ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-3768/2015 от 23.04.2015 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- 8 /2015-ГК

г. Пермь

27 апреля 2015 года                                                             Дело № А60-40372/2014­­

Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 27 апреля 2015 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Назаровой В. Ю.

судей Гладких Д.Ю., Яринского С.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Луканкиной И.С.,

от истца,  открытого акционерного общества "Российские железные дороги", от ответчика, общества с ограниченной ответственностью "Режевской камне-дробильный завод": не явились,

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Режевской камне-дробильный завод"

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 09 февраля 2015 года

по делу № А60-40372/2014, принятое судьей Е.Н. Яговкиной

по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)

к обществу с ограниченной ответственностью "Режевской камне-дробильный завод" (ОГРН 1096628000215, ИНН 6628015458)

о взыскании платы за нахождение вагонов на путях общего пользования,

установил:

открытое акционерное общество "Российские железные дороги"  (далее – ОАО "РЖД", истец) обратилось  в Арбитражный суд Свердловской области  с исковым заявлением  к обществу с ограниченной ответственностью "Режевской камне-дробильный" (далее - ООО  "РКДЗ", ответчик) с требованием о взыскании 104 083 руб. 78 коп. платы за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования, начисленной в соответствии с п. 12 Тарифного руководства № 2.

         Решением Арбитражного суда Свердловской области от 09 февраля 2015 года (резолютивная часть от 02.02.2015, судья Е.Н. Яговкина) исковые требования удовлетворены. С ООО "РКДЗ" в пользу ОАО "РЖД" взыскано 104 083 руб. 78 коп. основного долга, а также 4 122 руб. 51 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, понесенных при подаче иска.

  Ответчик, не согласившись с принятым решением, подал апелляционную жалобу, в доводах которой указал на то, не согласен с выводом суда о соблюдении истцом претензионного порядка урегулирования спора (ст. 797 ГК РФ), поскольку при предъявлении претензии от 06.05.2014 № 1274/СВР/ТЦФТОЮ с требованием оплаты за пользование вагонами на железнодорожных путях общего пользования истец не представил расчет взыскиваемой суммы.Расчет взыскиваемой суммы не представлен и суду и ответчику при подаче искового заявления.

Заявитель полагает, что оспариваемое решение нарушает единообразие в толковании и применении судом правовых норм, изложенных в постановлениях Президиума ВАС РФ от 10.03.2009
N 14391/08, от 27.07.2010 № 4387/10, в определении ВАС РФ от 11.07.2011 № ВАС-8847/11,

Ссылаясь на ст. 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", п. 34 постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", ст. 8 Устава железнодорожного транспорта и ст. ст. 4, 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", Тарифное руководство N 2, указывает на то, что поскольку в соответствии с нормами действующего законодательства и сложившейся судебной практикой плата за пользование вагонами, рассчитанная в соответствии со ст. 39 Устава железнодорожного транспорта, может быть взыскана в пользу ответчика при условии принадлежности ему вагонов на праве собственности или ином вещном праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, не принадлежащими ответчику, считает, что из договора № 7/151 от 28.12.2009 заключенного между истцом и ответчиком и дополнительного соглашения к нему от 27.10.2010 не следует согласование сторонами порядка и размера платы за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, за время задержки их приема по причинам, зависящим от владельца, на путях общего пользования.

Расчет взыскиваемой суммы, представленный истцом суду и ответчику, произведен истцом, самостоятельно, в одностороннем порядке. При этом, истец определил базовую ставку и оплачиваемое время пользования (пункт 1 Тарифного руководства № 2); дифференцировал базовые ставки за пользование вагонами, использовав «группу 1» (пункт 2, подпункт 2.1., подпункт 2.4. Тарифного руководства № 2); применил правила исчисления оплачиваемого времени пользования вагонами, когда при исчислении оплачиваемого времени пользования вагонами период времени менее 15 минут в расчет не принимается, а период времени от 15 минут до одного часа принимается за полный час (пункт 9 Тарифного руководства № 2); 4.       применил индексацию платы за пользование вагонами, которая осуществляется
одновременно с индексацией тарифов на грузовые железнодорожные перевозки  (абз. 1 п. 22 Тарифного руководства № 2)
; применил правила округления платы за пользование вагонами - до 0,1 рубля, при этом суммы менее 0,05 рубля не учитываются, а 0,05 рубля и более увеличиваются до десятых частей рубля перевозки (абз. 3 п. 22 Тарифного руководства № 2).

