ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-18281/17-АК от 15.01.2018 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- 81 /2017-АК

г. Пермь

22 января 2018 года                                                           Дело № А60-41890/2017­­

Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2018 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 22 января 2018 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н. В.

судей Муравьевой Е.Ю., Трефиловой Е.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Габовой Е.А.,

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «ЭнергоПартнер»                            (ИНН <***>, ОГРН <***>): представители не явились;

от открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания УРАЛА» (ИНН <***>, ОГРН <***>):                 ФИО1 по доверенности от 01.01.2018;

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЭнергоПартнер»

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 23 октября 2017 года по делу № А60-41890/2017

принятое судьей Ефимовым Д.В.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЭнергоПартнер»

к открытому акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания УРАЛА»

о признании недействительными протоколов закупочной комиссии,                            о признании неправомерными действий по удержанию обеспечения заявки,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «ЭнергоПартнер» (далее - ООО «ЭнергоПартнер») обратилось Арбитражный суд Свердловской области                с заявлением к открытому акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания УРАЛА» (далее – ОАО «МРСК УРАЛА») о признании недействительными протокола заседания закупочной комиссии               по рассмотрению, оценке заявок участников и подведения итогов № ООК/247/2 от 03.03.2017; протокола очередного заседания Центрального закупочного органа № 10-04/3 от 10.04.2017; о признании незаконными действий по удержанию обеспечения по банковской гарантии от 28.12.2016 № Г-7111617185/01 в сумме 3 000 000 руб. 00 коп. и устранении нарушения путем возврата удержанной суммы в размере 3 000 000 руб. 00 коп.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 23.10.2017                             в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с указанным судебным актом, ООО «ЭнергоПартнер» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. В апелляционной жалобе указывает, что при проведении спорной закупки ОАО «МРСК УРАЛА» допущены нарушения положений Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», выразившиеся в том, что                          в извещении и в документации о спорной закупке отсутствует начальная (максимальная) цена; в то время как размер обеспечения исполнения обязательств, связанных с участием в конкурсе и подачей конкурсной заявки определяется от начальной (максимальной) цены.    

ОАО «МРСК УРАЛА» с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласно по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Присутствовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ОАО «МРСК УРАЛА» поддержал позицию, содержащуюся в отзыве на апелляционную жалобу.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что организатором закупки ОАО «МРСК УРАЛА» было опубликовано извещение № 31604442087 от 07.12.2016 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru; извещение № 750830 от 07.12.2016 на сайте электронной торговой площадки www.b2b-energo.ru.; извещение от 07.12.2016 на сайте ОАО «МРСК Урала» www.mrsk-ural.ru о проведении открытого конкурса № 247, которым приглашались юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, являющиеся только субъектами малого и среднего предпринимательства к участию в открытом одноэтапном конкурсе без предварительного квалификационного отбора на право заключения рамочных соглашений на выполнение строительно-монтажных и пуско-наладочных работ по электросетевым объектам, реализуемым в рамках исполнения договоров технологического присоединения в 2017-2019 годах, в частности, закупка № 16102, лот № 339               на право заключения рамочных соглашений на выполнение строительно-монтажных и пуско-наладочных работ по электросетевым объектам, реализуемым в рамках исполнения договоров технологического присоединения в 2017-2019 годах в филиале ОАО «МРСК Урала» - «Челябэнерго».                  Сведения о начальной (максимальной) цена конкурса (цене лота) закупка                   № 16102, лот № 339 - не установлена.

ООО «ЭнергоПартнер» подало заявку № 585 от 21.12.2016 на участие в конкурсе по закупке № 16102, лот № 339 на право заключения рамочных соглашений на выполнение строительно-монтажных и пуско-наладочных работ по электросетевым объектам, реализуемым в рамках исполнения договоров технологического присоединения в 2017-2019 годах в филиале ОАО «МРСК Урала» - «Челябэнерго».

Для участия в указанном конкурсе ООО «ЭнергоПартнер» была представлена банковская гарантия от 28.12.2016 № Г-7111617185/01 на сумму                    3 000 000 руб., выданная АКБ «ЧЕЛИНДБАНК» (ПАО).

