ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-396/2021-АК от 15.02.2021 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-396/2021-АК

г. Пермь

20 февраля 2021 года Дело № А60-32363/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2021 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 20 февраля 2021 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Трефиловой Е.М.,

судей Борзенковой И.В., Савельевой Н.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергеевой С.А.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – общества с ограниченной ответственностью "Уральский мрамор": ФИО1, паспорт, доверенность от 09.09.2020,

от заинтересованного лица – Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 25 по Свердловской области: ФИО2, служебное удостоверение, доверенность от 09.01.2020; ФИО3, служебное удостоверение, доверенность от 31.10.2020,

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заинтересованного лица, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 25 по Свердловской области,

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 23 ноября 2020 года по делу № А60-32363/2020

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Уральский мрамор" (ИНН <***>, ОГРН<***>)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 25 по Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

об оспаривании решения,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Уральский мрамор" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 25 по Свердловской области (далее – заинтересованное лицо, инспекция) с требованием о признании недействительным решения № 6290 от 12.12.2019 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 23 ноября 2020 года заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 25 по Свердловской области № 6290 от 12 декабря 2019 года. На Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 25 по Свердловской области возложена обязанность устранить допущенные нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Уральский мрамор". В порядке распределения судебных расходов с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 25 по Свердловской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Уральский мрамор" взыскано 3000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Не согласившись с судебным актом, инспекция обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит решение суда отменить в полном объеме и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований ООО "Уральский мрамор" полностью.

В обоснование апелляционной жалобы заинтересованное лицо указывает, что суд в нарушение положений п.п. 1 ст. 336 и п. 1 ст. 337 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) полагает, что мраморный щебень не является добытым полезным ископаемым, а его дробление на дробильно-сортировочном комплексе является процессом переработки; при этом суд не учитывает и пояснения налогоплательщика в этой части, который говорит, что это – дроблёные отходы от добычи мраморных блоков, являющиеся полезным ископаемым, и самостоятельно включает их в налоговую декларацию. Суд не учитывает, что называя отходами окол мраморных блоков (некондиционные мраморы), подразумеваются не отходы недропользования как невозвратные отходы, утратившие свои потребительские свойства, а именно отходы выпиливания блоков из мраморной породы (из недр), которые являются таким же мрамором, но в иной (раздробленной) форме. Также суд ошибочно считает только блоки мрамора основным полезным ископаемым, не учитывая, что признаком добычи полезного ископаемого в целях исчисления налога на добычу полезных ископаемых (далее НДПИ) является его извлечение из недр. Неверно применяя нормы п.п. 1 ст. 336, п. 1 ст. 337 НК РФ о виде полезного ископаемого, облагаемого налогом, суд неправильно применяет нормы ст. 338, п.п. 2 п. 1 ст. 340 и п. 3 ст. 340 НК РФ. Неверно оценив, предусмотренные критерии показателей для расчёта налоговой базы по налогу, суд необоснованно признал незаконным решение налогового органа.

Участвовавшие в судебном заседании суда апелляционной инстанции представители заинтересованного лица выразили несогласие с решением суда первой инстанции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержали.

Представитель заявителя указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, против доводов апеллянта возражал, просил оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как установлено судом из материалов дела, Межрайонной ИФНС России № 25 по Свердловской области в период с 15.04.2019 по 15.07.2019 проведена камеральная проверка уточненной налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за декабрь 2018 года (корректировка № 1), представленной обществом «Уральский мрамор» 15.04.2019.

По результатам проверки составлен акт от 19.11.2019 № 8927 и вынесено решение от 12.12.2019 № 6290 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - решение от 12.12.2019 № 6290).

Решением от 12.12.2019 № 6290 доначислен налог на добычу полезных ископаемых в сумме 150 925 рублей, начислены пени в сумме 22 595,99 рублей налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 30 185 рублей.

Полагая, что решение инспекции является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции при рассмотрении дела пришел к выводам, что оспариваемое решение не соответствует действующему законодательству и подлежит признанию недействительным.

Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 334 НК РФ налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налогоплательщиками признаются организации, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на основании лицензий и иных разрешительных документов.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 336 НК РФ объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, признаются, в том числе полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В целях определения полезного ископаемого для целей обложения НДПИ Конституционный суд Российской Федерации в своем определении № 1517-О от 25.06.2019 разъяснил, что в силу п. 1 ст. 336 Кодекса объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых – по общему правилу и при наличии иных юридически значимых оговорок – признаются полезные ископаемые, добытые из недр. При этом, правовое содержание понятия полезного ископаемого может определяться законодателем неодинаково в зависимости от специфики правового регулирования отношений, связанных с использованием природных ресурсов, содержащихся в недрах.

