ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-2230/2018-АК от 05.03.2018 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-2230/2018-АК

г. Пермь

13 марта 2018 года Дело №А71-16845/2017 ­­

Резолютивная часть постановления объявлена 5 марта 2018 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 13 марта 2018 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Васильевой Е.В.,

судей Голубцова В.Г., Савельевой Н.М.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.

лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики

от 27 декабря 2017 года

по делу № А71-16845/2017,

принятое судьей Коковихиной Т.С.

по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО2 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>)

к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики (ИНН <***>, ОГРН <***>)

третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Удмуртской Республике

о признании действий по отказу в возврате страховых взносов незаконными,

установил:

Индивидуальный предприниматель ФИО2 (далее – заявитель, предприниматель) обратился 06.10.2017 в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением (с учетом устного ходатайства об уточнении предмета требований, принятого судом на основании ст.49 АПК РФ) о признании незаконными действий Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики (далее – управление, фонд) по отказу в возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее – ОПС) по расчетным периодам, истекшим до 01.01.2017, выраженного в письме от 15.09.2017 №13775/16-13, и обязать управление устранить нарушение прав и законных интересов предпринимателя путем принятия решения о возврате излишне уплаченных страховых взносов в сумме 369 555,09 руб.

Определением от 13.10.2017 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №8 по Удмуртской Республике (далее – инспекция, налоговый орган).

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27 декабря 2017 года требование заявителя удовлетворено. Оспоренные действия фонда признаны незаконными. На управление возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов предпринимателя путем принятия решения о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов в размере 369 555 руб.09 коп.

Не согласившись с принятым судебным актом, управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.

Фонд ссылается на то, что при обращении предпринимателя в управление с заявление о возврате излишне уплаченных страховых взносов, им документально не были подтверждены суммы доходов и расходов, полученных в 2014-2016гг, что не позволило управлению рассмотреть его и вынести соответствующие решение. Согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 16.02.2017 № НП-30-26/2055 в случае обращения индивидуальных предпринимателей, не исполнивших (частично исполнивших) выставленные пенсионным фондом требования на 01.01.2017, перерасчет обязательств производится пенсионным фондом. В случае, если указанные требования по состоянию на 01.01.2017 исполнены индивидуальным предпринимателем в полном объеме, перерасчет обязательств индивидуального предпринимателя следует производить на основании судебного решения, что подтверждено письмом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 07.02.2017 № 17-3/10/В-977.

Инспекция представила письменный отзыв на доводы апелляционной жалобы, в котором сослалась на отсутствие нарушений со своей стороны прав и законных интересов плательщика страховых взносов.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела. До судебного заседания от инспекции поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, в силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) заявитель, как индивидуальный предприниматель, являлся в 2014-2016гг. плательщиком страховых взносов на ОПС и ОМС, согласно статье 14 данного закона обязан был исчислять страховые взносы в размере, определенном данной статьей.

Согласно пункту 1 части 1.1 статьи 14 Закона №212-ФЗ, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, величина подлежащих уплате страховых взносов определяется в фиксированном размере как увеличенное в 12 раз произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы (далее – МРОТ), и тарифа страховых взносов в ПФР, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего закона (26%).

С учетом МРОТ на 01.01.2014 в размере 5554 руб. фиксированный размер страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на 2014 год составил 17328,48 руб. (5554 руб. х 26% х 12).

С учетом МРОТ на 01.01.2015 в размере 5965 руб. фиксированный размер страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на 2015 год составил 18610,80 руб.

С учетом МРОТ на 01.01.2016 в размере 6204 руб. фиксированный размер страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на 2015 год составил 19356,48 руб.

Согласно пункту 2 части 1.1 статьи 14 Закона №212-ФЗ в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, величина подлежащих уплате страховых взносов составляет указанный выше фиксированный размер плюс 1 процент от суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

Согласно статье 16 Закона № 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производится индивидуальными предпринимателями самостоятельно, страховые взносы уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Судом первой инстанции установлено и фондом не оспаривается, что фактически предприниматель уплатил страховые взносы на ОПС за 2014 год в сумме 138 627,84 руб., за 2015г. в сумме 148 886,40 руб. и за 2016г. в сумме 154 851,84 руб. (с учетом фиксированного размера, установленного пунктом 1 части 1.1 статьи 14 Закона №212-ФЗ), исчисляя второй платеж (подлежащий доплате не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом) исходя из дохода, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, без уменьшения его на понесенные в этот период расходы.

Однако в постановлении от 30.11.2016 № 27-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона № 212-ФЗ и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода.

Определив на основании деклараций по налогу на доходы физических лиц (3-НДФЛ) за 2014-2016гг., что доходы за вычетом расходов составляют 608 156,25 руб. за 2014 год (844 990,17 руб. за 2015 год и 1 198 377,25 руб. за 2016 год) и, соответственно, размер подлежащих доплате страховых взносов –3081,56 руб. за 2014 год (5449,90 руб. за 2015 год и 8983,77 руб. за 2016 год), а общая сумма взносов с учетом фиксированного размера – 20410,04 руб. за 2014 год (24060,70 руб. за 2015 год и 28340,25 руб. за 2016 год), предприниматель обратился 29.08.2017 в фонд с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов в сумме 369 555,09 руб., из них за 2014г. – 118 217,80 руб., за 2015г. – 124 825,70 руб., за 2016г. – 126 511,59 руб.

