СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП- 4 /2022-ГК
г. Пермь
08 июня 2022 года Дело № А71-14663/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 июня 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной М. В.,
судей Гребенкиной Н. А., Лихачевой А. Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Можеговой Е. Х.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
истца, общества с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания»,
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 04 февраля 2022 года,
принятое судьей Кашеваровой О. А.,
по делу № А71-14663/2021
по иску общества с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к обществу с ограниченной ответственностью «Районная теплоснабжающая компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>),
третье лицо: публичное акционерное общество «Т Плюс» в лице филиала «Удмуртский» (ОГРН <***>, ИНН <***>),
об обязании обеспечить подачу тепловой энергии в соответствии с температурным графиком, о взыскании астрента,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания» (далее – ООО «Городская УК», истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковыми требованиями к ООО «Районная теплоснабжающая компания» (далее – ООО «РТК», ответчик) об обязании ответчика обеспечить подачу тепловой энергии, температурой теплоносителя в соответствии с температурный графиком, с отклонением не более 3%, не выше температурного графика, с отклонением не более 3%, о взыскании 39 000 руб. 00 коп. астрента за каждый день неисполнения решения суда в первые три месяца, 73 200 руб. 00 коп. с четвертого месяца (с учетом уточнения, принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
На основании ст. 51 АПК РФ судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество «Т Плюс» в лице филиала «Удмуртский» (далее – ПАО «Т Плюс», третье лицо).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04.02.2022 (резолютивная часть от 01.02.2022) в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец с решением суда не согласен, обратившись с апелляционной жалобой, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.
Изложенные в жалобе возражения сводятся к тому, что в договоре теплоснабжения содержится обязанность ответчика как РСО поставлять ресурс надлежащего качества в соответствии с температурным графиком, содержащимся в Приложении №2 к договору.
Полагает, что представленными в материалы дела ведомостями учета параметров теплопотребления, подтверждена поставка некачественного ресурса на протяжении длительного времени.
Ответчик в отзыве на жалобу опровергает доводы апеллянта, факт поставки ресурса ненадлежащего качества считает не подтвержденным документально истцом. Считая решение суда законным, обоснованным и справедливым, просит в удовлетворении жалобы отказать.
ПАО «Т Плюс» в представленном отзыве поддерживает правовую позицию ответчика и отмечает правильность выводов суда по существу спора, в связи с чем просит решение оставить в силе.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе посредством размещения соответствующей информации в сети Интернет в Картотеке арбитражных дел, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили, каких-либо заявлений, ходатайств процессуального характера не направили. Неявка представителей указанных лиц, извещенных надлежащим образом, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
ООО «РТК», в порядке ч. 2 ст. 156 АПК РФ известило арбитражный апелляционный суд о возможности рассмотрения дела без участия его представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, было установлено судом, ООО «ГУК» является управляющей компанией МКД, расположенных в г. Ижевске по адресам: ул. Клубная 66, 76/8, ул. Саратовская, 33, ул. Выемка, 15А, ул. Джамбула, 65.
В целях исполнения обязательств по обеспечению собственников и пользователей помещений в указанных многоквартирных домах коммунальными услугами по отоплению, ООО «ГУК» осуществляет приобретение коммунальных ресурсов у ООО «РТК» являющегося теплоснабжающей организацией.
Между истцом и ответчиком заключен договор теплоснабжения № 95/РТК, в редакции решения Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12.01.2016 по делу А71-12644/2015 (далее – договор).
Пунктом 1.1 договора сторонами предусмотрено, что, ответчик (Теплоснабжающая организация) обязуется подавать истцу (Потребитель) через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей сетевой воде, а Потребитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию, а также соблюдать предусмотренный Договором режим потребления тепловой энергии. Потребитель является исполнителем (поставщиком) коммунальных услуг в отношении многоквартирных домов и жилых домов, указанных в Приложении №1 к настоящему Договору, и приобретает тепловую энергию по настоящему Договору в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в названных домах коммунальной услуги отопления (пункт 1.2 договора).
В соответствии с пунктом 2.2 договора Теплоснабжающая организация обязана: подавать тепловую энергию Потребителю в точки поставки, указанные в Приложении № 1 к настоящему Договору, с качеством, предусмотренным условиями настоящего Договора и законодательством РФ. Поддерживать перепад давления между подающим и обратным трубопроводом в соответствии с расчетными величинами, предусмотренными проектом тепловых сетей и (или) энергетическими характеристиками тепловых сетей, в соответствии с режимными картами, разработанными Теплоснабжающей организацией и согласованными с Потребителем.
