ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-288/2024-АК от 07.02.2024 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-288/2024-АК

г. Пермь

19 февраля 2024 года Дело № А60-56222/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2024 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 19 февраля 2024 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,

судейМуравьевой Е.Ю., Шаламовой Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Тауафетдиновой О.Р.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области,

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 13 декабря 2023 года

по делу № А60-56222/2023

по заявлению акционерного общества «ГАЗЭКС» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

третье лицо, общество с ограниченной ответственностью «Авангард»

о признании незаконным постановления от 05.10.2023 о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу № 066/04/9.21- 3132/2023 об административном правонарушении (ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ)

установил:

акционерное общество «ГАЗЭКС» (далее – заявитель, общество, АО «ГАЗЭКС») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее – заинтересованное лицо, административный орган, Свердловское УФАС России, Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 05.10.2023 о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу № 066/04/9.21-3132/2023 об административном правонарушении (часть 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, далее - КоАП РФ).

В порядке части 1 статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «Авангард».

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 13.12.2023 заявленные требования удовлетворены, признано незаконным и отменено постановление Свердловского УФАС России от 05.10.2023 о назначении административного наказания по делу №066/04/9.21-3132/2023 о привлечении АО «ГАЗЭКС» к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 800 000 руб.

Не согласившись с судебным актом, Свердловское УФАС России обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование апелляционной жалобы приведены доводы о том, что договор был заключен в период действия Правил №1314, принятие новых Правил подключения не освобождает заявителя от обязанности по подключению объекта и исполнению обязательств в рамках договора от 12.03.2021; судом не учтено обстоятельство, что АО «ГАЗЭКС» так и не исполнено обязательство по подключению объекта ООО «Авангард» в течение более чем 2-х лет. Более того, решение суда не содержит ссылки на норму, которую нарушило Свердловское УФАС России.

Общество в представленном в суд апелляционной инстанции отзыве на апелляционную жалобу выразило несогласие с доводами заинтересованного лица, приведенными в жалобе, указало на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просило оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.

Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что согласно части 3 статьи 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Как следует из материалов дела, поводом к возбуждению в отношении АО «ГАЗЭКС» дела об административном правонарушении согласно п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ послужило заявление АО «ФиераТрейдинг» указывающее на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

Дело возбуждено 18.09.2023 путем составления на основании ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ протокола об административном правонарушении по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ в отсутствие представителя общества (его защитника), извещенного надлежащим образом.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении Управлением вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу № 066/04/9.21-3132/2023 об административном правонарушении от 05.10.2023, которым АО «ГАЗЭКС» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 800 000 руб.

Полагая, что постановление о привлечении к административной ответственности является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Заявленные требования признаны судом обоснованными и удовлетворены, оспоренное постановление Свердловского УФАС России признано незаконным. При этом суд исходил из недоказанности административным органом наличия в действиях заявителя состава административного правонарушения.

Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приняв во внимание возражения, приведенные в отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующее.

Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, являются общественные отношения в области подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям.

Субъектами ответственности по данной статье являются субъекты естественной монополии, собственники или иные законные владельцы объектов газораспределительных сетей, обязанные соблюдать правила недискриминационного доступа к сетям и установленный порядок подключения (присоединения).

Событие предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ административного правонарушения проявляется в повторном совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи, событие которого проявляется в нарушении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утв. постановлением Правительства РФ от 13.09.2021 № 1547 (далее - Правила № 1547).

Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события и состава административного правонарушения являются обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 26.1. КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 26.2. КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Таким образом, исследование вопроса о наличии события и состава административного правонарушения, привлекаемого к административной ответственности, входит в предмет доказывания по делу об административном правонарушении.

Как следует из материалов дела и установлено судом, между ООО «Авангард» и АО «ГАЗЭКС» заключен договор от 12.03.2021 № 310-З-321/2021 о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения, а именно здание коммерческого делового управления с торговлей, расположенного по адресу: <...> в 60 метрах на север от дома 76, кадастровый номер: 66:58:0106001:6867.

