ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-352/2022-АК от 12.05.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-352/2022-АК

г. Пермь

17 мая 2022 года Дело № А60-41623/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 17 мая 2022 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Трефиловой Е.М.,

судей Муравьевой Е.Ю., Шаламовой Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – акционерного общества «ГАЗЭКС»: Семянников Е.О., паспорт, доверенность № 010-04/2022 от 30.12.2021,

от иных лиц, участвующих в деле, - представители не явились,

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрев в судебном заседании дело № А60-41623/2021

по заявлению акционерного общества «ГАЗЭКС» (ИНН 6612001379, ОГРН 1036600620440)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН 6658065103 ОГРН 1036602648928)

третье лицо – Миннулин Радмир Юсупович

об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения,

установил:

Акционерное общество «ГАЗЭКС» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее – антимонопольный орган, Свердловское УФАС России) с требованиями о признании незаконным и отмене полностью постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу № 066/04/9.21-1758/2021 об административном правонарушении (ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ) от 12.07.2021 и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ) от 12.07.2021.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22.12.2021 заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу № 066/04/9.21-1758/2021 об административном правонарушении (ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ) от 12.07.2021. Суд признал доказанным наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, вместе с тем усмотрел основания для признания совершенного деяние малозначительным и на основании статьи 2.9 КоАП РФ освободил общество от административной ответственности.

Не согласившись с судебным актом, Свердловское УФАС России обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.

В апелляционной жалобе антимонопольный орган выражает несогласие с выводом суда о наличии оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.

АО «ГАЗЭКС» также обжалует решение суда первой инстанции в апелляционном порядке, просит решение суда изменить в части признания незаконным и отмены постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу об административном правонарушении № 066/04/9.21-1758/2021 от 12.07.2021 вместе с представлением от 12.07.2021 полностью в связи с недоказанностью состава вмененного правонарушения.

Согласно доводам, приведенным в апелляционной жалобе АО «ГАЗЭКС», заявитель считает, что наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, в действиях общества не доказано, просит решение суда изменить в части признания незаконным и отмены постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу об административном правонарушении № 066/04/9.21-1758/2021 от 12.07.2021 вместе с представлением от 12.07.2021 полностью в связи с недоказанностью состава вмененного правонарушения.

При проверке законности обжалуемого судебного акта арбитражным судом апелляционной инстанции установлено, что судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела нарушены нормы процессуального права, суд не рассмотрел одно из заявленных обществом «ГАЗЭКС» требований (решение по требованию о признании незаконным представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 12.07.2021 судом не принято), в связи с чем, в соответствии с ч. 6.1 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением от 24.03.2022 Семнадцатый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции.

Участвовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции 12.05.2022 представитель АО «ГАЗЭКС» заявленные требования поддержал, просил признать незаконным и отменить оспариваемое постановлении вместе с выданным административным органом представлением.

В своем отзыве антимонопольный орган указал на доказанность вменяемого обществу состава административного правонарушения, а то обстоятельство, что в процессе исполнения договора АО «ГАЗЭКС» не требовало от Миннулина Р. Ю. разработки проекта, не опровергает факта установления в договоре незаконного условия, что является навязыванием заявителю обязательства, не предусмотренного Правилами № 787.

Заинтересованное лицо и третье лицо о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что на основании части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.

Изучив материалы дела, заслушав в судебном заседании представителя заявителя, арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, поводом к возбуждению в отношении АО «ГАЗЭКС» дела об административном правонарушении согласно п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ послужило заявление Миннулина Р.Ю. (вх. от 12.04.2021).

Дело возбуждено 21.05.2021 путем составления на основании ч. 4.1. ст. 28.2 КоАП РФ протокола об административном правонарушении по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ в отсутствие законного представителя общества (его защитника), извещённого надлежащим образом в порядке ст. 25.15 КоАП РФ о месте и времени составления протокола.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области 12.07.2021 вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу № 066/04/9.21-1758/2021 об административном правонарушении (ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ), которым АО «ГАЗЭКС» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 800 000 руб.