Согласно пункту 2.2.21 договора Теплоснабжающая организация обязана поставлять теплоноситель в многоквартирный дом для целей отопления с температурой согласно графика качественного регулирования температуры воды в системах отопления, согласно «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных Постановлением Госстроя №170 от 27.09.2003 и Приложения №2 к договору.
По утверждению истца, в рамках договора № 95/РТК от 09.09.2015 в период отопительного сезона в 2020-2021 гг. им зафиксировано несоответствие температуры фактически поставленного теплоносителя.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, поставку ответчиком некачественного ресурса с отклонениями от графика температур, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии между сторонами согласованного температурного графика в точках поставки, указанных в Приложении N 1 к договору, недоказанности истцом факта нарушения РСО своих обязательств по договорам в отношении качества ресурса, в удовлетворении иска отказал.
Оценив в порядке, предусмотренном статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется, в связи со следующим.
Согласно ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания (абзац введен Федеральным законом от 30.12.2012 № 302-ФЗ); признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако, избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, то лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
Избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Согласно пункту 2 статья 2 Закона о теплоснабжении качество теплоснабжения определяется как совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) договором теплоснабжения характеристик теплоснабжения, в том числе термодинамических параметров теплоносителя.
Исходя из материалов дела, истец утверждает, что в спорный, достаточно продолжительный период времени ответчиком теплоснабжение по договорам оказывалось некачественно. При этом истец полагает, что ведомости температуры с общедомового прибора учета тепловой энергии в сравнении с графиком температур источника тепловой энергии являются доказательством предоставления ресурса ненадлежащего качества.
Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, приведенный в договоре график температур, не закрепляет конкретные значения температуры теплоносителя в подающем трубопроводе на вводе в МКД. Данный график отсылает к значениям температурного графика на источнике теплоты. Несоответствие зафиксированной прибором учета температуры сетевой воды показателям температурного графика источника теплоты не является показателем некачественной поставки ресурса.
Обязанность по предоставлению потребителям (жильцам) коммунальных услуг надлежащего качества в многоквартирном доме лежит на исполнителе коммунальных услуг. Для выполнения своих обязательств исполнитель вправе заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям. Исполнитель должен оплачивать ресурсоснабжающей организации поставленные коммунальные ресурсы в объеме, определенном по показаниям приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, с системами коммунальной инфраструктуры.
Порядок установления факта предоставления коммунальной услуги «отопление» ненадлежащего качества определен п. 104-113 Правил № 354.
Качество тепловой энергии, поставленной на нужды отопления, оценивается по температуре воздуха внутри помещения, при этом температурные характеристики тепловой энергии на границе балансовой принадлежности МКД не могут быть ниже минимально допустимых нормативных показателей для обеспечения нормативной температуры в квартирах.
Согласно пункту 2.2 договора Теплоснабжающая организация обязана подавать тепловую энергию Потребителю в точки поставки, указанные в Приложении № 1 к настоящему договору, с качеством, предусмотренным условиями настоящего договора и законодательством РФ.
Согласно материалам дела, расчет истца основывается на показателях отклонения температуры теплоносителя (по данным приборов учета) от температурного графика, исходя из показаний узла учета тепловой энергии, представленных в форме ведомостей учета параметров потребления тепла, с фиксацией среднесуточной и температуры теплоносителя на вводе в жилой дом.
Между тем, как верно указал суд первой инстанции, поставка в спорные МКД тепловой энергии с температурой сетевой воды, не соответствующей температурному графику, утвержденному для источников теплоты, не является основанием для перерасчета платы за коммунальный ресурс.
Факт поставки коммунальной услуги – отопление ненадлежащего качества в соответствии с Правилами № 354 должен быть подтвержден актами замеров температурного режима в помещениях многоквартирного дома, которыми должен быть зафиксирован факт занижения температуры внутри помещения ответчика, а также обращениями ответчика о некачественной услуге.
В силу пункта 2 статья 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" качество теплоснабжения определено как совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) договором теплоснабжения характеристик теплоснабжения, в том числе термодинамических параметров теплоносителя.
