П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП- 81 /2017-АК
г. Пермь
07 февраля 2018 года Дело № А71-5231/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 февраля 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В. Г.,
судей Весевой Е.Е., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания ФИО1,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, индивидуального предпринимателя Глухова Александра Алексеевича,
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 27 октября 2017 года
по делу № А71-5231/2017
вынесенное судьей Мосиной Л.Ф.,
по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО2 (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Министерству имущественных отношений Удмуртской Республики (ИНН<***>, ОГРН <***>)
о признании недействительным решения, выраженном в письме от 25.01.2017 №0267/01-14 и об обязании устранить допущенные нарушения,
установил:
ИП ФИО2 (далее ИП ФИО2) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным решения Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики (далее Министерство), выраженного в письме от 25.01.2017 №0267/01-14 об отказе внести в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 и 2016 годы и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем исключения здания с кадастровым номером 18:30:000262:360 из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2015 и 2016 годы.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27 октября 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, в котором требования о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений УР, выраженного в письме от 25.01.2017 № 0267/01-14 об отказе внести изменения в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определятся как кадастровая стоимость на 2015 и 2016 г.г. удовлетворить в полном объёме.
В обоснование доводов заявитель указывает, что с 26.12.2013 является собственником здания по адресу: <...>, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права 18 АБ № 875877, номер государственной регистрации 18-18-17/036/2013-659, 28.10.2013 при проведении комплекса работ по определению конструкций, местоположения по отношению к постоянным ориентирам, материала и других характеристик объекта учета находящихся пол адресу: <...>. была проведена первичная техническая инвентаризация вновь построенного объекта, торгового комплекса, по вышеуказанному адресу, площадь объекта была установлена 1014,7 кв.м., объект введен в эксплуатацию, о чем было выдано разрешение от 22.11.2013 № 5000-31, в результате повторного обследования объекта площадь объекта составила 997,7 кв.м. Как указывает заявитель жалобы при получении свидетельства о государственной регистрации права на вышеуказанный объект недвижимого имущества площадь объекта в свидетельстве указана по результатам первичной инвентаризации (до окончания работ), хотя на момент регистрации – 26.12.2013 площадь объекта была установлена 997,4 кв.м., что не попадает под действие ст. 1.1 Закона Удмуртской Республики «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике» №55-РЗ от 27.11.2013.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, явку своих представителя в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании постановлений Правительства Удмуртской Республики №3565 от 29.12.2014, №586 от 29.12.2015 Министерством в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 и на 2016 годы (далее Перечень) включено здание с кадастровым номером 18:30:000262:360, расположенное по адресу <...>, общей площадью 1014,7 кв.м., принадлежащее ИП ФИО2 на праве собственности.
ИП ФИО2 полагая, что данное здание включено в Перечень необоснованно, поскольку после перепланировки помещений в процессе эксплуатации здания общая полезная площадь помещений уменьшилась до 997,4 кв.м., 26.12.2016 обратился в Министерство с заявлением об исключении вышеназванного здания из Перечня.
Письмом от 25.01.2017 №0267/01-14 Министерство сообщило ИП ФИО2 об отказе в удовлетворении заявления.
В обоснование отказа указало на то, что с момента завершения строительства и введения в эксплуатацию с 2013 по 16.12.2016 объект недвижимости имел площадь 1143,4 кв.м., что составляет более 1000 кв.м. Здание предназначено и фактически используется для размещения торговых объектов. Торговый центр площадью более 1000 кв.м. соответствует критериям, установленным Законом Удмуртской Республики от 27.11.2003 №55 «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике», п.4 ст.378.2 Налогового кодекса РФ, в связи с чем, исключению из Перечня на 2015 и 2016 год не подлежит.
Полагая, что данное решение Министерства об отказе в исключении из Перечня является незаконным, нарушает права и законные интересы общества в области предпринимательской деятельности, поскольку влечет уплату налога на имущество в большем размере, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований исходил из того, что действия Министерства по принятию решения, выраженного в письме от 25.01.2017 №0267/01-14 об отказе внести изменения в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2015 и 2016 годы, соответствует нормативно-правовым актам и не нарушает права и законные интересы предпринимателя.
Заявитель по доводам жалобы просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На основании статьи 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ
В соответствии с пунктом 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, ФИО2 является собственником здания кадастровый номер 18:30:000262:360, общей площадью 1014,7 кв.м., расположенного по адресу: <...>, о чем имеется свидетельство о государственной регистрации права 18 АБ №875877 и о внесении 26.12.2013 записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 18-18-17/036/2013-659, выданное Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в УР; согласно техническому паспорту, составленному Сарапульским филиалом ГУП «Удмуртинвентаризация» на данное здание по состоянию на 28.10.2013, общая полезная площадь составляет 1143,4 кв.м. (л.д.16-22).