Учитывая положения статьи 421 ГК РФ, ответчик указывает на то, что стороны договора № 7/151 от 28.12.2009 не достигли соглашения об установлении размера и порядка платы за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, за время задержки их приема по причинам, зависящим от владельца, на путях общего пользования.

Кроме того, считает, что при вынесении решения судом не указаны мотивы, по которым суд признал представленный истцом расчет спорных сумм правильным и обоснованным, и отклонил доводы ответчика, приведенные им в обоснование своих возражений.

         Просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.

         От ответчика поступило ходатайство, просит рассмотреть  дело  в отсутствии его представителя. Ходатайство апелляционным судом рассмотрено и удовлетворено (ст. ст. 156, 159 АПК РФ).

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 28.12.2009 между истцом (перевозчик) и ответчиком (владелец) заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования обществу с ограниченной ответственностью "Режевской камне-дробильный завод" № 7/151 (в редакции дополнительных соглашений от 27.10.2010, от 05.07.2012) (далее – договор от 28.12.2009 № 7/151).

В соответствии с п. 5 договора от 28.12.2009 № 7/151, сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом Перевозчика на 3, 4, 5 пути станции Стриганово, которые считаются выставочными.

Пунктом 14 договора от 28.12.2009 № 7/151 установлен технологический срок оборота вагонов:  для порожних вагонов, поданных под погрузку щебня в количестве до 12 полувагонов, платформ, хоппер-дозаторов - 3 часа 18 минут; до 12 думпкаров - 3 часа 03 минуты; до 24 полувагонов, платформ, хоппер-дозаторов - 6 часов 06 минут; до 24 думпкаров - 5 часов 24 минуты; до 36 полувагонов, платформ, хоппер-дозаторов - 8 часов 48 минут; до 36 думпкаров -7 часов 54 минуты; до 48 полувагонов, платформ, хоппер-дозаторов - 12 часов; до 48 думпкаров -10 часов 42 минуты; до 60 полувагонов, платформ, хоппер-дозаторов - 15 часов; до 60 думпкаров - 13 часов 09 минут;

- для маршрутов, прибывающих под погрузку щебня одной фракции в количестве 71 полувагона - 18 часов 12 минут; в количестве 71 платформы - 17 часов; в количестве 71 думпкара - 15 часов 48 минут;

- для маршрутов, прибывающих под погрузку щебня мелкой и крупной фракции в количестве 71 полувагона - 10 часов 30 минут; в количестве 71 платформы - 9 часов 54 минуты; в количестве 71 думпкара - 9 часов 18 минут.

При прибытии большего или меньшего количества вагонов срок оборота маршрута соответственно увеличивается или уменьшается пропорционально количеству вагонов.

Согласно п. 15 договора от 28.12.2009 № 7/151 и дополнительному соглашению к договору от 27.10.2010 г. Владелец уплачивает Перевозчику:

а) плату за пользование вагонами по ставкам, установленным Тарифным руководством;

б) штраф за задержку вагонов, принадлежащих Перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на железнодорожном пути необщего пользования более чем на 24 часа по истечении установленного настоящим договором технологического срока оборота вагонов в размере, предусмотренном статьями 99 и 100 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»;

в) плату за нахождение вагонов, не принадлежащих Перевозчику, за время задержки их приема по причинам, зависящим от Владельца, на путях общего пользования, в том числе промежуточных станций, в размере, предусмотренном пунктом 12 Тарифного руководства № 2.

