ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП- 4 /2021-ГК
г. Пермь
19 марта 2021 года Дело № А60-49724/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 марта 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Муравьевой Е.Ю., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя общества с ограниченной ответственностью "МАГНИТИВ"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 28 декабря 2020 года по делу № А60-49724/2020,
принятое судьей Хачевым И.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МАГНИТИВ" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 24 по Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>),
третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 32 по Свердловской области,
об оспаривании действий и признании незаконным решения от 18.05.2020, от 06.06.2020, 30.06.2020,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "МАГНИТИВ" (далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 24 по Свердловской области (далее – заинтересованное лицо, налоговый орган) с требованием об оспаривании действий и признании незаконным решений от 18.05.2020, от 06.06.2020, 30.06.2020.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 32 по Свердловской области.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 28.12.2020 (резолютивная часть объявлена 28.12.2020) в удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью "МАГНИТИВ" требований отказано.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе изложены доводы о том, что заявитель фактически осуществлял в качестве основного вида деятельность, которая подпадает под действие пункта 11 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 №434, а именно: торговлю розничными товарами в специализированных магазинах (розничная торговля косметическими товара и товарами личное гигиены в специализированных магазинах). В марте 2020 года обществом подано соответствующее заявление, уведомлением от 17.03.2020 в качестве основного вида деятельности обществу подтверждена торговля розничная косметическими товарами и товарами личной гигиены в специализированных магазинах. Соответственно, как полагает податель жалобы, им сданы и приняты соответствующие отчеты, в которых правильно указан в качестве основного вида деятельности тот вид деятельности, который им фактически осуществлялся. В связи с этим общество полагает, что оно имеет право на получение субсидии, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 №576.
Налоговый орган представил отзыв на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Позиция налогового органа сводится к тому, что решения от 18.05.2020, от 06.06.2020, 30.06.2020, являются законными, а обществом не соблюдено условие получения субсидии, а именно: по состоянию на 01.03.2020 основным видом деятельности согласно выписке из ЕГРЮЛ являлась «Торговля оптовая электрической и бытовой техникой» (ОКВЭД 46.43.1). кроме того, отмечает, что заявление об установлении основного вида деятельности, относящегося к пострадавшим отраслям, налогоплательщиком предоставлено только 17.03.2020, в то время как условие должно быть соблюдено на момент 01.03.2020.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела судом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО «Магнитив» обратилось в МИ ФНС № 24 по Свердловской области с заявлениями о предоставлении субсидии, установленной Правилами предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 №576 (далее - Правила N 576): от 07.05.2020 о предоставлении субсидии за апрель 2020 года, от 05.06.2020 о предоставлении субсидии за май 2020 года и от 30.06.2020 о предоставлении субсидии за апрель и май 2020 года.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 24 по Свердловской области отказано в предоставлении испрашиваемой субсидии в связи с тем, что отрасль, в которой ведется деятельность обществом, не относится к отраслям, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434, о чем вынесены соответствующие решения от 18.05.2020, от 06.06.2020 и 30.06.2020.
Не согласившись с вынесенными отказами от 18.05.2020, 06.06.2020, 30.06.2020 в представлении субсидий, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должен не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту и нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 Правил № 576 настоящие Правила устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 01.03.2020 в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - реестр) в соответствии с Федеральным законом"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (далее соответственно - получатель субсидии, субсидия).
В целях Правил № 576 получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 года.
Субсидия предоставляется в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года.
В соответствии с пунктом 3 Правил № 576 условиями для включения в реестр в целях предоставления субсидии являются: а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) (далее - налоговый орган) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя) (далее - кабинет налогоплательщика), или в виде почтового отправления по форме согласно приложению №2 (далее - заявление); б) включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 настоящих Правил; г) получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из Единого государственного реестра юридических лиц; д) у получателя субсидии по состоянию на 1 марта 2020 года отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 рублей. При расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии; е) количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 №409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" (далее - Постановление №409) осуществление организациями и индивидуальными предпринимателями деятельности в соответствующей наиболее пострадавшей сфере определяется по коду ОКВЭД основного вида деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 года.
