П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП- 4 /2018-АК
г. Пермь
22 марта 2018 года Дело № А50-39801/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 марта 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г.Н.,
судей Васильевой Е.В., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ситниковой Т.В.,
при участии:
от заявителя Министерства транспорта Пермского края (ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО1, удостоверение, доверенность от 30.01.2018;
от заинтересованного лица Управления Федерального казначейства по Пермскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>) –ФИО2, удостоверение, доверенность от 28.12.2017;
от третьих лиц ИП ФИО3, ИП ФИО4, ООО «Дизель» - ФИО5, паспорт, доверенности от 20.10.2016, 10.01.2018, 16.10.2017;
от третьих лиц Департамента дорог и транспорта Администрации г. Перми, Министерства финансов Пермского края, Администрации г. Перми – не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Управления Федерального казначейства по Пермскому краю
на решение Арбитражного суда Пермского края от 23 января 2018 года
по делу № А50-39801/2017,
принятое судьей Шаламовой Ю.В.
по заявлению Министерства транспорта Пермского края
кУправлению Федерального казначейства по Пермскому краю,
третьи лица:Департамент дорог и транспорта Администрации г. Перми, ИП ФИО3, ИП ФИО4, ООО «Дизель», Министерство финансов Пермского края, Администрация г. Перми
о признании недействительными представления от 09.08.2017 № 67-10/11,
установил:
Министерство транспорта Пермского края (далее – заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным Представления от 09.08.2017 № 67-10/11, вынесенного Управлением Федерального казначейства по Пермскому краю (далее – заинтересованное лицо, УФК по Пермскому краю).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 23.01.2018 заявленные требования удовлетворены. Представление УФК по Пермскому краю от 09.08.2017 № 67-10/11 признано недействительным. Суд обязал заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с принятым решением, УФК по Пермскому краю обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить, в заявленные требования удовлетворить. Податель жалобы настаивает на том, что решение принято с нарушениями норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом неверно истолкованы положения постановления Правительства РФ от 08.10.2014 № 1027. Отмечает, что вывод УФК по Пермскому краю о том, что ИП, физические лица, а также коммерческие организации не могут быть получателями субсидии, сформирован с учетом позиции Министерства финансов РФ, изложенным в письме от 05.06.2017 № 19-08-06/34726. Настаивает на том, что субсидии могут быть использованы исключительно на закупку и только в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований и (или) по предоставлению субсидий на финансовое обеспечение закупки газомоторной техники организациями. Возможность предоставления субсидий ИП не установлена, поскольку ИП организациями не являются. Также ни Правилами № 1027, ни порядком № 947-п, ни Соглашением № 15412.1615173.20.40 не предусмотрено субсидирование лизинговых платежей.
Заявитель представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, жалобу УФК Пермского края – без удовлетворения.
Третьи лица ИП ФИО4, ИП ФИО3, ООО «Дизель» также представили отзывы за жалобу, в соответствии с которыми доводы жалобы находят несостоятельными, просят решение суда оставить без изменения.
В заседании суда представители заинтересованного лица, заявителя, указанных третьих лиц поддержали доводы жалобы и отзывов на нее, соответственно.
Третьи лица Департамент дорог и транспорта Администрации г. Перми, Министерство финансов Пермского края, Администрация г. Перми письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч. 5 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, УФК по Пермскому краю в период с 30.06.2017 по 18.07.2017 проведена внеплановая камеральная проверка Министерства по вопросу соблюдения условий предоставления и использования средств федерального бюджета, предоставленных бюджетам субъектов Российской Федерации на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, в рамках подпрограммы «Автомобильная промышленность» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» в 2015 году.
Проверкой выявлено бюджетное нарушение на сумму 23 528 673,60 руб., выразившееся в нарушении условия предоставления субсидии бюджету субъекта Российской федерации, зафиксированное в Акте камеральной проверки от 18.07.2017 (л.д. 134-150, т.1).
По результатам проверки в адрес Министерства УФК по Пермскому краю направлено Представление от 09.08.2017 № 67-10/11, содержащее указание на выявленные нарушения бюджетного законодательства РФ и иных нормативных актов, регулирующих бюджетные правоотношения (пункт 1 Представления), а также содержащее требование рассмотреть информацию об указанных нарушениях бюджетного законодательства и принять меры по устранению причин и условий их совершения (л.д. 86-87, т.1).
