ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-17938/2014 от 11.02.2015 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-17938/2014-АК

г. Пермь

18 февраля 2015 года                                                          Дело № А60-37152/2014­­

Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 18 февраля 2015 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Варакса Н.В.,

судейГрибиниченко О.Г., Щеклеиной Л.Ю.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Лонской О.И.

от заявителя Негосударственного образовательного учреждения «Английская школа в Екатеринбурге «YES» (ОГРН 1046603494300, ИНН 6670053545): представители не явились;

от заинтересованного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ОГРН 1036602648928, ИНН 6658065103): представители не явились;

от третьих лиц: представители не явились;

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Негосударственного образовательного учреждения «Английская школа в Екатеринбурге «YES»

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 13 ноября 2014 года по делу № А60-37152/2014,

принятое судьей Колосовой Л.В.,

по заявлению Негосударственного образовательного учреждения «Английская школа в Екатеринбурге «YES»

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области

третьи лица: 1) Средняя общеобразовательная школа № 197; 2) Средняя общеобразовательная школа № 166 с углубленным изучением отдельных предметов; 3) Средняя общеобразовательная школа № 163; 4) Средняя общеобразовательная школа № 151 с углубленным изучением отдельных предметов; 5) Средняя общеобразовательная школа № 122; 6) Средняя общеобразовательная школа № 96; 7) Средняя общеобразовательная школа № 6; 8) Гимназия № 5; 9) Средняя общеобразовательная школа № 22; 10) Средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов; 11) Средняя общеобразовательная школа № 178 с углубленным изучением отдельных предметов; 12) Средняя общеобразовательная школа № 175; 13) Средняя общеобразовательная школа № 171; 14) Средняя общеобразовательная школа № 168; 15) Средняя общеобразовательная школа № 154; 16) Средняя общеобразовательная школа № 147; 17) Средняя общеобразовательная школа № 134; 18) Гимназия № 120; 19) Гимназия № 116; 20) Средняя общеобразовательная школа № 82; 21) Средняя общеобразовательная школа № 80; 22) Средняя общеобразовательная школа № 77 имени героя Советского Союза Хомякова Владилена Павловича; 23) Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 63; 24) Средняя общеобразовательная школа № 48; 25) Гимназия № 40; 26) Средняя общеобразовательная школа № 29; 27) Лицей № 12; 28) Средняя общеобразовательная школа № 4 с углубленным изучением отдельных предметов; 29) Департамент по управлению муниципальным имуществом Администрации города Екатеринбурга; 30) Управления образования Администрации города Екатеринбурга; 31) Отдел образования администрации Верх-Исетского района города Екатеринбурга; 32) Отдел образования администрации Орджоникидзевского района города Екатеринбурга; 33) Отдел образования администрации Ленинского района города Екатеринбурга; 34) Отдел образования администрации Железнодорожного района города; 35) Отдел образования администрации Кировского района города Екатеринбурга; 36) Отдел образования администрации Чкаловского района города Екатеринбурга; 37) Отдел образования администрации Октябрьского района города Екатеринбурга; 38) Муниципальное казенное учреждение «Центр бухгалтерского и материально-технического обеспечения муниципальных образовательных учреждений Орджоникидзевского района»; 39) Министерство общего и профессионального образования Свердловской области; 40) НОУ «Школа «Талисман»;

о признании недействительными ненормативных правовых актов,

установил:

