ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-3563/2022-АК от 05.05.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-3563/2022-АК

г. Пермь

11 мая 2022 года Дело № А50-24323/2021­­

Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 11 мая 2022 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.

судей Борзенковой И.В., Муравьевой Е.Ю.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Тиуновой Н.П.

при участии:

от Банка России –Кайль А.А., служебное удостоверение, доверенность от 23.11.2021, диплом;

от Главное управление МЧС России по Пермскому краю – Мирзаянов С.И., служебное удостоверение, доверенность от 29.01.2021, диплом,

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Банка России в лице Отделения по Пермскому краю Уральского главного управления

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 07 февраля 2022 года по делу № А50-24323/2021

по заявлению Центрального банка Российской Федерации (ОГРН 1037700013020, ИНН 7702235133, сокращенное наименование – Банк России) в лице Отделения по Пермскому краю Уральского главного управления

к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бездействий по Пермскому краю (ОГРН 1065902059123, ИНН 5902293442, Главное управление МЧС России по Пермскому краю)

об оспаривании предписания № 12 от 04.08.2021 об устранении выявленных нарушений,

установил:

Центральный банк Российской Федерации (далее – заявитель, Отделение) в лице отделения по Пермскому краю Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным предписания Главного управления МЧС России по Пермскому краю (далее также – Управление) об устранении выявленных нарушений от 04.08.2021 № 12.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 07 февраля 2022 года заявленные требования оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с решением суда, заявитель обжаловал его в порядке апелляционного производства, просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.

В апелляционной жалобе заявитель приводит доводы о том, что процедура согласования плана гражданской обороны 2021 года не могла быть начата до получения из Правительства Пермского края исходных данных для разработки плана гражданской обороны. Исходные данные из Правительства Пермского края получены 05.10.2020. Следовательно, процедура согласования Плана гражданской обороны начата Отделением Пермь без промедления после получения исходных данных из Правительства Пермского края. Отмечает, что в Порядке разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны), утвержденным приказом МЧС России от 27.03.2020 № 216ДСП (далее - Порядок № 216ДСП), отсутствует обязанность ежегодно пересматривать и согласовывать новый план гражданской обороны. Порядком № 216ДСП и иными нормативными документами срок, в течение которого план должен быть разработан и согласован, не предусмотрен. Судом не учтены доводы заявителя о том, что фактическое нахождение запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в Отделении Пермь было обеспечено. Судом необоснованно отклонены доводы заявителя о неисполнимости предписания.

В судебном заседании представитель заявителя на доводах жалобы настаивал.

В представленном отзыве на апелляционную жалобу заинтересованное лицо с доводами апелляционной жалобы не согласно, просит в удовлетворении жалобы отказать. Представитель Управления в судебном заседании поддержал доводы отзыва.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании решения от 19.07.2021 № 12, вынесенного должностным лицом Управления в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», с целью контроля соблюдения обязательных требований в области гражданской обороны в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок на 2021 год в отношении Центрального банка Российской Федерации проведена выездная проверка по месту осуществления деятельности: г. Пермь, ул. Ленина, д.19. Срок проведения проверки установлен с 22.07.2021 по 04.08.2021.

По результатам проверки составлен акт контрольного мероприятия от 04.08.2021 № 12, заявителю выдано предписание от 04.08.2021 № 12 об устранении выявленных нарушений, в котором отражены следующие нарушения:

- план гражданской обороны организации на 2021 год не согласован с соответствующим органом местного самоуправления, осуществляющим свою деятельность на территории расположения организации. План 2018 года был разработан в соответствии с приказом МЧС России от 16.02.2012 «Об утверждении Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны)», который утратил силу;

- отсутствуют документы, подтверждающие проведение в организации штабных тренировок продолжительностью до 1 суток не реже 1 раз в год. В представленном в ходе проверки плане проведения штабной тренировки по гражданской обороне от 29.09.2020 № ВН-557-1-3/8315 указана продолжительность тренировки с 06.00 02.10.2020 до 17.00 02.10.2020 (время местное);

- организацией в целях гражданской обороны не накоплены: запасы продовольственных средств, запасы медицинских средств, запасы иных средств.

Срок устранения нарушений установлен до 05.04.2022.

Предписание являлось предметом досудебного обжалования, по результатам рассмотрения которого вышестоящим должностным лицом вынесено решение от 25.08.2021 № ЦВ-168-4-7978 об отказе в рассмотрении жалобы. Пункт третий предписания снят с контроля.

Полагая, что предписание с учетом снятого с контроля пункта является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании предписания недействительным.

Судом принято приведенное выше решение.

Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для изменения (отмены) обжалуемого судебного акта не имеется.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Закон № 68-ФЗ) предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – Закон № 28-ФЗ) определяет правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.

Статьями 1, 2 Закона № 28-ФЗ установлено, что гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.

В силу статьи 6 Закона № 28-ФЗ Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой государственной политики в области гражданской обороны, издает нормативные правовые акты в области гражданской обороны и организует разработку проектов федеральных законов в области гражданской обороны, определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны.

Статьей 7 Закона № 28-ФЗ предусмотрена обязанность федеральных органов исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

Статьей 9 Закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ определены полномочия организаций в области гражданской обороны, в том числе вне зависимости от отнесения в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.