Согласно подпункту 2 части 8 статьи 15 Закона о теплоснабжении договор теплоснабжения должен определять, в том числе, параметры качества теплоснабжения.
При этом под качеством тепловой энергии подразумевается совокупность параметров (температур и давлений) теплоносителя, используемых в процессах производства, передачи и потребления тепловой энергии, обеспечивающих пригодность теплоносителя для работы теплопотребляющих установок в соответствии с их назначением (пункт 3 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034) (далее - Правила N 1034).
В силу пункта 17 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124) показатели качества поставляемого коммунального ресурса являются существенным условием договора.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) в обязанности исполнителя входит предоставление потребителю коммунальных услуг в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно пункту 24 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808) показатели качества теплоснабжения в точке поставки, включаемые в договор теплоснабжения, должны предусматривать температуру и диапазон давления теплоносителя в подающем трубопроводе. Температура теплоносителя определяется по температурному графику регулирования отпуска тепла с источника тепловой энергии, предусмотренному схемой теплоснабжения.
На основании пунктов 1, 5 и 8 статьи 15 Закона о теплоснабжении местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации, либо в точке подключения к бесхозяйной тепловой сети. Параметры качества теплоснабжения и ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения определяются сторонами в договоре теплоснабжения.
В соответствии со статьями 2 и 19 Закона о теплоснабжении количественные и качественные характеристики поставленного теплоносителя фиксируются в точке учета средствами коммерческого учета.
В силу пункта 6.2 статьи 155, пункта 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 5 статьи 15 Закона о теплоснабжении местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки. Ресурсоснабжающая организация отвечает за поставку коммунальных ресурсов надлежащего качества в многоквартирный дом до границы общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома.
Обязанность по предоставлению потребителям (жильцам) коммунальных услуг надлежащего качества в многоквартирном доме лежит на исполнителе коммунальных услуг.
Для выполнения своих обязательств исполнитель вправе заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
Исполнитель должен оплачивать ресурсоснабжающей организации поставленные коммунальные ресурсы в объеме, определенном по показаниям приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, с системами коммунальной инфраструктуры.
В подпункте 7 пункта 3 статьи 23 Закона о теплоснабжении установлено, что уполномоченные в соответствии с Законом о теплоснабжении органы должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения, которые должны содержать оптимальный температурный график.
В силу пункта 106 Правил N 1034 качество теплоснабжения определяется как совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) договором теплоснабжения характеристик тепловой энергии, в том числе термодинамических параметров теплоносителя.
Конкретные величины контролируемых параметров указываются в договоре теплоснабжения (пункт 109 Правил N 1034).
В силу пункта 15 статьи 2 Закона N 190-ФЗ режим потребления тепловой энергии - процесс потребления тепловой энергии, теплоносителя с соблюдением потребителем тепловой энергии обязательных характеристик этого процесса в соответствии с нормативными правовыми актами, в том числе техническими регламентами, и условиями договора теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 26 Правил N 808, режим потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя предусматривает, в частности, показатели качества возвращаемых в тепловую сеть или на источник тепловой энергии теплоносителей и конденсата, диапазон разницы температур теплоносителя между подающим и обратным трубопроводами или значение температуры теплоносителя в обратном трубопроводе.
Значение температуры теплоносителя в подающем трубопроводе определяется в точке поставки как среднесуточное значение температуры теплоносителя в подающем трубопроводе по температурному графику, включенному в договор теплоснабжения, предусматривающему в отношении каждого потребителя зависимость температуры теплоносителя в подающем трубопроводе и в обратном трубопроводе в точке поставки от температуры наружного воздуха (пункт 124(2) Правил).
Согласно Правилам технической эксплуатации тепловых установок, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 (далее - Правил N 115), температура воды в подающей линии тепловой сети должна соответствовать утвержденному температурному графику, расход ресурса должен проходить в пределах перепада давления.
Отклонение среднесуточной температуры воды, поступившей в системы отопления, должно быть в пределах +/- 3% от установленного температурного графика (пункт 9.2.1 Правил N 115). Среднесуточная температура обратной сетевой воды не должна превышать заданную температурным графиком температуру более чем на 5%.
Согласно пункту 2.2.1. договора, теплоснабжающая организация обязана подавать тепловую энергию потребителю в точки поставки, указанные в акте разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон (Приложение N 2 к настоящему договору), в количестве, режиме, предусмотренными Приложением N 1 к настоящему договору, и с качеством обеспечивающем нормативную температуру внутри жилых и нежилых помещений, предусмотренным условиями настоящего договора и законодательством РФ.
