ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-19459/2017-ГК от 06.03.2018 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-19459/2017-ГК

г. Пермь

07 марта 2018 года Дело №А60-38672/2017­­

Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2018 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 07 марта 2018 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жуковой Т.М.,

судей Зелениной Т.Л., Макарова Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Муравьёвой Е.С.,

при участии:

от заявителей - Заместителя прокурора Свердловской области в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению

государственным имуществом по Свердловской области: Белиной Е.Г. (служебное удостоверение №205624, доверенность №8/2-80а-2018 от 15.02.2018); Департамента лесного хозяйства Свердловской области: Феоктистова К.В. (служебное удостоверение №391, доверенность от 23.08.2017),

от заинтересованных лиц - Государственного бюджетного учреждения Свердловской области «Уральская база авиационной охраны лесов»: Мальцева А.П. (служебное удостоверение №468, доверенность №121 от 10.10.2017); общества с ограниченной ответственностью «Румб лес»: представители не явились,

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

ответчика - Государственного бюджетного учреждения Свердловской области «Уральская база авиационной охраны лесов»

на решение Арбитражного суда Свердловской области от 30 октября 2017 года

по делу №А60-38672/2017,

принятое судьей М.В. Ковалевой,

по заявлению Заместителя прокурора Свердловской области в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению

государственным имуществом по Свердловской области, Департамента лесного

хозяйства Свердловской области

к Государственному бюджетному учреждению Свердловской области «Уральская база авиационной охраны лесов» (ОГРН 1076674013690, ИНН 6674222240), обществу с ограниченной ответственностью «Румб лес» (ОГРН 1126678003143, ИНН 6678009890)

о признании недействительным договора поставки,

установил:

Заместитель прокурора по Свердловской области обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском к ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» и ООО «Румб лес» о признании недействительными (ничтожными) договора поставки заготовительной древесины №5/8 от 11.05.2017, а также договора подряда на выполнение работ по заготовке древесины №ЗД-1/8-61-7 от 22.05.2017, заключенных между ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» и ООО «Румб лес».

Решением Арбитражный суд Свердловской областиот 30 октября 2017 года исковые требования удовлетворены.

Не согласившись, ответчик - ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов»обратился в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение первой инстанции отменить, в удовлетворении иска отказать.

В апелляционной жалобе ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» указывает на то, что Учреждением был нормативно опровергнут главный тезис прокураты о возможности исполнение государственного задания исключительно за средства субсидий из бюджетной системы, в частности, пунктом 36 Постановление Правительства РФ от 26 июня 2015 года № 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания», пунктом 30 Постановления Правительства Свердловской области от 8 февраля 2011 года № 6-ПП «О порядке формирования государственного задания в отношении государственных учреждений Свердловской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания», разделом 8 Комплексных рекомендаций Минфина России по применению ФЗ от 08.05.2010 № 83-ФЗ (письмо от 22.10.2013 №12-08- 06/44036). Считает, что судом не проведено различие между государственным заданием и заданием на проведение государственных работ. Указывает, что Учреждением были заблаговременно предприняты все зависящие от него меры по обеспечению достаточности финансирования проводимых санитарно-оздоровительных мероприятий, однако денежных средств выделено не было. Отмечает, что из частей 2, 3 и 4 статьи 93 ФЗ № 44, в рамках вышеуказанной закупки у единственного поставщика заказчик не обязан ни осуществлять публикацию извещения об осуществлении такой закупки в информационной сети, ни отчет об исполнении такой закупки, ни производить расчет и обоснование цены контракта и поскольку цена договора подряда №ЗД-1/8/61-7 от 22.05.2017 составляет 9570 руб., постольку к указанному договору подлежат применению нормы статьи 93 ФЗ №44. Указывает, что Федеральное агентство лесного хозяйства к участию в судебном деле привлечено не было, что является в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены решения суда первой инстанции.

В представленном отзыве на апелляционную жалобу Департамент лесного хозяйства Свердловской области поддерживает доводы апелляционной жалобы, просит решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

В представленном отзыве на апелляционную жалобу Заместитель прокурора по Свердловской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Доводы, приведенные в отзыве на апелляционную жалобу, соответствуют выводам суда первой инстанции.

Определением от 31.01.2018 судебное заседание отложено на 28.02.2018. В судебном заседании 28.02.2018 объявлен перерыв до 06.03.2018.

В судебном заседании 06.03.2018 представитель ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

В судебном заседании 06.03.2018 представитель Заместитель прокурора по Свердловской области поддержал доводы, изложенные в отзыве.

