ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-2504/2021-АК от 23.03.2021 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- 4 /2021-АК

г. Пермь

24 марта 2021 года                                                   Дело № А50-18019/2020­­

Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2021 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 24 марта 2021 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.,

судей Гуляковой Г.Н., Трефиловой Е.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тиуновой Н.П.,

при участии представителя заявителя по первоначальному заявлению,  ФИО1, действующей по доверенности от 17.03.2021, предъявлены паспорт, удостоверение адвоката;

представителя заинтересованного лица по первоначальному заявлению, ФИО2, действующей по доверенности от 22.03.2021,предъявлены  диплом,  паспорт;

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица по первоначальному заявлению, Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе г. Перми (межрайонного),

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 13 января 2021 года по делу № А50-18019/2020

по заявлению Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Пермский агропромышленный техникум» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе г. Перми (межрайонному) (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании недействительным решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 02.07.2020 № 203S19200020169,

по встречному заявлению Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе г. Перми (межрайонного) (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению «Пермский агропромышленный техникум» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о взыскании финансовой санкции в размере 21 000 рублей,

установил:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Пермский агропромышленный техникум» (далее – заявитель, учреждение, ГБПОУ «Пермский агропромышленный техникум», страхователь) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе г. Перми (межрайонному) (далее – Управление ПФР, заинтересованное лицо, Управление, фонд) о признании недействительным решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 02.07.2020 № 203S19200020169.

Определением Арбитражного суда Пермского края от 21.08.2020 принято встречное заявление Управления ПФР к учреждению о взыскании финансовой санкции в сумме 21 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 13 января 2021 года требования ГБПОУ «Пермский агропромышленный техникум» удовлетворены: вынесенное Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе г. Перми (межрайонным) решение от 02.07.2020 № 203S19200020169 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования признано недействительным.

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе г. Перми (межрайонное) обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ГБПОУ «Пермский агропромышленный техникум».

Кроме того, в порядке распределения судебных расходов с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе г. Перми (межрайонного) в пользу ГБПОУ «Пермский агропромышленный техникум» взыскано 3 000 руб., в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Встречные требования Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе г. Перми (межрайонного) оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с принятым решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении встречных заявленных требований, в удовлетворении требований страхователя отказать.

В обоснование доводов Управление указывает на то, что судом первой нарушены нормы материального права. Ссылается на необоснованность выводов суда об отсутствии вины заявителя в совершении правонарушения, и как следствие, оснований для привлечения  его к ответственности предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ. Отмечает, что в результате сверки ежегодной, ежемесячной отчетности и расчетов ФНС в представляемых страхователем сведениях выявлены ошибки и расхождения в отношении ряда застрахованных лиц, о чем страхователю было направлено уведомление. Отмечает, что учреждением выявленные несоответствия в индивидуальных сведениях застрахованных лиц в установленный срок не устранены, а ознакомление страхователя с протоколом проверки, упустив указанный срок, не может являться основанием для снятия с него ответственности. Обращает внимание на то, что в решении от 02.07.2020 № 203S19200020169 о привлечении страхователя к ответственности имеется отсылка к Приложению, являющемуся неотъемлемой частью решения, в котором пофамильно перечислены застрахованные лица, в отношении которых допущены ошибки, коды этих ошибок и их расшифровка.

ГБПОУ «Пермский агропромышленный техникум» до начала судебного заседания представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления ПФР доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объёме, просил апелляционную жалобу удовлетворить, решение отменить; представитель учреждения возражал против удовлетворения требований апеллянта по мотивам, изложенным в письменном отзыве.

Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Управлением ПФР проведена проверка (сопоставительный анализ) представленных должником сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за отчетные периоды (месяцы) 2019 года, отчета по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год, а также сведений из расчетов страхователя по страховым взносам за отчетные и расчетный период 2019 года, представленных в Управление ПФР налоговым органом по месту учета учреждения, по итогам которой в адрес страхователя на основании части 5 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в электронном виде направлено уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющими у Пенсионного фонда Российской  Федерации от 07.05.2020 № 10/13807, с предложением представить соответствующие предусмотренные статьей 11 Закона № 27-ФЗ данные в отношении указанных фондом 48 застрахованных лиц.

