ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-19300/17-АК от 31.01.2018 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- 00 /2017-АК

г. Пермь

05 февраля 2018 года                                                   Дело № А71-10802/2017­­

Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2018 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 05 февраля 2018 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л. Х.,

судей Варакса Н.В., Трефиловой Е.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Петровой Н.Ю.,

при участии:

от заявителя, публичного акционерного общества «Т Плюс»: Данасиенко Е.В., паспорт, доверенность от 25.12.2017 № 51400-04-37/138;

от заинтересованного лица, Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Ижевска: не явились;

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, публичного акционерного общества «Т Плюс»,

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики

от 31 октября 2017 года по делу № А71-10802/2017,

принятое судьей Калининым Е.В.

по заявлению публичного акционерного общества «Т Плюс» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Ижевска (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконным предписания,

установил:

Публичное акционерное общество «Т Плюс» (общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным предписания Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска (Управление ЖКХ, заинтересованное лицо) от 13.04.2017 № 529/06-02.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 31.10.2017 (резолютивная часть объявлена 24.10.2017) в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, общество обжаловало решение суда в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное истолкование и применение норм материального права, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.

В апелляционной жалобе ее податель ссылается на наличие законных оснований для корректировки платы за отопление за период с января 2016 года по декабрь 2016 года, отраженной в платежных документах за январь 2017 года. Корректировка платы произведена с применением положений пунктов 59(1), 60 Правил представления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, действующих в период проведения корректировки.

Участвующий в заседании апелляционного суда представитель заявителя поддержал изложенные в апелляционной жалобе доводы, настаивал на удовлетворении жалобы.

Управление ЖКХ Администрации города Ижевска с апелляционной жалобой не согласно, возражения на жалобу изложило в отзыве; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителей для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направило, что на основании части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела судом.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в  соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 03.03.2017 в Управление ЖКХ Администрации города Ижевска поступило обращение ФИО2, проживающего по адресу: <...> по вопросу нарушения обязательных требований к определению размера платы за коммунальную услугу отопление.

Исполнителем коммунальной услуги «отопление» для потребителей, проживающих в данном многоквартирном доме является ПАО «Т Плюс», поскольку договор ресурсоснабжения на поставку тепловой энергии, заключенный между ООО «УК Ижкомцентр» и ПАО «Т Плюс» отсутствует.

На основании приказа заместителя начальника Управления ЖКХ Администрации г. Ижевска от 27.03.2017 № 529/06-02 в отношении ПАО «Т Плюс» проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой установлено, что ПАО «Т Плюс» в платежном документе за январь 2017 года излишне  предъявило проживающим в квартире №27 дома № 8 по ул. Репина плату за коммунальную услугу «отопление» в сумме 1612,79 руб.

В ходе проверки было установлено, что указанный многоквартирный дом имеет централизованное отопление и оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии тип прибора Магика Т0404, заводской № КТ808003, учитывающий нагрузку отопление и горячее водоснабжение, что подтверждается актами повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от 04.12.2015 (период допуска с 02.02.2015 по 16.10.2016 с датой следующей поверки 16.10.2016), от 09.12.2016 (период допуска с 07.12.2016 по 27.10.2016 с датой следующей поверки 27.10.2020).

Индивидуальные приборы учета тепловой энергии в жилых помещениях в данном доме отсутствуют.

В ноябре 2016 года показанияколлективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, установленного в многоквартирном доме №8 по ул. Репина не могли быть использованы по причине истечения срока поверки (акт забракования узла учета тепловой энергии у потребителя от 28.10.2016, причина забракования – истек срок поверки 16.10.2016) (л.д. 21).

Повторно узел учета тепловой энергии введен в эксплуатацию с 07.12.2016, о чем свидетельствует представленная копия акта допуска от 09.12.2016 (л.д. 22).

При анализе  Управлением ЖКХ поступившей информации (письмо ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» от 14.03.2017 № 71404-06-02130) по расчету корректировки размера платы за коммунальную услугу «отопление» потребителям многоквартирного дома № 8 по ул. Репина, которая отражена в платежном документе за январь 2017 года, установлено, что размер платы за тепловую энергию, потребленную за прошедший 2016 год в многоквартирном доме, ПАО «Т Плюс» определен не в соответствии с формулой 3(2) приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, а исходя из положений пункта 59(1) Правил  № 354, что является нарушением требований действующего законодательства.

По результатам проверки Управлением ЖКХ составлен акт от 13.04.2017 № 529/06-02, в котором  зафиксированы выявленные нарушения (л.д.40-41).

13.04.2017 Управлением ЖКХ выдано предписание № 529/06-02 об устранении ПАО «Т Плюс» в срок до 02.06.2017 выявленных нарушений (л.д. 42), согласно которому обществу необходимо привести порядок определения размера платы за коммунальную услугу «отопление» за период с января 2016 года по январь 2017 года в соответствии с установленными требованиями.