Данный объект недвижимости был введен в эксплуатацию на основании разрешения на ввод в эксплуатацию от 22.11.2013 №5000-31 и определен как торговый центр, что следует из технического паспорта на здание.
Законом Удмуртской Республики от 27.11.2003 № 55-РЗ «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике» на территории Удмуртской Республики введен налог на имущество организаций.
В соответствии со ст.1.1. Закона Удмуртской Республики от 27.11.2003 № 55-РЗ «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике» налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, за исключением: административно-деловых центров и (или) помещений, находящихся в оперативном управлении государственных органов Удмуртской Республики, государственных учреждений Удмуртской Республики, органов местного самоуправления в Удмуртской Республике и созданных ими муниципальных учреждений; помещений, фактически используемых для размещения объектов бытового обслуживания; административно-деловых центров и (или) помещений, используемых в целях выполнения государственного оборонного заказа (в том числе объектов, используемых для организации питания работников, объектов социальной сферы, используемых для нужд культуры, искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения), либо переданных в аренду для использования в тех же целях; административно-деловых центров и (или) помещений организаций, являющихся инженерно-техническими воинскими формированиями, используемых в целях выполнения возложенных на них функций для обеспечения обороны и безопасности государства (в том числе объектов, используемых для организации питания работников, объектов социальной сферы, используемых для нужд культуры, искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения), либо переданных в аренду для использования в тех же целях; административно-деловых центров и (или) помещений, относящихся к мобилизационным мощностям, объектам мобилизационного назначения; административно-деловых центров и (или) помещений, в которых осуществляется производство продукции производственно-технического назначения; помещений, используемых для нужд культуры, искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения; объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.
Налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества применяется к объектам недвижимости, указанным в пункте 1 части 1 настоящей статьи, включенным в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на соответствующий налоговый период, утверждаемый Правительством Удмуртской Республики.
Согласно п.2 ст.4 Федерального закона от 02.11.2013 № 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», п.9 ст.378.2 НК РФ (в редакции, действовавшей в период спора) принято постановление Правительства Удмуртской Республики от 14.07.2014 № 270 «О порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) помещений для целей налогообложения», которым утверждено Положение о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) помещений для целей налогообложения (далее Положение).
Пунктом 1 Положения предусмотрено, что понятие «фактическое использование объекта недвижимости для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания» используется в настоящем Положении в значении, определенном ст.378.2 НК РФ.
Пунктом 4 Положения предусмотрено, что основаниям проведения мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости является информация, поступившая от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, государственных органов Удмуртской Республики, органов местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, а также юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками (владельцами) объектов недвижимости, и сведения, полученные из средств массовой информации.
Из п.22 Положения следует, что Министерство в течение текущего календарного года формирует перечень объектов недвижимости, в отношении которых проведены мероприятия по определению вида фактического использования. Ежегодно, в срок до 1 ноября текущего календарного года, Министерство осуществляет подготовку, согласование в установленном порядке и внесение на рассмотрение Правительства Удмуртской Республики проекта распоряжения Правительства Удмуртской Республики об утверждении перечня объектов недвижимости на очередной налоговый период, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Согласно п.5 Положения, мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости проводятся в форме: межведомственного взаимодействия Министерства с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, государственными органами Удмуртской Республики, органами местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики; запросов Министерством сведений и документов, необходимых для определения вида фактического использования объектов недвижимости, у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками (владельцами) объектов недвижимости; обследований объектов недвижимости.
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, ч.1 ст.1.1. Закона Удмуртской Республики от 27 ноября 2003 года № 55-РЗ «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике», Правительством Удмуртской Республики как высшим исполнительным органом Удмуртской Республики принято постановление от 29.12.2014 №565 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год», постановление от 29.12.2015 №586 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год».
Постановление № 565 зарегистрировано в Управлении Минюста России по Удмуртской Республике 22.01.2015 за №RU 18000201401124, Постановление №586 – 15.01.2016 за №RU 18000201501243 и Постановление №546 - 13 июля 2017 года за №RU 18000201700518.
Как следует из материалов дела, на основании указанных постановлений Правительства Удмуртской Республики №3565 от 29.12.2014, №586 от 29.12.2015, Министерством принадлежащее ФИО2 здание с кадастровым номером 18:30:000262:360, расположенное по адресу <...>, общей площадью 1014,7 кв.м. включено в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 и на 2016 годы.
В результате проведенной собственником здания реконструкции (перепланировки) общая полезная площадь помещении уменьшилась; 24.12.2013 и 12.10.2016 на данный объект недвижимости Сарапульским филиалом ГУП «Удмуртинвентаризация» были составлены новые технические паспорта, согласно которым общая полезная площадь указана 997,4 кв.м. (л.д.23-38).
