ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-202/2022-АК от 10.02.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- /2022-АК

г. Пермь

10 февраля 2022 года                                                                Дело № А71-7087/2021­­

Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 10 февраля 2022 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г.Н.,

судей Муравьевой Е.Ю., Шаламовой Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания

ФИО1,

при участии:

от заявителя: ФИО2  паспорт, решение от 19.05.2020

от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Удмуртской Республике, ФИО3   удостоверение, по доверенности от 10.01.2022, диплом

от третьего лица: ФИО4 удостоверение, по доверенности от 20.01.2022 № 16, диплом

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Удмуртской Республике - представители не явились,

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью «Удмуртгеофизика»,

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики

от 22 ноября 2021 года

по делу № А71-7087/2021

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Удмуртгеофизика» (ИНН <***> ОГРН <***>)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Удмуртской Республике (ИНН <***> ОГРН <***>) при участии в деле соответчика - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Удмуртской Республике (ИНН <***> ОГРН <***>)

третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике (ИНН <***> ОГРН <***>)

об обязании возвратить на расчетный счет общества взысканные пени в сумме 217 223 руб. 82 коп.,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Удмуртгеофизика» (далее – ООО «Удмуртгеофизика», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Удмуртской Республике (далее – Межрайонная ИФНС России № 12 по УР, налоговая инспекция, налоговый орган, ответчик) об обязании возвратить на расчетный счет общества взысканные за пределами срока пени в сумме 217 223 руб. 82 коп. (с учетом уточнения требования, принятого судом на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22 ноября 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой инстанции отменить.

Считает, что судом первой инстанции неполно исследованы доказательства по делу, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального и процессуального права.

Заявитель жалобы настаивает на том, что пени взысканы налоговым органом за пределами срока на принудительное взыскание, установленного статьей 70 НК РФ, а потому подлежат возврату. То обстоятельство, что у ООО «Удмуртгеофизика» не имеется переплаты по налогам, не имеет отношения к делу, так как речь в данном случае идет не об излишне взысканных налогах, а о необоснованно списанных пенях, в отношении которых было произведено принудительное взыскание, право на которое на тот момент уже было утрачено. При этом, по мнению заявителя, в данном случае не могут быть применены положения статьи 47 НК РФ, в том числе о двухлетнем сроке на судебное взыскание задолженности, поскольку на момент направления налоговой инспекцией инкассовых поручений на взыскание пеней на счете общества имелись денежные средства, которые и были списаны. В данном случае у налогового органа не имелось оснований на судебное взыскание, так как задолженность списана в досудебном порядке, и, кроме того, в судебном порядке на стадии взыскания за счет денежных средств пунктом 3 статьи 46 НК РФ предусмотрено 6 месяцев, которые ответчиком также пропущены. Считает, что отказ Арбитражного суда УР в возврате Истцу списанных за пределами срока на принудительное взыскание пеней в связи с тем, что Истцом не оспаривается требование на взыскание налога, является необоснованным, так как не соответствует позиции ВС РФ, высказанной в пункте 65 Постановления Пленума ВС РФ № 57 от 30.07.2013, п. 28 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 3 (2016), Постановлении Пленума ВАС РФ от 18.12.2007 № 65, Определении от 20.07.2016 по делу № 304-КГ16-3143.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 12 по Удмуртской Республике, Управление Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике по доводам письменного отзыва на апелляционную жалобу, считают, что основания для отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.

В ходе судебного разбирательства, представитель заявителя доводы жалобы поддерживал в полном объёме, просит апелляционную жалобу удовлетворить, решение отменить.

Представители налоговых органов возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменных отзывах, просили апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как установлено судами и следует из материалов дела, в связи с неуплатой ООО «Удмуртгеофизика» налогов и страховых взносов Межрайонной ИФНС России №12 по УР на основании статьи 69 НК РФ направлено в адрес налогоплательщика требование от 23.11.2020 № 31043 об уплате в срок до 21.12.2020 пеней 440 244,57 рублей, в том числе:

- по налогу на добавленную стоимость - 313 801,05 рублей,

- по налогу на прибыль организаций - 1 683,24 рублей,

- по водному налогу - 152,66 рублей,

- по налогу на имущество организаций - 191,49 рублей,

- по транспортному налогу - 17 221,57 рублей,

- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование - 86 732,04 рублей,

-  по страховым взносам на обязательное социальное страхование - 121,22 рублей,

-  по страховым взносам на обязательное медицинское страхование - 20 341,30 рублей.