Так, п. 1. Представления установлено следующее нарушение: Министерством Департаменту дорог и транспорта администрации г. Перми предоставлена субсидия за счет средств федерального бюджета для возмещения расходов на закупку газомоторной техники индивидуальным предпринимателям и организации без подтверждения факта принятия газомоторной техники в государственную (муниципальную) собственность, что является нарушением условия предоставления субсидии субъекта Российской Федерации.
Не согласившись с указанным Представлением, полагая, что выводы контрольного органа не соответствуют действующему бюджетному законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения, и являются неправомерными, нарушают законные права и интересы Министерства, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании Представления от 09.08.2017 № 67-10/11 недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности, отметив, что нарушения, сформулированные в оспариваемом Представлении, своего подтверждения не нашли.
Заинтересованное лицо по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, настаивает на том, что решение подлежит отмене как незаконное и необоснованное.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзывах на нее, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 АПК РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Из содержания статьи 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемого акта недействительным необходимо установить несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) к бюджетным правоотношениям, в частности, относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе контроля за использованием средств федерального бюджета.
Статьей 265 БК РФ определено, что государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).
В соответствии с положениями пунктов 10, 47, 68 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092 «О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере» органы Федерального казначейства (в том числе, его территориальные органы) по результатам проведенных проверок вправе выдавать представления, содержащие обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.
В силу п. 2 статьи 270.2 БК РФ представление - это документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.
Таким образом, выносимое органами государственного (муниципального) финансового контроля представление содержит властные предписания, обладает признаками ненормативного правового акта, поскольку характеризуется принудительным воздействием на проверяемое лицо, обязывает его к действенным и ощутимым мерам, направленным на восстановление правопорядка в бюджетной сфере, и может являться предметом оспаривания в арбитражном суде.
В соответствии с частью 1 статьи 130 БК РФ правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе в форме субсидий, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Пунктом 3 статьи 132 БК РФ предусмотрено, что цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 328 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (далее - Программа), составной частью которой является подпрограмма 1 «Автомобильная промышленность» (далее - Подпрограмма).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2014 N 1027 утверждены Правила предоставления субсидий на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, которые устанавливают порядок и условия предоставления и распределения субсидий на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, в рамках подпрограммы "Автомобильная промышленность" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" (п.1 Правил).
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что субсидии предоставляются на софинансирование затрат субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по закупке газомоторной техники в соответствии с пунктом 1 настоящих Правил и при наличии в консолидированном бюджете субъекта Российской Федерации (в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования) на соответствующий финансовый год бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств по осуществлению закупок и (или) по предоставлению субсидий на осуществление закупок газомоторной техники в целях обновления парка автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства региона, муниципальным образованиям, расположенным на территории указанных субъектов Российской Федерации, и (или) организациям, осуществляющим деятельность на территории указанных субъектов Российской Федерации, при выполнении следующих условий:
а) в качестве топлива на газомоторной технике применяется компримированный природный газ (метан);
б) газомоторная техника произведена на территории государств - участников Единого экономического пространства не ранее 2014 года;
в) все закупаемые автобусы категории М3 длиной свыше 12 метров оборудованы средствами для перевозки лиц с ограниченными возможностями.
В соответствии с Распределением субсидий, предоставляемых в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на закупку автобусов и техники для ЖКХ, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 17.07.2015 № 1393-р, субсидия, выделяемая бюджету Пермского края определена в размере 23 528 673,60 руб.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2014 N 1027, Постановлением Правительства Пермского края от 06.10.2015 № 947-п между Министерством промышленности и торговли РФ и Правительством Пермского края заключено Соглашение о предоставлении субсидии в 2015 г. на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, в рамках подпрограммы «Автомобильная промышленность» государственной программы РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» от 11.08.2015 № 15412.1615173.20.04 (далее – Соглашение от 11.08.2015).
Министерством промышленности и торговли РФ из федерального бюджета бюджету Пермского края предоставлена субсидия на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, в сумме 23 528 673,60 руб.
В соответствии со статьей 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления субсидий на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, в рамках подпрограммы «Автомобильная промышленность» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2014 № 1027, и в целях реализации подпрограммы «Развитие рынка газомоторного топлива в Пермском крае» государственной программы Пермского края «Развитие транспортной системы», утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1323-п, Правительством Пермского края принято Постановление от 06.10.2015 № 947-п «О порядке предоставления бюджетам муниципальных районов (городских округов) Пермского края в 2015 – 2016 годах субсидий за счет средств федерального бюджета на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований, работающих на газомоторном топливе».