Кроме того, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области в адрес АО «ГАЗЭКС» внесено представление от 12.07.2021 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

АО «ГАЗЭКС», полагая, что указанные постановление и представление не соответствуют закону, обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

На основании п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" к сфере деятельности субъектов естественных монополий относится транспортировка газа по трубопроводам.

При этом действия по подключению являются составной частью товарного рынка по транспортировке газа (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.09.2009 N 6057/09).

Согласно п. 2 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила N 1314), под подключением (технологическим присоединением) объекта капитального строительства к сети газораспределения понимается совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения.

В силу пункта 3 Правил № 1314 подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется в следующем порядке:

а) направление заявителем исполнителю запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее соответственно - технические условия, запрос о предоставлении технических условий) или заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее - заявка о подключении (технологическом присоединении) по типовым формам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2017 г. № 713 «Об утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, и о внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения»;

б) выдача технических условий в случае направления заявителем запроса о предоставлении технических условий;

в) заключение договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее - договор о подключении) с приложением технических условий, являющихся неотъемлемым приложением к договору о подключении, по типовым формам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2017 г. № 713;

г) выполнение заявителем и исполнителем технических условий;

д) составление акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению);

е) осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении), содержащего информацию о разграничении имущественной принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон (далее - акт о подключении (технологическом присоединении), по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2017 г. №713.

В соответствии с пунктом 59 Правил № 1314 подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.

В силу пункта 64 Правил № 1314 для заключения договора о подключении заявитель направляет исполнителю заявку о подключении (технологическом присоединении), в которой указывает сведения, предусмотренные пунктом 65 Правил, и к которой прилагает документы, предусмотренные пунктом 69 Правил (если они изменились по сравнению со сведениями, ранее представленными заявителем исполнителю для получения технических условий, пункты 66, 70 Правил N 1314).

В соответствии с пунктом 73 (1) Правил N 1314 исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня поступления заявки о подключении (технологическом присоединении) рассматривает указанную заявку, а также приложенные к ней документы и сведения.

В силу пункта 74 Правил N 1314 при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 65 - 69 и 71 настоящих Правил, в полном объеме исполнитель направляет заявителю подписанный со своей стороны проект договора о подключении в 2 экземплярах любым доступным способом в течение 5 рабочих дней (так как, исходя из пункта 9.2 приложения N 1 к договору, отсутствует необходимость строительства исполнителем сети газораспределения до границ земельного участка заявителя).

Из материалов дела следует, что Миннулин Р.Ю. направил 24.03.2021 в АО «ГАЗЭКС» заявку о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства (жилой дом, расположенный по адресу: Свердловская область, г. Первоуральск, ул. Толбухина, д. 26) к сети газораспределения. Миннулин Р.Ю. также направил в общество заявление с просьбой не включать в технические условия требования, связанные с проектной документацией.

На основании заявки от 24.03.2021 АО «ГАЗЭКС» направило заявителю проект договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения №482-3-508/2021 от 07.04.2021 (далее - Договор).

В п. 8.1 раздела 8 технических условий № 3-508/2021 (приложение № 1 к Договору) «Основные инженерно - технические и общие требования к проектной документации (в случае, предусмотренном законодательством Российской Федерации)» указано, что проект газоснабжения выполнить специализированной проектной организацией в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, Техническим регламентом о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 870, СНиП, СП.

В заявлении от 24.03.2021, адресованным руководителю АО «ГАЗЭКС» Миннулин Р. Ю. просил не включать в технические условия требования, связанные с проектной документацией.

Письмом (исх. № 3/9-305/2021 от 31.03.2021) АО «ГАЗЭКС» ответило на заявление Минуллина Р.Ю. от 24.03.2021, указав, что требования, связанные с проектной документацией в договоре и приложениях к нему включены на основании прямого указания постановления Правительства Российской Федерации от 15.06.2017 № 713, а их выполнение обязательно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2017 № 713 утверждена типовая форма технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее - Типовая форма).