Требование от 23.11.2020 № 31043 направлено налогоплательщику 24.11.2020 по телекоммуникационным каналам связи и получено обществом 30.11.2020.

Поскольку требование от 23.11.2020 № 31043 не исполнено налогоплательщиком добровольно в установленный срок, то налоговой инспекцией на основании статьи 46 НК РФ вынесено решение от 30.12.2020 № 5856 о взыскании за счет денежных средств на счетах в банках на сумму 440 244,57 рублей, которое исполнено полностью инкассовыми поручениями от 30.12.2020.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике от 19.01.2021 №06-07/00758@ жалоба ООО «Удмуртгеофизика» на незаконность требования Межрайонной ИФНС России № 12 по УР от 23.11.2020 № 31043 была оставлена без удовлетворения.

22.03.2021 общество вновь обратилось с жалобой в УФНС России по УР с просьбой вернуть необоснованно взысканные пени в размере 228185 руб. 06 коп. в связи с пропущенным налоговым органом предельным сроком их взыскания.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике от 09.04.2021 №06-07/06358@ жалоба ООО «Удмуртгеофизика» была оставлена без удовлетворения.

В связи с тем, что денежные средства налоговым органом возвращены не были, ООО «Удмуртгеофизика»» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, исследовав все юридически значимые для дела факты, оставил без удовлетворения требования заявителя.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

На основании подпунктов 1, 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны: уплачивать законно установленные налоги, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Согласно пункту 1 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (пункт 2 статьи 44 Кодекса).

Подпунктами 1, 5 пункта 3 статьи 44 НК РФ закреплено, что обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается, в частности, с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком, плательщиком сбора и (или) участником консолидированной группы налогоплательщиков в случаях, предусмотренных Кодексом, с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Как определено пунктом 1 статьи 58 НК РФ, уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки (пункт 2 статьи 58 НК РФ).

Конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии с настоящей статьей применительно к каждому налогу (пункт 5 статьи 58 НК РФ). Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается НК РФ.

В качестве способа обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов предусмотрено начисление пени (пункт 1 статьи 72, статья 75 НК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 57 Кодекса при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

Исходя из пункта 1 статьи 69 НК РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункт 2 статьи 69 НК РФ).

В пункте 4 статьи 69 НК РФ указано, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Требование может быть признано недействительным только в том случае, если оно не соответствует действительной обязанности налогоплательщика по уплате налогов (сборов), пеней или составлено с существенными нарушениями статьи 69 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 этой статьи. Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения (пункт 2 статьи 70 НК РФ).

Правила этой статьи подлежат применению также и в отношении требования об уплате пеней (пункт 3 статьи 70 Кодекса).

В силу пункта 1 статьи 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки.

Пунктом 5 этой же статьи предусмотрено, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Согласно пункту 6 статьи 75 НК РФ принудительное взыскание пеней с организаций за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ.

В соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента).

На основании положений статьи 47 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 НК РФ.

Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Таким образом, процедура взыскания недоимки, пеней и штрафов на основании пункта 1 и 2 статьи 45 НК РФ состоит из трех последовательных этапов: первый этап - принятие и направление налогоплательщику требования об уплате недоимки и пеней в порядке установленном статьями 69, 70 НК РФ; второй этап - при неисполнении обязанности по уплате недоимки и пеней по полученному требованию в добровольном порядке в установленный срок производится взыскание налогов и пеней в бесспорном порядке путем вынесения на основании пункта 2 и пункта 3 статьи 46 НК РФ решения о взыскании налогов, пеней, штрафов за счет денежных средств налогоплательщика в банках, с направлением инкассовых поручений на основании пункта 4 и пункта 5 статьи 46 НК РФ на взыскание денежных средств со счетов налогоплательщика в банках; третий этап - при отсутствии на расчетных и иных счетах денежных средств (помещение инкассовых поручений в картотеку неисполненных платежей) или в случае отсутствия у налогового органа информации о счетах налогоплательщика производится взыскание недоимки и пеней за счет имущества в порядке установленном статьей 47 НК РФ (п. 7 ст. 46 НК РФ) путем принятия соответствующего решения и постановления, с направлением последнего судебному приставу-исполнителю для фактического исполнения.