Согласно пункту 1 статьи 337 НК РФ в целях настоящей главы указанные в пункте 1 статьи 336 настоящего Кодекса полезные ископаемые именуются добытым полезным ископаемым. При этом для исчисления НДПИ полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации.

Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.

В частности в подп. 10 пункта 2 статьи 337 НК РФ видами добытого полезного ископаемого признается также неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии (гипс, ангидрит, мел природный, доломит, флюс известняковый, известняк и известковый камень для изготовления извести и цемента, песок природный строительный, галька, гравий, песчаногравийные смеси, камень строительный, облицовочные камни, мергели, глины, другие неметаллические ископаемые, используемые в строительной индустрии).

Пунктом 3 статьи 337 НК РФ также предусмотрено, что полезным ископаемым также признается продукция, являющаяся результатом разработки месторождения, получаемая из минерального сырья с применением перерабатывающих технологий, являющихся специальными видами добычных работ (в частности, подземная газификация и выщелачивание, дражная и гидравлическая разработка россыпных месторождений, скважинная гидродобыча), а также перерабатывающих технологий, отнесенных в соответствии с лицензией на пользование недрами к специальным видам добычных работ (в частности добыча полезных ископаемых из пород вскрыши или хвостов обогащения, сбор нефти с нефтеразливов при помощи специальных установок).

В силу пункта 1 статьи 339 НК РФ количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно. В зависимости от добытого полезного ископаемого его количество определяется в единицах массы или объема.

Согласно пункту 2 статьи 339 НК РФ количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.

Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Метод определения количества добытого полезного ископаемого, утвержденный налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых.

В соответствии с пунктом 7 статьи 339 НК РФ при определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь).

При этом при разработке месторождения полезного ископаемого в соответствии с лицензией (разрешением) на добычу полезного ископаемого учитывается весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого.

Из данного регулирования во взаимосвязи с положениями статьи 339 Налогового кодекса следует, что возникновение объекта обложения налогом на добычу полезных ископаемых связывается не с моментом добычи собственно минерального сырья, а с моментом завершения всех технологических операций по извлечению из него полезного ископаемого и доведению его качества до определенного стандарта (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2013 N 189-О и от 24.12.2013 N 2059-О, от 25.06.2019 N 1517-О).

При этом как разъяснено в пункте 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 18.12.2007 N 64 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений Налогового кодекса Российской Федерации о налоге на добычу полезных ископаемых, налоговая база по которым определяется исходя из их стоимости" данные нормы не могут быть истолкованы как означающие, что полезным ископаемым во всех случаях признается конечная продукция разработки месторождения, поскольку проектом разработки конкретного месторождения может быть предусмотрена необходимость осуществления в отношении полезного ископаемого операций, относящихся не только к добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр, но и к его дальнейшей переработке.

Следовательно, если техническим проектом разработки месторождения предусмотрено получение какой-либо продукции из минерального сырья и операции по первичной обработке извлеченного минерального сырья и получаемая продукция в соответствии с классификатором продукции по видам экономической деятельности относятся к горнодобывающей промышленности, то для целей налогообложения НДПИ добытым полезным ископаемым будет признаваться полученная из минерального сырья продукция, а не непосредственно извлекаемое минеральное сырье.

Как следует из материалов дела Обществом получена лицензия СВЕ № 07396 ТЭ (срок действия до 31.12.2027) с целевым назначением и видами работ для разведки и добычи мраморов Мраморского участка Мраморского месторождения.

Согласно представленной уточненной декларации по НДПИ за декабрь 2018 года сумма исчисленного налога, подлежащего уплате за налоговый период, составила 545703 руб. В декларации содержались данные по двум видам полезных ископаемых: мраморные блоки и отходы от добычи блоков (некондиционные мрамора).

При проверке правильности исчисления НДПИ инспекцией установлено, что обществом не исчислен налог по виду полезного ископаемого – строительный камень в виде щебня и отсева. По строительному камню общество исчислило налог, исходя из цены реализации «отходов». По виду полезного ископаемого «мраморные блоки» расхождений не выявлено.

По результатам проверки инспекция пришла к выводу о неверном определении налогоплательщиком вида добытого полезного ископаемого, что привело к занижению суммы налога, в связи с чем обществу был дополнительно начислен НДПИ в сумме 150 925 руб., исходя из цены реализации «щебня».