Негосударственное образовательное учреждение «Английская школа в Екатеринбурге «YES» (далее – заявитель, НОУ «Английская школа в Екатеринбурге «YES») обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее – заинтересованное лицо, УФАС по Свердловской области, антимонопольный орган) № 45                        от 18.08.2014 и предписания по тому же делу от 18.08.2014.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 13.11.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, НОУ «Английская школа в Екатеринбурге «YES» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. Заявитель не согласен с выводами суда первой инстанции о том, заключенные муниципальными общеобразовательными организациями города Екатеринбурга с заявителем договоры аренды муниципальных помещений являются антиконкурентными, при этом ссылается на то, что не все муниципальные образовательные учреждения, по которым вынесено обжалуемое решение, могут оказывать  дополнительные образовательные услуги по обучению иностранному языку и конкурентами заявителя быть не могут. Также ссылается на то, что часть договоров аренды между заявителем и муниципальными общеобразовательными учреждениями заключены до 01.09.2013, то есть до вступления в законную силу Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ, которым были внесены ограничения по сдаче в аренду муниципального имущества организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Кроме того, считает, что арендная плата по договорам аренды, заключенным между заявителем и муниципальными общеобразовательными учреждениями, установлена в соответствии с законодательством; анализ средней стоимости академического часа проведен судом не в полном объеме и вывод о заниженной стоимости предоставляемых услуг необоснован. По мнению заявителя, судом первой инстанции необоснованно отклонено ходатайство о привлечении к участию в деле третьих лиц – конечных потребителей предоставляемой заявителем образовательной услуги. Помимо изложенного, ссылается на нарушение комиссией антимонопольного органа срока рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, нарушение срока изготовления решения в полном объеме и срока направления копии решения.

Третье лицо НОУ «Школа «Талисман» с доводами апелляционной жалобы не согласно основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, письменных отзывов на апелляционную жалобу не представили.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, что на основании ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что на основании заявления гр.Карасевой О.Г. (вх. № 01-11785 от 12.08.2013) УФАС по Свердловской области возбуждено дело № 45 по признакам нарушения антимонопольного законодательства.                  По результатам рассмотрения данного дела антимонопольным органом принято решение от 18.08.2014 (резолютивная часть оглашена 21.07.2014), согласно которому признаны факты нарушения п. 1 и п. 3 ч. 1 ст. 11, ч. 3 ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившиеся в достижении соглашений по предоставлению муниципальными общеобразовательными организациями, имеющими лицензию на реализацию дополнительных общеразвивающих программ, закрепленного за ними на праве оперативного управления недвижимого имущества частной организации дополнительного образования (негосударственное образовательное учреждение «Английская школа в Екатеринбурге «YES»), для целей оказания последней обучающимся в этих муниципальных образовательных организациях платных образовательных услуг по изучению английского языка, что приводит к разделу рынка по составу покупателей (заказчиков) и к установлению заниженных цен на услуги, по сравнению с иными покупателями этих же услуг.

На основании указанного решения антимонопольным органом в адрес муниципальных образовательных учреждений города выдано предписание,  согласно которому необходимо в срок до 01.09.2014 прекратить нарушения п. 1 и п. 3 ст. 11, ч. 3 ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» путем расторжения антиконкурентного соглашения с НОУ «Английская школа в Екатеринбурге «YES».

Не согласившись с данными решением и предписанием антимонопольного органа, НОУ «Английская школа в Екатеринбурге «YES» обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводам о доказанности антимонопольным органом факта нарушения антимонопольного законодательства, об отсутствии оснований для признания оспариваемых ненормативных актов недействительными.   

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции» определено, что конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке; соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме; признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

В силу п. 1. п. 3 ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести, в частности, к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок; разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков).

 В ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определены следующие понятия:

образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

обучением является целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;

образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;

организация, осуществляющая обучение, - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;

организации, осуществляющие образовательную деятельность, - образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение.

под отношениями в сфере образования понимается совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование;

участниками образовательных отношений являются обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.

дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. К дополнительным общеобразовательным программам относятся дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы (п. 14 ст. 2 и ч. 6 ст. 10, п. 1 ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования осуществляет общеобразовательная организация, а по дополнительным общеобразовательным программам - организация дополнительного образования. Общеобразовательные организации также вправе осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности, в том числе дополнительные общеобразовательные программы (ч. 1, п. 2 ч. 2, п. 1 ч. 3 и п. 2 ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Организации, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц образовательную деятельность, не предусмотренную установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований (ч. 2 и ч. 3 ст. 101 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Таким образом, образовательная деятельность по реализации дополнительных общеразвивающих программ является конкурентной, которую могут осуществлять общеобразовательные организации и организации дополнительного образования.

Приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, согласно которому в учебный план входят в качестве обязательных предметные области и учебные предметы - филология (русский язык, родной язык, литература, родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык) (п. 18.3.1 и п. 11.1). Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, согласно п. 18.3.1 и п. 9.1.2 которого учебный план предусматривает изучение обязательных учебных предметов: учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей, дополнительных учебных предметов, курсов по выбору и общих для включения во все учебные планы учебных предметов, в том числе на углубленном уровне. Формирование учебных планов образовательного учреждения, в том числе профилей обучения и индивидуальных учебных планов обучающихся, осуществляется из числа учебных предметов из обязательных предметных областей, а применительно к предметной области "Иностранные языки", включает учебные предметы: "Иностранный язык" (базовый и углубленный уровни); "Второй иностранный язык" (базовый и углубленный уровни).

В п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ч. 1 ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Положении о лицензировании образовательной деятельности, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966,  установлено, что образовательная деятельность подлежит лицензированию. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии, а в последующем и к лицензиату при осуществлении им образовательной деятельности являются наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам (подп. «а» п. 4, подп. «а» п. 6 Положении о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966).

При намерении лицензиата осуществлять лицензируемую деятельность по адресу места ее осуществления, не указанному в лицензии, либо в случае если лицензиат намерен осуществлять лицензируемую деятельность в филиале, не указанном в лицензии, представляются реквизиты документов, подтверждающих наличие у лицензиата на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта) в каждом из мест осуществления образовательной деятельности, а также копии правоустанавливающих документов в случае, если права на указанные здания, строения, сооружения, помещения и территории и сделки с ними не подлежат обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации (подп. «а» п. 15, подп. «б» п. 16 Положении о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966).

В п. 2, п. 3 ч. 2 ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» указано, что заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями, осуществляется в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 17.1 данного Федерального закона, то есть только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. При этом ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» содержит исключения из этого правила, в том числе п. 6 ч. 1 ст. 17.1, предусматривающий предоставление прав владения и (или) пользования на такое имущество организациям, осуществляющим образовательную деятельность.

Федеральным законом от 02.07.2013 № 185-ФЗ, в ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» с 01.09.2013 введена ч. 3.2, где конкретизирован круг лиц, которые могут без проведения конкурсов или аукционов заключать договоры в отношении муниципального имущества муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а именно:

1) медицинские организации для охраны здоровья обучающихся и работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

2) организации общественного питания для создания необходимых условий для организации питания обучающихся и работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

3) физкультурно-спортивные организации для создания условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом.

В указанный перечень не входят организации, осуществляющие образовательную деятельность (в том числе организации дополнительного образования).

Согласно Положения «Об особенностях передачи в аренду имущества, закрепленного за автономными, бюджетными и казенными муниципальными учреждениями на праве оперативного управления», утвержденного Решением Екатеринбургской городской Думы от 05.06.2012 № 25/60, организаторами торгов на право заключения договоров аренды имущества, закрепленного за учреждениями на праве оперативного управления, являются данные учреждения. При этом бюджетные учреждения не вправе заключать договоры аренды муниципального имущества без предварительного согласия (одобрения) Управлением образования Администрации города Екатеринбурга и Департаментом по управлению муниципальным имуществом Администрации города Екатеринбурга

Из материалов дела следует, что согласно данным Министерства общего и профессионального образования Свердловской области на территории г.Екатеринбурга находится 172 муниципальных общеобразовательных учреждения, и 31 негосударственное образовательное учреждение, оказывающие услуги по изучению английского языка для детей и взрослых на основании соответствующей лицензии.

