ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-2225/2022-АК от 04.04.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-2225/2022-АК

г. Пермь

05 апреля 2022 года Дело № А50-22129/2021­­

Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 05 апреля 2022 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.,

судей Гуляковой Г.Н., Трефиловой Е.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Тиуновой Н.П.,

при участии:

представителя заявителя, ФИО1, действующего по доверенности от 11.01.2022, предъявлены диплом, паспорт;

представителя Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми, Администрации г. Перми, ФИО2, действующего по доверенностям от 20.12.2021, 09.12.2021 соответственно, предъявлены диплом, служебное удостоверение;

иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми и Администрации г. Перми

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 19 января 2022 года

по делу № А50-22129/2021

по заявлению Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>)

третьи лица: публичное акционерное общество «Т Плюс» (ОГРН <***>, ИНН <***>), Государственное учреждение – Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>), Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>), Администрация г. Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>), Администрация Свердловского района г. Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>)

об оспаривании решения,

установил:

Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю (далее – заявитель, Пермьстат) обратился в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнения, принятого на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) о признании недействительным решение Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми о нецелесообразности принятия в муниципальную собственность бесхозяйной тепловой сети длиной 37 п.м. (состоящей из 2-х ниток трубы d=150 мм), расположенной от вводных задвижек в колодце тепловой камеры ТК-573-18А-2 ПАО «Т Плюс», до задвижек теплового узла Пермьстата по адресу: <...> изложенное в письме от 26.07.20221 № 059-04-17/3-1038-ри. В качестве способа восстановления нарушенных прав просит обязать Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Пермьстата, в том числе организовать содержание и обслуживание бесхозяйной тепловой сети до определения соответствующим органом местного самоуправления теплосетевой организации по содержанию и обслуживанию бесхозяйной тепловой сети.

На основании ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственное учреждение – Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю, Администрация города Перми и Администрация Свердловского района г. Перми.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 19 января 2022 года решение Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми о нецелесообразности принятия в муниципальную собственность бесхозяйной тепловой сети от тепловой камеры ТК-573-18А-2 до здания по ул. Революции 66, 2d=150 мм протяженностью 37 п.м., изложенное в письме от 26.07.20221 № 059-04-17/3-1038-ри, признано незаконным, как не соответствующее Федеральному закону от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении». На Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Не согласившись с указанным судебным актом, Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми и Администрация г. Перми обратились с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.

В обоснование жалобы приводят доводы о том, что Департамент готов рассмотреть вопрос о передаче в муниципальную собственность города Перми спорных сетей только в соответствии с Порядком приема в муниципальную собственность города Перми из других форм собственности, утвержденным решением Пермской городской Думы от 29.01.2008 № 13. Для этого владельцу/собственнику здания/помещения по данному адресу, необходимо оформить право собственности на сети. Здание принадлежит Пермьстату на праве оперативного управления, согласно выписке из ЕГРН (59:01:4411076:1125-59/096/2020-2 от 28.02.2020).

Отмечают, спорный участок сети используется ПАО «Т Плюс» в своей производственной деятельности.

Ссылаясь на п. 6 статьи 15 Закона «О теплоснабжении» № 190 указывают, что под бесхозяйными тепловыми сетями понимаются тепловые сети, не имеющие эксплуатирующей организации. Тепловая сеть от тепловой камеры ТК-573-18А-2 до здания ПКГУП «Автовокзал», является неотъемлемой частью комплекса инженерных сетей, подающих соответствующий ресурс, находящийся в собственности ПАО «Т Плюс». Таким образом, ПАО «Т Плюс» обязано обеспечить надежность в системе теплоснабжения и содержать тепловые сети, тепловые пункты и другие сооружения в работоспособном, технически исправном состоянии, в том числе и в системе теплоснабжения оспариваемого участка сети.

Обращают внимание, что согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 № 1150/13, отсутствие государственной регистрации права собственности общества или иного лица на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным.

По мнению апеллянтов, действия Департамента по отказу в приеме в муниципальную собственность, не имеющих собственника объектов инженерной инфраструктуры, не нарушают законных прав и интересов Пермьстата, не противоречат действующему законодательству Российской и являются законными.

Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому заявитель возражает против доводов апеллянтов, находя их несостоятельными, просит в удовлетворении их требований отказать, решение суда оставить без изменения.

Государственным учреждением – Пермским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации также представлен письменный отзыв на жалобу, по существу которого третье лицо выражает несогласие с доводами Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми и Администрации г. Перми, решение суда считает законным и обоснованным.

Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю в письменном отзыве просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми, Администрации г. Перми на доводах апелляционной жалобы настаивал, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить; представитель Пермьстата возражал против позиции апеллянтов по мотивам письменного отзыва.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, при этом в порядке ч. 2 ст. 156 АПК РФ Администрация Свердловского района г. Перми письменно уведомила суд о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что заявителю на праве оперативного управления принадлежат нежилые помещения (технические этажи, этажи № 1, 5, 6, 7, 8) общей площадью 2 140,7 кв.м в здании, расположенном по адресу: <...>.

Между Пермьстат и ПАО «Т Плюс» заключен договор № 401 от 26.02.2018 снабжения тепловой энергией в горячей воде.

В соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности тепловой сети и эксплуатационной ответственности от 09.02.2018 точка приема тепловой энергии ПАО «Т Плюс» установлена в ТК-573-18а-2, которая расположенная на территории Пермского краевого государственного унитарного предприятия «Автовокзал», точкой передачи тепловой энергии ПАО «Т Плюс» Пермьстату является фланец запорной арматуры в Тепловой камере, точкой поставки тепловой энергии ПАО «Т Плюс» Пермьстату - ответный фланец запорной арматуры в Тепловой камере, присоединенный к участку теплосети (далее - Теплосеть), идущей до теплового узла в здании.

Теплоснабжение происходит по сетям, собственник которых не установлен, бесхозяйным имуществом сети не признаны. Данное обстоятельство подтверждается письмом администрации от 09.12.2020 № 059-39-01-33/01340.

Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми письмом от 26.07.2021 № 059-04-17/3-1038-ри сообщил заявителю, что в результате рассмотрения запроса принято решение о нецелесообразности принимать тепловую сеть в муниципальную собственность города Перми и готовность рассмотреть возможность принятия тепловой сети в муниципальную собственность в соответствии с Порядком приема имущества в муниципальную собственность города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 29.01.2008 № 13 «Об утверждении порядка приема имущества в муниципальную собственность города Перми».

Пермьстат полагая, что указанный ответ Департамента, является отказом в приеме в муниципальную собственность спорной тепловой сети, что не соответствуют действующему законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с заявлением.

Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзывах на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Суд первой инстанции при принятии решения правомерно исходил из положений следующих нормативно-правовых документов.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.1 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.

Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом (ч. 2 ст. 8.1 ГК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В ч. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 6 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.

Согласно п. 3 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 (далее - Порядок №931), на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости ».

Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - заявление) органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований; исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт- Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов (п. 5 Порядка №931).

Судом первой инстанции обоснованно принято во внимание, что Постановлением Администрации города Перми от 22.02.2008 № 130 утвержден Регламент взаимодействия функциональных и территориальных органов администрации города Перми по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории города Перми и подготовке документов для их приобретения в муниципальную собственность города Перми (далее - Регламент), определяющий порядок взаимодействия и разграничивающий функции функциональных и территориальных органов администрации города Перми по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории города Перми и подготовке документов для приобретения права муниципальной собственности на выявленный бесхозяйный объект.

На основании п. 3.1 Регламента выявление бесхозяйных объектов осуществляется территориальными органами на основании полномочий, предусмотренных Типовым положением о территориальном органе администрации города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 29.01.2013 № 7 «О территориальных органах администрации города Перми», путем непосредственного обнаружения объектов, имеющих признаки бесхозяйного недвижимого имущества, или получения отказа физического или юридического лица от права собственности на недвижимое имущество при условии документального подтверждения отсутствия (невыявления) собственника или его отказа от недвижимого имущества.

Согласно подп. 3.2.3 Регламента территориальный орган в течение 45 дней с даты непосредственного обнаружения объекта, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, осуществляет сбор документов, подтверждающих, что такой объект не имеет собственника или его собственник неизвестен: документы, выданные органами учета государственного и муниципального имущества, подтверждающие, что объект, имеющий признаки бесхозяйного недвижимого имущества, не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества; документы, выданные государственными органами (организациями), осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», подтверждающие, что права на объект, имеющий признаки бесхозяйного недвижимого имущества, не зарегистрированы; документы, подтверждающие отсутствие правообладателей объектов инженерно-технического обеспечения, имеющих признаки бесхозяйного недвижимого имущества; документы, выданные уполномоченным органом, подтверждающие, что права собственности на объект, имеющий признаки бесхозяйного недвижимого имущества, не зарегистрированы.

Объект, имеющий признаки бесхозяйного недвижимого имущества, определяется как бесхозяйный объект с даты поступления в территориальный орган документов, подтверждающих, что такой объект не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на который собственник отказался.