Отмеченное уведомление Управления ПФР от 07.05.2020 направлено в адрес страхователя в электронном виде и получено учреждением 11.06.2020.

На основании выводов о представлении страхователем недостоверных сведений о застрахованных лицах, которые предусмотрены пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ в отчете по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год и неустранении выявленных расхождений в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета по факту направления уведомления фонда от 07.05.2020 должностным лицом Управления ПФР составлен акт от 25.05.2020 № 203S18200019451, фиксирующий выявленное нарушение.

По результатам рассмотрения акта от 25.05.2020 № 203S18200019451 и иных документов, уполномоченным должностным лицом Управления ПФР вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 02.07.2020 № 203S19200020169, которым учреждение привлечено к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 21 000 рублей.

Не согласившись с решением фонда от 02.07.2020 № 203S19200020169, учреждение, полагая его несоответствующим закону № 27-ФЗ и нарушающими его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанного ненормативного акта недействительным.

Поскольку добровольно в установленный требованием Управления ПФР от 30.07.2020 №203S01200019093 срок штраф в размере 21 000 руб. страхователем не уплачен, фонд обратился в арбитражный суд со встречным заявлением о его взыскании с учреждения.

Удовлетворяя требования, заявленные страхователем, и отказывая управлению в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из незаконности привлечения учреждения к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 закона № 27-ФЗ.

Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для изменения (отмены) обжалуемого судебного акта не имеется, в связи со следующим.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации» устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», а также сведений о детях.

Согласно статье 1 Закона № 27-ФЗ индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

В части 17 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2017, установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных данной статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» и Федерального закона от 01 апреля 1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации. Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются с 01.01.2017 г. законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - закон № 167-ФЗ) учреждение является страхователем по данному виду страхования, и согласно пункту 2 статьи 14 данного закона обязано представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Согласно пункту 2 статьи 11 закона № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Сведения подаются по формам, утвержденным постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2017 № 3п «Об утверждении формы «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)», формы «Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)», формы «Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)», формы «Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)», порядка их заполнения и формата сведений».

В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Указанные сведения представляются ежемесячно по форме СЗВ-М «Сведения о застрахованных лицах», утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п.

Согласно приложению 1 «Тип сведений» - выбирают один из предлагаемых кодов: «исходная», «дополняющая», согласно Приложению 2 форма ОДВ-1 подается с одним из следующих кодов: «исходная», «корректирующая», «отменяющая».

Ответственность за нарушение сроков представления указанной отчетности предусмотрена статьей 17 закона № 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Исходя из нормативных требований, отчетность за 2019 год, как отчетный период, страхователи обязаны представить в территориальные органы ПФР, не позднее 02.03.2020.

Как установлено судом, информационный обмен между территориальным органом ПФР и страхователем осуществляется в соответствии с Технологией обмена документами по ТКС в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Технология обмена), утвержденной распоряжением Правления ПФР от 11.10.2007 № 190р «О внедрении защищенного электронного документооборота в целях реализации законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании».

Согласно пункту 7 Технологии обмена отправленные сведения считаются представленными своевременно, если дата их доставки в территориальный орган ПФР будет не позднее срока, установленного действующим законодательством. При этом факт доставки (представления) документов подтверждается соответствующей квитанцией о доставке, сформированной в соответствии с «Протоколом обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации».

Как следует из материалов дела, должностным лицом Управления ПФР проведена проверка (сопоставительный анализ) представленных должником сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за отчетные периоды (месяцы) 2019 года, отчета по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год, а также сведений из расчетов страхователя по страховым взносам за отчетные и расчетный период 2019 года, представленных в Управление ПФР налоговым органом по месту учета учреждения, по итогам которой в адрес страхователя на основании части 5 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в электронном виде направлено уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющими у Пенсионного фонда Российской Федерации от 07.05.2020 № 10/13807, с предложением представить соответствующие предусмотренные статьей 11 Закона № 27-ФЗ данные в отношении указанных фондом 48 застрахованных лиц.