Перечисленные этапы взыскания недоимки, пеней и штрафов должны производиться исключительно последовательно.

Как установлено судом первой инстанции и следует из представленных по делу доказательств, в данном случае спорными являются суммы взысканных пеней, начисленных за несвоевременную уплату заявителем НДС за 4 квартал 2018г., 1, 2 кварталы 2019г., а также страховых взносов за 2018г., 1 квартал 2019г. и за полугодие 2019г. По сумме пеней у сторон разногласий не имеется.

Согласно карточке расчетов с бюджетом налогоплательщика недоимка по НДС за 4 квартал 2018 года погашена ООО «Удмуртгеофизика» 21.05.2019, следовательно, срок направления требования об уплате - 21.08.2019; недоимка по НДС за 1 квартал 2019 года погашена 29.08.2019, следовательно, срок направления требования об уплате - 29.11.2019; недоимка по НДС за 2 квартал 2019 года погашена 29.06.2020, следовательно, срок направления требования об уплате – 29.09.2021; недоимка по страховым взносам за 2018 год погашена 28.02.2019, следовательно, срок направления требования об уплате - 28.05.2019; недоимка по страховым взносам за 1 квартал 2019 года погашена 29.05.2019, следовательно, срок направления требования об уплате - 29.08.2019; недоимка по страховым взносам за полугодие 2019 года погашена 20.09.2019, следовательно, срок направления требования об уплате - 20.12.2019.

Фактически требование об уплате сумм пеней направлено было 23.11.2020.

В отношении пеней, начисленных на недоимку по НДС за 2 квартал 2019 года, необходимо отметить следующее.

Согласно пункту 7 постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» (вступило в силу 06.04.2020) с указанной даты увеличены на 6 месяцев предельные сроки направления требования об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов и принятия решения о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, что позволит хозяйствующим субъектам погасить задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами в более поздние сроки в сравнении с законодательно установленными сроками.

ФНС России письмом от 03.04.2020 в связи с Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» поручено налоговым органам приостановить применение мер взыскания задолженности и соответствующих обеспечительных мер, установленных НК РФ, до 30.04.2020 (включительно).

При этом, в постановлении Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» отсутствуют какие-либо оговорки по поводу направления требований об уплате с конкретизацией вида задолженности (в требовании могут содержаться отдельные виды платежа - налог, пеня, штраф).

Таким образом, предельный срок направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, установленный пунктом 1 статьи 70 НК РФ, увеличивается до 9 месяцев со дня выявления недоимки.

Соответственно срок выставления требования об уплате пени по НДС за 2 квартал 2019г. - 29.03.2021.  Таким образом, в отношении пени в размере 10 961 руб. 24 коп. на недоимку по НДС за 2 квартал 2019 года требование выставлено в пределах сроков взыскания в принудительном (внесудебном) порядке.

В отношении суммы пеней, начисленных на недоимку по НДС за 4 квартал 2018 года, за 1 квартал 2019 года, по страховым взносам за 2018 год, за 1 квартал 2019 года и за полугодие 2019 года налоговым органом действительно пропущен трёхмесячный срок направления требования.

Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, срок направления требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа не является пресекательным.

Пропуск налоговым органом срока, определенного статьей 70 НК РФ, не влечет изменения предельного срока на принудительное взыскание таких платежей и сам по себе при условии, что на момент выставления требования не утрачена возможность взыскания налоговой задолженности с учетом сроков, названных в абзаце первом пункта 3 статьи 46 НК РФ, не является основанием для признания требования недействительным. Данная правовая позиция определена Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 6 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации (информационное письмо от 17.03.2003 № 71), в постановлении от 01.11.2011 № 8330/11.

