ФИО5 мероприятий за пределами границ его земельного участка, невыгодных для ФИО5 и ущемляющих его права и законные интересы.
По факту установленного нарушения антимонопольным органом в отношении общества «Ижевские электрические сети» 14.06.2017 составлен протокол № ЕС06-07/2017-32А об административном правонарушении (л.д.22).
По результатам рассмотрения указанного протокола и иных материалов административного дела УФАС по Удмуртской Республике вынесено постановление от 06.07.2017 № ЕС06-07/2017-32А, которым общество «Ижевские электрические сети» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ с наложением административного наказания штрафа в размере 100 000 руб. (л.д. 10-19).
Антимонопольным органом АО «Ижевские электрические сети» выдано представление от 06.07.2017, согласно которому обществу необходимо принять меры, направленные на надлежащее исполнение правил Технологического присоединения – довести до сведения сотрудников распорядительным документом руководителя указание на недопустимость включения в договоры технологического присоединения к электрическим сетям, в технические условия для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 Правил технологического присоединения, условий о выполнении мероприятий по технологическому присоединению за пределами границ земельных участков заявителей (пункт 1), а так же довести до сведения сотрудников распорядительным документом руководителя указание о необходимости определять в договорах об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технических условиях четкие требования к выполнению технологических мероприятий со стороны заявителей, а также указание о недопустимости включения в договоры об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия требований, из содержания которых невозможно определить, кто именно (заявитель или сетевая организация) должен выполнять отдельные мероприятия по технологическому присоединению (в том числе мероприятия по установке опор ВЛИ) (пункт 2) (л.д. 20-21).
Не согласившись с вынесенными в рамках дела об административном правонарушении постановлением о наложении штрафа и представлением, общество «Ижевские электрические сети» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления и представления незаконными.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела пришел к выводу о недоказанности в действиях общества состава вменяемого правонарушения, в связи с чем признал оспариваемые постановление и представление незаконными.
Суд апелляционной инстанции, повторно исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, обсудив изложенные в апелляционной жалобе доводы, заслушав представителей сторон, проверив правильность применения судом норм права, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не установил.
Согласно ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закона о естественных монополиях) услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий (п. 1 ст. 4), которые обязаны предоставлять доступ на товарные рынки на недискриминационных условиях (п. 3 ст. 8) и обеспечивать свободный доступ к информации о своей регулируемой деятельности, в том числе о порядке выполнения мероприятий, связанных с технологическим присоединением к их инфраструктуре (п. 5 ст. 8).
На основании п. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" доступ к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии осуществляется на основании публичного договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства. Стороной договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства выступают сетевые организации.
Под сетевыми организациями понимаются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям (п. 2 Правил N 861).
АО «Ижевские электрические сети» является сетевой организацией, оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям, следовательно, в силу вышеуказанных положений закона является субъектом естественных монополий.
Согласно п. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее Правила № 861, Правила технологического присоединения).
В силу п. 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Пункт 14 Правил технологического присоединения касается тех случаев, когда заявка направляется заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.
Договор технологического присоединения должен содержать следующие существенные условия: перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению (подп. "а" п. 16 Правил № 861), то есть разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон.
Согласно п. 16.1 Правил технологического присоединения заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию.
При этом под границей участка заявителя понимается подтвержденные правоустанавливающими документами границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или ином законном основании энергопринимающие устройства, либо передвижные объекты заявителей, указанные в п. 13 Правил, в отношении которых предполагается осуществление мероприятий по технологическому присоединению.
Обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих правил, распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя (пункт 16.3 Правил № 861).
В технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 настоящих правил, должны быть указаны точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя; распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией) (подп. «а», «г» п. 25(1) Правил № 861).
Таким образом, из пунктов 16.1, 16.3 и 25.1 Правил технологического присоединения следует, что заявитель исполняет обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, а сетевая организация исполняет обязательства до границ участка.
Материалами дела подтверждено и судом первой инстанции установлено, что ФИО5 в соответствии с пунктом 14 Правил технологического присоединения, является физическим лицом (заявителем), обратившимся в сетевую организацию в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.
В соответствии с ч. 1 ст. 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
31.10.2016 АО «Ижевские электрические сети» (сетевая организация) и ФИО5 (заявитель) подписан договор № 23/9453 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по объекту ВУ объекта «Проектируемый жилой дом», с приложением Технических условий присоединения в согласованной сторонами редакции от 16.11.2016.
Проанализировав и сопоставив условия договора об осуществлении технологического присоединения к сетям и приложения к договору – Технических условий в редакции от 16.11.2016, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что содержание исследуемых документов соответствует требованиям, предъявляемым к нему действующим законодательством.
Технические условия согласованы сторонами в редакции, предложенной ФИО5, который неоднократно вносил изменения в проект предложенного договора технологического присоединения и Технические условия.
Согласно Техническим условиям в редакции от 16.11.2016 в перечень мероприятий по технологическому присоединению, выполняемых Сетевой организацией включены мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя.
В свою очередь к мероприятиям по технологическому присоединению, исполнение которых возложено на ФИО5 сторонами отнесены мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств в границах земельного участка заявителя, что полностью соответствует положениям пунктов 16.1, 16.3 и 25 Правил № 861.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что условиями договора технологического присоединения и Техническими условиями стороны разграничили эксплуатационную ответственность сторон в границах земельного участка и за его пределами, определив конкретные обязательства заявителя и сетевой организации. ФИО5 осуществляет мероприятия по технологическому присоединения в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация.
Суждение о том, что ФИО5 обязан осуществлять мероприятия по технологическому присоединению в границах своего участка, дано судом в результате анализа подписанного сторонами договора присоединения, технических условий.