Истец, обращаясь  в суд  с настоящим иском указал на то, что 65 порожних полувагонов ЗАО «Ленстройкомплектация» простаивали на 4 пути ст. Стриганово в ожидании подачи на железнодорожный путь необщего пользования на ответственном простое ответчика по причинам, не зависящим от перевозчика. Руководствуясь п. 3.1 и п.3.2.4 раздела 3 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утв. приказом МПС РФ № 45 от 18.06.2003, п. 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, Перевозчиком составлены представленные в материалы дела акты общей формы от 30.01.2014 № 1/65, от 31.01.2014 № 1/70, от 01.02.2014 № 1/73, от 30.01.2014 № 1/79. Ответчик от подписания указанных актов отказался, о чем составлены акты общей формы от 01.02.2014 № 1/102, от 31.01.2014 № 1/103, от 01.02.2014 № 1/104, от 01.0.2014 № 1/105.

На момент подачи прибывших вагонов фронт погрузки/выгрузки занят ранее прибывшими вагонами. По причине занятости фронта погрузки, вновь прибывшие вагоны остались стоять на путях общего пользования в ожидании подачи под погрузку.

Истец, произведя расчет  платы за пользование вагонами в соответствии с таблицей № 9 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство № 2), утв. Постановлением Федеральной энергетической комиссии РФ от 19.06.2002 № 35/12, согласно которому  сумма платы за пользование вагонами составила 104 083 руб. 78 коп., направил  в адрес ответчика  претензия от 06.05.2014 № 1274/СВР/ТЦФТОЮ с требованием оплаты платы за пользование вагонами на железнодорожных путях необщего пользования; поскольку претензию истца оставлена ответчиком без удовлетворения, истец обратился в суд с рассматриваемым иском.

         Суд первой инстанции, установив факт простоя вагонов, на путях общего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя (нарушение технологического срока оборота вагонах на путях необщего пользования); претензионный порядок урегулирования спора, предусмотренный ст. 797 Гражданского кодекса Российской Федерации, истцом соблюден, доказательств уплаты платы за пользование вагонами ответчиком не представлено, удовлетворил требование в заявленном размере, отклонив довод ответчика о том, что указание в подп. «в» п. 15 договора № 7/151 от 28.12.2009 на внесение грузовладельцем платы за нахождение вагонов, не принадлежащих железной дороге, на путях общего пользования в размере, установленном пунктом 12 Тарифного руководства N 2, не свидетельствует о согласовании сторонами порядка и размера оплаты.

         Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта, не установил.

Взыскивая плату за пользование вагонами, суд в порядке пункта 2 статьи 784, пункта 1 статьи 793 ГК РФ, статей 39, 119 УЖТ РФ установил, что условиями заключенного сторонами договора достигнуто соглашение по вопросу взимания платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих истцу, на железнодорожных путях общего пользования, при этом актом общей формы подтверждается факт задержки принадлежащих клиенту вагонов ввиду занятости путей необщего пользования, а о нарушении сроков доставки указано в железнодорожных накладных, что является основанием для взимания с клиента платы за пользование вагонами в связи с задержкой по зависящим от него причинам.

Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (п. 2 ст. 784 Гражданский кодекс Российской Федерации).

Согласно п. 1 ст. 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

В силу ст. 39 Устава железнодорожного транспорта за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.

Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.

Размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), в соответствии со ст. 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.

Основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.

Согласно правовой позиции Высшего ВАС РФ, содержащейся в постановлениях Президиума Высшего ВАС РФ от 10.03.2009 N 14391/08, от 27.07.2010 N 4387/10, N 6424/12, плата за пользование вагонами, рассчитанная в соответствии со ст. 39 Устава железнодорожного транспорта, может быть взыскана в пользу железной дороги при условии принадлежности ей вагонов на праве собственности или ином вещном праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге.

Пунктом 34 постановления Пленума Высшего ВАС РФ от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" определено, что в соответствии со ст. 39 Устава железнодорожного транспорта за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

 Вопреки доводам жалобы, подп. "в" п. 15 договора 28.12.2009 № 7/151 (в редакции дополнительного соглашения от 27.10.2010) предусмотрено, что владелец (ответчик) уплачивает перевозчику плату за нахождение вагонов, не принадлежащих Перевозчику, за время задержки их приема по причинам, зависящим от Владельца, на путях общего пользования, в том числе промежуточных станций, в размере, предусмотренном пунктом 12 Тарифного руководства № 2.

 Обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами (ст. 119 Устава железнодорожного транспорта).

 Порядок составления актов общей формы при перевозках грузов железнодорожным транспортом установлен разделом III Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила от 18.06.2003 N 45). Акты общей формы составляются работниками перевозчика для удостоверения определенных обстоятельств, возникающих в процессе перевозки грузов. Перечень обстоятельств определен в п. 3.1 названных Правил.

Задержка вагонов на станции назначения в ожидании их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути, удостоверяется актом общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки, фактического времени задержки вагонов, контейнеров.

Оценив по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела акты общей формы от 30.01.2014 № 1/65, от 31.01.2014 № 1/70, от 01.02.2014 № 1/73, от 30.01.2014 № 1/79 которыми подтвержден простой вагонов (при этом  в указанных актах перечислены номера вагонов, задержанных на промежуточной станции, причина задержки, отражено время начала и окончания задержки), и установив наличие оснований, предусмотренных подп. "в" п. 15 договора 28.12.2009 № 7/151 (в редакции дополнительного соглашения от 27.10.2010) для взимания с ответчика платы за пользование вагонами, в связи с задержкой по зависящим от него причинам, суд правомерно удовлетворил заявленное обществом ОАО "РЖД" требование о взыскании с ООО "РКДЗ" платы за пользование вагонами в сумме 88 206 руб. 60 коп.

Довод о нарушении судом единообразия судебной практики не принимается, поскольку основан на неверном толковании норм права,  а также условий договора.

Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод ответчика о том, что указание в подп. «в» п. 15 договора № 7/151 от 28.12.2009 на внесение грузовладельцем платы за нахождение вагонов, не принадлежащих железной дороге, на путях общего пользования в размере, установленном пунктом 12 Тарифного руководства N 2, не свидетельствует о согласовании сторонами порядка и размера оплаты.

В соответствии со ст. 64 УЖТ РФ взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов.

Согласно п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

На основании Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 332 (далее - Положение о ФСТ России), ФСТ России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.

Исходя из ст. 8 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и ст. 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" общество "РЖД" относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами,

принадлежащими ему как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам.

Устав определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.

Следовательно, при расчетах с контрагентами истец имеет право применять только те ставки платы, которые утверждены Федеральной службой по тарифам Российской Федерации. Тарифное руководство № 2 является одним из таких сборников, применяемых в конкретных случаях.

Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 № 35/12, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.08.2002, регистрационный № 3678, утверждены Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство №2) (далее - Тарифное руководство).

Согласно п. 12 Тарифного руководства, в редакции Приказа Федеральной службы по тарифам от 10.06.2009 № 119-т/4, за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблицах № 9 и № 10 (для суточного контейнерооборота организации до 50 контейнеров) Тарифного руководства. Таким же порядком исчисляется плата за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими перевозчику, за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, при условии, что данная задержка привела к нарушению сроков доставки грузов. При этом под вагонами, контейнерами, не принадлежащими перевозчику, понимаются вагоны, контейнеры, принадлежащие на праве собственности иным юридическим или физическим лицам, кроме перевозчика, а также арендованные такими юридическими или физическими лицами у перевозчика, за исключением вагонов (контейнеров), находящихся в аренде у перевозчика, и вагонов, контейнеров, принадлежащих железнодорожным администрациям государств - участников СНГ, Литовской Республики, Латвийской Республики, Эстонской Республики и третьих стран, допущенных к перевозке по российским железным дорогам.

В силу абз. 3, 5 ст. 39 УЖТ РФ за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.

Размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Из буквального толкования ст. 39 Устава железнодорожного транспорта не следует, что названная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими железной дороге, за время в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования. Однако плата за время нахождения вагонов, не принадлежащих железной дороге, на путях общего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя, может взиматься при достижении сторонами соответствующего соглашения (ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).Таким образом, следует учитывать волю сторон на принятие обязательства по оплате использования пути общего пользования. Указанный правовой подход отражен в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.03.2009 № 14391/08 и от 27.07.2010 № 4387/10.