В судебном заседании 06.03.2018 представитель Департамент лесного хозяйства Свердловской области поддержал доводы, изложенные в отзыве.

В судебное заседание 06.03.2018 ООО «Румб лес», извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, что в соответствии со ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Приказом Департамента лесного хозяйства Свердловской области от 13.01.2017 №8 утверждено государственное задание на 2017 год ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов», предметом которого является осуществление лесохозяйственных мероприятий (санитарно-оздоровительных, лесовосстановительных, противопожарных) на территории Свердловской области, в том числе осуществление выборочных санитарных рубок (п. 18 Приложения № 2 к приказу).

В целях исполнения указанного госзадания 20.04.2017 Департаментом лесного хозяйства Свердловской области в лице директора ГКУ СО «Билимбаевское лесничество» (продавец) и ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» (покупатель) заключен договор купли-продажи лесных насаждений №4/В-З, расположенных по адресу: Свердловская область, Первоуральский район, ГКУ СО «Билимбаевское лесничество», Решетское участковое лесничество, участок Широкореченский, квартал №61, выдел №7, делянка №1.

Согласно условиям договора покупатель обязуется осуществить выборочные санитарные рубки лесных насаждений в объеме 319 куб.м на вышеуказанном земельном участке, цена по договору составила 18 178 руб.

В целях исполнения вышеуказанного договора купли-продажи лесных насаждений, ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» и ООО «Румб лес» заключены: договор на поставку заготовленной древесины № 5/8 от 11.05.2017 и договор подряда на выполнение работ по заготовке древесины №ЗД- 1/8/61-7 от 22.05.2017.

Согласно условиям договора №5/8 от 11.05.2017 ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» приняло на себя обязательство по поставке покупателю ООО «Румб лес» заготовленной в Билимбаевском лесничестве, Решетское участковое лесничество, участок Широкореченский, квартал № 61, выдел №7 древесины объемом 319 куб. м, цена договора составила 239 250 руб.

Согласно условиям договора №ЗД- 1/8/61-7 от 22.05.2017 ООО «Румб лес» приняло на себя обязательство осуществить по заданию заказчика ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» выборочную санитарную рубку деревьев на вышеуказанном лесном участке объемом 319 куб. м, цена договора составила 9 570 руб.

Полагая, что передача полномочий ООО «Румб лес» по проведению санитарных рубок по государственному заданию на 2017 год, выразившаяся в заключение договоров поставки заготовленной древесины и подряда на выполнение работ по заготовке древесины без проведения торгов противоречит Федеральному закону №44, ст. 19 ЛК РФ, заместитель прокурора по Свердловской области обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для изменения (отмены) обжалуемого судебного акта не имеется, в связи со следующим.

Заместитель прокурора по Свердловской области пояснил в судебном заседании, что анализ содержания договоров поставки заготовленной древесины №5/8 от 11.05.2017 и подряда на выполнение работ по заготовке древесины №ЗД-1/8/61-7 от 22.05.2017, а также последовательность их заключения указывает на взаимосвязанный характер указанных сделок и их притворность, выразившуюся в прикрытии одной сделки - сделки по осуществлению в выделе №7 по адресу Свердловская область, Первоуральский район, ГКУ СО «Билимбаевское лесничество», Решетское участковое лесничество, участок Широкореченский, квартал №61 выборочной санитарной рубки лесных насаждений с одновременной куплей-продажей древесины.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом, в том числе путем признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки.

Согласно пунктам 1 и 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица свободны в заключении договоров, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия договора предписано законом.

Статьей 422 названного Кодекса установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения.

К указанным исключениям, в том числе, относятся и сделки, заключаемые за счет средств бюджетов и внебюджетных фондов для реализации государственных и муниципальных нужд.

В соответствии со статьей 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Согласно статье 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Основанием признания сделки недействительной является неправомерность сделки.

При рассмотрении требования о признании договора недействительным судом проверяется соответствие совершенной сделки требованиям законов и нормативных актов, действующих на момент ее заключения.

Недействительность сделки не может быть поставлена в зависимость от последующего поведения сторон, в том числе от фактического применения либо неприменения сторонами недействительности условий сделки.

Согласно статье 16 Лесного кодекса Российской Федерации рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу).

Для заготовки древесины, если иное не установлено настоящим Кодексом, допускается осуществление рубок: 1) спелых, перестойных лесных насаждений; 2) средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений, уходе за лесами; 3) лесных насаждений любого возраста на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, предусмотренных статьями 13, 14 и 21 настоящего Кодекса.

Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется Правилами заготовки древесины, Правилами санитарной безопасности в лесах, Правилами пожарной безопасности в лесах, Правилами ухода за лесами.

В пункте 1 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации дается легитимное определение понятия заготовки древесины.

Заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины.

Согласно положениям пункта 2 части 1 статьи 60.7, пункта 4 части 1 статьи 60.3, части 1 статьи 60.2 Лесного кодекса Российской Федерации охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами; санитарно-оздоровительные мероприятия, в том числе рубки погибших и поврежденных лесных насаждений, являются видом мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов, относятся к мерам санитарной безопасности в лесах и входят в комплекс мероприятий по защите лесов.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 60.8, частью 1 статьи 60.2 Лесного кодекса Российской Федерации рубка лесных насаждений входит в состав работ по ликвидации комплекса мероприятий по защите лесов.

Таким образом, положения Лесного кодекса Российской Федерации предусматривают проведение рубок лесных насаждений либо в рамках заготовки древесины при осуществлении предпринимательской деятельности в соответствии со статьей 29 Лесного кодекса Российской Федерации, либо путем выполнения работ в рамках осуществления мероприятий по охране и защите лесов в порядке статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 данного Кодекса, или использующими леса в соответствии с указанным Кодексом лицами.

Согласно пункту 7 статьи 26.3 Федерального закона 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 данной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. Финансовое обеспечение реализации указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

На основании пункта 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, в частности, организацию использования лесов, их охрану (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиту (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводство (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

Средства на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций и не могут быть израсходованы на иные цели (части 2 и 6 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация).

Согласно части 2 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов могут осуществляться государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса.

В силу части 3 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации при осуществлении мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов государственными (муниципальными) учреждениями, указанными в части 2 настоящей статьи, одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины в соответствии с настоящим Кодексом.

Таким образом, указанными нормами Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов могут осуществляться также не только органами государственной власти путем проведения закупок данных работ в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, но и специально созданными ими государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, на основании соответствующего государственного задания.

Согласно пункту 4 статьи 19 ЛК РФ в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения, указанные в части 2 настоящей статьи, или на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящим Кодексом.

При этом оказание услуг, относящихся к основным видам его деятельности, для граждан и юридических лиц может также осуществляться за плату, однако, на одинаковых для указанных лиц условиях и в установленном федеральным законодательством порядке.

В силу ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение может осуществлять лишь те виды деятельности, которые обеспечивают осуществление учреждением предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти. Именно данные виды деятельности отнесены к основным видам деятельности учреждения. При этом оказание услуг, относящихся к основным видам его деятельности, для граждан и юридических лиц может также осуществляться за плату, однако, на одинаковых для указанных лиц условиях и в установленном федеральным законодательством порядке. Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.

Осуществление бюджетным учреждением в соответствии с учредительными документами (уставом) также иных видов деятельности, т.е. не отнесенных к основным, допустимо лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, то есть также в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти в вышеуказанных сферах.

Согласно Уставу ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» данное учреждение создано в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Свердловской области в сфере охраны, защиты и воспроизводства лесов Свердловской области. Предметом деятельности бюджетного учреждения является осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов Свердловской области (пункт 10 Устава).

Основными видами деятельности указанного учреждения пунктом 10 Устава определены: предупреждение возникновения и распространения лесных пожаров, тушение лесных пожаров, профилактика возникновения очагов вредных организмов, локализация и ликвидация очагов вредных организмов, осуществление лесовосстановления и лесоразведения, выполнение работ по лесному семеноводству, выполнение работ по отводу лесосек, проведение ухода за лесами.

Таким образом, в Уставе учреждения в основных видах деятельности данного учреждения деятельность по рубке и заготовке древесины как вид предпринимательской деятельности отсутствует.

Исходя из изложенного, виды деятельности, предусмотренные Уставом ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов», должны соответствовать положениям Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и иным положениям федерального законодательства, с учетом осуществления специальной правоспособности бюджетного учреждения на определенных федеральным законодательством условиях.

Таким образом, осуществление санитарных рубок в рамках осуществления санитарно-оздоровительных мероприятий по защите лесов может производиться бюджетными учреждениями лишь в целях реализации положений ч. 2 ст. 19 ЛК РФ и строго в установленном федеральным законодательством порядке.