Оспаривая решение инспекции о доначислении НДПИ, соответствующих штрафа и пени, заявитель указывает на то, что щебень и отсев не являются добытым полезным ископаемым, по смыслу действующего законодательства именно блочный мрамор, а также реализуемый из отходов производства блоков строительный камень могут рассматриваться как добытые полезные ископаемые в целях оценки их стоимости; внедрение дробильного комплекса для производства щебня и отсева не служит средством добычи камня, а является дополнительным обрабатывающим производством.

Налоговый орган, в свою очередь, учитывая вышеуказанные положения налогового законодательства, а также протокол лабораторных испытаний добываемых полезных ископаемых № 1901 от 12 марта 2018 года, условия разработки Мраморского месторождения мраморов, предусмотренные техническим проектом недропользования, определил два вида полезных ископаемых, добываемых на данном месторождении, соответствующих ГОСТ 22856-89 «Щебень и песок декоративные из природного камня. Технические условия» и ГОСТ 9479-2011 «Межгосударственный стандарт. Блоки из горных пород для производства облицовочных, архитектурно-строительных, мемориальных и других изделий. Технические уcловия».

Согласно разделу 4.3 полезным ископаемым является «мрамор» (минеральное сырье, порода), а для целей налогообложения полезным ископаемым, которое выступает объектом налогообложения, в данном случае являются как блоки из мрамора, так и щебень декоративный (мраморный), соответствующие определенным стандартам качества.

Указанное также следует из протокола комиссии Министерства природных ресурсов Свердловской области по рассмотрению запасов М» 19 от 04.09.2015, где утверждены запасы мраморов как для добычи блоков, так и для добычи щебня, а также из протокола Министерства природных ресурсов Свердловской области Х« 4/05 от 13.07.2005.

При этом в протоколе лабораторных испытаний № 1901 от 12 марта 2018 года в качестве нормативной документации на продукцию указана документация на блочный мрамор и мраморный щебень.

В целях получения мраморного щебня недропользователем разработана Карта технологического процесса производства мраморного щебня (применяется в добычной деятельности карьера с 20.12.2016). Полный цикл добычи как мраморных блоков, так и щебня мраморного прописан в разделе 9 технического проекта разработки Мраморского месторождения мраморов.

Исходя из данных технологического проекта, протоколов испытаний Министерства природных ресурсов СО добываемое количество мраморных блоков из всей горной массы мраморов составляет 30,5%, мраморный щебень – 69,5%.

Облагая мраморный щебень НДПИ, общество при расчёте налоговой базы учитывает только часть выручки, полученной за щебень, который считает отходами (окопом бурения и резки мраморных блоков). Выручку за другую часть мраморного щебня общество не включает в расчёт налоговой базы, поскольку, эта часть прошла, процесс дробления на дробильно - сортировочной установке и, по его мнению, не является добытым полезным ископаемым.

Соглашаясь с такой позицией налогоплательщика и признавая дробление мрамора переработкой, суд приходит к выводу об исключении операций по переработке из объекта обложения налогом на добычу полезных ископаемых, не учитывая, что добычная деятельность включает в себя понятие «первичная переработка» минерального сырья.

Согласно ст.23.3 Закона РФ от 21.02.1992 2395-1 «О недрах» понятие «первичная переработка» минерального сырья пользователями недр включает в себя соблюдение технологических схем переработки минерального сырья, обеспечивающих рациональное, комплексное извлечение содержащихся в нем полезных компонентов; учет и контроль распределения полезных компонентов на различных, стадиях переработки и степени их извлечения из минерального сырья.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Рдл. 2) к разделу «В» «Добыча полезных ископаемых» отнесена группировка «добыча строительного камня» 08.11, которая включает: добычу, первичную обработку, распиловку камня для строительства, такого как мрамор и т.д.; дробление и измельчение строительного камня.

Следовательно, поскольку технологический процесс по добыче конкретного полезного ископаемого на месторождении определяется в техническом проекте разработки данного месторождения и включает помимо операции по извлечению минерального сырья из недр комплекс технологических операций (процессов) по доведению фактически извлеченного минерального сырья до соответствующего стандарта качества, необходимо учитывать положения п. 7 ст. 339 Кодекса, устанавливающие определение в налоговом периоде завершен указанный комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр, предусмотренных техническим проектом разработки месторождения.

Таким образом, если техническим проектом разработки месторождения предусмотрено получение щебня и операции по первичной обработке строительного камня в соответствии с ОКВЭД относятся к добывающей промышленности, то для целей налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых добытым полезным ископаемым будет признаваться щебень.