Решением ВС РФ от 30.11.2010 № ГКПИ 10-1331, принятого в рамках оспаривания п. 12 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство № 2), из системного толкования положений ст. 39 Устава определено, что законодатель сделал исключение из общего правила взимания платы за пользование вагонами, контейнерами, а также за их задержку в пути следования по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, лишь применительно к случаям нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях необщего пользования (в местах необщего пользования). В случаях же нахождения таких вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования исключений из общего правила не предусмотрено, хотя в этих случаях фактически плата взимается не за пользование вагонами, контейнерами (поскольку они не принадлежат перевозчику), а за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования. Из правовой позиции, содержащейся в постановлении Президиума ВАС РФ от 18.10.2012 № 6424/12 следует, что плата за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования в ожидании их приема владельцами путей необщего пользования может быть взыскана, если это предусмотрено соглашением сторон.

Пунктом 34 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30 (ред. от 01.07.2010) "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в соответствии со ст. 39 УЖТ РФ за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Тарифное руководство № 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены ст. 39 Устава железнодорожного транспорта. Вопрос о возможности применения в отношениях между сторонами Тарифного руководства № 2 при расчете платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих железной дороге, на путях общего пользования должен быть согласован в договоре. Согласно ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с подп. «в» п. 15 договора 28.12.2009г. № 7/151 (в редакции дополнительного соглашения от 27.10.2010г.) предусмотрено, что владелец уплачивает перевозчику плату за нахождение вагонов, не принадлежащих Перевозчику, за время задержки их приема по причинам, зависящим от Владельца, на путях общего пользования, в том числе промежуточных станций, в размере, предусмотренном пунктом 12 Тарифного руководства № 2.

Таким образом, суд первой инстанции исходя из анализа данного пункта в порядке ст. 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, принимая во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений, пришел  к верному выводу о том, что между сторонами достигнуто соглашение о взимании платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования по причинам, зависящим от ответчика, и установлен порядок определения (начисления) такой платы - в размере, предусмотренном пунктом 12 Тарифного руководства № 2.

При этом, Тарифное руководство № 2 использовалось сторонами в целях определения размера платы как договорное условие, в связи с чем, доводы ответчика об отсутствии правовых оснований для начисления спорной платы необоснованны.

Суд апелляционной инстанции не усматривает нарушений претензионного порядка разрешения спора, в виду не представления расчета с претензией.

Доводы о том, что расчет истцом составлен в одностороннем порядке,  подлежат отклонению, учитывая, что в данном случае цель составления расчета – формирование размера исковых требований, и соответственно закон не обязывает истца составлять такой расчет совместно с ответчиком, при этом данное обстоятельство, не исключает отсутствие возможности воспользоваться ответчику правом на составление контррасчета (в случае несогласия с расчетом).

  Доводы о том, что судом не приведены мотивы, на основании которых принят расчет истца (л.д. 22 т.2), подлежат отклонению, учитывая, что контррасчет ответчиком в порядке ст. 65 АПК РФ не представлен; исходные данные использованные истцом в расчете (акты, количество вагонов, расчетное время, ставка платы и т.д.), ответчиком не опровергнуты.

         Иные доводы апелляционной жалобы не содержат материально-правового обоснования влекущего отмену (изменение) судебного акта.

 Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы не опровергают правильности выводов суда первой инстанции по существу спора, направлены исключительно на переоценку правильно установленных судом первой инстанции по делу обстоятельств, оснований для которой в данном случае не имеется.

Таким образом, выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом судебном акте законны, обоснованны, подтверждаются материалами дела, которым в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая правовая оценка.

При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется. Нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено. В удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.

В силу ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе относятся на ее заявителя.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 09 февраля 2015 года по делу № А60-40372/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу  - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

В.Ю.Назарова

Судьи

Д.Ю.Гладких

С.А.Яринский