ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-206/2018-ГК от 05.03.2018 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-206/2018-ГК

г. Пермь

06 марта 2018 года Дело № А60-47778/2017­­

Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2018 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 06 марта 2018 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дюкина В.Ю.,

судей Жуковой Т.М., Поляковой М.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Муравьевой Е.С.

в отсутствие лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заинтересованного лица, Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области,

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 04 декабря 2017 года

по делу № А60-47778/2017,

принятое судьей Филипповой Н.Г.

по заявлению закрытого акционерного общества «АМОС-Групп» (ОГРН 1086670023615, ИНН 6670220299)

к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области

о признании незаконными отказов в предоставлении в собственность земельных участков,

установил:

Закрытое акционерное общество (ЗАО, общество) «АМОС-Групп» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными отказов Территориального управления (ТУ, Управление) Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущества) в Свердловской области в предоставлении в собственность за плату без проведения торгов следующих земельных участков:

- с кадастровым номером 66:41:0614022:261 с местоположением: Свердловская область, г. Екатеринбург, с целевым использованием для сельскохозяйственного использования, общей площадью 50 081 кв. м на основании договора аренды № АЗФ-931/1022 от 30.12.2013;

- с кадастровым номером 66:41:0614022:262 с местоположением: Свердловская область, г. Екатеринбург, с целевым использованием для сельскохозяйственного использования, общей площадью 45 530 кв. м на основании договора аренды № АЗФ-932/1022 от 30.12.2013;

- с кадастровым номером 66:41:0614022:263 с местоположением: Свердловская область, г. Екатеринбург, с целевым использованием для сельскохозяйственного использования, общей площадью 45 245 кв. м на основании договора аренды № АЗФ-934/1022 от 30.12.2013;

- с кадастровым номером 66:41:0614022:264 с местоположением: Свердловская область, г. Екатеринбург, с целевым использованием для сельскохозяйственного использования, общей площадью 44 963 кв. м на основании договора аренды № АЗФ-918/1022 от 30.12.2013;

- с кадастровым номером 66:41:0614022:265 с местоположением: Свердловская область, г. Екатеринбург, с целевым использованием для сельскохозяйственного использования, общей площадью 44 681 кв. м на основании договора аренды № АЗФ-917/1022 от 30.12.2013;

- с кадастровым номером 66:41:0614022:266 с местоположением: Свердловская область, г. Екатеринбург, с целевым использованием для сельскохозяйственного использования, общей площадью 44 398 кв. м на основании договора аренды № АЗФ-916/1022 от 30.12.2013;

- с кадастровым номером 66:41:0614022:267 с местоположением: Свердловская область, г. Екатеринбург, с целевым использованием для сельскохозяйственного использования, общей площадью 44 905 кв. м на основании договора аренды № АЗФ-919/1022 от 30.12.2013,

возложении на ТУ Росимущества в Свердловской области обязанности в порядке, установленном в п. 5. ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации подготовить проекты договоров купли-продажи вышеуказанных земельных участков по цене 15 % от кадастровой стоимости (в соответствии с п. 3.2. ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации») в трех экземплярах, обеспечить их подписание, и направить проекты договоров для подписания заявителю в 30-дневный срок с момента вступления в законную силу решения суда.

Решением от 04.12.2017 заявленные требования удовлетворены.

Заинтересованное лицо с принятым решением не согласно, обжалует его в апелляционном порядке, просит отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу выразил возражения против ее удовлетворения.

Определением от 07.02.2018 судебное разбирательство по делу отложено.

Во исполнение данного определения ЗАО «АМОС-Групп» представлены письменные пояснения (дополнения к отзыву).

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции, ЗАО «АМОС-групп» является арендатором следующих земельных участков:

- с кадастровым номером 66:41:0614022:261 с местоположением: Свердловская область г. Екатеринбург, с целевым использованием для сельскохозяйственного использования, общей площадью 50 081 кв. м на основании договора аренды № АЗФ-931/1022 от 30.12.2013;

- с кадастровым номером 66:41:0614022:262 с местоположением: Свердловская область г. Екатеринбург, с целевым использованием для сельскохозяйственного использования, общей площадью 45 530 кв. м на основании договора аренды № АЗФ-932/1022 от 30.12.2013;

- с кадастровым номером 66:41:0614022:263 с местоположением: Свердловская область г. Екатеринбург, с целевым использованием для сельскохозяйственного использования, общей площадью 45 245 кв. м на основании договора аренды № АЗФ-934/1022 от 30.12.2013;

- с кадастровым номером 66:41:0614022:264 с местоположением: Свердловская область г. Екатеринбург, с целевым использованием для сельскохозяйственного использования, общей площадью 44 963 кв. м на основании договора аренды № АЗФ-918/1022 от 30.12.2013;

- с кадастровым номером 66:41:0614022:265 с местоположением: Свердловская область г. Екатеринбург, с целевым использованием для сельскохозяйственного использования, общей площадью 44 681 кв. м на основании договора аренды № АЗФ-917/1022 от 30.12.2013;

- с кадастровым номером 66:41:0614022:266 с местоположением: Свердловская область г. Екатеринбург, с целевым использованием для сельскохозяйственного использования, общей площадью 44 398 кв. м на основании договора аренды № АЗФ-916/1022 от 30.12.2013;

- с кадастровым номером 66:41:0614022:267 с местоположением: Свердловская область г. Екатеринбург, с целевым использованием для сельскохозяйственного использования, общей площадью 44 905 кв. м на основании договора аренды № АЗФ-919/1022 от 30.12.2013.