В соответствии с пунктом 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Постановление № 57) судам надлежит иметь в виду, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.

Однако соответствующие доводы о несоблюдении указанных сроков могут быть заявлены налогоплательщиком в суде только в рамках оспаривания либо требования об уплате налога, пеней и штрафа, направленного ему на основании статьи 70 Кодекса, либо решения о взыскании налога, пеней, штрафа, принятого в соответствии со статьей 46 НК РФ, либо в качестве возражений на иск, предъявленный налоговым органом по правилам статьи 46 Кодекса.

Как правомерно отметил суд первой инстанции, Верховный суд Российской Федерации в Определении от 05.07.2021 № 307-ЭС21-2135 указал, что в пункте 1 статьи 47 НК РФ закреплен двухлетний предельный срок судебного взыскания задолженности, применяемый при утрате налоговым органом возможности внесудебного взыскания. По смыслу закона упомянутый предельный двухлетний срок выступает гарантией соблюдения принципа правовой определенности: он исчисляется с момента истечения срока добровольного исполнения обязанности по уплате, указанного в требовании, и поглощает иные предусмотренные статьями 46 - 47 Налогового кодекса сроки совершения промежуточных действий, направленных на взыскание задолженности налоговым органом.

В соответствии с волей законодателя по истечении названного предельного срока налоговый орган, утративший возможность принятия собственных решений (постановлений) о взыскании задолженности, также утрачивает и право на обращение с соответствующим требованием в суд. Таким образом, превышение длительности производства по делу о нарушении законодательства о налогах (совершение определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля с нарушением сроков) само по себе не лишает налоговый орган права на принятие мер внесудебного взыскания, предусмотренных статьями 46 - 47 Налогового кодекса, но, во всяком случае ограничивает возможность взыскания пределами двух лет.

Поскольку в данном случае самым ранним сроком направления требования об уплате, в соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ являлось бы  28.05.2019, соответственно, срок исполнения требования об уплате - 17.06.2019 (20 календарных дней, фактически предоставленных на исполнение), то двухлетний срок, установленный пунктом 1 статьи 47 НК РФ, истекает не ранее 17.06.2021.

Решение Межрайонной ИФНС России № 12 по УР от 30.12.2020 № 5856 о взыскании за счет денежных средств на счетах в банках исполнено полностью инкассовыми поручениями от 30.12.2020.

Таким образом, как справедливо заключил суд первой инстанции, взыскание спорных сумм пени было произведено налоговым органом в пределах двухлетнего срока на принятие мер внесудебного взыскания.

Ссылки заявителя на то, что в данном случае предельный двухлетний срок взыскания задолженности неприменим, поскольку у налогового органа не имелось оснований на судебное взыскание, так как задолженность списана в досудебном порядке в связи с наличием денежных средств на счете общества, судом отклоняются.

Как указано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.03.2005 № 13592/04, взыскание налога - длящийся процесс. На первом этапе налоговым органом направляется налогоплательщику требование об уплате с предложением в установленный срок уплатить начисленную сумму. На втором этапе налоговым органом применяются принудительные меры взыскания, предусмотренные статьями 46 и 47 НК РФ. Именно с момента направления требования об уплате налога начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога или сбора, то есть направление требования - это составная часть процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога для организации.

Предусмотренные статьями 46 и 47 Кодекса меры принудительного взыскания налоговой задолженности за счет денежных средств на счетах в банках и за счет иного имущества налогоплательщика-организации представляют собой последовательные этапы единого внесудебного порядка взыскания налоговой задолженности, а не самостоятельные, независимые друг от друга процедуры.

Таким образом, предельный срок принудительного взыскания включает в себя срок на направление требования, на исполнение требования в добровольном порядке, на бесспорное взыскание соответствующей суммы.

В данном случае меры принудительного взыскания остановились на стадии взыскания недоимки за счет денежных средств на счетах налогоплательщика, однако, в случае отсутствия бы денежных средств, процедура взыскания была бы продолжена, в том числе с возможностью обращения налогового органа в суд в качестве последнего этапа.