С НОУ «Английская школа в Екатеринбурге «YES» подписали договоры аренды муниципального имущества на неопределенный срок муниципальные общеобразовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность: СОШ № 197, СОШ № 166, СОШ № 163, СОШ № 151, СОШ № 122, СОШ № 96, СОШ № 6, гимназия № 5, СОШ № 22. В отношении всех договоров аренды Управлением образования Администрации города Екатеринбурга проведена экспертиза и подготовлены экспертные заключения, согласно которым возможно заключение договора аренды, если деятельность арендатора не будет оказывать отрицательного влияния на образовательный процесс и безопасность обучающихся; все договоры аренды согласованы Департаментом по управлению муниципальным имуществом Администрации города Екатеринбурга, при условии соблюдения Федерального закона «О защите конкуренции».

На сайте НОУ «Английская школа «YES в Екатеринбурге» предложено выбрать в качестве филиала для обучения, одну из школ №№ 4, 5, 6, 12, 16, 22, 27, 29, 40, 45, 48, 63, 66, 67, 68, 77,80, 82,88,96, 100, 109, 116, 120, 121, 122, 125, 128, 130, 134, 135, 147, 149, 150, 151, 152, 154, 157, 163, 166, 168, 171, 173, 175, 178, 180, 197, 200, 208 (распечатка от 06.08.2013). Следовательно, согласно информации, указанной на сайте НОУ «Английская школа YES в Екатеринбурге», данным негосударственным образовательным учреждением заключены договоры со следующими муниципальными общеобразовательными учреждениями в городе Екатеринбурге: СОШ № 197, СОШ № 166, СОШ № 163, СОШ № 151, СОШ № 122, СОШ № 96, СОШ № 6, Гимназия № 5, СОШ № 22, СОШ № 208, СОШ № 178, СОШ № 175, СОШ № 171, СОШ № 168, СОШ № 154, СОШ № 147, СОШ № 134, СОШ № 120, Гимназия № 116, СОШ № 82, СОШ № 80, СОШ № 77, СОШ № 63, СОШ № 48, Гимназия № 40, СОШ № 29, Лицей № 12, СОШ № 4.

Также на сайте НОУ «Английская школа YES в Екатеринбурге» размещен Договор публичной оферты на обучение в общеобразовательных школах. Согласно п. 2 договора предметом договора является: предоставление образовательных услуг по иностранному языку, оказание образовательных услуг производится в учебных аудиториях исполнителя в г. Екатеринбурге.

Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 02.05.2012                   № 1769 «Об установлении базовой ставки арендной платы» с 01.05.2012 базовая ставка арендной платы за 1 кв.м. площади установлена в размере 1057 рублей в год для всех объектов муниципального нежилого фонда МО «город Екатеринбург». Постановлением Главы Екатеринбурга от 20.03.2008 № 1007 утверждены корректировочные коэффициенты к базовой ставке арендной платы по договорам аренды объектов муниципального нежилого фонда МО «город Екатеринбург».

Согласно п. 4.1 договора аренды от 01.09.2013, заключенного между  МАОУ СОШ № 197 и НОУ «Английская школа «YES в Екатеринбурге», арендная плата за переданный по договору объект устанавливается за соответствующий платежный период согласно расчету (расчет не приложен).           Арендная плата за пользование недвижимым имуществом, составляющим объект аренды, устанавливается в размере 810 руб. 42 коп. за месяц;                     согласно п. 4.1 договора аренды, заключенного между МБОУ СОШ № 166 и НОУ «Английская школа «YES в Екатеринбурге» - 800 руб.; согласно п. 4.1 договора аренды, заключенного между МБОУ СОШ № 163 и НОУ «Английская школа «YES в Екатеринбурге» - 214 руб. 99 коп.; согласно п.4.1 договора аренды, заключенного между МБОУ СОШ № 151 и НОУ «Английская школа «YES в Екатеринбурге» - 600 руб. за месяц, при этом ни один из договоров не содержит расчет в качестве приложения, хотя ссылка на него в п. 4.1 договора имеется.

Таким образом, согласно представленным в материалах дела договорам аренды размер арендной платы в них отличается от рыночной. Арендная плата за пользование арендованным муниципальным имуществом определена в договоре и исчисляется фактическим временем использования помещений.

