ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-3065/2015 от 09.04.2015 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- 5 /2015-ГК

г. Пермь

15 апреля 2015 года                                                          Дело № А60-35811/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 15 апреля 2015 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В.Г.,

судей                                Васевой Е.Е., Савельевой Н.М.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Савватеевой К.В.,

в отсутствие

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

истца общества с ограниченной ответственностью "Антек"

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 25 января 2015 года

по делу № А60-35811/2014,

принятое судьей Кудиновой Ю.В.,

по иску общества с ограниченной ответственностью "Антек" (ОГРН 1056601690298, ИНН 6627015279)

к 1) Городскому округу Ревда в лице Администрации городского округа Ревда (ОГРН 1026601643199, ИНН 6627005908), 2) Свердловской области в лице Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (ОГРН 1086670018093, ИНН 6670214400)

третьи лица: 1) МКУ «Управление городским хозяйством», 2) Региональная энергетическая комиссия по Свердловской области, 3) Министерство финансов Свердловской области

о взыскании 2 365 704 руб. 09 коп.,

установил:

ООО «Антек» (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Городскому округу Ревда в лице Администрации городского округа Ревда о взыскании за счет средств казны городского округа Ревда 2 365 704 рубля 09 копеек в возмещение затрат на предоставление мер социальной поддержки гражданам за 2013 год.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 25.01.2015 в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке апелляционного производства.

Истец не согласен с выводом суда о том, что истцом был нарушен принцип неизменности объемов коммунальных услуг в части расхода тепловой энергии на подогрев 1 куб. метра воды. Поскольку в спорный период и до настоящего времени нормативное регулирование в части определения расхода тепловой энергии на подогрев 1 куб. метра воды отсутствовало, истец определял расход тепловой энергии на основании фактических показаний общедомового прибора учета, что не противоречит законодательству. Кроме того, вывод суда об отсутствии у истца убытков, по мнению заявителя жалобы, противоречит фактическим обстоятельствам дела.

Истец, просит решение Арбитражного суда Свердловской области от 25.01.2015 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Региональная энергетическая комиссия по Свердловской области, Министерство финансов Свердловской области, Администрации городского округа Ревда, Свердловская область в лице Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области в отзывах возражают против удовлетворения апелляционной жалобы, считают решение законным и обоснованным, а доводы жалобы несостоятельными.

От лиц, участвующих в деле в судебное заседание апелляционной инстанции представители не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, истец является управляющей организации в отношении многоквартирных домом, расположенных по следующим адресам городского округа Ревда: - ул. Интернационалистов, 38, ул. Интернационалистов, 40, ул. Ковельская, 19, ул. ул. Ленина, 22, ул. М.Горького, 45, ул. М.Горького, 49, ул. М.Горького, 62, ул. М.Горького, 62/1, ул. М.Горького, 62/2, ул. М.Горького, 62/3, ул. М.Горького, 64, ул. Мира, 29, ул. Мира, 31, ул. Мичурина, 44/1, 2, 3, ул. Мичурина, 44а, ул. Мичурина, 46, ул. Мичурина, 48, ул. П.Зыкина, 10, ул. П.Зыкина, 11, ул. П.Зыкина, 13, ул. П.Зыкина, 26, ул. П.Зыкина, 4, ул. П.Зыкина, 6, ул. Российская, 11, ул. Российская, 25, ул. Строителей, 22.

В основание иска истец указал, что в 2013 году гражданам, проживающим в многоквартирных домах, находящихся в управлении истца, были предоставлены меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги, размер которых составил 2 365 704 руб. 09 коп. Истец направил Администрации городского округа Ревда документы в подтверждение факта предоставления соответствующих мер социальной поддержки, которые были получены 22.01.2014.

Поскольку денежные средства из бюджета муниципального образования не поступили, истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании убытков в сумме 2 365 704 руб. 09 коп.

Арбитражным судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходил из отсутствия оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании убытков.

Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не нашла оснований к отмене или изменению обжалуемого судебного акта в силу следующего.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 28.08.2009 № 708 «Об утверждении основ формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги» предельный индекс устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление государственного регулирования цен (тарифов) на товары и услуги организаций коммунального комплекса (далее - орган регулирования субъекта Российской Федерации), в отношении каждого муниципального образования на территории субъекта Российской Федерации. Предложение по установлению предельного индекса формируется органом местного самоуправления с учетом средств, необходимых для реализации.

Указом Губернатора Свердловской области от 18.12.2012 № 947-УГ «Об ограничении роста платежей граждан за коммунальные услуги в 2013 году», принятым в соответствии со ст. 44 Устава Свердловской области, с учетом установленных в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 - 2016 годов предельных параметров роста тарифов и в целях ограничения темпов роста платежей граждан за коммунальные услуги в 2013 году, Региональной энергетической комиссии Свердловской области предписано до 31.12.2012 утвердить предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области на 2013 год.