Отмеченное уведомление Управления ПФР от 07.05.2020 с приложением протокола проверки в отношении 48 лиц направлено в адрес страхователя в электронном виде и получено учреждением 11.06.2020.

На основании выводов о представлении страхователем недостоверных сведений о застрахованных лицах, которые предусмотрены пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ в отчете по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год и неустранении выявленных расхождений в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета по факту направления уведомления фонда от 07.05.2020 должностным лицом Управления ПФР составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования: акт от 25.05.2020 № 203S18200019451, фиксирующий выявленное нарушение в отношении 42 лиц. К акту от 25.05.2020 приложен протокол проверки отчетности в отношении 48 застрахованных лиц.

По результатам рассмотрения акта от 25.05.2020 № 203S18200019451 и иных документов, уполномоченным должностным лицом Управления ПФР вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 02.07.2020 № 203S19200020169, которым учреждение привлечено к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 21 000 рублей.

Из встречного заявления Управления следует, что финансовая санкция в размере 21 000 руб. применена в связи с представлением страхователем в порядке пункта 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ в составе отчета по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год недостоверных сведений в отношении 42 застрахованных лиц.

Постановлением Правления ПФР от 23.11.2016 N 1058п утверждены Требования к составлению форм документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, в том числе форма акта о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования; форма решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в которых факты нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования должны быть документально подтверждены, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие обстоятельства.

Частью 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).

В связи с тем, что нормы Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" не содержит требования к содержанию решения, арбитражный суд апелляционной инстанции, исходя из части 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным применить по аналогии закона нормы законодательства о налогах и сборах (абзац 1 пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу абзаца 1 пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса, в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

Как установлено ранее, привлекая страхователя к ответственности в виде финансовой санкции в сумме 21 000 руб., Управление исходило из недостоверности сведений в отчете по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год, выявленных при сопоставительном анализе и сравнении отчетов по форме СЗВ-М за 2019 года, СЗВ-СТАЖ за 2019 год и сведений из расчетов страхователя по страховым взносам за 2019 год, представленных в Управление ПФР налоговым органом по месту учета страхователя, не имеющем нормативного обоснования приоритетном значении сведений по форме СЗВ-М за 2019 год и представленных налоговым органом сведений из расчетов страхователя по страховым взносам за 2019 год.

Вместе с тем, представленными учреждением пояснениями и документами, подтверждается, что в составе отчета по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год представлены актуальные сведения об указанных застрахованных лицах. При этом, вопреки выводам Управления ПФР, страхователем представлены не недостоверные сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ в отчете по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год в отношении ФИО3 и ФИО4, ФИО5, ФИО6, а неактуальные сведения в отчетах по форме СЗВ-М в порядке пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ: в отношении ФИО3 и ФИО4 за февраль 2019 года, в отношении ФИО3 за март 2019 года, в отношении ФИО5 за апрель 2019 года, в отношении ФИО6 за ноябрь 2019 года, что обусловило представление страхователем 11.06.2020 форм СЗВ-М с кодом «отмн» - 14 отменяющая форма в отношении указанных лиц на основании статьи 15 Закона № 27-ФЗ, пункта 39 Инструкции № 766н.

В отношении иных сотрудников, привлеченных по договорам, несмотря на проведение выплат по договорам в более поздние месяцы, а также в отношении сотрудников, находившихся в отпусках и впоследствии уволенных, учреждением представлены актуальные сведения в составе отчета по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год, что подтверждено заявителем и не оспорено Управлением.

При этом отсутствие факта начисления в пользу лиц (работающих на основании договора или без него) выплат и иных вознаграждений за отчетный период не является основанием для непредставления в отношении этих лиц отчетности по форме СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ (письма Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.07.2016 N ЛЧ-08-19/10581, от 06.05.2016 N 08-22/6356).