Как следует из материалов дела и не оспаривается участвующими в деле лицами, согласно сведениям ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020 основной вид деятельности заявителя по ОКВЭД являлась «Торговля оптовая электрической бытовой техникой» (код ОКВЭД - 46.43.1).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 434 утвержден перечень отраслей Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее – Постановление № 434, Перечень).
В данный перечень «Торговля оптовая электрической бытовой техникой» (код ОКВЭД - 46.43.1) не входит.
Следовательно, данный вид деятельности не относится к отраслям, в наибольшей степени пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 434.
В том случае, если осуществляемый юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) вид деятельности по коду ОКВЭД не является основным видом экономической деятельности согласно ЕГРЮЛ по состоянию на 1 марта 2020 года, возможность получения указанным юридическим лицом субсидии исключается.
Запись об изменении основного кода ОКВЭД в ЕГРЮЛ с указанием в качестве основного вида деятельности кода 47.75 «торговля розничная косметическими и товарами личной гигиены в специализированных магазинах» произведена обществом 06.07.2020, то есть изменения внесены после 1 марта 2020 года и после опубликования Правил № 576.
Таким образом, как справедливо заключил суд первой инстанции, обществом не соблюдены условия пункта 1 Правил № 576 в части соответствия по состоянию на 1 марта 2020 года кода ОКВЭД, входящего в перечень, утвержденный Постановлением № 434, в связи с чем общество не вправе претендовать на получение субсидии в соответствии с Правилами № 576.
В Письме ФНС России от 07.07.2020 N БС-19-11/148@ сделаны аналогичные выводы о том, что в случае, если осуществляемый юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) вид деятельности по коду ОКВЭД не является основным видом экономической деятельности согласно ЕГРЮЛ по состоянию на 1 марта 2020 года, установлено невыполнение требований абзаца второго пункта 1 Правил N 576, что исключает возможность получения указанным юридическим лицом субсидии.
В Письме ФНС России от 10.07.2020 №БВ-4-3/11186@ обращается внимание на то, что в случае, если осуществляемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем вид деятельности по коду ОКВЭД не является его основным видом экономической деятельности согласно ЕГРЮЛ (ЕГРИП) по состоянию на 1 марта 2020 года, относящимся к сферам деятельности, в наибольшей степени пострадавшим в результате распространения новой коронавирусной инфекции, устанавливается невыполнение требований пункта 2 Постановления №409 и абзаца 2 пункта 1 Правил N 576, что исключает возможность получения соответствующих мер государственной поддержки.
При регистрации юридического лица при создании в регистрирующий орган представляется, в частности, заявление по форме N Р11001.
Согласно пункту 2.16 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных Приказом ФНС России от 25.01.2012 №ММВ-7-6/25@ (действовавшими на момент принятия оспариваемых решений налогового органа), в заявлении о государственной регистрации юридического лица при его создании в листе заявления "Сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности" в обязательном порядке подлежат указанию коды ОКВЭД.
В разделах 1 "Код основного вида деятельности" и 2 "Коды дополнительных видов деятельности" указывается не менее четырех цифровых знаков (пункт 2.16.1. Требований).
Таким образом, основным видом деятельности юридического лица является тот вид деятельности, который был указан последним при регистрации при заполнении формы №Р11001.
Впоследствии при внесении изменений в сведения о юридическом лице в ЕГРЮЛ в отношении осуществляемых видов деятельности, как связанные с изменением учредительных документов, так и без изменения учредительных документов, в заявлениях №Р13001 и Р14001 соответственно должны быть также указаны основной и дополнительный виды экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон №129-ФЗ) в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения и документы о юридическом лице, в том числе коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.