Постановлением РЭК Свердловской области от 24.12.2012 № 225-ПК утверждены предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области на 2013 год, в том числе по муниципальному образованию «»городской округ Ревда», которые составили на период с 01.01.2013 по 30.06.2013 - 100% к уровню платежей, сложившемуся в декабре 2012 года, на период с 01.07.2013 по 31.12.2013 - 115% к уровню платежей, сложившемуся в декабре 2012 года.

В целях осуществления фактической компенсации межтарифной разницы в Свердловской области приняты Закон от 25.04.2013 № 40-ОЗ «О мере социальной поддержки по частичному освобождению граждан, проживающих на территории Свердловской области, от оплаты за коммунальные услуги», Закон от 25.04.2014 № 41-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Свердловской области по предоставлению гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги».

Закон от 25.04.2013 № 40-ОЗ, вступивший в силу с 01.07.2013, распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2013.

При этом под мерой социальной поддержки Закон от 25.04.2013 № 40-ОЗ понимает выплату из областного бюджета компенсации в случае превышение роста платы граждан за коммунальные услуги сверх предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в муниципальном образовании, на территории которого проживает гражданин, при сопоставимых перечне коммунальных услуг и объемах потребления таковых (п. 1 ст. 2 названного Закона).

Согласно п. 3 ст. 2 названного Закона затраты, связанные с предоставлением гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги, возмещаются осуществившим их организациям или индивидуальным предпринимателям, являющимся исполнителями коммунальных услуг, в порядке, установленном Правительством Свердловской области.

Финансирование затрат, связанных с предоставлением гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги, осуществляется за счет средств областного бюджета (ст. 3 Закона от 25.04.2013 № 40-ОЗ).

В целях реализации указанных Законов Свердловской области Правительством Свердловской области принято постановление от 18.12.2013 № 1539-ПП, которым утвержден Порядок предоставления и расходования субвенций из областного бюджета местным бюджетам на осуществление государственного полномочия Свердловской области по предоставлению гражданам меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги.

Пунктом 3 данного Порядка предусмотрено предоставление субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии с законом Свердловской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.

Главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для предоставления субвенций, является Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (п. 4 Порядка предоставления и расходования субвенций).

Предоставление субвенций осуществляется в соответствии с заявками органов местного самоуправления по утвержденной форме (п. 8 Порядка предоставления и расходования субсидий).

В свою очередь, органы местного самоуправления муниципальных образований осуществляют расходование субвенций областного бюджета в форме субсидий исполнителям коммунальных услуг в соответствии с Порядком предоставления гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги и определения ее размера, определения сопоставимости перечня коммунальных услуг и объемов потребления и возмещения организациям, являющимся исполнителями коммунальных услуг, затрат, связанных с предоставлением гражданам меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области № 1539-ПП (далее - Порядок предоставления меры социальной поддержки).

Согласно абз. 3 п. 3 Порядка предоставления меры социальной поддержки возмещение затрат, связанных с предоставлением меры социальной поддержки, осуществляется исполнителям коммунальных услуг в соответствии с требованиями настоящего Порядка. Возмещение таких затрат осуществляется органами местного самоуправления в форме субсидий исполнителям коммунальных услуг (п. 5 Порядка предоставления меры социальной поддержки).

Вышеупомянутое постановление Правительства Свердловской области вступило в силу с 01.01.2014 (п. 4 постановления). Возмещение затрат исполнителей коммунальных услуг, связанных с предоставлением меры социальной поддержки в 2013 году, осуществляется в 2014 году (п. 5 Порядка предоставления меры социальной поддержки).

Согласно п. 3 Порядка предоставления гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги и определения ее размера, определения сопоставимости перечня коммунальных услуг и объемов потребления коммунальных услуг и возмещения организациям или индивидуальным предпринимателям, являющимся исполнителями коммунальных услуг, затрат, связанных с предоставлением гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги, возмещение затрат, связанных с предоставлением меры социальной поддержки, осуществляется исполнителям коммунальных услуг в соответствии с требованиями настоящего Порядка.

В силу п. 4 Порядка предоставление меры социальной поддержки и определение ее величины осуществляется ежемесячно в следующем порядке:

Объем потребления коммунальных услуг определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных уполномоченными органами власти.

Размер платы по каждому из видов коммунальных услуг рассчитывается исходя из объема потребления коммунальной услуги, определенного по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, установленных уполномоченными органами власти, и тарифов на коммунальные услуги, утвержденных в установленном порядке.