Вывод суда о том, что весь некондиционный мрамор не является объектом налогообложения НДПИ, апелляционный суд находит необоснованным, поскольку заявитель самостоятельно включает его в объект налогообложения, но не по цене реализации мраморного щебня.

Признавая мраморный щебень, образующийся в процессе бурения и резки мраморных блоков, и мраморный щебень, получаемый в процессе последующего дробления мрамора одним видом полезного ископаемого налоговый орган руководствовался данными технического проекта организации по разработке мраморов Мраморского месторождения, планом развития горных работ на 2018 год, протоколами Министерства природных ресурсов Свердловской области (заключение № 4/05 от 13.07.2005), протоколом комиссии Министерства природных ресурсов Свердловской области по рассмотрению запасов № 19 от 04.09.2015.

Так, согласно технологическому проекту разработки карьера по добыче мраморов на Мраморском месторождении производство щебня предусматривается из трещиноватых и некондиционных мраморов на двух дробильно - сортировочных комплексах: С МД-109 (щековая дробилка) и ДСК-100-02 (роторная) (том 2 «Горнотехнологическая часть» проекта, раздел 9 стр. 103).

Из технического проекта следует, что часть толщи мраморов отличается повышенной трещиноватостью при сохранении прочностных свойств. Выделяется зона трещиноватого мрамора. Трещиноватые мраморы встречены на месторождении в 22 скважинах, в виде изолированных участков с неясными в плане очертаниями. На Мраморском участке мощность трещиноватых мраморов изменяется от 0 до 20,5 м., в среднем составляет 5,3 м. Трещиноватые мраморы включены в полезную толщу. Выше трещиноватых мраморов выделяется зона выветрелых мраморов. Распространение выветрелых мраморов на площади месторождения -эпизодично, как и трещиноватых. Они встречены на Мраморском участке в 31 скважине (том 1 «Общая пояснительная записка» проекта, раздел 4.1 стр.18 -19). Трещиноватые и плотные мраморы (для получения блочного камня) не отличаются по физике - механическим свойствам (том 2 «Горнотехмодогическая часть» проекта, приложение 12 стр.203).

Поскольку трещиноватые мраморы не отличаются по своим свойствам от плотных мраморов и включены в полезную толщу мраморов, то их запасы также утверждены в качестве балансовых запасов недр (том 1 «Общая пояснительная записка» проекта, раздел 4.4 стр. 37 табл, 4-4. 4-5). Эти же данные отражены в приложении № 6 к лицензии № 07396ТЭ (приложения тома 1 «Общая пояснительная записка» проекта, стр. 99 - 100), а также утверждены в протоколе Комиссии по запасам Министерства природных ресурсов № 4/05 от 13.07.2005 (приложения тома 1 «Общая пояснительная записка» проекта, стр.107, 112).

Для целей складирования на горном отводе карьера предусмотрено расположение специального Северного отвала, который формируется из мраморов, затронутых выветриванием, отходов добычи блоков (некондиционных мраморов) (том 1 «Общая пояснительная записка» проекта, раздел 5.1 стр.51). Фактически, это склад временного хранения полезных ископаемых (трещиноватых некондиционных мраморов). Указанные трещиноватые некондиционные мраморы по мере необходимости вывозятся из отвала на дробильные комплексы для переработки на щебень (том 2 «Горнотехнологическая часть» проекта, раздел 2.1 стр.40 – 41).

В целях получения строительного камня (щебня) недропользователем разработана Карта технологического процесса производства мраморного щебня, применяемая в добычной деятельности карьера с 20.12.2016.

Полный технологический цикл добычи щебня описан в технологическом проекте.

Из анализа всех документов следует, что мраморный щебень, образующийся в процессе бурения и резки мраморных блоков, и мраморный щебень, подучаемый в процессе последующего дробления мрамора, являются одним видом добытого полезного ископаемого - строительный камень. Его добыча предусмотрена техническим проектом разработки месторождения, а операции его дробления входят в цикл добычных работ.

При этом, как правильно указано инспекцией, при такой схеме отработки Мраморского месторождения дробление строительного камня, транспортированного из Северного отвала на дробильно - сортировочную установку нельзя считать добычей из отходов (отвалов), поскольку, участок Северного отвала является местом временного складирования добытых полезных ископаемых и процесс дробления является единым циклом добычных работ.

Доводы заявителя о том, что спорный щебень не может признаваться объектом налогообложения, поскольку добыт из отходов производства (некондиционного мрамора), подлежат отклонению, как не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.

