ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП- 8 /2022-ГК
г. Пермь
24 мая 2022 года Дело № А50-24214/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 мая 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Назаровой В.Ю.
судей Гребенкиной Н.А., Яринского С.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Можеговой Е.Х.
при участии: от истца - Коваленко А.Н. (паспорт, доверенность от 07.04.2021, диплом); от ответчика - Дядюшева М.Г. (паспорт, доверенность от 01.03.2022, диплом); Морщинин П.А. (паспорт, доверенность от 01.03.2022, диплом), лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, общества с ограниченной ответственностью «Заречная управляющая компания», на решение Арбитражного суда Пермского края от 24 января 2022 года
по делу № А50-24214/2021
по иску общества с ограниченной ответственностью «Заречная управляющая компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Новое Прикамское домоуправление» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
об обязании передать техническую документацию,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Заречная управляющая компания» (истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Новое Пермское домоуправление» (ответчик) об обязании в пятидневный срок с момента вступления в законную силу решения суда представить документы за период управления МКД по ул. Закамская, 19 г. Перми, с 01.12.2020 по 01.03.2021, а именно: документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества; документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в МКД индивидуальными, общими 2 (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний; документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в МКД; акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, в том числе оборудования для инвалидов и иных маломобильных групп населения, обслуживающего более одного помещения в МКД, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций МКД, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям, журнал осмотра; инструкцию по эксплуатации МКД; выписку из Реестра, содержащую сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом; документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременении, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременении, относящегося к части земельного участка; реестр собственников помещений в МКД, список лиц, использующих общее имущество на основании договоров; договоры об использовании общего имущества собственников помещений в МКД; оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в МКД; иные связанные с управлением МКД документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений; сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт; акты технических осмотров; журналы заявок жителей; протоколы измерения сопротивления электросетей; протоколы измерения вентиляции. Истец также просит в случае неисполнения судебного акта, по истечении 5 (пяти) рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу, взыскивать с ответчика в пользу истца 5 000 руб. за каждый день неисполнения судебного акта до даты его фактического исполнения (с учетом принятого уточнения в судебном заседании 06.12.2021).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 24.01.2022 отказано в удовлетворении исковых требований.
Истец с принятым по делу решением не согласился, обратился с апелляционной жалобой, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Доводы апелляционной жалобы сводятся к обязанности ответчика представить испрашиваемые истцом документы в отношении спорного МКД, ссылаясь на то, что законодательно установлена презумпция наличия у управляющей организации документов, указанных в пунктах 24, 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), пунктах 1.5.1-1.5.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 (далее – Правила № 170). Отказывая в удовлетворении иска, суд, по мнению истца, не учитывал, что истец истребовал только ту документацию, которая должна была появиться у ответчика в период управления МКД.
В дополнении к апелляционной жалобе истец привел доводы о неверном распределении судом судебных издержек, ссылаясь на частичное удовлетворение ответчиком исковых требований в процессе рассмотрения дела в части передачи технической документации, полагает, что расходы истца по уплате государственной пошлины должны быть отнесены на ответчика.
В судебном заседании представитель истца с решением суда первой инстанции не согласился, изложенные в апелляционной жалобе и дополнении доводы поддержал, просил решение отменить.
Возражая на доводы апелляционной жалобы истца, ответчик в отзыве сообщил, что управлял МКД в период с 01.12.2020 по 01.03.2021, то есть 3 месяца. 07.12.2020 ответчик направил в адрес истца требование о предоставлении технической документации. Истец данное требование не исполнил. В момент смены управляющей компании истец осмотр общедомового имущества МКД на предмет установления произведенных ответчиком работ в период управления по текущему ремонту не проводил; доказательства наличия у ответчика документов суду не представил.
Представители ответчика указали на законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции, возражали против удовлетворения апелляционной жалобы истца по изложенным в отзыве основаниям, просили оставить решение суда без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в качестве правового обоснования иска истец указал статью 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), пункты 18 - 22 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 (далее – Правила № 416), пункты 24, 26 Правила № 491, Правила № 170.
В качестве фактических обстоятельств истец сообщил, что осуществляет деятельность по управлению МКД по адресу <...>, что подтверждается протоколом № 1 общего собрания собственников помещений в МКД от 07.12.2020 и заключенным договором управления МКД от 07.12.2020.
Согласно указанному протоколу собственники МКД, в том числе, приняли решение отказаться от исполнения договора управления МКД, действующего на момент общего собрания и выбрали в качестве управляющей организации МКД истца. Истец направил в адрес ответчика уведомление, сообщив, что в качестве управляющей организации по управлению многоквартирными домами выбран истец и предложил ответчику передать имеющуюся техническую документацию. До настоящего момента ответа от ответчика не поступило, документация не передана.