Совокупная плата за коммунальные услуги определяется путем суммирования платежей по каждому из видов коммунальных услуг, оказываемых гражданам в каждом конкретном многоквартирном доме (жилом доме).

Сопоставимость перечня и объема потребления коммунальных услуг определяется с учетом следующих требований: 1) при расчете совокупной платы граждан за коммунальные услуги плата за коммунальную услугу отопления определяется исходя из расхода тепловой энергии на 1 квадратный метр отапливаемой площади квартиры в среднегодовом исчислении (1/12 приходящегося на площадь каждой конкретной квартиры годового объема тепловой энергии); 2) перечень и объем потребления коммунальных услуг в месяце текущего года, за который производится расчет величины предоставляемой меры социальной поддержки (далее - отчетный месяц), принимаются соответствующими перечню и объему потребления коммунальных услуг в декабре предыдущего года (далее - базовый месяц).

Совокупный размер платы за предоставленные коммунальные услуги в базовом месяце определяется с учетом действовавшего в базовом месяце предельного индекса. Расчет величины предоставляемой меры социальной поддержки производится при соблюдении принципа сопоставимости условий (неизменном наборе и объеме потребления коммунальных услуг) в следующей последовательности:1) определяется размер совокупной платы за коммунальные услуги путем суммирования размера платы по каждому из видов коммунальных услуг в базовом месяце с соблюдением требований, изложенных в подпункте 1 абзаца 4 и абзаце 5 настоящего пункта, который умножается на величину установленного на отчетный месяц предельного индекса; 2) определяется размер совокупной платы за коммунальные услуги в отчетном месяце с соблюдением требований, изложенных в подпункте 2 абзаца 4 настоящего пункта; 3) определяется разность между значениями, полученными в подпунктах 2 и 1 настоящего пункта; 4) величина предоставляемой меры социальной поддержки в отчетном месяце определяется равной полученному в подпункте 3 настоящего пункта значению, если последнее превышает 0; 5) при расчете величины предоставляемой меры социальной поддержки не подлежит учету разница в размере платежей, возникающая вследствие: изменения объема предоставления гражданам льгот и субсидий в соответствии с законодательством Российской Федерации; изменения фактических объемов потребления вследствие проведения перерасчета размера платы за коммунальные услуги за прошедшие расчетные периоды; перехода к расчетам за коммунальные услуги с применением цен (тарифов), которые дифференцированы по времени суток (установленным периодам времени); перехода на применение социальной нормы потребления коммунальных услуг.

Рост платы граждан за коммунальные услуги, рассчитанный с учетом принятых тарифных решений и с соблюдением принципа неизменности набора и объемов оказываемых коммунальных услуг, не мог превысить утвержденный для муниципального образования предельный индекс изменения платы граждан за коммунальные услуги. Из расчета истца следует, что превышение предельного индекса имеет место по услуге горячего водоснабжения, по иным коммунальным услугам изменения размера платы в отчетном месяце по сравнению с базовым месяцем не было.

Постановлением РЭК Свердловской области № 100-ПК от 25.07.2012 для ООО «Теплоснабжающая компания» на 2012 год установлены следующие тарифы на горячую воду для населения: с 01.09.2012 по 30.06.2013 – 94,07 руб./кв.м., с 01.07.2013 по 31.12.2013 – 109,16 руб./кв.м.

При расчете тарифа на 2012 год учтены следующие составляющие: тариф на тепловую энергию утвержденный для ООО «Теплоснабжающая компания» на период с 01.09.2012 по 31.12.2012 в размере 1067,86 руб./Гкал, тариф на исходную воду для ООО «Теплоснабжающая компания», используемую для производства горячей воды, на период с 01.09.2012 по 31.12.2012 в размере 21,52 руб./куб.м., расход тепловой энергии на подогрев 1 куб.м. воды принят в размере 0,0545 Гкал.

Тариф на горячую воду для населения 94,07 руб./куб.м. (с НДС) рассчитан следующим образом: (0,0545 х 1067,86 х 1,18) + (21,52 х 1,18).

08.11.2012 Правительством Российской Федерации принято постановление № 1149 «О внесении изменений в Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», в соответствии с которым с 2013 года утверждается двухкомпонентный тариф на горячую воду, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию, необходимую для нагрева воды для нужной температуры.