Порядок устанавливает цели, условия и механизм предоставления бюджетам муниципальных районов (городских округов) Пермского края (далее - муниципальные образования) в 2015-2016 году субсидий за счет средств федерального бюджета на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований, работающих на газомоторном топливе (далее соответственно - субсидии, газомоторная техника), критерии отбора муниципальных образований для предоставления субсидии (п. 1.1. порядка).
Согласно п. 1.2. Порядка субсидии носят целевой характер и могут быть использованы только в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований по закупке газомоторной техники и (или) по предоставлению субсидий на финансовое обеспечение закупки газомоторной техники организациям, осуществляющим деятельность на территории муниципального образования.
Из материалов дела следует, что Департамент дорог и транспорта администрации г. Перми, действующий от имени администрации города Перми, заключил договоры от 30.11.2015 № СЭД-12-01-21-ДПтф-93, СЭД-12-01-21-ДПтф-94, СЭД-12-01-21-ДПтф-95 с ИП ФИО4, ИП ФИО3, ООО «Дизель» о предоставлении субсидии на возмещение части затрат хозяйствующим субъектам, осуществляющим пассажирские перевозки по маршрутам регулярных перевозок города Перми, на приобретение газомоторной техники.
15.12.2015 Министерством транспорта Пермского края и муниципальным образованием город Пермь заключено соглашение № 1 о предоставлении бюджету муниципального района (городского округа) Пермского края в 2015 субсидий за счет средств федерального бюджета на закупку автобусов и техники для ЖКХ муниципальных образований, работающих на газомоторном топливе, объем субсидии установлен в приложении № 1 к указанному соглашению и составляет 23 528 673,60 руб.
Как установлено ранее, в ходе внеплановой камеральной проверки Министерства УФК по Пермскому краю выявлено бюджетное нарушение на сумму 23 528 673,60 руб., выразившееся в нарушении условия предоставления субсидии бюджету субъекта Российской федерации, указанное в п. 1 Представления, а именно: Министерством транспорта Пермского края Департаменту дорог и транспорта администрации г. Перми предоставлена субсидия за счет средств федерального бюджета для возмещения расходов на закупку газомоторной техники индивидуальным предпринимателям и организации без подтверждения факта принятия газомоторной техники в государственную (муниципальную) собственность, что является нарушением условия предоставления субсидии субъекта Российской Федерации.
Суд первой инстанции, исходя из содержания нормативных актов Российской Федерации и субъекта Российской Федерации и с учетом целей софинансирования пришел к выводу о том, что у получателей субсидии отсутствует обязанность передавать приобретенную газомоторную технику в государственную (муниципальную) собственность, и соответственно, не усмотрев нарушений бюджетного законодательства, признал Представление от 09.08.2017 № 67-10/11 недействительным.
Суд апелляционной инстанции находит указанный вывод суда первой инстанции верным.
При этом суд отмечает, что фактически между сторонами возник спор по толкованию п. 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2014 № 1027.
Суд апелляционной инстанции, учитывая то, что положения ст. 132 БК РФ (пункты 1 и 3), и положения Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2014 № 1027, не конкретизируют порядок расходования полученных в качестве субсидии денежных средств, исходя из гарантий судебной защиты, предусмотренной статьей 46 Конституции РФ, находит возможным применить к рассматриваемой ситуации положения части 6 статьи 13 АПК РФ, согласно которым в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).
Как указано ранее, Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 328 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», составной частью которой является подпрограмма 1 «Автомобильная промышленность».
Стратегической целью Программы является создание в Российской Федерации конкурентоспособной, устойчивой, структурно сбалансированной промышленности (в структуре отраслей, относящихся к предмету Программы), способной к эффективному саморазвитию на основе интеграции в мировую технологическую среду, разработки и применения передовых промышленных технологий, нацеленной на формирование и освоение новых рынков инновационной продукции, эффективно решающей задачи обеспечения экономического развития и повышения обороноспособности страны.
Успешное выполнение задач Программы необходимо для достижения долгосрочных целей устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации. Это позволит придать дополнительный импульс модернизации и диверсификации российской экономики, снизит ее зависимость от внешней конъюнктуры в первую очередь от цен на углеводородное сырье.