Как следует из пояснений ответчика и не противоречит условиям договора (ст.431 ГК РФ), температурный график источника тепловой энергии содержит параметры теплоносителя в зависимости от температуры наружного воздуха для источника теплоты: 126/70 от ЦТП и 138/70 от ТЭЦ. Температурный график источника теплоты используется для регулирования термодинамических параметров сетевой воды для источников тепловой энергии: на выходе с ТЭЦ и ЦТП. Указанный график не может являться температурным графиком для точки поставки ресурса абоненту.
Из буквального толкования представленных температурных графиков, утвержденных для тепловых сетей г. Ижевска на момент заключения договора, не следует, что данные графики утверждены в отношении многоквартирных домов. Следует признать обоснованными возражения ответчика о том, что отношении каждого МКД подлежат установлению индивидуальные графики температур, учитывающие длину сетей, ширину зоны действия источников тепловой энергии, естественные тепловых потерь, климатические условий, разницу в прогнозной и фактической температуре наружного воздуха, нормативные отклонения температуры теплоносителя, соответствует положениям Правил N 115.
Как верно установлено судом первой инстанции, приведенный в договоре график температур не закрепляет конкретные значения температуры теплоносителя в подающем трубопроводе на вводе в МКД. Данный график отсылает к значениям температурного графика на источнике теплоты. Несоответствие зафиксированной прибором учета температуры сетевой воды показателям температурного графика источника теплоты не является показателем некачественной поставки ресурса по договору.
Исходя из изложенного, довод истца о тождественности параметров температурного графика источника тепловой энергии и параметров в точке поставки ресурса на границе балансовой принадлежности жилого дома является необоснованным (ст.65,71,9 АПК РФ).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии между сторонами согласованного температурного графика в точках поставки МКД, указанных в Приложении N 1 к договору; имеющиеся в Приложении № 2 к договору графики являются графиками источника тепловой энергии.
Учитывая изложенное, отсутствуют предусмотренные законом и заключенным сторонами договором основания для возложения на РСО обязанности по соблюдению температурного режима теплопотребления исходя из температурного графика регулирования отпуска тепла с источника тепловой энергии.
Согласно п. 20 Постановления Правительства РФ от 14.02.2021 № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами» при установлении в договоре ресурсоснабжения показателей качества коммунального ресурса учитывается, что его объем и качество должны позволять исполнителю обеспечить надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальной услуги потребителям в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилами предоставления коммунальных услуг, и соответствовать условиям подключения (техническим условиям присоединения) многоквартирных домов, общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома, к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
Как верно указал суд первой инстанции, в данном случае свидетельствовать о поставке некачественной тепловой энергии может только нарушение нормативной температуры в жилых помещениях.
Суд первой инстанции правомерно исходил из того, что согласно пункту 104 Правил N 354 при обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - нарушение качества коммунальных услуг) всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению (пункт 104 Правил N 354).
В соответствии с пунктами 105, 106, 107 Правил N 354, при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба). Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации. В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан немедленно сообщить об этом обратившемуся потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений. При этом если исполнителем является РСО, которая несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, и сотруднику аварийно-диспетчерской службы такой организации известно, что причины нарушения качества коммунальной услуги возникли во внутридомовых инженерных сетях, то он обязан сообщить об этом обратившемуся потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений. При этом сотрудник аварийно-диспетчерской службы такой организации, если ему известно лицо, привлеченное собственниками помещений для обслуживания внутридомовых инженерных систем, обязан незамедлительно довести до такого лица полученную от потребителя информацию. В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить РСО, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки (пункт 108 Правил N 354).
В соответствии с пунктом 109 Правил N 354 по окончании проверки составляется акт проверки. Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги. Акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами (их представителями), 1 экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке.
Таким образом, руководствуясь приведенными нормами, суд первой инстанции, вопреки доводам жалобы, пришел к верному выводу о том, что материалы дела не содержат соответствующих доказательств соблюдения истцом порядка установления факта предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, определенного пунктами 104 - 110 Правил N 354.