Поскольку заготовка древесины определяется положениями Лесного кодекса Российской Федерации как вид предпринимательской деятельности, то заключение спорных договоров не относится к полномочиям органов государственной власти, а, следовательно, ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов», созданное в целях осуществления полномочий органов государственной власти, также не может производить рубку лесных насаждений как вид предпринимательской деятельности

Бюджетное учреждение вправе осуществлять деятельность в вышеуказанных сферах лишь в целях реализации соответствующих полномочий органов государственной власти, то есть применительно к лесным отношениям выполнять лишь те виды деятельности, которые реализуются ими в рамках осуществления мероприятий по защите, охране и воспроизводству лесов.

При осуществлении мероприятий, предусмотренных ст. 19 ЛК РФ, заготовка соответствующей древесины осуществляется на основании договора купли-продажи лесных насаждений или контракта, указанного в ч. 5 ст. 19 настоящего Кодекса (ч. 3 ст. 29.1 ЛК РФ).

Порядок заключения соответствующего договора также урегулирован положениями Лесного кодекса Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 77 ЛК РФ договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, предусмотренных статьями 19, 30 указанного Кодекса.

Заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Кодекса (ч. 4 ст. 77 ЛК РФ).

Кроме того, как следует из ч. 2 ст. 29.1 ЛК РФ, в исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, допускается осуществление заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

Заключение оспариваемого договора в рамках осуществления рубок лесных насаждений как вида предпринимательской деятельности не относится к полномочиям органов государственной власти, а соответственно, не может осуществляться подведомственным ему бюджетным учреждением. Последнее в силу своего статуса юридического лица как некоммерческой организации и специальной правоспособности вправе осуществлять лишь санитарную рубку лесных насаждений для выполнения государственного задания в целях реализации полномочий органов государственной власти по охране, защите и воспроизводству лесов.

При этом сама продажа лесных насаждений частным организациям, непосредственно осуществляющим заготовку древесины, также может осуществляться лишь в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Применительно к осуществлению санитарной рубки лесных насаждений в рамках осуществления государственного задания сторонами договора на выполнение работ по заготовке древесины от 22.05.2017 №ЗД -1/8/61-7 нарушен порядок заключения данного договора, поскольку при его заключении положения Федерального закона №44 о проведении соответствующих конкурсных процедур соблюдены не были, что является нарушением положений ст. 24 указанного закона.

Принимая во внимание, что к спорным правоотношениям применимы положения Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», согласно которым во всех случаях размещение государственного заказа осуществляется путем проведения торгов, заключение договоров подряда на выполнение работ по заготовке древесины и поставки заготовленной древесины в нарушение установленных законом публичных процедур влечет их недействительность.

По смыслу правового регулирования мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляются государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями непосредственно (без передачи полномочий третьим лицам) на основании утвержденного для них учредителем государственного (муниципального) задания за счет средств соответствующего бюджета.

Если же осуществление указанных мероприятий не возложено на указанные учреждения, поставщики соответствующих работ, услуг (подрядчики, исполнители) определяются уполномоченными органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.

Кроме того, если выполнение данных мероприятий поручено бюджетному учреждению в целях реализации государственных нужд, последнее при обеспечении выполнения полномочий органа государственной власти в любом случае обязано руководствоваться положениями Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Привлечение ООО «Румб лес» к выполнению работ по государственному заданию, обеспеченному финансированием из бюджета, без проведения конкурса или аукциона свидетельствует о предоставлении последнему преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности, ограничении конкуренции на рынке соответствующих работ (услуг) и является также нарушением положений п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26. 07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Доводы ответчика о применении при заключении спорных договоров положений Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в связи с осуществлением рубок за счет собственных средств учреждения правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку выполнение данных работ производилось на землях лесного фонда во исполнение государственного задания и самостоятельного права на распоряжение ленными насаждениями, расположенными на данном участке, бюджетное учреждение не имело.

Проводимые по оспариваемым договорам работы осуществлялись по поручению государственного органа для государственных нужд, а не для собственных нужд учреждения, их финансирование должно быть осуществлено из средств бюджета.

С учетом изложенного положения Федерального закона №223-ФЗ в данном случае применению не подлежат.

Довод ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» о том, что предусмотренные оспариваемыми договорами виды работ не были профинансированы в рамках предоставления субсидий на выполнение государственного задания в сфере охраны и защиты лесов, также правомерно отклонен судом первой инстанции в связи со следующим.

Отсутствие бюджетного финансирования на выполнение государственного задания в соответствующей части не влечет за собой возможность осуществления бюджетным учреждением деятельности, выходящей за рамки целей деятельности данного учреждения, созданного для обеспечения исполнения полномочий органов государственной власти в установленном федеральным законодательством порядке, а также деятельности в рамках осуществления государственных полномочий в нарушение соответствующих процедур. При этом защита интересов учреждения по обеспечению достаточного финансирования для обеспечения выполнения им государственных полномочий за счет бюджетных средств осуществляется иными способами при формировании и исполнении соответствующих бюджетов.

Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляются государственными (муниципальными) бюджетными учреждениями непосредственно (без передачи полномочий третьим лицам) на основании утвержденного для них учредителем государственного (муниципального) задания за счет средств соответствующего бюджета. Если же осуществление указанных мероприятий не возложено на указанные учреждения, поставщики соответствующих работ, услуг (подрядчики, исполнители) определяются уполномоченными органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.

Кроме того, если выполнение данных мероприятий поручено бюджетному учреждению в целях реализации государственных нужд, последнее при обеспечении выполнения полномочий органа государственной власти обязано руководствоваться положениями Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Таким образом, обязанностью учреждения является самостоятельное выполнение государственного задания, обеспечивающего государственные нужды, однако, в случае выполнения части работ по охране, защите и воспроизводству лесов иными привлеченными организациями также необходимо соблюдение соответствующих конкурсных процедур в соответствии с законодательством о контрактной системе.

Статьей 1 Федерального закона № 44-ФЗ предусмотрено, что он регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 указанного Федерального закона.

В статье 3 Федерального закона №44-ФЗ определено понятие заказчика, под которым понимается государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с ч. 1 и 2.1 ст. 15 названного закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.

Согласно статье 6 Федерального закона №44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.

К созданию равных условий при выявлении лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг относится запрет на совершение заказчиками, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям указанного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности, к необоснованному ограничению числа участников закупок (ст. 8 Федерального закона № 44-ФЗ).

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 24 Федерального закона № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, (исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. Закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд осуществляются для: достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно - целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами; выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации (ст. 13 Федерального закона № 44-ФЗ).

Статья 15 Федерального закона №44-ФЗ предусматривает, что бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

Если государственные органы, органы местного самоуправления, являющиеся государственными или муниципальными заказчиками, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной, муниципальной собственности и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную, муниципальную собственность передали на безвозмездной основе на основании соглашений свои полномочия государственного или муниципального заказчика бюджетным, автономным учреждениям, такие учреждения в пределах переданных полномочий осуществляют от лица указанных органов или государственных корпораций закупки товаров, работ, услуг в соответствии с положениями названного Федерального закона, которые регулируют деятельность государственного и муниципального заказчиков (ч. 6 ст. 15 Федерального закона № 44-ФЗ).

Принимая во внимание, что спорные правоотношения регулируются положениями Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона № 44-ФЗ, согласно которым во всех случаях размещение государственного заказа осуществляется путем проведения торгов, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заключение договоров в нарушение установленных законом публичных процедур свидетельствует о недействительности сделки.

Заключение ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» и ООО «Румб лес» договоров поставки заготовленной древесины № 5/8 от 11.05.2017 и подряда на выполнение работ по заготовке древесины № ЗД-1/8/61-7 от 22.05.2017 без проведения торгов направлено на ограничение доступа на рынок услуг по продаже лесных насаждений иных хозяйствующих субъектов предпринимательской деятельности, а также на создание преимущественных условий в осуществлении предпринимательской деятельности ООО «Румб лес», ограничении конкуренции на рынке соответствующих работ (услуг), в связи с чем, оспариваемые договоры противоречат ч.1 ст.15 , ч.4 ст.16 ФЗ «О защите конкуренции», ст.19 ЛК РФ, ст.24 Федерального Закона №44-ФЗ и являются недействительными (ничтожными).

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.

Доводы заявителя апелляционной жалобы о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права, отклоняются судом апелляционной инстанции как основанные на неверном толковании норм права.

Суд апелляционной инстанции отмечает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют доводы, заявленные в суде первой инстанции, которые были рассмотрены судом и правомерно отклонены. Заявленные доводы выражают несогласие заявителя с произведенной судом оценкой установленных по делу обстоятельств и содержат его собственное мнение относительно данных обстоятельств, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со ст. 71 АПК.

Учитывая, что заявитель в апелляционной жалобе не ссылается на доказательства, и не приводит доводы, которые бы не были учтены и оценены судом первой инстанции, равно как и доказательства, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционный суд приходит к мнению о том, что спор рассмотрен судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем, не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст.270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.

Госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобы взыскивается с заявителя согласно ст.110 АПК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 30 октября 2017 года по делу №А60-38672/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

Т.М. Жукова

Судьи

Т.Л. Зеленина

Т.В. Макаров