Протоколом № ООК/247/1 от 16.01.2017 заседания закупочной комиссии по вскрытию конвертов заявок участников зафиксировано представление заявки ООО «ЭнергоПартнер» для дальнейшего рассмотрения.

Протоколом № ООК/247/2 от 03.03.2017 заседания закупочной комиссии по рассмотрению, оценке заявок участников и подведения итогов ООО «ЭнергоПартнер» заявка признана соответствующей требованиям документации по открытому конкурсу и ООО «ЭнергоПартнер» объявлено одним из победителей, с обязанностью заказчика заключить рамочные соглашения в течение 20 календарных дней, но не ранее 10 календарных дней                  с даты размещения на официальном сайте данного протокола.

22.03.2017 между ООО «ЭнергоПартнер» и ОАО «МРСК УРАЛА» было подписано рамочное соглашение № 2017-ТП/СМР-8436 (без фиксированной цены).

15.02.2017 письмом № 76-УЭБ ОАО «МРСК Урала» направило в адрес Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району города Челябинска запрос о достоверности (недостоверности) предоставленных                     ООО «ЭнергоПартнер» данных по среднесписочной численности работников.

Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району города Челябинска письмом от 16.03.2017 сообщила о недостоверности сведений                     о среднесписочной численности.

В связи с чем согласно протокола (выписки) Центральной  закупочной комиссией от 10.04.2017 № 10-04/3 заказчиком принято решение на основании п. 2.4.8.9 конкурсной документации согласовать удержание обеспечения по заявке ООО «ЭнергоПартнер».

Денежные средства по банковской гарантии от 28.12.2016 № Г-7111617185/01 в сумме 3000000 руб. 00 коп. перечислены ОАО «Челиндбанк» (ПАО) по требованию ОАО «МРСК УРАЛА».

Полагая, что интересы в сфере предпринимательской деятельности нарушены, ООО «ЭнергоПартнер» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что факт предоставления ООО «ЭнергоПартнер» в составе заявки недостоверных сведений о среднесписочной численности работников не опровергнут, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения                       (ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»).

Согласно ч. 9 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ                             «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, следующие сведения:

1) способ закупки (открытый конкурс, открытый аукцион или иной предусмотренный положением о закупке способ);

2) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;

3) предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;

4) место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);

6) срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев предоставления документации в форме электронного документа;

7) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

В соответствии с ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»                    в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

3) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;

4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);

6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;

7) порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);

8) порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;

10) формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;

11) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;

12) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;

13) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Согласно п. 8.1.6.1 Положения о закупках, применяемого ОАО «МРСК УРАЛА», заказчик вправе установить в конкурсной документации требование предоставления каждым участником закупки иного, помимо неустойки, обеспечения исполнения обязательств, связанных с подачей им конкурсной заявки (обеспечение конкурсной заявки) и (или) обеспечения победителем исполнения обязательств по договору (обеспечение договора). Способ обеспечения - залог, поручительство, независимая гарантия (в том числе банковская гарантия), задаток, обеспечительный платеж или иной, установленный ЦЗО Заказчика и указанный в конкурсной документации.

В п. 8.1.6.2 Положения о закупке предусмотрено, что размер обеспечения конкурсной заявки не должен превышать пяти процентов от начальной (максимальной) цены (если она объявлена) или от цены, указанной участником конкурса в конкурсной заявке, при стоимости закупки до 1 млрд. руб.                           (с налогом на добавленную стоимость) включительно, не более 1 (одного) процента при стоимости закупки более 1 млрд. руб. (с налогом на добавленную стоимость). Если закупка осуществляется в соответствии с п. 4.5.36) настоящего Стандарта – это закупка у субъектов малого и среднего предпринимательства - размер обеспечения заявки не может превышать                          2 процента начальной (максимальной) цены договора (цены лота).

В соответствии с п. 8.1.6.4. Положения о закупках обеспечение конкурсной заявки представляется одновременно с заявкой, при этом конкурсная документация должна содержать описание порядка возвращения обеспечения конкурсных заявок, а также обстоятельства, при которых участник конкурса его утрачивает.

В п. 2.4.8.3 Конкурсной документации указано, что участник конкурса в составе своей конкурсной заявки представляет обеспечение исполнения обязательств, связанных с участием в конкурсе и подачей конкурсной заявки,              в форме банковской гарантии на сумму 3 000 000,00 рублей (Раздел 3.Форма 14), либо денежные средства в размере 3 000 000,00 рублей, перечисленные на расчетный счет организатора конкурса.

