П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП- 99 /2017-АК
г. Пермь
07 февраля 2018 года Дело № А71-10803/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 февраля 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н. В.
судей Васевой Е.Е., Трефиловой Е.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Петровой Н.Ю.,
при участии:
от заявителя публичного акционерного общества «Т Плюс» (ИНН <***>, ОГРН <***>): ФИО1, по доверенности от 25.12.2017;
от заинтересованного лица Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска (ИНН <***>, ОГРН <***>): представители не явились;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя публичного акционерного общества «Т Плюс»
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 31 октября 2017 года по делу № А71-10803/2017,
принятое судьей Калининым Е.В.,
по заявлению публичного акционерного общества «Т Плюс»
к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска
о признании незаконным предписания,
установил:
Публичное акционерное общество «Т Плюс» филиал «Удмуртский» (далее – заявитель, ПАО «Т Плюс») обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска (далее – заинтересованное лицо, Управление ЖКХ Администрации города Ижевска) о признании недействительным предписания от 13.04.2017 № 674/06-02.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 31.10.2017 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ПАО «Т Плюс» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. В апелляционной жалобе ссылается на обоснованность и правильность корректировки платы за отопление с применением положений п. 59(1) Правил представления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354). Присутствовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал данные доводы.
Управление ЖКХ Администрации города Ижевска с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласно по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Заинтересованное лицо, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителей для участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не направило, что на основании ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие его представителей.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 17.03.2017 в Управление ЖКХ Администрации города Ижевска поступило обращение ФИО2, проживающей в многоквартирном доме № 45 по ул. 30 лет Победы в г.Ижевске, по вопросу начисления ПАО «Т Плюс» платы за коммунальную услугу «отопление», в связи с чем на основании приказа от 12.04.2017 № 674/06-02 Управлением ЖКХ Администрации города Ижевска в отношении ПАО «Т Плюс» проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой установлены следующие обстоятельства:
Многоквартирный дом № 45 по ул. 30 лет Победы в г. Ижевске имеет централизованное отопление и оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии тип прибора Взлет ТСРМ, заводской номер 1100134, учитывающий нагрузку отопление и горячее водоснабжение в данном многоквартирном доме, в доме отсутствуют индивидуальные, приборы учета тепловой энергий в жилых помещениях. В период октябрь и ноябрь 2015 года (как следует из письма ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» исх. № 71404-06-02805 от 23.03.2017) показания для коммерческого учета тепловой энергии с общедомового прибора учета тепловой энергии отсутствуют. Следовательно, корректировка размера платы за коммунальную услугу «отопление» за период с сентября 2015 года по декабрь 2016 года не может быть произведена потребителям многоквартирного дома № 45 по ул. 30 лет Победы в г.Ижевске. Однако, при анализе поступившей информации (письмо ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» исх. № 71404-06-02805 от 23.03.2017) по расчету корректировки размера платы за коммунальную услугу «отопление» потребителям многоквартирного дома № 45 по ул. 30 лет Победы в г.Ижевске, которая отражена в платежных документах за февраль 2017 года, установлено, что размер платы за тепловую энергию, потребленную за период сентября 2015 года по декабрь 2016 года, ПАО «Т Плюс» определен исходя из положений п. 59(1) Правил № 354, что является нарушением действующего законодательства.
По результатам проверки Управлением ЖКХ Администрации города Ижевска в адрес ПАО «Т Плюс» выдано предписание от 13.04.2017 № 674/06-02, согласно которому в срок до 02.06.2017 необходимо привести порядок определения размера платы за коммунальную услугу «отопление» за период с сентября 2015 года по февраль 2017 в соответствие с установленными требованиями.
ПАО «Т Плюс», полагая, что данное предписание является незаконным, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания недействительным предписания.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 16 ст. 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся, в том числе установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 1 Закона Удмуртской Республики от 30.06.2014 № 40-РЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю и внесении изменения в статью 35 Закона Удмуртской Республики «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений» органы местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, наделяются государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору, в том числе по организации и проведению проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги.
В п. 2.1.1, п. 2.13 Решения Городской Думы города Ижевска от 30.10.2007 № 314 «Об учреждении отраслевого органа - структурного подразделения Администрации города Ижевска - Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска» указано, что Управление осуществляет функции муниципального жилищного контроля, а также осуществляет отдельные государственные полномочия по государственному жилищному надзору.
