П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№17АП- 7 /2015-ГК
г. Пермь
22 апреля 2015 года Дело №А50-23747/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 апреля 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Макарова Т. В.,
судей Виноградовой Л.Ф., Голубцовой Ю.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Галкиной У.Ю.,
при участии:
от заинтересованного лица, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю: ФИО1, доверенность от 29.12.2014, паспорт;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя, ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КОМБИНАТ «АЛЫЙ СТЯГ» УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ РЕЗЕРВАМ ПО ПРИВОЛЖСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
на решение Арбитражного суда Пермского края от 26 января 2015 года
по делу №А50-23747/2014,
принятое судьей Аликиной Е.Н.,
по заявлению федерального государственного казенного учреждения комбинат «Алый стяг» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому Федеральному округу (ФГКУ Комбинат «Алый стяг» Росрезерва)(ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю,
об оспаривании отказа в государственной регистрации права оперативного управления,
третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора: Территориальное управление Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Пермском крае,
установил:
ФГКУ Комбинат «Алый стяг» Росрезерва обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать незаконным отказ Управления Росреестра по Пермскому краю в государственной регистрации права оперативного управления на сооружение: кабельную линию 0,4 кВ, протяженностью 640м, с кадастровым номером 59:01:1713326:163, расположенную по адресу: <...>.
Заявитель полагает, что право оперативного управления на имущество возникло у него по основанию, установленному ст.299 ГК РФ. Считает, что разрешение на строительство объекта не требуется в силу п.2 ч.4 ст.20 Закона Пермского края от 14.09.2011 №805-ПК «О градостроительной деятельности в Пермском крае», поскольку смонтированная кабельная линия выполняет вспомогательную функцию.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 26.01.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не соглашаясь с принятым решением, ФГКУ Комбинат «Алый стяг» Росрезерва обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит решение отменить, удовлетворить заявленные требования, указывая, что им были представлены все необходимые для государственной регистрации права документы.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Росреестра по Пермскому краю просит оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, поддерживая выводы суда первой инстанции.
В заседании апелляционного суда представитель Управление Росреестра по Пермскому краю ФИО1 поддержала доводы, изложенные в отзыве, просила апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, что на основании ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела судом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, с учетом доводов сторон, по правилам, предусмотренным ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает, что не имеется оснований для изменения или отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании Государственного контракта заключенного от имени Российской Федерации на монтаж кабельной линии 0,4 кВ и распределительных счетов №34 от 29.09.2011, заключенного между ФГКУ комбинат «Алый стяг» со стороны государственного заказчика и ООО «Пермэнергомонтаж» со стороны подрядчика, последний обязался по заданию заказчика выполнить работы по монтажу кабельной линии 0,4 Кв и распределительных щитов в объеме, установленном в техническом задании (приложение №1 к контракту) согласно локальному сметному расчету (приложение №2 к контракту) по адресу: <...>, а заказчик обязался принять результаты выполненных работ и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Смонтированная кабельная линия протяженностью 640 метров, в том числе воздушная ЛЭП низкого напряжения 125,4 метров и кабельная ЛЭП низкого напряжения 514,6 метров была принята по актам приемки законченного строительством объекта №1 от 10.10.2011 и №2 от 10.10.2011 (л.д.22-27).
Монтаж кабельной линии осуществлялся на земельном участке с кадастровым номером 59:01:0000000:423, с разрешенным использованием: под промтерриторию, автомобильную дорогу и подъездные железнодорожные пути, общей площадью 203060+-103 кв. м по адресу: Пермский край, г.Пермь, Кировский район, юго-восточнее жилого района 4 Октябрьский, принадлежащем заявителю на праве постоянного (бессрочного пользования (свидетельство о государственной регистрации права серии 59- БГ №434029) (л.д.28).
Кабельная линия поставлена на кадастровый учет с присвоением номера 59:01:1713326:163 (л.д.29).
Заявитель обратился в Управление Росреестра по Пермскому краю с заявлением о государственной регистрации права оперативного управления на сооружение, расположенное по адресу: <...> Литера Л1 в упрощенном порядке, приложив в качестве основания декларацию об объекте недвижимости, оформленную в порядке, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 03.11.2009 №447.
Сообщением об отказе в проведении государственной регистрации права оперативного управления от 06.11.2014 №24/233/2014-329 Управление Росреестра известило заявителя о том, что ему отказано в государственной регистрации права оперативного управления на кабельную линию 0,4 Кв (Лит.1) протяженностью 640 метров по адресу: Пермский край, г.Пермь, Кировский район, ул.Пензенская, 75, начало – здание трансформаторной подстанции РУ-0,4 Кв, конец – здания складов №5Б, 5А, 6А, 2Б д. 3 кв. 19 по основанию, предусмотренному абзацем 10 п.1 ст.20 Федерального закона от 21.07.1997 №112-ФЗ «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним».