В силу п. 3.2.4. Регламента после поступления документов, указанных в пункте 3.2.3 настоящего Регламента, с учетом целевого назначения выявленного бесхозяйного объекта по отраслевому принципу в течение 7 рабочих дней направляет в соответствующий функциональный орган документы для получения заключения об обоснованности и целесообразности принятия выявленного бесхозяйного объекта в муниципальную собственность города Перми, а в отношении бесхозяйных объектов инженерно-технического обеспечения - также для определения особых условий, параметров технической инвентаризации бесхозяйного объекта инженерно-технического обеспечения (при необходимости) и специализированной организации, принимающей выявленный бесхозяйный объект инженерно-технического обеспечения на техническое обслуживание и содержание (эксплуатацию), с представлением: схемы линейного бесхозяйного объекта инженерно-технического обеспечения в масштабе не менее 1:1000; документации о правообладателях сетей, к которым бесхозяйный объект инженерно-технического обеспечения непосредственно присоединен (информация по каждой точке присоединения бесхозяйного объекта); документации об организации, получившей и (или) выполнившей технические условия на строительство бесхозяйного объекта инженерно-технического обеспечения; актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между специализированными организациями и потребителями услуг инженерно-технического обеспечения (при предоставлении специализированными организациями или потребителями); акта осмотра технического состояния объекта, подготовленного в соответствии с п. 3.2.2 настоящего Регламента; информации ресурсоснабжающей организации об организации, получившей и (или) выполнившей технические условия на строительство объекта инженерно-технического обеспечения, имеющего признаки бесхозяйного, либо справки ресурсоснабжающей организации об отсутствии такой информации.

В случае поступления документов о собственнике выявленного бесхозяйного объекта и его намерении по осуществлению полномочий собственника и надлежащему содержанию выявленного бесхозяйного объекта либо поступления мотивированного заключения функционального органа о нецелесообразности приобретения бесхозяйного объекта в муниципальную собственность города Перми, территориальный орган прекращает работу по сбору документов для постановки бесхозяйного объекта на учет в качестве бесхозяйного имущества и сообщает данную информацию функциональному органу, предусмотренному п. 3.3 настоящего Регламента, а также лицу, представившему первичную информацию о выявленном бесхозяйном объекте.

В силу Положения о Департаменте жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 26.01.2012 №138, Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми является функциональным органом администрации города Перми.

В сфере организации в границах города Перми эксплуатации и развития электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми выполняет, в том числе следующие функции: подготовка заключений о целесообразности либо нецелесообразности принятия объектов жилищно-коммунального хозяйства в муниципальную собственность города Перми (п. 3.1.14.); обеспечение содержания и проведения ремонта объектов инженерной инфраструктуры до даты принятия указанных объектов на учет в качестве бесхозяйных территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по предоставлению государственных услуг по государственной регистрации прав на недвижимое имущество, по Пермскому краю и ликвидации неблагоприятных последствий проведения указанных работ либо до даты определения собственника указанных объектов (п.3.1.15.); обеспечение содержания и проведения ремонта бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры до даты передачи на обслуживание организации, сети которой непосредственно соединены с указанными объектами, в порядке, установленном администрацией города Перми, и обеспечение ликвидации неблагоприятных последствий проведения указанных работ (п. 3.1.15.1.)

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что территориальным органом в соответствии с Регламентом были проведены мероприятия по уточнению наличия (отсутствия) собственника объекта инженерной инфраструктуры (участка теплотрассы от ТК-573-18а-2 до здания по ул. Революции, 66), в ходе которых было установлено его отсутствие; обращению заявителя присвоен порядковый номер 141 в реестре объектов сети теплоснабжения, имеющих признаки бесхозяйного недвижимого имущества.

Территориальный орган обращался с пакетом документов в адрес Департамента с просьбой подготовить заключение о целесообразности приема в муниципальную собственность.

В ответ на данное обращение от 25.06.2021 № 059-39-01-33/03790 Департаментом вынесено решение от 26.07.2021 № 059-04-17/3/1038-ри, что передача сетей, обслуживающих только одно здание, которое не является жилым фондом, рассматривается в соответствии с Порядком приема в муниципальную собственность города Перми и других форм собственности, утвержденным решением Пермской городской Думы от 29.01.2018 № 13 после оформления права собственности на указанный участок сети.

Судом установлено, что доказательств подготовки каких-либо заключений по данному вопросу, анализа и направления запросов необходимых документов Департаментом в силу установленного Регламента, а также нормативно закрепленных в Положении о Департаменте обязанностей, в материалы дела в порядке в нарушение ч. 5 ст. 200 АПК РФ заинтересованным лицом не представлены.