Конкурсная документация (Том 1 «Общая и коммерческая части») содержит порядок возвращения обеспечения конкурсных заявок, а также обстоятельства, при которых участник конкурса его утрачивает (раздел 2.4.8.).

Согласно подп. б) п. 2.4.8.8 Тома 1 «Общая и коммерческая части» Конкурсной документации в случае предоставление заведомо ложных (недостоверных) сведений или намеренного искажения информации или документов, а также недостоверных сведений, приведенных в составе конкурсной заявки, бенефициар имеет право на истребование суммы банковской гарантии.

В соответствии с п. 2.9.2.6 Тома 1 «Общая и коммерческая части» Конкурсной документации при проведении отборочной стадии организатор конкурса вправе проверять соответствие предоставленных участником заявлений, документов и информации действительности, в том числе путем направления запросов в государственные органы, лицам, указанным в заявке, а также проводить выездные проверки. При предоставлении участником заведомо ложных сведений или намеренном искажении информации или документов, а также недостоверных сведений, приведенных в составе конкурсной заявки, организатор конкурса имеет право удержать в полном объеме его финансовое обеспечение исполнения обязательств, связанное с участием в конкурсе и подачей конкурсной заявки.

В п. 2.3.2.3. Тома 1 «Общая и коммерческая части» Конкурсной документации установлено требование о предоставлении в составе конкурсной заявки участника документов, подтверждающих отнесение участника конкурса к субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в том числе копии сведений о среднесписочной численности работников за два предшествующих календарных года по форме, утвержденной в соответствии с п. 3 ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как указано судом выше, из материалов дела следует, что 15.02.2017 письмом № 76-УЭБ ОАО «МРСК Урала» направило в адрес Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району города Челябинска запрос о достоверности (недостоверности) предоставленных ООО «ЭнергоПартнер» данных по среднесписочной численности работников.

Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району города Челябинска письмом от 16.03.2017 сообщила о недостоверности представленных ООО «ЭнергоПартнер» сведений о среднесписочной численности.

Данные обстоятельства ООО «ЭнергоПартнер» документально                          не опровергнуты; соответствующих доказательств не представлено ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции.

Согласно представленной ООО «ЭнергоПартнер» для участия в спорной закупке банковской гарантии от 28.12.2016 № Г-7111617185/01, выданной АКБ «ЧЕЛИНДБАНК» (ПАО), в качестве обстоятельств, наступление которых влечет выплату по гарантии, указано, в том числе, представление принципалом недостоверных сведений, приведенных в составе конкурсной заявки.

В связи с чем денежные средства по банковской гарантии от 28.12.2016                  № Г-7111617185/01 в сумме 3 000 000 руб. 00 коп. перечислены                               ОАО «Челиндбанк» (ПАО) по требованию ОАО «МРСК УРАЛА».

Ссылки ООО «ЭнергоПартнер» на дело № А60-20580/2017 отклоняются, поскольку в указанном деле судом установлены обстоятельства и сделаны выводы, касающиеся проведения иной закупки (извещение № 31604441877, извещение № 750789 о проведении открытого одноэтапного конкурса на право заключения рамочных соглашений на выполнение проектно-изыскательских работ по электросетевым объектам, реализуемым в рамках исполнения договоров технологического присоединения в 2017-2019 годах); в то время как по настоящему делу рассматривается другая закупка (извещение № 31604442087, извещение № 750830 о проведении открытого одноэтапного конкурса без предварительного квалификационного отбора на право заключения рамочных соглашений на выполнение строительно-монтажных и пуско-наладочных работ по электросетевым объектам, реализуемым в рамках исполнения договоров технологического присоединения в 2017-2019 годах,                  в частности, закупка № 16102, лот № 339 на право заключения рамочных соглашений на выполнение строительно-монтажных и пуско-наладочных работ по электросетевым объектам, реализуемым в рамках исполнения договоров технологического присоединения в 2017-2019 годах в филиале ОАО «МРСК Урала» - «Челябэнерго»).

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 октября 2017 года по делу № А60-41890/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

Н.В. Варакса

Судьи

Е.Ю. Муравьева

Е.М. Трефилова