По заявлению ФИО2 от 15.12.2016 в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии в УР было произведено обследование спорного объекта недвижимости, в результате чего, на основании технического плана, подготовленного кадастровым инженером ФИО3 от 15.12.2016 площадь объекта недвижимости была изменена с 1014,7 кв.м на 997,4 кв.м., что следует из Кадастровой выписки от 20.12.2016 (л.д.14-15).
26.12.2016 ИП ФИО2 обратился в Министерство с заявлением об исключении здания с кадастровым номером 18:30:000262:360 из Перечня, указав на то, что площадь здания составляет 997,7 кв.м.
Письмом от 25.01.2017 №0267/01-14 Министерство отказало предпринимателю в удовлетворении заявления (л.д.8-9).
Заявитель, ссылаясь на площадь спорного объекта (997,4 кв.м.), настаивает на том, что указанный объект не попадает под действие ст. 1.1 Закона Удмуртской Республики «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике» №55-РЗ от 27.11.2013 и подлежит исключению из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2015 и 2016 годы.
Суд первой инстанции отказывая в удовлетворении заявленных предпринимателем требований и признавая решение Министерства об отказе в исключении из Перечня не противоречащим нормативно-правовым актам исходил из того спорный объект недвижимости был внесен в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 и на 2016 годы на основании представленных заявителем в федеральный орган исполнительной власти документов для внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, из которых следует, что общая площадь здания составляет более 1000 кв.м.
При этом суд обоснованно исходил из следующего.
Понятие кадастровой стоимости ввиду отсутствия в налоговом законодательстве на основании ст.11 НК РФ определяется в ст.3 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее Федеральный закон об оценочной деятельности в Российской Федерации) как - стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных ст.24.19 настоящего Федерального закона.
Под государственной кадастровой оценкой в силу статьи 24.11 Закона N 135-ФЗ понимается совокупность действий, включающих в себя: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости (далее - исполнитель работ) и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
В силу абз.2 ст.24.9 Федеральный закон об оценочной деятельности в Российской Федерации датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Решение о проведении государственной кадастровой оценки и об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на основании статей 24.12 и 24.17 Закона N 135-ФЗ принимает исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, являющийся заказчиком работ по определению кадастровой стоимости путем принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, являющегося нормативным правовым актом, вступающим в силу после даты его официального опубликования (обнародования).
В соответствии со статьей 24.20 Закона N 135-ФЗ в течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Согласно сообщению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в УР от 31.03.2017 №01-19/1096 на запрос Министерства от 17.03.2017 следует, что по состоянию на 01.01.2016 объект недвижимости с кадастровым номером 18:30:000262:360, расположенный по адресу <...>, имел площадь 1014,7 кв.м., при этом изменения в Единый государственный реестр недвижимости относительно площади были внесены 20.12.2016 по заявлению от 15.12.2016 №18-0-1-37/3001/2016-1601 на основании технического плана, подготовленного кадастровым инженером ФИО3 от 15.12.2016 (л.д.87).
Таким образом поскольку по состоянию на 01.01.2016 объект недвижимости с кадастровым номером 18:30:000262:360, расположенный по адресу <...>, имел площадь 1014,7 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 18 АБ №875877 от 26.12.2013, техническим паспортом от 28.10.2013 и до 20.12.2016 отвечал критериям нежилого здания торгового центра более 1000 кв.м., налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость на основании п.п. 1 п.2 ст.378.2 НК РФ, ч.1 ст.1.1. Закона Удмуртской Республики от 27 ноября 2003 года № 55-РЗ «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике», Министерство законно и обоснованно на основании постановлений Правительства Удмуртской Республики №3565 от 29.12.2014, №586 от 29.12.2015 включило спорный объект недвижимости в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 и на 2016 годы.
Иных доказательств, подтверждающих изменение площади спорного объекта на момент проведения мероприятий по определению вида фактического использования здания и нежилых помещений в нем и на момент принятия и утверждения перечня объектов недвижимости на очередной налоговый период, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, суду не предоставлено.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В данном случае у суда первой инстанции отсутствовали, предусмотренные частью 2 статьи 201 АПК РФ основания для удовлетворения заявленных требований, поскольку оспариваемое решение принято Министерством в соответствии с приведенными выше положениями НК РФ, Закона Удмуртской Республики от 27.11.2013 N 55-РЗ "О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике" и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере налогообложения.
Судом апелляционной инстанции исследованы доводы апелляционной жалобы, однако они не могут быть положены в основу отмены судебного акта, поскольку основаны на ошибочном толковании положений НК РФ и Закона Удмуртской Республики от 27.11.2013 N 55-РЗ, не содержат фактов, которые не были бы проверены и оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения. Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27 октября 2017 года по делу № А71-5231/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий Судьи | В.Г.Голубцов Е.Е.Васева Г.Н.Гулякова |