В соответствии с пунктом 5 Положения о гражданской обороне, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804, пунктами 5, 6 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687 ведение гражданской обороны осуществляется на основе соответствующих Планов гражданской обороны, которые определяют объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по гражданской обороне и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в военное время. Подготовка к ведению гражданской обороны на муниципальном уровне и в организациях определяется положением об организации и ведении гражданской обороны в муниципальном образовании (организации) и заключается в планировании мероприятий по защите населения (работников), материальных и культурных ценностей на территории муниципального образования (организации) от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в военное время.

Приказом МЧС России от 27.03.2020 № 216дсп утвержден Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны), разделом 4 которого установлены соответствующие этапы разработки планов, их согласования и утверждения.

В пункте 1 оспариваемого предписания заявителю вменено отсутствие согласованного с органом местного самоуправления плана гражданской обороны организации 2021 года.

Как установлено судом, в момент проведения проверки согласованного плана не имелось. Фактически план гражданской обороны был согласован администрацией г. Перми 27.09.2021, затем 28.09.2021 согласован с администрацией Большесосновского муниципального района и утвержден Отделением 29.09.2021.

Ранее утвержденный план 2018 года был разработан в соответствии с требованиями Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны), утвержденного приказом МЧС России от 16.02.2012 № 70дсп, который утратил силу в связи с изданием приказа от 27.03.2020 № 216дсп.

Вопреки доводам жалобы, у заявителя имелось достаточно времени для принятия мер по согласованию плана с учетом действующего законодательства и наличием информации о проведении плановой проверки. Однако процедура согласования начата только в ноябре 2020 года.

То обстоятельство, что Порядок, утвержденный приказом от 27.03.2020 № 216дсп, не устанавливает сроки по его разработке, не свидетельствует о незаконности установленного нарушения с учетом необходимости соблюдения требований действующего законодательства.

Пунктом 3 предписания заявителю вменено отсутствие у организации накопленных запасов продовольственных, медицинских и иных средств, в целях гражданской обороны.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 № 379 утверждено Положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, разработанное в соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне», которое определяет порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

В пунктах 2 - 4 Положения № 379 определено предназначение запасов, их конкретное содержание (запасы материально-технических средств, запасы продовольственных средств, запасы медицинских средств и запасы иных средств) и порядок определения номенклатуры и объемов запасов.

Согласно пункту 5 Положения № 379 запасы накапливаются заблаговременно в мирное время в объемах, определяемых создающими их федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, и хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности. Не допускается хранение запасов с истекшим сроком годности.

Организациями, отнесенными к категориям по гражданской обороне, создание запасов и определение их номенклатуры и объемов исходя из потребности осуществляются для оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (подпункт «в» пункта 6 Положения № 379).

Подпунктом «а» пункта 7 Положения № 379 предусмотрена обязанность организаций предоставления информации о накопленных запасах в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, а также в органы местного самоуправления, на территории которых эти организации расположены.

В силу пункта 2 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804 (далее - Положение № 804), подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне (пункт 3 Положения № 804).

Из материалов дела установлено, что Приказом от 10.03.2021 № ОДТ557-70 создан резерв для ликвидации чрезвычайных ситуаций. На момент проведения проверки доказательств, подтверждающих создание резерва материальных ресурсов в целях гражданской обороны, не представлено.

Доводы заявителя о том, что фактическое нахождение запасов в Отделении было обеспечено, отклоняются как необоснованные. Методические рекомендации по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденные МЧС России 19.03.2021 № 2-4-71-5-11, не являются документом, содержащим обязательные требования в области гражданской обороны, установленные Федеральным законом «О гражданской обороне» и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Доводы Отделения о неисполнимости предписания отклоняются как несостоятельные.

Из заявления Отделения не ясно, в какой части оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Судом принято во внимание, что 15.10.2021 заявителем представлены документы, подтверждающие устранение выявленных при проверке в августе 2021 года нарушений в области гражданской обороны (письмо ЦБ РФ от 13.10.2021 № Т557-2-13/7450 ДСП, ответ Главного управления МЧС России по Пермскому краю от 15.10.2021 № ИВ-168-4-9434).

Таким образом, предписание является исполнимым, возлагающим законную обязанность устранить выявленные нарушения.

Оспариваемое предписание содержит описание характера нарушения, что подтверждается соответствующими ссылками на действующее законодательство, примененные формулировки исключают возможность его двоякого толкования, изложение является кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами с тем, чтобы можно было четко установить: какие нормы права были нарушены; в каких действиях выражены данные нарушения; что следует сделать для их устранения в целях приведения существующих правоотношений в соответствие с положениями действующего законодательства, а также во избежание неблагоприятных последствий, которые может повлечь неисполнение предписания.

С учетом изложенного суд пришел к обоснованному выводу, что оспариваемое предписание является законным и обоснованным.

Апелляционный суд считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Поскольку доводы жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения жалобы.

Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы – установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 07 февраля 2022 года по делу № А50-24323/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий

Е.В. Васильева

Судьи

И.В. Борзенкова

Е.Ю. Муравьева