Целями Подпрограммы является развитие конкурентоспособной промышленности в условиях стабилизации рынка и формирование внутренних источников инновационного развития, к задачам отнесено формирование нормативной базы для стимулирования локализации высокотехнологичных производств автомобильной техники и автокомпонентов, развитие национальной базы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, реализация важнейших инновационных и инвестиционных проектов в отрасли, стимулирование спроса на автотранспортные средства.
Таким образом, исходя из целей и задач указанной Программы и Подпрограммы (указанных в Паспортах Программы и Подпрограммы) целью софинансирования является, в том числе повышение спроса инноваций в виде перевода автомобильной техники на газомоторную технику, повышение спроса на товар российских производителей.
При этом задач по приобретению транспортных средств в собственность субъекта РФ либо муниципального образования Программа не содержит.
Как следует из п.4.2.1 Соглашения о предоставлении субсидии в 2015 г. от 11.08.2015 № 15412.1615173.20.04, заключенного между Министерством промышленности и торговли РФ и Правительством Пермского края, показателями результативности предоставления субсидии является фактическое количество газомоторной техники, приобретенное в рамках мероприятий по обновлению подвижного состава.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает обоснованными и правомерными выводы арбитражного суда первой инстанции о том, что из анализа норм права с учетом цели и задач федеральной программы в совокупности не следует обязанность получателей субсидии передавать приобретенную газомоторную технику в государственную (муниципальную) собственность.
Кроме того, суд апелляционной инстанции полагает необходимым указать на следующее.
Как указано выше, из буквального толкования ст. 132 БК РФ следует, что субсидиями являются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления, в том числе порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, устанавливает Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131).
Федеральный законодатель в названном Законе к вопросам местного значения городского поселения и городского округа в сфере транспортных услуг относит создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организацию транспортного обслуживания населения в границах поселения и в границах городского округа соответственно (пункт 7 части 1 статьи 14 и пункт 7 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ).
Согласно абзацу 20 статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации под расходным обязательством понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Пунктом 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.10.2014 № 1027, в том числе, предусмотрено предоставление субсидии при наличии в бюджете муниципального образования бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств по предоставлению субсидий на осуществление закупок газомоторной техники в целях обновления парка автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства региона, организациям, осуществляющим деятельность на территории указанных субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Приложением № 11 к решению Пермской городской Думы от 16.12.2014 № 270 «О бюджете города Перми на 2015 и на плановый период 2016 и 2017 годов» (в редакции от 28.04.2015) предусмотрены расходы по реализации муниципальной программы «Организация дорожного движения и развитие городского пассажирского транспорта общего пользования в городе Перми» (подпрограмма «Развитие городского пассажирского транспорта общего пользования в городе Перми»), в виде субсидий юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, в том числе за счет местного и федерального бюджетов (л.д. 60-65 т.2).
Постановлением Администрации г. Перми от 27.11.2015 N 997 утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение части затрат хозяйствующим субъектам, осуществляющим пассажирские перевозки по маршрутам регулярных перевозок города Перми, на приобретение газомоторной техники, действующий до 25.08.2017.
Согласно условиям договоров о предоставлении субсидий на возмещение части затрат хозяйствующим субъектам, осуществляющим пассажирские перевозки по маршрутам регулярных перевозок города Перми, по приобретению газомоторной техники от 30.11.2015, заключенных с ИП ФИО4, ИП ФИО3, ООО «Дизель», Департамент дорог и транспорта города Перми обязан осуществить перечисление субсидии получателю в сроки, установленные вышеуказанным порядком.
Пунктом 3.4. данного порядка предусмотрено, что субсидии перечисляются организатором пассажирских перевозок (Департаментом дорог и транспорта города Перми) на расчетные счета перевозчиков, указанные в договоре на предоставление субсидии, в 2 этапа: в части субсидии, предоставляемой за счет средств бюджета города Перми, - в течение 3 рабочих дней с даты заключения договора на предоставление субсидии; в части субсидии, предоставляемой за счет средств федерального бюджета, - в течение 5 рабочих дней с даты открытия соответствующих лимитов бюджетных обязательств организатору пассажирских перевозок.