Регистратором было указано на то, что право оперативного управления на вновь созданный объект не может быть зарегистрировано в упрощенном порядке на основании декларации, так как это противоречит форме указанного документа и требованиям ст.25.3 Закона о регистрации, а правоустанавливающий документ, предусмотренный ст.17 Закона о регистрации, им не представлен. Кроме того, из представленных документов не следует, что заявленный объект является частью инженерной сети, а не самостоятельным линейным объектом, а потому необходимо представить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (л.д.11-12).
Согласно ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частям 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности 6 принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В силу положений указанной выше нормы ГК РФ, пункта 6 совместного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996г. №6/8, статей 199 - 201 АПК РФ основаниями для признания незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц являются несоответствие этих действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этими действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным ненормативного акта требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение 7 подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных названным Кодексом и иными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 16 упомянутого Закона государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного на то им (ими) лицами, и документов, необходимых для ее осуществления (правоустанавливающих документов), которые должны пройти правовую экспертизу (статья 13 Закона) с целью установления отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
При отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав осуществляется внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество, совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона о регистрации документы, представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав; документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права.
Статья 20 Закона №122-ФЗ содержит перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав. Так, в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абзац 10 п.1 ст.20 Закона о регистрации).
В соответствии с ч.1 ст.25.3 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в порядке, установленном Законом о регистрации.
В силу п.5 ч.17 ст.51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Согласно п.2 ч.4 ст.20 Закона Пермского края от 14.09.2011 №805- ПК (ред. от 22.12.2014) «О градостроительной деятельности в Пермском крае» выдача разрешений на строительство не требуется в случаях, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, а также в случае строительства, реконструкции в границах населенного пункта: сетей инженерно-технического обеспечения (тепло-, газо-, электро-, водоснабжения, водоотведения, связи и др.), предназначенных для присоединения объекта (здания, строения, сооружения, реконструируемого объекта, объекта незавершенного строительства), до точки подключения к системам тепло-, газо-, электро-, водоснабжения, водоотведения, связи и др.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве оперативного управления принадлежит трансформаторная подстанция 0,4 Кв, общей площадью 45,2 кв. м (Лит.1Х) с распределительным устройством 6 Кв, общей площадью 23,1 кв. м (лит. Х), назначение нежилое, инвентарный номер 7-30 по адресу: Пермский край, г.Пермь, Кировский район, ул.Пензенская, 75, кадастровый номер: 59:01:1717119:113, а также высоковольтные линии, протяженностью 1,01376 км, инвентарный номер 7- 30 Н, лит. Сэ по адресу: Пермский край, г.Пермь, Кировский район, ул.Пензенская, 75, кадастровый номер 59:01:1713326:196 (свидетельство о государственной регистрации права серии 59-БД №122787, серии 59-БД №122139, выданные Управлением Росреестра по Пермскому краю).
Указанное имущество принадлежит на праве собственности РФ, что подтверждается соответствующими свидетельствами о государственной регистрации права серии 59-БГ №205840, серии 59-БГ №205842.
Как следует из кадастрового паспорта сооружения от 10.12.2012, объектом кадастрового учета с номером 59:01:1713326:163 является сооружение: кабельная линия 0,4 Кв по адресу: Пермский край, г.Пермь, Кировский район, ул.Пензенская, 75, начало – здание трансформаторной подстанции РУ – 0,4 Кв, конец – здания складов №5Б, 5А, 6А, 2Б.
Из пояснения заявителя, данных в судебном заседании, и схемы электроснабжения и кабельных линий, утвержденной ФГКУ, следует, смонтированная кабельная линия 0,4 Кв предназначена для электропитания системы кондиционирования складов и подсоединена к трансформаторной подстанции, являющейся источником питания. Автономного источника питания кабельная линия в системе электроснабжения не имеет.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что разрешение на строительство для сооружения этого объекта не требовалось.
Однако, по смыслу ст.25.3 Закона о регистрации, с заявлением о государственной регистрации объекта вспомогательного использования может обратиться собственник созданного имущества.
Учитывая, что право оперативного управления учреждения является производным от права собственности РФ, в упрощенном порядке на основании декларации может быть зарегистрировано право собственности РФ, а не право оперативного управления учреждения.
Согласно абзацам 1 и 2 пункта 5 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию (пункты 1 и 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации). При наличии зарегистрированного права собственности Российской Федерации, Комбинат «Алый стяг» Росрезерва будет вправе обратиться в регистрирующий орган с заявлением о регистрации права оперативного управления с приложением документов, предусмотренных ст.17 Закона о регистрации.
Таким образом, следует признать, что оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации права оперативного управления являлось законным и обоснованным.
Апелляционный суд считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Нарушений, а также неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 26 января 2015 года по делу №А50-23747/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий | Т.В.Макаров | |
Судьи | Л.Ф.Виноградова | |
Ю.А.Голубцова |