Кроме того, судом принято во внимание, что при формировании технических условий сетевая организация руководствовалась схемой прохождения сетей коммунального снабжения микрорайона «Новоорловский».
В соответствии с «Рабочей документацией газоснабжения микрорайона «Новоорловский» в Октябрьском районе города Ижевска. Третья, четвертая очередь. Наружные газопроводы», подготовленной ООО «Ижгазпроект» в 2015 году, по улице, на которой находится земельный участок ФИО5, проходят сети водоснабжения, газоснабжения.
Из представленной в материалы дела карты-схемы прохождения трассы газопровода высокого давления следует, что газопровод высокого давления проходят на той стороне улицы, которая примыкает к участку ФИО5; с другой стороны улицы проходят сети электроснабжения. Таким образом, на той стороне улицы, где проходит трасса газоснабжения, отсутствует объективная возможность установить опоры ВЛИ иначе, как в пределах земельного участка ФИО5
Согласно проекту межевания территории, разработанной «Удмуртгражданпроектом» № 14378-ПМТ.ГМ.2, по примыкающей к участку ФИО5 стороне улицы проходят линии водоснабжения, при этом, Правилами устройства электроустановок (п. 2.5.288, таблица 2.5.40) определены наименьшие расстояния от высоковольтных линий (ВЛ) до подземных сетей. Так при сближении и параллельном следовании от заземлителя или подземной части (фундаментов) опоры до газопровода наименьшее расстояние составляет 5 м., до водопровода -2 м.
Расстояние от границы земельного участка ФИО5 (кад. номер 18:26:010403:721) до края дорожного полотна составляет ориентировочно 6 м., до сетей газоснабжения - ориентировочно 2,6 м., до сетей водоснабжения - ориентировочно - 5,5 м.
Согласно пункту 3 договора технологического присоединения точка (точки) присоединения указана в технических условиях для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия, ТУ), являющихся неотъемлемой частью настоящего договора, и располагается на расстоянии не более 25 метров от границы участка заявителя, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя.
В соответствии с пунктом 1.7. Технических условий (в редакции от 16.11.2016) точка (точки) присоединения и максимальная мощность энергопринимающих устройств по каждой точке присоединения: Проект. ВЛИ - 0.4 кВ РП-87; одна точка присоединения, максимальная мощность в точке присоединения до 15 кВт.
Согласно пункту 2 Технических условий и пункту 6 договора на сетевую организацию возложена обязанность провести фактические мероприятия по технологическому присоединению до границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя.
В технических условиях в редакции от 08.11.2016 в перечне обязанностей сетевой организации закреплено, что последняя выполняет монтаж необходимого количества пролетов ВЛИ-0,4 кВ РП-87 до границ земельного участка заявителя; в обязанности заявителя включено выполнение фактических мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств в границах земельного участка заявителя. Редакция технических условий от 16.11.2016 ещё раз уточняет мероприятия по технологическому присоединению.
В договоре об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и Техническим условиям действительно нет условия о том, где должна быть установлена опора и на кото возлагается данная обязанность. Вместе с тем, данный вопрос следует разрешить с учетом иных условий, предусмотренных договором и Техническими условиями. При этом отсутствие в договоре данного условия не означает нарушение сетевой организацией Правил технологического присоединения.
Поскольку из представленных в материалы дела доказательств следует, что опора не может быть установлена вне границы земельного участка третьего лица, следовательно, позиция общества об отсутствии у него обязанности по установке опоры в границах земельного участка представляется обоснованной.
Таким образом, в действиях общества не установлено факта нарушения Правил технологического присоединения.
Апелляционная коллегия считает обоснованным, полностью подтвержденным материалами дела вывод суда первой инстанции о том, что сетевой организацией в полной мере, в соответствии в действующим законодательством, Правилами № 861 (п. 25.1), с учётом технических требований и схем размещения коммуникаций, выполнены принятые по договору № 23-9453 от 31.10.2016 обязательства и осуществлены мероприятия, возложенные на сетевую организацию согласно технических условий № 36549 в редакции от 16.11.2016, а именно: выполнены работы по монтажу ВЛИ-0,4 кВ РП-87 на расстоянии около 18 метров до границы земельного участка заявителя.
Поскольку установить опору ВЛИ в непосредственной близости от границ земельного участка ФИО5 не представляется возможным, в соответствии с требованиями законодательства и условиями договора по технологическому присоединению, опора ВЛИ-0,4 кВ РП-87 должна быть расположена в границах земельного участка заявителя.
Апелляционная коллегия считает, что собранные по делу доказательства, оцененные судом в порядке статьи 71 АПК РФ, свидетельствуют об объективной невозможности размещения спорной опоры вне земельного участка ФИО5
Как правильно указал суд, установленные обстоятельства по делу объективно свидетельствуют об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Выводы суда подробно мотивированы в судебном акте, базируются на нормах действующего законодательства, оснований для иных суждений апелляционный суд не усматривает.
Принимая во внимание вышеизложенное, вынесенные в отношении акционерного общества «Ижевские электрические сети» 06.07.2017 постановление о наложении штрафа и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения правомерно признаны судом незаконными.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела, доказательства получили надлежащую правовую оценку, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Все доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции, им в решении дана надлежащая правовая оценка, оснований для иных суждений по существу спора апелляционный суд не усматривает.
Нарушений, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного решение суда первой инстанции не подлежит отмене. В удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20 октября 2017 года по делу № А71-11902/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий | Л.Х. Риб | |
Судьи | Е.М. Трефилова Л.Ю. Щеклеина |