Письмом от 15.09.2017 № 13775/16-13 управление сообщило предпринимателю, что необходимо документально подтвердить суммы доходов и расходов за 2015-2016гг. и что заявление не соответствует рекомендуемой форме, в связи с чем не может быть принято к рассмотрению.

Считая, что действия управления по отказу в возврате излишне уплаченных страховых взносов являются незаконными, предприниматель обратился в суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования и обязывая фонд принять решение о возврате страховых взносов в сумме 369 555,09 руб., суд первой инстанции исходил из доказанности факта излишней уплаты предпринимателем данных взносов за 2014-2016гг.

Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Частью 8 статьи 14 Закона №212-ФЗ установлено, что в целях применения положений части 1.1 настоящей статьи доход учитывается следующим образом:

для плательщиков страховых взносов, уплачивающих НДФЛ, – в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс).

В соответствии с пунктом 2 ст.227 Кодекса налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, в том числе индивидуальные предприниматели, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.1 ст.225 НК РФ сумма налога при определении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса (13%), процентная доля налоговой базы.

Согласно п.3 ст.210 НК РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса (13%), налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 настоящего Кодекса.

К указанным вычетам относятся, в том числе профессиональные налоговые вычеты, или фактически произведенные и документально подтвержденные расходы, непосредственно связанные с извлечением доходов (ст.221 НК РФ).

Таким образом, налоговой базой для плательщиков НДФЛ (при получении доходов, облагаемых по ставке 13%) является не выручка, а доходы, уменьшенные на величину расходов, и иные налоговые вычеты.

Поскольку часть 8 статьи 14 Закона №212-ФЗ при определении дохода отсылает к статье 227 НК РФ, а последняя через статью 225 к статье 210 Кодекса, при толковании понятия «доход» для целей применения Закона №212-ФЗ необходимо учитывать налоговую базу, указанную статье 210 НК РФ, то есть доходы, уменьшенные на величину расходов.

Данные выводы подтверждаются толкованием, изложенным в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 № 27-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Доводы управления о том, что правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации подлежит применению к отношениям, возникшим после 02.12.2016, правомерно отклонены судом, поскольку Законом № 212-ФЗ изначально не предусматривалось начисление страховых взносов на доходы предпринимателя без учета расходов, связанных с получением дохода. Никаких изменений в часть 8 статьи 14 Закона №212-ФЗ или статью 227 НК РФ законодатель после 01.01.2014 не вносил. Выводы, изложенные в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 № 27-П, применялись судами и до 02.12.2016 (например, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2016 по делу №А60-29737/2016).

В пункте 3 части 1 статьи 28 Закона № 212-ФЗ определено, что плательщики страховых взносов имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее – Закон № 250-ФЗ) решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.

На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган ПФР направляет его в соответствующий налоговый орган (часть 4 статьи 21 Закона №250-ФЗ).

Так как добровольно по заявлению предпринимателя орган ПФР излишне уплаченные страховые взносы не возвратил, суд первой инстанции правомерно признал данное бездействие незаконным и обязал фонд принять решение о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов в размере 369 555,09 руб.

Факт излишней уплаты взносов в данной сумме установлен судом на основании реестра платежей страхователя за 2014-2016гг. (л.д.72), платежного поручения от 08.02.2017 № 46 на 141 095,74 руб. (л.д.86-87) и фондом в апелляционной жалобе не оспаривается.

Доводы жалобы сводятся к непредставлению предпринимателем вместе с заявлением о возврате взносов документального подтверждения доходов и расходов «за 2015-2016 года» (как это указано в письме от 15.09.2017 №13775/16-13 – л.д.13).

Между тем Законом № 212-ФЗ не предусмотрено представление страхователями первичных или иных документов в подтверждение страховых взносов, подлежащих уплате ими на основании ст.14 Закона № 212-ФЗ.

В силу части 9 указанной статьи налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 настоящей статьи, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.

Таким образом, на 29.08.2017 (момент подачи предпринимателем заявления о возврате излишне уплаченных страховых взносов) фонд должен был обладать сведениями о доходах (налоговой базе) предпринимателя за 2014-2016гг. В случае отсутствия таких сведений фонд обязан был обратиться за их получением в налоговый орган, а не к предпринимателю.

В соответствии со статьей 20 Закона №250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Следовательно, при необходимости проверки сведений о доходах и расходах, заявленных предпринимателем в декларациях по НДФЛ за 2014-2016гг., фонд мог назначить выездную проверку плательщика страховых взносов (ст.35 Закона № 212-ФЗ).

Однако сведений о назначении такой проверки в деле не имеется.

На основании изложенного отказ фонда в возврате страховых взносов по мотиву непредставления документального подтверждения доходов и расходов является незаконным.

Подача заявления о возврате излишне уплаченных взносов в произвольной, а не «рекомендованной» форме также не является основанием для отказа в возврате взносов, поскольку Законом № 212-ФЗ такая форма не предусмотрена.

На основании изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований для его отмены (изменения) в соответствии со ст.270 АПК РФ судом апелляционной инстанции не установлено.

Судебные расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы, который от уплаты государственной пошлины освобожден.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27 декабря 2017 года по делу № А71-16845/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Председательствующий

Е.В. Васильева

Судьи

В.Г. Голубцов

Н.М. Савельева