Таким образом, является верным вывод суда первой инстанции о том, что доказательства, подтверждающие, что именно сведения в отчете по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год являются недостоверными, и что именно сведения отчетов по форме СЗВ-М и из расчетов по страховым взносам за 2019 год отражают достоверные и актуальные сведения о застрахованных лицах, фондом не представлены (в нарушение части 1 статьи 65, части 5 статьи 200, части 4 статьи 215 АПК РФ).

В соответствии с положениями статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Статьей 16 Закона N 27-ФЗ органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.

Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденная Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, предусмотрела освобождение страхователя от ответственности в случае представления им уточненных (исправленных) индивидуальных сведений (пункты 37, 39).

Так, согласно пункту 39 данной Инструкции страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР самостоятельно представить уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

Кроме того, в соответствии с положениями статьи 17 Закона N 27-ФЗ формы документов, которые используются при реализации полномочий в отношениях, регулируемых настоящей статьей, а также требования к их составлению устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Постановлением Правления ПФР от 23.11.2016 N 1058п утверждены Требования к составлению форм документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, согласно которым акт не составляется в случае если страхователем самостоятельно выявлены ошибки в ранее представленных сведениях в отношении застрахованного лица, и уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице представлены в территориальный орган ПФР до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР.

При этом, какие именно сведения в отношении 42 лиц являются недостоверными, оспариваемое  решение Управления не содержит, равно как и не отражен, не установлен сам состав правонарушения, не указаны сведения о 42 застрахованных лицах (фамилия имя, отчество и иная информация).

Таким образом, Управлением не доказан факт совершения страхователем правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем третьим статьи 17 Закона N 27-ФЗ.

Констатация в решении от 02.07.2020 № 203S19200020169 нарушений без описания надлежащей объективной стороны правонарушения, установления виновных действий либо бездействия заявителя, без установления причинно-следственной связи между такими действиями (бездействиями) и совершенным правонарушением, а также без установления наличия у заявителя реальной возможности для соблюдения указанных норм, в данном случае не является достаточным основанием для привлечения заявителя к публичной ответственности.

Состав нарушения фонду надлежало установить применительно к нормативным требованиям в отношении предоставления неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а не констатировать факт нарушения (надлежащего описания, исследования и установления которого из решения не усматривается).

Вместе с тем наличие состава правонарушения является необходимым основанием для всех видов юридической ответственности (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2001 года N 7-П).

Апелляционный суд отмечает, что фактические обстоятельства, в связи с которыми к страхователю применяются меры ответственности за совершение правонарушений в виде денежного взыскания (штрафа), устанавливаются в процессе проведения соответствующих мероприятий контроля, в ходе которых требуется обнаружение, выявление правонарушений, собирание доказательств.

В акте проверки обосновывается факт правонарушения и наличие в деянии лица признаков состава правонарушения, указывается норма законодательства, определяющая конкретный вид правонарушения. Актом, по существу, возбуждается преследование за совершение правонарушения.

Таким образом, привлекая общество к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, фонд должен не только констатировать факт неполноты сведений, но и обязан был определить все элементы состава данного правонарушения.

То обстоятельство, что Управление приняло оспариваемый ненормативный акт по не полностью выясненным обстоятельствам, свидетельствует о неправомерности такого решения.

Поскольку состав нарушения надлежащим образом не установлен, не доказан, не зафиксирован в решении Управления, суд находит требования не подлежащими удовлетворению и по указанному основанию.

Так как правомерность привлечения страхователя к ответственности Управлением не подтверждена, отказ суда во взыскании с учреждения финансовой санкции является законным и обоснованным.

Оснований не согласиться с выводами суда по доводам жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.

Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.

Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.

Взыскание с Управления государственной пошлины по апелляционной жалобе не производится ввиду освобождения его от уплаты госпошлины при обращении в арбитражные суды (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ).

Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 13 января 2021 года по делу № А50-18019/2020  оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе г. Перми (межрайонного)  - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий

И.В. Борзенкова

Г.Н. Гулякова

Судьи

Е.М. Трефилова