Акты о ненадлежащем качестве коммунальной услуги отсутствуют, не представлено доказательств обращения потребителя к теплоснабжающей организации с указанием нарушения качества коммунальной услуги и выяснения причин такого нарушения, истцом не представлены доказательства вины ответчика в нарушении качества предоставления коммунальных услуг.
Истец ошибочно полагает, что представленные в материалах дела ведомости с узла учета параметров теплоносителя в достаточной степени подтверждают поставку некачественно ресурса, исходя из фактической температуры теплоносителя на вводе в жилой дом в сравнении с температурными графиками на источнике тепловой энергии.
Истец не указывает, из какого графика используются значения температуры для сравнения с фактическими параметрами температуры с узла учета тепловой энергии на вводе в жилые дома. Указанные значения температуры из графиков в таблицах, представленных истцом, не соответствуют значениям температурного графика из Приложения N 1 к договору N К2531 от 21.03.2016. В том числе не соответствуют значениям, указанным на сайте ГИС ЖКХ.
Таким образом, указанные ведомости не являются надлежащим доказательством поставки некачественной тепловой энергии в МКД (ст. 64, 67, 68 АПК РФ).
Кроме того, как указано ранее, в соответствии с пунктом 15 Приложения N 1 Правил N 354 предоставление коммунальной услуги по отоплению надлежащего качества достигается путем обеспечения нормативной температуры воздуха в жилых помещениях - не ниже 18°C (в угловых комнатах - 20°C), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) - 31°C и ниже - в жилых помещениях - не ниже 20°C (в угловых комнатах - 22°C); в других помещениях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании. Таким образом, качество тепловой энергии оценивается по температуре воздуха внутри помещения.
Согласно пункту 108 Правил № 354, в случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки.
В соответствии с пунктом 109 Правил № 354 по окончании проверки составляется акт проверки. Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги.
Представленный истцом свод жалоб о нарушение температурного режима в жилых помещениях не являются достоверным доказательством поставки ответчиком некачественного коммунального ресурса.
Исходя из материалов дела, ни об одном факте нарушения качества коммунальной услуги отопления истец, в нарушение пункта 108 Правил № 354, не уведомил ответчика, как ресурсоснабжающую организацию, у которой приобретает тепловую энергию на отопление, ни после получения сообщения владельца жилого помещения (потребителя), ни в течение разумного срока после обнаружения, как он считает, нарушения качества коммунальной услуги, ни после получения от ответчика УПД, подтверждающих поставку тепловой энергии. Обратного истцом не доказано (ст.65,9 АПК РФ).
Таким образом, истец в нарушение ст. 65 АПК РФ не представил в материалы дела надлежащих доказательств обращения к теплоснабжающей организации с требованием о принятии мер для надлежащего теплоснабжения в спорный период, то есть, не представил доказательств совершения им соответствующих сложившейся ситуации, добросовестных действий, необходимых для дальнейшего нормального теплоснабжения многоквартирного дома, что не позволяет суду, руководствуясь положениями ст. 71 АПК РФ, оценить журнал жалоб в качестве достоверного доказательства, подтверждающего вину ответчика в ненадлежащем исполнении обязательства (ст. 67, 68 АПК РФ).
Учитывая изложенное, отсутствуют предусмотренные законом и заключенным сторонами договором основания для возложения на РСО обязанности по соблюдению температурного режима теплопотребления в точках поставки исходя из температурного графика регулирования отпуска тепла с источника тепловой энергии.
Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований у суда первой инстанции не имелось.
В связи с отказом в удовлетворении иска, заявленное истцом на основании пункта 1 статьи 308 ГК РФ требование о взыскании с ответчика астрента в размере 39000 рублей астрента за каждый день неисполнения решения суда в первые три месяца, 73200 рублей за каждый день неисполнения решения суда, начиная с четвертого месяца, удовлетворению также не подлежит.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании оценки представленных доказательств (часть 1 статьи 64, статьи 67, 68, 71 и 168 АПК РФ).
При этом само по себе отсутствие в судебном акте выводов по каждому конкретному доказательству, вопреки доводам жалобы истца, не свидетельствует о том, что судом эти доказательства не оценивались в совокупности согласно ст.71 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка. Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют. С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы на уплату государственной пошлины, понесенные при подаче апелляционной жалобы, относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л :
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04 февраля 2022 года по делу № А71-14663/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий | М.В. Бородулина |
Судьи | Н.А. Гребенкина |
А.Н. Лихачева |