Правоотношения по подключению объектов капитального строительства к сетям газораспределения на момент заключения договора регулировались Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 г. N 1314 (далее - Правила N 1314).

В соответствии с п.п. 3 п. 1 договора от 12.03.2021 № 310-З-321/2021 срок выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства и пуску газа составляет 2 (два) года со дня заключения договора, то есть с 12.03.2021 по 12.03.2023.

Согласно п.п. «д» п. 98 Правил № 1314 исполнитель обязан не позднее 20 рабочих дней до даты подключения (технологического присоединения), определенной в договоре о подключении, уведомить заявителя об окончании срока действия договора о подключении.

Согласно п.п. «а» п. 98 Правил № 1314 исполнитель обязан осуществить действия по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точек подключения, предусмотренные договором о подключении, а также по подготовке сети газораспределения к подключению объектов капитального строительства заявителя и пуску газа не позднее установленного договором о подключении дня подключения.

События административных правонарушений, вменяемых обществу оспариваемым постановлением, заключаются в следующем:

- 13.02.2023 по местонахождению АО «ГАЗЭКС» совершение нарушения, выразившегося в не уведомлении ООО «Авангард» об окончании срока действия договора о подключении № 310-З-321/2021 от 12.03.2021 не позднее 20 рабочих дней до даты подключения (технологического присоединения), определенной в Договоре, в нарушение пп. «д» п. 98 Правил № 1314, лицом, считающимся с 05.10.2022 по 06.10.2023 подвергнутым административному наказанию;

- 13.03.2023 по месту осуществления деятельности по технологическому присоединения к эксплуатируемым АО «ГАЗЭКС» газораспределительным сетям совершение нарушения, выразившегося в неосуществлении АО «ГАЗЭКС» действий по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точек подключения, предусмотренных Договором, а также по подготовке сети газораспределения к подключению объектов капитального строительства заявителя и пуску газа не позднее дня подключения, установленного договором № 310-З-321/2021 от 12.03.2021 в нарушение пп. «а» п. 98 Правил № 1314, лицом, считающимся с 05.10.2022 по 06.10.2023 подвергнутым административному наказанию.

Следовательно, обществу вменяется нарушение Правил № 1314, которые были им допущенные 13.02.2023 и 13.03.2023.

Между тем, судом первой инстанцииустановлено, что Постановлением Правительства РФ от 13.09.2021 № 1547 «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Правила № 1547), признан утратившим силу абзац второй пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 1314 "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения.

Таким образом, обществу вменяется нарушение положений Правил № 1314, которые действовали в момент заключения договора, но уже не действовали в период его исполнения в указанные даты событий, следовательно, не могли быть нарушены обществом.

Принимая во внимание, что событие административного правонарушения – это состоявшийся факт нарушения каких-либо норм законодательства, за которое предусмотрена административная ответственность, соответственно, отсутствие факта нарушения норм законодательства, за которое предусмотрена административная ответственность – это отсутствие события административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии факта совершения обществом вменяемого ему правонарушения.

В связи с чем, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции, что административным органом не доказано в действиях общества события вменяемого административного правонарушения, и, как следствие, состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, что которые в силу п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ являются обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении.

Доводы антимонопольного органа о том, что заявитель не освобождается от исполнения предусмотренных договором обязанностей по уведомлению заявителя об окончании срока действия договора о подключении за 20 дней и по подключению объекта и пуску газа не позднее установленного договором о подключении дня подключения в связи с принятием новых Правил № 1547, подлежат отклонению, поскольку нарушение Правил № 1547 административным органом не вменяется, а суд не вправе самостоятельно изменять постановление административного органа в части установленного им события правонарушения.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования и признал оспариваемое постановление Свердловское УФАС России незаконным и отменил.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 декабря 2023 года по делу № А60-56222/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

Судьи

Е.М. Трефилова

Е.Ю. Муравьева

Ю.В. Шаламова