Согласно названной Типовой форме, пункт 8 технических условий должен содержать основные инженерно - технические и общие требования к проектной документации, в случае, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Согласно подпункту «б» пункта 97 Правил № 1314 мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя разработку заявителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной.

Также из содержания подпункта «б» пункта 100 Правил № 1314 следует, что утвержденная в установленном порядке проектная документация представляется в случае, если разработка проектной документации предусмотрена законодательством Российской Федерации.

В силу части 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи).

Согласно части 16 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается требовать согласование проектной документации, заключение на проектную документацию и иные документы, не предусмотренные Градостроительным кодексом.

В соответствии с позицией ФАС России, изложенной в письме от 15.05.2017 № СП/32350/17 «По вопросу о проектной документации на сети газопотребления жилого дома при подключении к сетям газораспределения объектов капитального строительства», поскольку проектная документация на объект индивидуального жилищного строительства (ИЖС) не разрабатывается, то не требуется разработка проектной документации и на сети инженерно-технического обеспечения объекта ИЖС, находящиеся в границах земельного участка потребителя, которые принадлежат ИЖС. Данная позиция изложена в письмах Ростехнадзора от 20.04.2017 № 00-06-04/1039, Минстроя России от 20.03.2017 № 8652-АГ/08, Минэнерго России (исх. № 06-378 от 06.03.2018).

Таким образом, с учетом норм Градостроительного кодекса Российской Федерации разработка проектной документации на строительство газопровода от точки подключения на границе земельного участка до газоиспользующего оборудования не обязательна для объектов индивидуального жилого строения, в связи с чем отказ заявителя от исключения такого условия из договора о подключении к системе газоснабжения по требованию гражданина является неправомерным.

Соответствующая правовая позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 06.02.2019 N 309-АД18-24474.

Данные обстоятельства свидетельствуют о навязывании АО «ГАЗЭКС» Минуллину Р.Ю. условий договора, невыгодных для гражданина, требующих дополнительных материальных затрат, однако исполнитель отказывается от исключения данных условий. В рассматриваемом случае именно настаивание АО «ГАЗЭКС» в письме № 3/9-305/2021 от 31.03.2021 на включении в договор спорных условий, несмотря на правомерное требование Минуллина Р.Ю. исключить данные условия, является нарушением Правил N 1314.

Доводы заявителя об обратном, мотивированные тем, что форма договора о подключении (технологическом присоединении) является типовой, судом отклоняются. В форме технических условий, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.06.2017 N 713, отсутствует текст, включенный обществом в пункт 8.1 раздела 8 технических условий № 3-508/2021 (о выполнении проекта газоснабжения специализированной проектной организацией в соответствии с ГрК РФ, Техническим регламентом, СНиП, СП).

Таким образом, направляя проект технических условий с включением в него пункта 8.1, АО «ГАЗЭКС» фактически возложило на Минуллина Р.Ю. обязательства, не предусмотренные законодательством.

При таких обстоятельствах, поскольку АО «ГАЗЭКС» ранее привлекалось к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ (постановление Свердловского УФАС России от 27.02.2020 по делу № 066/04/9.21-71/2020, исполнено 05.08.2020), учитывая, что рассматриваемое правонарушение было совершено в период, когда АО «ГАЗЭКС» считалось подвергнутым административному наказания на основании указанного постановлению (ст. 4.6 КоАП РФ), наличие в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции признает доказанным.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вопрос о наличии вины общества в совершении вменяемого правонарушения исследован антимонопольным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, соответствующие выводы отражены в оспариваемом постановлении.

Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у общества объективной возможности для соблюдения норм действующего законодательства, а также доказательств, свидетельствующих о своевременном принятии заявителем всех необходимых мер, направленных на соблюдение закона и недопущение правонарушения, в материалах дела не имеется.

Таким образом, в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности антимонопольным органом не допущено.