Истец представил распечатку Раздела реестра лицензий Пермского края, согласно которой истец управлял МКД в период с 01.07.2018 по 01.12.2020, а также управляет в период с 01.03.2021 по настоящее время. Ответчик управлял МКД в период с 01.12.2020 по 01.03.2021.
Истец также сообщил, что ответчик не является стороной договора управления МКД, заключенного между истцом и собственниками, однако своими действиями препятствует истцу в надлежащем выполнении им своих обязательств по договору управления перед собственниками, влияет на право истца осуществлять функции по надлежащему управлению многоквартирными домами. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с исковым заявлением об обязании ответчика передать техническую и иную документацию, связанную с управлением многоквартирным домом.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав в судебном заседании пояснения представителей сторон, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АКП РФ, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены либо изменения судебного акта не имеется, руководствуясь при этом следующим.
В силу статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления МКД. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в частности, выбор способа управления многоквартирным домом.
Статья 161 ЖК РФ предоставляет собственникам помещений в многоквартирном доме право выбрать один из трех названных в ней способов управления жилым домом: непосредственное управление, управление товариществом собственников жилья или специализированным потребительским кооперативом, управление управляющей организацией, и не ограничивает в возможности сменить ранее избранный способ управления домом на иной из допустимых по закону. МКД может управляться только одной управляющей организацией (часть 9 статьи 161 ЖК РФ).
Пункт 8 статьи 162 ЖК РФ указывает на возможность изменения или расторжения договора управления многоквартирным домом в порядке, установленном гражданским законодательством.
В соответствии с частью 10 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления МКД обязана передать техническую документацию на МКД и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в МКД, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации МКД и управления им, вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному или жилищно-строительному кооперативу либо иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если данный собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Согласно письму Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.12.2006 № 14313-РМ/07 техническая документация принадлежит собственникам помещений в МКД.
Порядок передачи технической документации на МКД и иных документов, связанных с управлением этим домом, установлен пунктами 18 - 23 Правилам № 416.
Согласно пункту 19 Правил № 416 организация, ранее управлявшая МКД и получившая предусмотренное пунктом 18 настоящих Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, техническую документацию на МКД и иные связанные с управлением таким МКД документы, технические средства и оборудование, а также сведения, указанные в подпункте «б» пункта 4 настоящих Правил, организации, выбранной собственниками помещений в МКД для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления МКД собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления МКД, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 21 Правил № 416 в случае отсутствия у ранее управлявшей МКД организации одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации на МКД, и иных связанных с управлением таким МКД документов, технических средств и оборудования такая организация обязана в течение 3 месяцев со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 18 настоящих Правил, принять меры к их восстановлению и в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, передать их по отдельному акту приема-передачи организации, выбранной собственниками помещений в МКД для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления этим домом.
В силу пункта 22 Правил № 416 организация, ранее управлявшая МКД, любым способом, позволяющим достоверно установить, что сообщение исходит от указанной организации, а также подтвердить его получение, уведомляет о дате (не ранее чем через 7 дней со дня направления сообщения), времени и месте передачи технической документации на МКД и иных связанных с управлением этим домом документов, технических средств и оборудования организацию, выбранную собственниками помещений в МКД для управления этим домом, орган управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одного из собственников, указанного в решении собрания о выборе способа управления этим домом. Передача технической документации на МКД и иных связанных с управлением этим домом документов, технических средств и оборудования осуществляется по акту приема-передачи, который должен содержать сведения о дате и месте его составления и перечень передаваемых документов.
Согласно пункту 24 Правил № 491 сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на МКД. Техническая документация на МКД включает в себя: а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества; а(1)) документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в МКД индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний; б) документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в МКД; в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, в том числе оборудования для инвалидов и иных маломобильных групп населения, обслуживающего более одного помещения в МКД, конструктивных частей МКД (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций МКД, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям, журнал осмотра; в(1)) акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности МКД к отопительному периоду; г) инструкцию по эксплуатации МКД по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.
В силу пункта 26 Правил № 491 в состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются: а) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра; б) выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом; в) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для МКД, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка); г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута); д) проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) МКД (при наличии); д(1)) реестр собственников помещений в МКД, ведение которого предусмотрено частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ, а также составленный с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных список лиц, использующих общее имущество на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в МКД); д(2)) договоры об использовании общего имущества собственников помещений в МКД; д(3)) оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в МКД; е) иные связанные с управлением МКД документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
В соответствии с пунктами 1.5.1, 1.5.2, 1.5.3 Правил № 170, в состав технической документации длительного хранения входит: план участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем; проектно-сметная документация и исполнительные чертежи на каждый дом; акты приемки жилых домов от строительных организаций; акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику; схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др. (схема внутридомовых сетей прилагается для сведения); паспорта котельного хозяйства, котловые книги; паспорта лифтового хозяйства; паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок; исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление).