31.03.2017 ЗАО «АМОС-групп» обратилось в Управление с заявлением о принятии решения о передаче вышеуказанных земельных участков в собственность заявителя за плату по стоимости, равной 15 % от кадастровой стоимости земельного участка (№ ИС-1520 - № ИС-1526).

Управление письмами от 05.05.2017 (№ АР-4929/09 - АР-4932/09, АР-4934/09 - АР-4936/09) сообщило обществу о том, что необходимо подтвердить отсутствие зданий и сооружений на испрашиваемых земельных участках.

Общество 23.05.2017 за исх. № ИС-1626 - ИС-1632 направило в адрес Управления выписки из ЕГРН в отношении спорных земельных участков.

Управление письмами от 23.06.2017 (№ АР-7143/09 - АР-7149/09) сообщило обществу о том, что из представленной информации (выписок из ЕГРН) невозможно установить наличие зданий, строений или сооружений на испрашиваемых земельных участках.

Не согласившись с отказами в предоставлении земельных участков, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.

Суд первой инстанции руководствовался положениями, предусмотренными ст. ст. 39.2, 39.15, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, 4 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 № 374, исходил из того, что, заявление о предоставлении земельного участка подано заявителем в уполномоченный орган государственной власти, а несовершение заинтересованным лицом соответствующих действий и непринятие решения является бездействием, противоречащим закону и нарушающим права и законные интересы заявителя.

Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемое решение подлежит отмене (п. 4 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), а требования ЗАО «АМОС-Групп» удовлетворению не подлежат.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно п. 1 ст. 39.3. Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлен ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 указанной статьи Кодекса в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит императивные основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Требования заявителя о передаче испрашиваемых земельных участков в собственность по цене, равной 15 % от кадастровой стоимости земельного участка, мотивированы положениями п. 3.1, 3.2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ (т. 1 л.д. 17-23).

В соответствии со ст. 3 данного федерального закона № 137-ФЗ оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях, а также переоформление прав на земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование государственным или муниципальным унитарным предприятиям сроком не ограничивается.

В случае, если на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта (за исключением территорий субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и предназначенном для ведения сельскохозяйственного производства, отсутствуют здания или сооружения и такой земельный участок предоставлен сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения, указанные лица вправе приобрести земельный участок в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более пятнадцати процентов его кадастровой стоимости (п. 3.1).

Арендатор земельного участка, который предоставлен из земель сельскохозяйственного назначения или земель населенного пункта и предназначен для ведения сельскохозяйственного производства и на котором отсутствуют здания или сооружения, вправе приобрести такой земельный участок в собственность по цене, установленной по указанным в пункте 3.1 настоящей статьи правилам, в случае, если право аренды этого арендатора возникло в результате переоформления права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения таким земельным участком на право аренды (п. 3.2.).

Таким образом, из буквального содержания данной нормы следует, что приведенным пунктом предусмотрена дополнительная льгота для лица, переоформившего право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком сельскохозяйственного назначения на право аренды, на приобретение данного участка в собственность по льготной цене.

Как следует из материалов дела, испрашиваемые заявителем земельные участки, которыми заявитель владеет на праве аренды, предоставлены на основании распоряжения ТУ Росимущества от 03.12.2013 № 671-р, выделены из земельного участка с кадастровыми номером 66:41:0614022:0028.

Заявитель не является лицом, обладавшим правом постоянного (бессрочного) пользования в отношении исходного земельного участка и переоформившим такое право на право аренды, соответственно, у ТУ Росимущества не имелось правовых оснований для предоставления заявителю испрашиваемых земельных участков в собственность за плату по цене 15 % от кадастровой стоимости на основании п. 3.1., 3.2. ст. 3 Закона № 137-ФЗ.

То обстоятельство, что заявитель мог реализовать право на выкуп земельных участков по иным основаниям, на что им также указывается в дополнении к отзыву на апелляционную жалобу, в частности подп. 9 п. 2 ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, не имеет правового значения для целей рассмотрения вопроса обоснованности обжалуемых отказов, так как заявителю отказано в приобретении земельных участков в собственность по основаниям, предусмотренным п. 3.1., 3.2. ст. 3 Закона № 137-ФЗ, и по цене 15 % от кадастровой стоимости, что не исключает возможность реализации права на выкуп по иным основаниям с представлением соответствующего обоснования.

При названных обстоятельствах отказ уполномоченного органа в данной ситуации соответствует требованиям действующего законодательства, основания для удовлетворения требований о признании не соответствующим закону отказа в предоставлении в собственность спорных земельных участков по льготной цене отсутствуют.

Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 04.12.2017 по делу № А60-47778/2017 отменить.

В удовлетворении требований закрытого акционерного общества «АМОС-Групп» отказать.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

В.Ю. Дюкин

Судьи

Т.М. Жукова

М.А. Полякова