Постановлением РЭК Свердловской области № 198-ПК от 29.11.2012 были установлены тарифы на горячую воду, в том числе в закрытой системе теплоснабжения: с 01.01.2013 по 30.06.2013: компонент на холодную воду – 25,39 руб./куб.м. (с НДС), компонент на тепловую энергию – 1260,07 руб./Гкал (с НДС), с 01.07.2013 по 31.12.2013: компонент на холодную воду – 34,22 руб./куб.м. (с НДС), компонент на тепловую энергию – 1434,66 руб./Гкал (с НДС). В открытой системе теплоснабжения: с 01.01.2013 по 30.06.2013: компонент на холодную воду – 25,39 руб./куб.м. (с НДС), компонент на тепловую энергию – 1260,07 руб./Гкал (с НДС), с 01.07.2013 по 31.12.2013: компонент на холодную воду – 34,22 руб./куб.м. (с НДС), компонент на тепловую энергию – 1434,66 руб./Гкал (с НДС).

Таким образом, в период с 01.01.2013 по 30.06.2013 действовали те же величины компонентов тарифа на горячую воду, которые были учтены при расчете тарифа на горячую воду на 2012 год. При неизменном объеме потребления коммунальных ресурсов, в том числе тепловой энергии, используемой для производства горячей воды, применение двухкомпонентной системы начисления платежей на горячую воду не могло привести к росту стоимости горячей воды.

РЭК Свердловской области установила нарушение порядка расчета расхода тепловой энергии на подогрев 1 куб.м. воды.

При этом регулирующим органом было отмечено, что в отсутствие федерального законодательства в части определения расхода тепловой энергии на подогрев 1 куб.м. воды, в целях преемственности уровня платежей за коммунальную услугу по горячему водоснабжению и в целях недопущения неопределенности при применении утвержденных двухкомпонентных тарифов на горячую воду Министерством энергетики и ЖКХ Свердловской области № 354 от 23.01.2013 главам муниципальных образований было предложено применять норматив потребления тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения, равный количеству тепла, необходимому для приготовления 1 кубического метра горячей воды, учтенному РЭК Свердловской области при утверждении тарифов на 2012 год, в том числе для ООО «Теплоснабжающая компания» - в размере 0,0545 Гкал/куб.м.

Таким образом, истцом был нарушен принцип неизменности объемов коммунальных услуг в части расхода тепловой энергии на подогрев 1 куб.м. воды, в то время как изменение размера платы граждан за коммунальные услуги, которое обусловлено изменением объема потребления коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, не должно учитываться при применении предельных индексов.

В соответствии с приказом Федеральной службы государственной статистики Министерства экономического развития Российской Федерации (Росстата) от 03.08.2011 № 343 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством» утверждена форма федерального статистического наблюдения № 22-ЖКХ (сводная) «Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы».

Форма заполняется органами местного самоуправления, юридическими лицами, оказывающими жилищно-коммунальные услуги, включая управляющие организации, ТСЖ и другие, а также осуществляющими начисление платежей расчетными центрами. При этом разделом 3 формы «Оплата населением жилищно-коммунальных услуг» предусмотрены графы «начислено (предъявлено) жилищно-коммунальных платежей населению» и «стоимость предоставленных населению услуг, рассчитанная по экономически обоснованным тарифам» (в разрезе коммунальных услуг).

В соответствии с п 3 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения, утвержденных Приказом Росстата от 12.09.2012 № 492, при составлении формы должна быть обеспечена полнота и достоверность содержащихся в ней статистических данных.

В материалы дела представлена форма статистического наблюдения формы № 22-ЖКХ, представленная истцом Обществом «Антек» за январь - декабрь 2013 года, из которой следует, что разница между стоимостью предоставленных населению коммунальных услуг, рассчитанной по экономически обоснованным тарифам, и начисленными (предъявленными) платежами населению за 2013 год составила 0 рублей.

Данные документы опровергают довод истца о наличии у него убытков, обусловленных применением предельным индексом изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. Ходатайство о назначении судебной экспертизы для установления наличия или отсутствия роста платы граждан за коммунальные услуги в спорный период истец не заявлял.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно установил отсутствие оснований для взыскания в качестве убытков 2 365 704 руб. 09 коп.

Доводы, изложенные истцом в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, при том, что обстоятельства, позволяющие суду апелляционной инстанции произвести такую переоценку, не установлены, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Как указано выше, РЭК Свердловской области установила нарушение порядка расчета расхода тепловой энергии на подогрев 1 куб.м. воды. Судом первой инстанции установлено, что истцом был нарушен принцип неизменности объемов коммунальных услуг в части расхода тепловой энергии на подогрев 1 куб.м. воды, в то время как изменение размера платы граждан за коммунальные услуги, которое обусловлено изменением объема потребления коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, не должно учитываться при применении предельных индексов. С учетом изложенного суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что у истца не возникло убытков.

Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для его отмены (изменения) в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.

Судебные расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы (ст. 110 АПК РФ).

На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 25 января 2015 года по делу № А60-35811/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

В.Г.Голубцов

Судьи

Е.Е.Васева

Н.М.Савельева