Полагая, что данное предписание является незаконным, заявитель  обратился в арбитражный суд с заявлением о признании предписания недействительным.

Суд первой инстанции не усмотрел предусмотренных ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для признания предписания недействительным и отказал в удовлетворении заявленных  требований.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве доводы, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно п. 10, 11 ч. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации отношения по предоставлению коммунальных услуг, по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулируются жилищным законодательством.

Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В части расчета размера платы за отопление в 2016 году правоотношения до 01.07.2016 были урегулированы Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными  Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, с 01.07.2016 - Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными  Постановлением Правительства Российской Федерации  от 06.05.2011№ 354.

Корректировка платы за отопление при соблюдении определенных условий предусмотрены как Правилами № 307, так и  Правилами № 354.

На рассмотрение суда апелляционной инстанции поставлен вопрос о возможности корректировки размера платы в соответствии с Правилами № 354 при отсутствии показаний общедомового прибора учета тепловой энергии с 28.10.2016 по 07.12.2016  (применительно к обстоятельствам настоящего дела) в соответствии с формулами 3(1) и 3(2), при том, что расчет в 2016 году производился равномерно в течение календарного года исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год в соответствии с п. 42(1) Постановления Правительства РФ от 06.06.2011 № 354 и Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 20.06.2016 № 252 «О применении в Удмуртской Республике способа оплаты коммунальной услуги по отоплению».

Корректировка размера платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенного по формуле 3(1), производится исполнителем в первом квартале года, следующего за расчетным годом, по формуле 3(2):

,

где:

Pk.пр - размер платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме, за прошедший год;

Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;

Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;

Pfn.i - общий размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме за прошедший год.

Для показателя Pk.пр - размера платы за коммунальную услугу по отоплению, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме, за прошедший год, требуются показания прибора учета за данный период.

По мнению заинтересованного лица, отсутствие показаний общедомового прибора учета в период с 28.10.2016 по 07.12.2016, не позволяет произвести корректировку.

Между тем, по мнению суда апелляционной инстанции, Управлением ЖКХ  не  учтены положения пункта 59(1) Правил № 354, согласно которым плата за коммунальную услугу отопления определяется исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев отопительного периода - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.

Исчисленные таким образом объем потребления коммунальной услуги отопление и плата за данную коммунальную услугу принимаются при корректировке размера платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме.

Следовательно, в рассматриваемом случае при наличии показаний общедомового прибора учета за 2016 год (за спорный период с 28.10.2016 по 07.12.2016 расчетным способом) у исполнителя коммунальной услуги отопление и потребителей данной услуги имелось право на корректировку платы за 2016 год.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 15.01.2018 № Ф09-8301/2017.

Поскольку предметом рассмотрения административного органа и арбитражного суда правильность произведенного расчета (ни по показателям, ни арифметически) не была, суд апелляционной инстанции в указанной части не проверяет произведенные обществом расчеты по корректировке платы за отопление.

Юридически значимыми для разрешения настоящего спора являются обстоятельства, свидетельствующие о наличии либо отсутствии права на корректировку платы на отопление.

Установленные по делу обстоятельства позволяют суду апелляционной инстанции сделать выводы о наличии данного права у заявителя, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению, а оспариваемое предписание - признанию недействительным как несоответствующее требованиям статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и нарушающее права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку оспариваемым предписанием на заявителя возлагаются незаконные требования.

В силу п. 3 ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на заинтересованное лицо подлежит возложению обязанность по устранению нарушения прав и законных интересов заявителя.

При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи  с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела (п. 1 ч. 1 ст. 270 АПК РФ), апелляционная жалоба заявителя по делу подлежит удовлетворению.

Судебные расходы в виде оплаты госпошлины в силу ст. 110 АПК РФ подлежат распределению путем взыскания с заинтересованного лица в пользу заявителя 4500 руб. (3000 руб. - по заявлению и 1500 руб. за подачу апелляционной жалобы).

Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 31 октября 2017 года по делу № А71-10802/2017 отменить.

Признать недействительным предписание Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска от 13.04.2017 № 529/06-02.

Обязать Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска устранить допущенное нарушение прав и законных интересов публичного акционерного общества «Т Плюс».

Взыскать с Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу публичного акционерного общества «Т Плюс» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в возмещение расходов по уплате государственной пошлины рассмотрение дела в суде первой инстанции и за подачу апелляционной жалобы 4 500 (Четыре тысячи пятьсот) рублей.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Председательствующий

Л.Х. Риб

Судьи

Н.В. Варакса

Е.М. Трефилова