В силу пункта 5 статьи 5 Федерального закона №129-ФЗ если иное не установлено настоящим Федеральным законом, юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах "м", "о", "р", и индивидуальный предприниматель в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 2 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах "м", "н", "п", а также за исключением случаев изменения паспортных данных и сведений о месте жительства учредителей (участников) юридического лица - физических лиц, лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, и индивидуального предпринимателя, обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства. В случае, если изменение указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном главой VI настоящего Федерального закона.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 Правил, налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктом 3настоящих Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе.
Таким образом, налоговый орган осуществляет проверку соответствия получателя субсидии критериям, указанным в пункте 3 Правил.
Правовых норм, позволяющих налоговому органу определять получателя субсидии по результатам проверки его экономической деятельности, в том числе с использованием данных фонда социального страхования, и дальнейшего сопоставления заявленного им в ЕГРЮЛ кода основного вида деятельности с фактически осуществляемым видом деятельности, Правилами не предусмотрено.
При таких обстоятельствах, если сведения об изменении основного вида деятельности своевременно не были внесены в ЕГРЮЛ, основным видом деятельности в целях получения субсидии в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 № 576 будет являться основной вид деятельности, указанный в ЕГРЮЛ по состоянию на 1 марта 2020 года.
При этом апелляционный суд учитывает тот факт, что согласно пункту 5 Правил № 576, в компетенцию инспекции входит исключительно осуществление проверки информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр. Инспекция не наделена полномочиями по изменению условий предоставления субсидий, а также законодательной инициативой.
Заявитель жалобы, указывает, что суд не учел, что фактически общество ведет деятельность, которая относится к отрасли по коду ОКВЭД 47.75 розничная торговля косметическими товарами и товарами личной гигиены в специализированных магазинах, что подтверждается соответствующими заявлениями и уведомлениями ФСС РФ (расчеты по страховым взносам за 1-й и 2-й кварталы 2020 гоа.
Суд апелляционной инстанции, оценив данные выводы общества, пришел к выводу, что надлежащих доказательств, подтверждающих тот факт, что с 2020 года, в том числе на 01.03.2020, фактически основным видом деятельности общества стала деятельность, которая относится к отрасли по коду ОКВЭД 47.75, и общество осуществляло торговлю розничными косметическими товарами и товарами личной гигиены в специализированных магазинах, в материалы дела не представлено.
В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
При этом, первичные учетные документы, бухгалтерский баланс, пояснительная записка к бухгалтерскому балансу, отражающая не только размер годовой выручки, но и содержащая информацию о распределении ее по видам экономической деятельности, регистры бухгалтерского отчета, иные документы либо книга учета и доходов, подтверждающие полученные и отраженные налогоплательщиком доходы, согласно которым возможно достоверно установить соотношение полученных сумм денежных средств к конкретным видам деятельности, в том числе заявленному в качестве основного вида деятельности и дополнительного, не представлены.
Таким образом, с целью проверки судом фактически осуществляемого обществом с 2020 года основного вида деятельности, доказательств, подтверждающих получение доходов по называемому обществом основным виду деятельности ОКВЭД 47.75 «торговля розничная косметическими и товарами личной гигиены в специализированных магазинах», не представлено.
Ссылки заявителя на поданное им в ФСС заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по ОКВЭД 47.75, уведомление ФСС от 17.03.2020 об уплате страховых взносов с названного основного вида деятельности подлежат отклонению, поскольку указанные действия обществом совершены после 1 марта 2020 года.
При этом, суд учел, что Правилами N 576 прямо предусмотрено, что получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором уже содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 года, что в данном случае применительно к виду экономической деятельности у общества отсутствует.
В связи с изложенным, судом поддерживается вывод инспекции об отсутствии оснований для предоставления Обществу субсидии, поскольку материалами дела не подтверждено, что Общество относилось к перечню отраслей Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения коронавирусной инфекции.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о соответствии оспариваемых решений налогового органа действующему законодательству и отказал в удовлетворении заявления общества.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного, обжалуемое решение суда первой инстанции отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л :
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 декабря 2020 года по делу № А60-49724/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий | Е.М. Трефилова | |
Судьи | Е.Ю. Муравьева Н.М. Савельева |