Постановление принято в пределах установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

Назначенное административное наказание соответствует санкции, установленной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Исходя из п. 18, п. 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

С учетом изложенного ст. 2.9 КоАП РФ является общей и может применяться к любому составу административного правонарушения, предусмотренному настоящим Кодексом, если судья, рассматривающий конкретное дело, признает, что совершенное правонарушение является малозначительным в конкретных обстоятельствах.

Следовательно, применение ст. 2.9 КоАП РФ при рассмотрении административного дела является правом суда.

В силу статьи 3.1 КоАП РФ целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Следовательно, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.

Исследовав все обстоятельства дела в их совокупности, оценив характер правонарушения, учитывая, что совершенное деяние не повлекло существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, приняв во внимание, что отношения по подключению (технологическому присоединению) объекта между заявителем и третьим лицом урегулированы, договор о подключении (технологическом присоединении) обществом исполнен, подключение объекта Миннулина Р. Ю. к сети газораспределения состоялось без принуждения Миннулина Р. Ю. к выполнению обязанности по разработке проектной документации, суд апелляционной инстанции считает возможным квалифицировать правонарушение как малозначительное и ограничиться в отношении общества «ГАЗЭКС» устным замечанием.

Апелляционная коллегия считает, что в данном случае объявлением устного замечания предупредительная цель административного наказания, установленная статьей 3.1 КоАП РФ, достигнута, применение к заявителю иной меры ответственности будет носить неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести совершенного правонарушения.

Доводы антимонопольного органа о том, что применение положений ст. 2.9 КоАП РФ невозможно в связи с тем, что общество ранее неоднократно привлекалось к административной ответственности за аналогичные правонарушения, подлежат отклонению, поскольку возможность применения судом данной нормы связана с оценкой конкретных обстоятельств совершения правонарушения, при этом объявление устного замечания направлено на недопустимость подобного нарушения, совершенного в этих конкретных обстоятельствах в будущем, запрета на признания правонарушения малозначительным, если лицо, совершившее данное правонарушение, ранее привлекалось к административной ответственности, законодательством не установлено.

Согласно п. 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании этого постановления незаконным и о его отмене.

На основании изложенного, постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 12.07.2021 о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу № 066/04/9.21-1758/2021 об административном правонарушении (ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ) подлежит признанию судом незаконным и отмене.

В отношении требования АО «ГАЗЭКС» о признании незаконным и отмене представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ) от 12.07.2021, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что одной из задач производства по делам об административных правонарушениях является выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно части 1 статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

В силу части 2 статьи 29.13 КоАП РФ организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

Исходя из положений статьи 29.13 КоАП РФ, следует, что вносимое представление неразрывно связано с процедурой рассмотрения конкретного дела об административном правонарушении, в ходе которого в соответствии с п. 7 ст. 26.1 Кодекса подлежат выяснению причины и условия совершения административного правонарушения.

Учитывая, что основанием для внесения в адрес заявителя представления от 12.07.2021 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ), являлось постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу № 066/04/9.21-1758/2021 об административном правонарушении от 12.07.2021, которым факт совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, установлен судом по вышеприведенным в постановлении мотивам, наличие в действиях общества состава административного правонарушения подтверждено, оспариваемое представление о принятии обществом всех зависящих от него мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению данного правонарушения, является законным, соответствует положениям статьи 29.13 КоАП РФ, ввиду чего требования заявителя в соответствующей части удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, учитывая, что при рассмотрении дела судом первой инстанции допущены нарушения норм процессуального права, решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 декабря 2021 года по делу № А60-41623/2021 подлежит отмене (часть 4 статьи 270 АПК РФ).

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л :

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 декабря 2021 года по делу № А60-41623/2021 отменить.

Требования удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 12.07.2021 о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу № 066/04/9.21-1758/2021 об административном правонарушении (ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ).

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

Судьи

Е.М. Трефилова

Е.Ю. Муравьева

Ю.В. Шаламова