С учетом изложенного, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам ст. 71 АПК РФ, судебная коллегия апелляционного суда приходит к выводу о том, что, поскольку техническим проектом разработки Мраморского месторождения предусмотрено осуществление отнесенных к горнодобыче операций по доведению строительного камня до определенного стандарта – щебня, а в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности щебень относится к продуктам горнодобывающей промышленности, то для целей налогообложения НДПИ добытым полезным ископаемым, первым по своему качеству соответствующий национальному стандарту ГОСТ 22856-89, будет признаваться щебень.

В данном случае, как было указано выше, предметом спора является правильность применения норм пп. 2 п. 1 ст. 340 НК РФ, исходя из необходимости включения в стоимостную оценку выручки всего объема мраморного щебня.

В силу ч. 1 ст. 340 НК РФ оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов:

1) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета субсидий;

2) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;

3) исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

Согласно ч. 3 ст. 340 НК в случае отсутствия субсидий к ценам реализации добываемых полезных ископаемых налогоплательщик применяет способ оценки, указанный в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи. При этом оценка стоимости единицы добытого полезного ископаемого производится исходя из выручки от реализации добытых полезных ископаемых, определяемой на основании цен реализации соответствующего добытого полезного ископаемого.

Стоимость единицы добытого полезного ископаемого рассчитывается как отношение выручки от реализации добытого полезного ископаемого, определяемой в соответствии с настоящим пунктом, к количеству реализованного добытого полезного ископаемого.

Стоимость добытого полезного ископаемого определяется как произведение количества добытого полезного ископаемого, определяемого в соответствии со статьей 339 настоящего Кодекса, и стоимости единицы добытого полезного ископаемого, определяемой в соответствии с настоящим пунктом.

В своём расчёте налоговой базы недропользователем применена цена единицы добытого полезного ископаемого в размере 148,5 руб. (за м3), тогда как налоговый орган рассчитал стоимость единицы добытого полезного ископаемого - 748,3 руб. (за м3).

Общество, считая разными видами добытого полезного ископаемого мраморный щебень, образующийся в процессе бурения и резки мраморных блоков, и мраморный щебень, получаемый в процессе последующего дробления мрамора, применял в расчёте стоимость единицы полезного ископаемого - 148,5 руб., и как следствие, выручку не включал в стоимость единицы полезного ископаемого.

Суд апелляционной инстанции считает, что налоговый орган, руководствуясь положениями п.п. 1 п.1 ст. 336, п.1 ст. 337 и п.п. 10 п. 2 ст. 337 НК РФ, обоснованно признал мраморный щебень, образующийся в процессе бурения и резки мраморных блоков, и мраморный щебень, получаемый в процессе последующего дробления мрамора, одним видом полезного ископаемого.

Определив один вид полезного ископаемого, облагаемого налогом (мраморный щебень), налоговый орган в соответствии с положениями ст. 338 Кодекса определил налоговую базу по нему как стоимость добытых полезных ископаемых, рассчитанная в соответствии со статьей 340 настоящего Кодекса.

В своем расчете налоговый орган учтен весь количественный объем строительного камня (мраморный щебень, образующийся в процессе бурения и резки мраморных блоков, и мраморный щебень, получаемый в процессе последующего дробления мрамора), и по этому виду полезного ископаемого рассчитана стоимость единицы и общая стоимость добытого полезного ископаемого (налоговая база), что является верным и соответствует положениям ст. 340 НК РФ.

Вывод суда первой инстанции о том, что расчет налогового органа не может быть признан законным и обоснованным, поскольку расчетные величины и, в частности, налоговая база по НДПИ не в полной мере отражена в налоговой отчетности предприятия и не откорректирована налоговым органом, нельзя признать правильным, поскольку количество спорного полезного ископаемого (щебня) было указано налогоплательщиком в декларации, являлось предметом камеральной проверки и не являлось предметом спора в рамках настоящего дела.

При таких обстоятельствах выводы налогового органа являются правомерными и обоснованными, решение Межрайонной ИФНС № 25 по Свердловской области от 12.12.2019 № 6290 - соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации.

На основании изложенного, в удовлетворении заявленного требования ООО «Уральский мрамор» следует отказать, обжалуемое решение суда подлежит отмене на основании п. 1, п. 4 ч. 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неправильным применением норм материального права и несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л :

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 ноября 2020 года по делу № А60-32363/2020 отменить.

В удовлетворении заявленного требования отказать.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

Судьи

Е.М. Трефилова

И.В. Борзенкова

Н.М. Савельева