Кроме того, следует отметить, что ни требование от 23.11.2020 № 31043, ни решение от 30.12.2020 № 5856 по статье 46 НК РФ ООО «Удмуртгеофизика» в судебном порядке не обжаловались, не признаны незаконными.

Также спорная задолженность не признана безнадежной к взысканию в установленном законом порядке.

Указанное требование и взысканная сумма соответствуют действительному налоговому обязательству, что заявителем по существу не оспаривается.

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

В силу пункта 1 статьи 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение трех лет со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога (пункт 3 статьи 79 НК РФ).В случае отказа в удовлетворении заявления либо неполучения налогоплательщиком (налоговым агентом) ответа в установленный законом срок, он вправе обратиться в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Однако, представленными в дело доказательствами подтверждается факт отсутствия у налогоплательщика переплаты по пени по НДС и страховым взносам, которая бы подлежала бы возврату. Иного из материалов дела не следует заявителем не доказано (ст. 65 АПК РФ).

Позиция заявителя жалобы о необходимости взыскания задолженности по пеням в судебном порядке, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку указанная процедура регулируется аналогичными нормами права.

Налогоплательщик не исполнял свою обязанность по уплате законно установленных налога на добавленную стоимость и страховых взносов в течение нескольких налоговых периодов подряд. Согласно сведениям налогового органа ООО «Удмуртгеофизика» и в последующие периоды производило уплату налогов несвоевременно.

Каждый, согласно статье 57 Конституции РФ обязан платить законно установленные налоги и сборы. Согласно положениям статьи 3 НК РФ законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Возврат налога налогоплательщику, длительное время не исполнявшим обязанность по уплате налога, означал бы предоставление ему преимуществ по отношению к налогоплательщикам, которые свои конституционные обязанности добросовестно исполняют.

Пеня выступает мерой государственного принуждения, обеспечивающей реализацию публичного интереса в своевременном поступлении суммы налога в бюджет - она стимулирует налогоплательщиков к добросовестной уплате причитающихся сумм налогов и, одновременно, является мерой имущественной (восстановительной) ответственности, призванной компенсировать ущерб, понесенный бюджетной системой в случаях, когда налоговая обязанность не была исполнена своевременно. В последнем случае основанием взимания пени по существу выступает неправомерное оставление налогоплательщиком у себя суммы налога, подлежавшей уплате в бюджет, и пользование средствами казны. Пеня не является мерой штрафного характера (наказанием) и не может приобретать такой характер.

Это означает, что к числу юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для оценки правомерности начисления пени, относится не только момент фактического поступления суммы налога в бюджет, но также своевременность действий налогоплательщика, от совершения которых зависело исполнение его налоговой обязанности, имело ли место незаконное пользование налогоплательщиком средствами казны.

Заявитель систематически уклоняется от самостоятельной уплаты налогов и страховых взносов при том, что ему достоверно известно о суммах, подлежащих перечислению, налога из поданных им деклараций и сроках их уплаты, предусмотренных НК РФ. Также, следует отметить, что имея на расчетном счете денежные средства, общество, тем не менее, не уплатило самостоятельно законно начисленные пени по требованию от 23.11.2020 № 31043. В данном случае поведение налогоплательщика нельзя признать добросовестным.

Ссылки заявителя на позднее поступление денежных средств по договорам с контрагентами, на ухудшение финансового положения, судом отклоняются, поскольку данные обстоятельства не освобождают лицо от обязанности уплачивать предусмотренные налоги и сборы в установленный налоговым законодательством срок.

С учетом изложенного оснований для возврата взысканных налоговым органом сумм пеней,  законно начисленных на сумму недоимки по налогам и сборам, не имелось.

Доводы заявителя о том, что позиция Верховного суда Российской Федерации, изложенная в определении от 05.07.2021 N 307-ЭС21-2135, не может быть применима в данном случае, учитывая предмет требований, отклоняются, как основанные на неверном толковании.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что требования, заявленные Обществом, являются необоснованными, в связи с чем удовлетворению не подлежали.

Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.

Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения отсутствуют.

Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22 ноября 2021 года по делу № А71-7087/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Председательствующий

Г.Н. Гулякова

Судьи

Е.Ю. Муравьева

Ю.В. Шаламова