ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-3498/2022-АК от 26.05.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-3498/2022-АК

г. Пермь

02 июня 2022 года Дело № А60-59892/2021­­

Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 02 июня 2022 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.

судей Борзенковой И.В., Муравьевой Е.Ю.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.

при участии представителя АО «АПК«Кушвинский щебзавод» ФИО1, паспорт, доверенность от 16.03.2020, диплом;

иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 27 по Свердловской области

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 28 января 2022 года по делу № А60-59892/2021

по заявлению акционерного общества «Агростроительная промышленная компания «Кушвинский щебзавод» (ИНН <***>, ОГРН <***>, сокращенное наименование – АО «АПК «Кушвинский щебзавод»)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 27 по Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), Управлению Федеральной налоговой службы по Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании недействительными решений от 07.06.2021 №№1191-1192 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, решения от 23.08.2021 № 1080/21 по апелляционным жалобам,

третье лицо – акционерное общество «Профессиональный регистрационный центр» (ИНН <***> , ОГРН <***>),

установил:

АО «АПК «Кушвинский щебзавод» (далее также – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 27 по Свердловской области (далее – инспекция, налоговый орган) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушенияот 07.06.2021 №№1191-1192, а также решения Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области (далее – Управление)от 23.08.2021 № 1080/21, вынесенного по апелляционным жалобам на вышеуказанные решения.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 28 января 2022 года заявленные требования удовлетворены частично. Признаны недействительными решения инспекции от 07.06.2021 №№ 1191-1192. В удовлетворении остальной части требований отказано.

Не согласившись с решением суда, инспекция обжаловала его в порядке апелляционного производства. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.

В жалобе инспекция указывает, что общество не соответствовало в спорный период критериям, установленным для применения пониженных тарифов при исчислении страховых взносов, так как не было включено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Внесение сведений об организации в данный реестр является обязательным условием для признания налогоплательщика субъектом малого или среднего предпринимательства.

В судебном заседании 04.05.2022 представитель инспекции и Управления на доводах апелляционной жалобы настаивал, просил приостановить производство по делу до момента рассмотрения Арбитражным судом Уральского округа апелляционной жалобы на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А60-43069/2021

Заявитель с доводами апелляционной жалобы не согласился по мотивам, указанным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, в удовлетворении ходатайства отказать.

Определениями Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2022 в приостановлении производства по делу отказано, судебное разбирательство отложено на 26.05.2022.

Определением суда от 25.05.2022 в связи с отсутствием судьи Шаламовой Ю.В. ввиду отпуска на основании пункта 2 части 3 статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Шаламовой Ю.В. на судью Муравьеву Е.Ю.

К судебному заседанию от Управления поступили дополнения к апелляционной жалобе, от общества – дополнения к отзыву.

В судебном заседании 26.05.2022 представитель заявителя поддержал доводы отзыва на жалобу, просил приобщить к материалам дела дополнения к отзыву.

Дополнения к апелляционной жалобе и отзыву приобщены к материалам дела на основании статьи 81 АПК РФ.

Налоговые органы и третье лицо, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителя не направили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела. От Управления поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, АО «АПК «Кушвинский щебзавод» в соответствии со статьями 8, 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс) является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование (далее – страховые взносы); в силу пункта 3 статьи 431 НК РФ обязано уплачивать страховые взносы за календарный месяц в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.

Инспекцией проведены камеральные налоговые проверки расчетов по страховым взносам за 6 месяцев и 9 месяцев 2020 года, представленных АО «АПК «Кушвинский щебзавод» 03.08.2020 и 23.10.2020 соответственно.

По результатам проверки расчета по страховым взносам за 6 месяцев 2020г. составлен акт от 18.11.2020 №3340 и принято решение от 07.06.2021 №1191 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу доначислены страховые взносы за апрель-июнь 2020г. по трем видам страхования в общей сумме 1 518 587,76 рублей и соответствующие пени в сумме 141 171,76 рублей.

По итогам проверки расчета по страховым взносам за 9 месяцев 2020г. составлен акт от 08.02.2021 №802 и принято решение от 07.06.2021 №1192 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу доначислены страховые взносы за июль 2020г. по трем видам обязательного страхования в общей сумме 757 201,33 руб. и соответствующие пени в сумме 54296,15 руб.