Техническая документация длительного хранения должна корректироваться по мере изменения технического состояния, переоценки основных фондов, проведения капитального ремонта или реконструкции и т.п.
В состав документации, заменяемой в связи с истечением срока ее действия, входят: сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт; акты технических осмотров; журналы заявок жителей; протоколы измерения сопротивления электросетей; протоколы измерения вентиляции.
Как установлено судом первой инстанции, в отношении многоквартирного дома № 19 по ул. Закамская в городе Перми истец являлся управляющей организацией (протокол № 1 от 07.12.2020 внеочередного общего собрания собственников помещений в МКД, распечатка Раздела реестра лицензий Пермского края).
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом на основании следующего.
Презумпция наличия у ответчика, исполнявшего до истца функции управляющей компании в отношении спорного МКД, истребуемых документов установлена законодательно с учетом приведенных ранее норм права. Бремя доказывания того обстоятельства, что соответствующая документация изначально не передавалась от организации, осуществлявшей управление названным домом до ответчика, возлагается на него (статьи 9, 65 АПК РФ).
В пункте 22 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» предусмотрено, что согласно пункту 1 статьи 308.3, статье 396 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено ГК РФ, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства.
При этом следует учитывать, что в соответствии со статьями 309 и 310 ГК РФ должник не вправе произвольно отказаться от надлежащего исполнения обязательства. При предъявлении кредитором иска об исполнении должником обязательства в натуре суд, исходя из конкретных обстоятельств дела, определяет, является ли такое исполнение объективно возможным.
По смыслу пункта 1 статьи 308.3 ГК РФ кредитор не вправе требовать по суду от должника исполнения обязательства в натуре, если осуществление такого исполнения объективно невозможно, в частности, в случае гибели индивидуально-определенной вещи, которую должник был обязан передать кредитору, либо правомерного принятия органом государственной власти или органом местного самоуправления акта, которому будет противоречить такое исполнение обязательства (пункт 23 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 № 7).
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 30.03.2010 № 17074/09, отсутствие или утрата технической документации не может основанием для прекращения обязанности, предусмотренной в части 10 статьи 162 ЖК РФ.
При этом суд первой инстанции верно признал заслуживающим внимания довод ответчика о том, что управление МКД осуществлялось ответчиком непродолжительный период (три месяца) и истец, являясь предыдущей управляющей организацией, не передавал ответчику техническую и иную документацию, связанную с управлением МКД.
Соответственно, истец, после того как утратил статус управляющей организации в отношении МКД 01.12.2020, сам не исполнил свою обязанность по передаче ответчику запрашиваемой технической документации.
Судом первой инстанции также обоснованно приняты во внимание пояснения ответчика о том, что в период с 01.12.2020 по 01.03.2020 документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в МКД у ответчика отсутствуют, поскольку работы по текущему ремонту, требующему документального оформления, не проводились; договоры об использовании общего имущества собственников помещений в МКД в период управления ответчиком не заключались; сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт, акты технических осмотров; журналы заявок жителей; протоколы измерения сопротивления электросетей; протоколы измерения вентиляции у ответчика отсутствуют, в связи с коротким сроком управления МКД.
Доказательства, опровергающие указанные обстоятельства, истцом не представлены.
30.11.2021 ответчик направил в адрес истца реестр собственников помещений и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № 1/2020/20.
При этом суд первой инстанции верно обратил внимание на то, что истец выбран в качестве управляющей организации после ответчика, соответственно, у него должен быть актуальный реестр собственников помещений, которые приняли решение о смене управляющей организации.
Перечень иных документов, связанных с управлением МКД, в протоколе № 1 от 30.11.2020 внеочередного общего собрания собственников помещений в МКД отсутствует.
На основании изложенного, исковые требования истца удовлетворению не подлежат.
Оснований для переоценки установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы, изложенные в дополнении к апелляционной жалобе, отклоняются апелляционным судом, как основанные на неверном толковании норм процессуального права (статья 110 АПК РФ). Применительно к обстоятельствам настоящего дела передачу ответчиком части технической документации истцу (протокол, реестр собственников) нельзя расценивать как добровольное удовлетворение требований последнего после обращения с настоящим иском в арбитражный суд, поскольку в данной части ответчик передал документацию, уже имеющуюся у истца и изначально предоставленную самим истцом. В связи с чем, поскольку с учетом обстоятельств настоящего дела суд признал требования истца заявленными необоснованно, в рассматриваемом случае понесенные истцом при подаче иска расходы по уплате государственной пошлины не могут быть отнесены на ответчика по смыслу статьи 110 АПК РФ.
Выводы суда первой инстанции о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют. Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 24 января 2022 года по делу № А50-24214/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий | В.Ю. Назарова | |
Судьи | Н.А. Гребенкина | |
С.А. Яринский |