Порядком предоставления бюджетам муниципальных районов (городских округов) Пермского края в 2015 – 2016 годах субсидий за счет средств федерального бюджета на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований, работающих на газомоторном топливе», утвержденным, как указано выше, постановлением Правительства Пермского края от 06.10.2015 № 947-п, установлено, что в случае предоставления муниципальным образованием субсидии организациям на финансовое обеспечение мероприятий по закупке газомоторной техники получатели субсидии до 1 декабря 2015 года представляют в Министерство надлежащим образом заверенные копии договоров с организациями о предоставлении субсидии на приобретение газомоторной техники; платежных документов о перечислении денежных средств из бюджета муниципального образования организациям, осуществляющим закупку газомоторной техники; контрактов организаций с поставщиками газомоторной техники, заключенных в срок не ранее 21 августа 2015 года; платежных поручений о перечислении средств организациями, осуществляющими закупку газомоторной техники, поставщикам газомоторной техники.
Министерство в течение 5 рабочих дней со дня получения копий документов, осуществляет их проверку на предмет полноты представленных документов и соответствия размера софинансирования, и перечисление субсидии в установленном порядке (п.4.8 и 4.9).
Таким образом, в силу приведенных норм права у субъекта РФ в лице Министерства транспорта Пермского края, равно как и у муниципального образования в лице Департамента дорог и транспорта возникли расходные обязательства, которые исполнены, в том числе посредством софинансирования в порядке ст.ст. 132, 139 БК РФ.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не усматривает в данном случае наличия нарушений требований ст.ст. 130, 132 БК РФ, поименованных в оспариваемом представлении.
Также Управлением не учтено то обстоятельство, что согласно Приложению № 11 к решению Пермской городской Думы от 16.12.2014 № 270, указанном выше, расходы бюджета на 2015 год по наименованию «субсидия на закупку автобусов на газомоторном топливе» были предусмотрены только в виде субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам).
При этом, в соответствии с требованиями п.4 Правил в целях получения субсидии высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации представляет выписку из бюджета муниципального образования на текущий финансовый год, подтверждающую объем финансового обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации на цели, указанные в пункте 2 настоящих Правил.
Во исполнение указанных положений закона соответствующие документы, в том числе вышеприведенное приложение № 11, были представлены в Министерство промышленности и торговли РФ 15.05.2015, то есть до принятия решения о распределении Пермскому краю субсидии в соответствующем объеме.
В силу п.9 Правил Министерство промышленности и торговли РФ проверяет полноту и достоверность сведений, содержащихся в представленных в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил документах, а также соответствие этих сведений условиям, установленным пунктом 2 настоящих Правил.
В рассматриваемом случае Министерство промышленности и торговли РФ не усмотрело несоответствие представленных сведений (в том числе использование субсидии, полученной в порядке софинансирования, на выдачу субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам), условиям предоставления субсидии, приведенным в п.2 Правил, что подтверждается изданием распоряжения Правительства РФ от 17.07.2015 № 1393-р, а также заключением соглашения от 11.08.2015.
Изложенное свидетельствует о соблюдении Министерством транспорта Пермского края положений Постановления Правительства от 08.10.2014 № 1027, и неправомерности вынесения оспариваемого представления.
Ссылки заявителя жалобы на письмо Минфина РФ от 05.06.2017 № 19-08-06/34726 судом апелляционной инстанции не принимаются.
Из текста указанного письма (л.д. 111-113, т.1) усматривается, что оно является ответом на запрос Федерального казначейства от 03.03.2017 № 18-03-01/1.
Между тем, сам запрос в материалы дела не представлен, что лишает суд возможности оценить представленный ответ на предмет соотносимости с рассматриваемым делом.
Более того данное письмо носит информационно-разъяснительный характер, не прошло регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации и не опубликовано, оно не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным или ненормативным правовым актом, следовательно, не носит обязательного характера.
Кроме того суд апелляционной инстанции не принимает во внимание доводы жалобы о том, что возможность предоставления Правилами № 1027, порядком № 947-п, Соглашением № 15412.1615173.20.40 субсидий предпринимателям, а также субсидирование лизинговых платежей не предусмотрена, поскольку в настоящем деле заявлено требование о признании недействительным Представления от 09.08.2017 № 67-10/11, в котором сформулировано нарушение бюджетного законодательства в виде предоставления субсидии без подтверждения факта принятия газомоторной техники в государственную (муниципальную) собственность. При этом иных нарушений Представление не содержит.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является основанием для отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, арбитражный суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 23 января 2018 года по делу № А50-39801/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий Судьи | Г.Н.Гулякова Е.В.Васильева Н.М.Савельева |