Основанием для доначисления указанных сумм страховых взносов послужили выводы инспекции о неправомерном применении обществом до 01.08.2020 пониженных тарифов страховых взносов, установленных статьей 6 Федерального закона Российской Федерации от 01.04.2020 №102-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №102-ФЗ) на период с 01.04.2020 по 31.12.2020 для субъектов малого или среднего предпринимательства.

Не согласившись с данными решениями, заявитель обратился с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган.

Решением УФНС России по Свердловской области от 23.08.2021 №1080/21 решения инспекции об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 07.06.2021 №№1191 и 1192 оставлены без изменения, апелляционная жалоба налогоплательщика – без удовлетворения.

Считая, что решения инспекции и Управления не соответствуют законодательству о налогах и сборах, нарушают права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя требования заявителя к инспекции, суд первой инстанции исходил из того, что включение общества в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства только 10.08.2020 при соблюдении им в спорный период условий для отнесения к субъектам среднего предпринимательства не может служить препятствием для применения пониженных тарифов страховых взносов в соответствии со статьей 6 Закона №102-ФЗ.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей налогового органа, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) тариф страхового взноса представляет собой величину страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов, если иное не предусмотрено главой 34 НК РФ.

В соответствии со статьей 6 Закона № 102-ФЗ в период с 01.04.2020 до 31.12.2020 для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ), в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного федеральным законом на начало расчетного периода, применяются пониженные тарифы страховых взносов.

Статьей 3 Закона № 209-ФЗ предусмотрено, что субъекты малого и среднего предпринимательства – это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также – Реестр).

Таким образом, статус субъекта малого и среднего предпринимательства поставлен в зависимость от факта включения такого субъекта в Реестр, в связи с чем плательщики страховых взносов вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, установленные Законом № 102-ФЗ, только при условии внесения сведений о них в Реестр.

К аналогичным выводам пришли судебные инстанции при рассмотрении дела № А56-32372/21 (определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.04.2022 № 307-ЭС22-2904).

Сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства подтверждается и обществом не оспаривается, что оно было включено в этот Реестр только 10.08.2020, следовательно, не могло применять пониженный тариф при исчислении страховых взносов за апрель-июль 2020г. За иные месяцы 2020г. страховые взносы обществу не доначислены.

При этом являются неверными доводы общества о невключении его в Реестр по причине незаконного бездействия налогового органа.

Условия отнесения лица к субъектам малого и среднего предпринимательства установлены статьей 4 Закона № 209-ФЗ.

В числе прочих подпунктом «а» пункта 1 части 1.1 данной статьи предусмотрено, что участники хозяйственного общества (претендента на включение в Реестр) – юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства (далее – МСП), могут владеть суммарно не более чем 49 процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью или не более чем 49 процентами голосующих акций акционерного общества.

Из материалов дела следует, что АО «АПК «Кушвинский щебзавод» перестало соответствовать условиям (критериям) отнесения к субъектам среднего предпринимательства в 2019 году, так как его участником по состоянию на 01.06.2019 являлось непубличное акционерное общество, владеющее более 90 процентами голосующих акций АО «АПК «Кушвинский щебзавод» и не являющееся субъектом МСП. Данное обстоятельство подтверждается ответом АО «Профессиональный регистрационный центр» на запрос налогового органа, а также выпиской из Реестра на 01.08.2019 (л.д.41, 133-134 том 1).

Изменение собственника уставного капитала АО «АПК «Кушвинский щебзавод» с акционерного общества на общество с ограниченной ответственностью «Русские инертные материалы» (ИНН <***>, ООО «РИМ») произошло только в 2020 году, что подтверждается выпиской из реестра владельцев ценных бумаг на 06.03.2020, выпиской из Реестра на 01.07.2020 (л.д.42, 132 том 1).

ООО «РИМ» зарегистрировано в качестве юридического лица 18.02.2020, включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 10.03.2020.

В соответствии со статьей 4.1 Закона № 209-ФЗ сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам МСП, установленным статьей 4 данного Закона, вносятся в Реестр в соответствии с данной статьей (часть 1).

Ведение Реестра осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (часть 2), то есть ФНС России.

В силу части 4 статьи 4.1 (здесь и далее – в редакции, действовавшей в спорный период, до вступления в силу 07.11.2020 Федерального закона от 27.10.2020 № 349-ФЗ) внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в Реестр и исключение из него таких сведений осуществляются уполномоченным органом (ФНС России) на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году, а также сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с частями 5 - 6.4 настоящей статьи.