Таким образом, Управление ЖКХ Администрации города Ижевска наделено полномочиями по государственному и муниципальному жилищному надзору, вправе осуществлять проверки за соблюдением порядка предоставления коммунальных услуг, правильности определения размера платы за коммунальные услуги. Управлению для осуществления возложенных на него полномочий и функций предоставляется право, в том числе, выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований при предоставлении коммунальных услуг гражданам.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 признано утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», за исключением пунктов 15-28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила № 307) (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и пунктов 1-4 приложения № 2 к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утрачивают силу с 01.07.2016.
В соответствии с подп. «б» п. 21 Правил № 307, при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и отсутствии индивидуальных и/или общих (квартирных) приборов учета в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется для отопления - в соответствии с подп. 2 п. 2 приложения № 2 к Правилам № 307. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подп. 3 п. 2 приложения № 2 к Правилам № 307.
Между тем имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что размер платы за тепловую энергию, потребленную за период с сентября 2015 года по декабрь 2016 года, ПАО «Т Плюс» определен в целом за весь указанный период исходя из положений Правил № 354, без учета того, что до 01.07.2016 действовали Правила № 307.
В п. 59(1) Правил № 354 предусмотрено, что плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений п. 44 настоящих Правил, а также плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
В п. 42(1) Правил № 354 (в редакции, действовавшей в спорный период) установлено, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме и в случае наличия обязанности установки таких приборов учета в многоквартирном доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2(2) и 2(3) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению с применением повышающего коэффициента.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В п. 3(2) Приложения № 2 к Правилам № 354 определено, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 3(1), в первом квартале года, следующего за расчетным годом, корректируется исполнителем по формуле 3(2):
,
где:
Pkiпр - размер платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме, за прошедший год;
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
Pfn.1 - общий размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме за прошедший год.
Как следует из материалов дела, многоквартирный дом № 45 по ул. 30 лет Победы в г.Ижевске имеет централизованное отопление и оборудованы общедомовым прибором учета тепловой энергии, учитывающие нагрузку отопление и горячее водоснабжение.
Из письма ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» от 23.03.2017 № 71404-06-02805 следует, что показания для коммерческого учета тепловой энергии с общедомового прибора учета тепловой энергии отсутствовали за октябрь и ноябрь 2015 года; между тем в платежных документах за февраль 2017 года, проведена корректировки размера платы за коммунальную услугу «отопление» за период с сентября 2015 года по декабрь 2016 года с применением положений п. 59(1) Правил № 354.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что перерасчет (корректировка) размера платы за тепловую энергию, потребленную за период с сентября 2015 года по декабрь 2016 года, произведен в целом за весь период исходя из положений Правил № 354, без учета того, что до 01.07.2016 действовали Правила № 307.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно поддержал выводы Управления ЖКХ Администрации города Ижевска о том, что корректировка размера платы за коммунальную услугу «отопление» за период с сентября 2015 года по декабрь 2016 года не может быть произведена потребителям указанного многоквартирного дома с применением п. 59(1) Правил № 354.
Также суд апелляционной инстанции отмечает, что с учетом положений Правил № 354 корректировка платы за отопление может быть проведена за прошедший год, в то время как в рассматриваемом случае в платежных документах за февраль 2017 года проведена корректировки размера платы за коммунальную услугу «отопление» за период с сентября 2015 года по декабрь 2016 года.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что в рассматриваемом случае проведенная ПАО «Т Плюс» в платежных документах за февраль 2017 года корректировка платы за отопление не соответствует положениям законодательства.
В связи с чем Управлением ЖКХ Администрации города Ижевска обоснованно выдано предписание об устранении нарушений при расчете платы за отопление в квитанциях за февраль 2017 года (при этом суд апелляционной инстанции отмечает, что указание в акте проверки от 13.04.2017 на то, что с января 2017 года по данному многоквартирному дому для расчета размера платы по отоплению следует применять норматив потребления тепловой энергии, не обоснован зафиксированными в акте обстоятельствами, однако данный вывод, содержащийся в акте проверки, не свидетельствует о незаконности оспариваемого предписания); оснований для признания оспариваемого предписания недействительным не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 31 октября 2017 года по делу № А71-10803/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий | Н.В. Варакса | |
Судьи | Е.Е. Васева | |
Е.М. Трефилова |