Между тем, как верно отмечено судом, Порядок приема имущества в муниципальную собственность города Перми, утвержденный решением Пермской городской Думы от 29.01.2008 № 13, устанавливает порядок и условия приема в муниципальную собственность города Перми имущества из федеральной собственности Российской Федерации, государственной собственности Пермского края независимо от закрепления этого имущества за предприятиями (в том числе предприятиями-банкротами), учреждениями, иными юридическими лицами, а также из других форм собственности, а не бесхозяйного имущества, каковым является вышеупомянутая тепловая сеть.

Таким образом, Порядок № 13 не подлежит применению при рассмотрении настоящего дела, поскольку регулирует порядок приема имущества из других форм собственности.

Также следует отметить, что Порядок № 13 не может породить обязанность Пермьстата зарегистрировать за собой право собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения, доводы апеллянтов об обратном подлежат отклонению.

Кроме того, ссылка апеллянта на ч. 4 ст. 8 Закона № 190-ФЗ, как на основание приема ПАО «Т Плюс» бесхозяйных сетей на баланс, не может быть принята во внимание, поскольку указанная норма права регулирует вопросы ценообразования в сфере теплоснабжения, но не возлагает на организации теплоснабжения обязанности по обслуживанию бесхозяйных объектов.

При таких обстоятельствах доводы апеллянтов о том, что по спорному участку имеются владельцы, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку опровергаются установленными фактическими обстоятельствами и представленными в материалы дела доказательствами.

Суд первой инстанции обоснованно отметил, что исходя из норм, содержащихся в п. 2 ст.5, п. 1 ч.1. ст.6, п.6 ст.15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», на орган местного самоуправления возложена обязанность по определению теплосетевой организации в целях содержания и обслуживания бесхозяйных тепловых сетей путем издания соответствующего ненормативного правового акта в течение тридцати дней с даты выявления бесхозяйных тепловых сетей.

Отказ Департамента в приеме выявленного бесхозяйного объекта инженерной инфраструктуры в муниципальную собственность г. Перми по причине того, что теплосеть работает только на административное здание по ул. Революции, 66 и жилой фонд не обслуживает, неправомерен, поскольку законодатель не рассматривает вопрос о целесообразности принятия в муниципальную собственность объектов инженерной инфраструктуры, в зависимости от объекта обслуживания (административное здание).

Судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела, что собственники объекта недвижимого имущества (участка теплотрассы 2d= 159мм, Ь=31м, присоединенного к запорной арматуре в тепловом колодце ТК-573-18А-2 но адресу: <...>), администрацией Свердловского района г. Перми не выявлены.

Поскольку у данного объекта недвижимого имущества отсутствует собственник (собственник неизвестен), в силу закона (ст. 225 ГК РФ) он предположительно признается бесхозяйным.

Из изложенного следует, что Департаментом не могут быть предприняты иные действия, кроме направленных на осуществление постановки объекта на учет в качестве бесхозяйного.

Учитывая, что в соответствии с абз. 8 п. 3.2.4 Регламента сбор территориальным органом Администрации города Перми документов для постановки бесхозяйного объекта на учет в качестве бесхозяйного имущества напрямую обусловлен поступлением от функционального органа положительного заключения об обоснованности и целесообразности приобретения бесхозяйного объекта в муниципальную собственность города Перми либо мотивированного заключения о нецелесообразности приобретения бесхозяйного объекта в муниципальную собственность города Перми, принятие Департаментом решения о нецелесообразности принятия в муниципальную собственность сети теплоснабжения до здания, нарушает права и законные интересы Пермьстата, а также третьих лиц, и не соответствует нормам действующего законодательства.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что Департаментом жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми не приняты необходимые меры, направленные на надлежащее рассмотрение обращения по вопросу принятия в муниципальную собственность бесхозяйной тепловой сети. Данные обстоятельства нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку ограничивают право на бесперебойное получение тепла.

Кроме того, ссылке заинтересованного лица на позицию, изложенную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.07.2013 № 1150/13, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, оснований с ней не согласитьс апелляционный суд не находит, ввиду того, что обстоятельства, установленные по данному делу, не являются преюдициальными при рассмотрении настоящего дела (ч. 2 ст. 69 АПК РФ).

Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае в нарушение ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Департаментом жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми не доказаны обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого решения. В связи с чем суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю требования.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявители освобождены от уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 19 января 2022 года по делу № А50-22129/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми и Администрации г. Перми - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий

И.В. Борзенкова

Г.Н. Гулякова

Судьи

Е.М. Трефилова