Согласно части 6.1 статьи 4.1 Закона № 209-ФЗ в целях ведения Реестра держатели реестров акционеров акционерных обществ, которые созданы до 1 декабря года, предшествующего текущему календарному году, и в составе сведений о которых в ЕГРЮЛ содержатся сведения о соответствующем держателе реестра акционеров акционерных обществ, ежегодно до 5 июля представляют в уполномоченный орган перечень акционерных обществ, соответствующих условиям, установленным подпунктом «а» пункта 1 части 1.1 статьи 4 настоящего закона (за исключением условий, установленных абзацем третьим указанного подпункта).

Указанный перечень формируется держателями реестров акционеров акционерных обществ на основании имеющихся у них данных, содержащихся в списках лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров соответствующего акционерного общества, проведенном в текущем календарном году.

В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 4.1 Закона № 209-ФЗ указанные в пунктах 1-5.1, 7 и 8 части 3 настоящей статьи сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам МСП, установленным статьей 4 настоящего закона (за исключением сведений о вновь созданных юридических лицах и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным частью 3 статьи 4 настоящего закона), вносятся в Реестр ежегодно 10 августа текущего календарного года на основе указанных в части 4 настоящей статьи сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 1 июля текущего календарного года.

Таким образом, АО «Профессиональный регистрационный центр» (держатель реестра акционеров АО «АПК «Кушвинский щебзавод») правомерно (в соответствии с частью 6.1 статьи 4.1 Закона № 209-ФЗ) направило уполномоченному органу сведения об изменении собственника капитала АО «АПК «Кушвинский щебзавод» с лица, не являющегося субъектом МСП, на ООО «РИМ», которое является субъектом МСП, до 05.07.2020.

В свою очередь, уполномоченный орган (ФНС России) правомерно (в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 4.1 Закона № 209-ФЗ) внес соответствующие изменения в Реестр только 10.08.2020.

Следовательно, АО «АПК «Кушвинский щебзавод» было включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 10.08.2020 (а не 10.03.2020 – после смены собственника на ООО «РИМ» и включения его в Реестр) не по причине незаконного бездействия налоговых органов и/или держателя реестра акционеров, а потому что в соответствии с Законом № 209-ФЗ оно могло и должно было быть включено в Реестр только 10.08.2020.

Оснований для распространения на спорные правоотношения пункта 1 части 5 статьи 4.1 Закона № 209-ФЗ в новой редакции у суда не имелось.

Действительно, в связи с принятием Федерального закона от 27.10.2020 №349-ФЗ указанные в пунктах 1-5.1, 7 и 8 части 3 статьи 4.1 сведения о юридических лицах, отвечающих условиям отнесения к субъектам МСП, вносятся уполномоченным органом 10-го числа каждого месяца на основании сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 1-е число месяца.

Однако данные изменения вступили в силу только 07.11.2020, то есть по истечении спорных отчетных периодов для исчисления страховых взносов.

Специальных положений, которые бы придали этим изменениям обратную силу, не содержится ни в Федеральном законе от 27.10.2020 №349-ФЗ, ни в Законе № 209-ФЗ.

Между тем в соответствии с пунктом 4 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков страховых взносов или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Закон № 102-ФЗ никаких положений относительно обратной силы своих норм или норм Закона № 209-ФЗ также не содержит.

Особый порядок включения в Реестр на 2020 год предусмотрен статьей 19.2 Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Однако и эта норма предусматривает возможность «исправления» Реестра только в случае несвоевременного представления сведений о доходе или среднесписочной численности работников, но не по причине изменения собственника уставного капитала.

Поскольку АО «АПК «Кушвинский щебзавод» фактически включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 10.08.2020 и в соответствии с приведенными выше нормами Закона № 209-ФЗ могло быть включено в данный Реестр только 10.08.2020, оснований для применения пониженного тарифа при исчислении страховых взносов за апрель-июль 2020г. у данного общества не имелось.

Доводы налогового органа признаются обоснованными, принятые им решения – соответствующими НК РФ, Законам №№ 102-ФЗ и 209-ФЗ.

В удовлетворении требований к Управлению судом отказано правомерно, поскольку решение от 23.08.2021 №1080/21 принято им по апелляционным жалобам налогоплательщика и не представляет собой новое решение (пункт 75 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

С учетом изложенного решение суда следует отменить на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 января 2022 года по делу № А60-59892/2021 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

Е.В. Васильева

Судьи

И.В. Борзенкова

Е.Ю. Муравьева