Стоимость обучения в НОУ «Английская школа «YES в Екатеринбурге» на территории (аудиториях) муниципальных образовательных учреждений согласно представленному прейскуранту также ниже в 2 раза по сравнению со стоимостью подобных услуг других участников рынка, которые осуществляют свою деятельность вне территории муниципальных учреждений. Так, согласно представленному прайс-листу от НОУ «Школа «Талисман», и просмотра официальных сайтов других участников рынка, антимонопольным органом установлено, что средняя стоимость академического часа для школьников от 8 до 16 лет составляет 240 рублей, в то время как обучение детей в возрасте от 7 до 16 лет НОУ «Английской школой YES в Екатеринбурге» на территории муниципальных образований составляет 100 рублей за академический час, что значительно ниже рыночной стоимости обучения у других негосударственных образовательных учреждений. Суд первой инстанции верно отметил, что обосновать именно такой размер платы заявитель НОУ «Английской школой YES в Екатеринбурге» не смог.

Кроме того, антимонопольным органом и судом первой инстанции принято во внимание, что Автономная некоммерческая организация дополнительного образования «Центр образовательных технологий» в своем ответе (вх. № 01-13908 от 21.07.2014) указала, что в 2013-2014 гг., пыталась заключить договоры с рядом муниципальных школ на аренду помещений для оказания услуг по обучению иностранному языку, однако этого не удалось сделать, так как большинством школ уже были заключены договора с НОУ «Английская школа YES в Екатеринбурге».

Исследовав и оценив в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что при таких обстоятельствах складывается ситуация, препятствующая доступу на рынок другим негосударственным образовательным учреждениям, расположенным в районе нахождения муниципальных образовательных учреждений, а также препятствует новым участникам рынка привлекать и удерживать клиентов на принципах честной конкуренции.

Доводы НОУ «Английская школа YES в Екатеринбурге» о том, что не все муниципальные образовательные учреждения, по которым вынесено обжалуемое решение, могут оказывать дополнительные образовательные услуги по обучению иностранному языку, а также на то, что часть договоров аренды заключены до 01.09.2013, то есть до вступления в законную силу Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ, которым были внесены ограничения по сдаче в аренду муниципального имущества организациями, осуществляющими образовательную деятельность, не исключают выводов антимонопольного органа и суда о наличии нарушения антимонопольного законодательства в целом по установленному антимонопольным органом нарушению, выразившемуся в достижении соглашений, которые приводят к ограничению конкуренции на рынке образовательных услуг по реализации дополнительных общеразвивающих программ, в том числе к разделу данного рынка по составу продавцов и покупателей (заказчика) и к занижению цен на услуги по сравнению с иными, продавцами этих услуг.

Изложенные в апелляционной жалобе НОУ «Английская школа YES в Екатеринбурге» ссылки на нарушение антимонопольным органом срока рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, нарушение срока изготовления решения в полном объеме и срока направления копии решения, не свидетельствуют о незаконности решения антимонопольного органа.

При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных НОУ  «Английская школа в Екатеринбурге «YES» требований о признании недействительными решения и  предписания антимонопольного органа судом первой инстанции отказано обоснованно.

Иные изложенные в апелляционной жалобе доводы судом апелляционной инстанции отклоняются, так как не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права и по существу сводятся  к несогласию заявителя с оценкой установленных судом обстоятельств. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки установленных судом первой инстанции обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.

Ссылки НОУ  «Английская школа в Екатеринбурге «YES» на то, что судом первой инстанции необоснованно отклонено ходатайство заявителя о привлечении к участию в деле третьих лиц – конечных потребителей предоставляемой заявителем образовательной услуги, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку на основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица могут быть привлечены к участию в деле, если судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Между тем из содержания решения суда первой инстанции не следует, что судебный акт содержит выводы о правах и обязанностях потребителей предоставляемой заявителем образовательной услуги, или может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 ноября 2014 года по делу № А60-37152/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу негосударственного образовательного учреждения «Английская школа в Екатеринбурге «YES» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

Н.В.Варакса

Судьи

О.Г.Грибиниченко

Л.Ю.Щеклеина