ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-4162/2022-АК от 17.05.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- 2 /2022-АК

г. Пермь

18 мая 2022 года                                                   Дело № А60-63233/2021­­

Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 18 мая 2022 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Васильевой Е.В.

судей Муравьевой Е.Ю., Шаламовой Ю.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Тиуновой Н.П.

при участии представителя АО «Севергранкарьер» ФИО1, удостоверение адвоката, доверенность от 10.01.2022; представителя Межрайонной ИФНС России № 24 по Свердловской области ФИО2, служебное удостоверение, доверенность от 09.01.2020, диплом;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя акционерного общества «Северский гранитный карьер»

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 17 февраля 2022 года по делу № А60-63233/2021

по заявлению акционерного общества «Северский гранитный карьер» (ИНН <***>, ОГРН <***>, сокращенное наименование – АО «Севергранкарьер»)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 24 по Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании недействительными решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения №4897 от 20.08.2021, №5059 от 15.09.2021, №6195 от 01.10.2021,

установил:

Акционерное общество «Северский гранитный карьер» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 24 по Свердловской области (далее – инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения №4897 от 20.08.2021, №5059 от 15.09.2021, №6195 от 01.10.2021.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17 февраля 2022 года в удовлетворении требований заявителю отказано.

Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к оценке правильности определения количества добытого полезного ископаемого для расчета налоговой базы по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) за спорные периоды. АО «Севергранкарьер», учитывая судебную практику, согласно с тем, что полезным ископаемым будет выступать щебень. Однако количество полезного ископаемого для целей исчисления налоговой базы также следует определять как объем добытого щебня, а не минерального сырья (строительного камня). Цена реализации строительного камня (горной массы) не должна включаться в расчет стоимости добытого полезного ископаемого – щебня (как в количественном выражении, так и при расчете стоимости единицы). Налоговый орган в нарушение статей 338, 339, 340 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс) налоговую база по НДПИ рассчитал через количество добытого строительного камня, то есть минерального сырья, в отношении которого в налоговом периоде не завершен комплекс технологических операций (дробление и грохочение) и не получена конечная товарная продукция (щебень). То есть инспекцией не был установлен действительный размер налоговых обязательств АО «Севергранкарьер», что противоречит принципу добросовестного налогового администрирования, предполагающего учет законных интересов налогоплательщика.

В судебном заседании представитель заявителя на доводах жалобы настаивал.

Инспекция с доводами апелляционной жалобы не согласна по мотивам, указанным в письменном отзыве, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

В судебном заседании представитель инспекции на доводах отзыва настаивал.

Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.

Из материалов дела установлено, что инспекцией проведены камеральные налоговые проверки в связи с представлением ООО «Севергранкарьер» деклараций по налогу на добычу полезных ископаемых за январь, февраль, март 2021 года. Результаты камеральных налоговых проверок оформлены актами №4940 от 16.06.2021, №6294 от 14.07.2021, №6575 от 12.08.2021, на основании которых вынесены решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения №4897 от 20.08.2021, №5059 от 15.09.2021, №6195 от 01.10.2021.

Решением №4897 от 20.08.2021 инспекцией дополнительно начислены НДПИ за январь 2021 года в размере 1 528 273 руб., пени в размере 85 532 руб. 36 коп., общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ с назначением штрафа в размере 305 655 руб.

Решением №5059 от 15.09.2021 инспекцией дополнительно начислены НДПИ за февраль 2021 года в размере 1 424 065 руб., пени в размере 45 273 руб. 39 коп., общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ с назначением штрафа в размере 284 813 руб.

Решением №6195 от 01.10.2021 инспекцией дополнительно начислены НДПИ за март 2021 года в размере 2 375 149 руб., пени в размере 133 364 руб. 61 коп., общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ с назначением штрафа в размере 118 757 руб. 50 коп.

Основанием для доначисления НДПИ явились выводы проверки о занижении обществом налоговой базы ввиду неправильного определения вида добытого полезного ископаемого (им следует признавать щебень, а не строительный камень) и занижения в связи с этим стоимости единицы полезного ископаемого (вместо цены реализации строительного камня 108,68 руб. за куб. м следовало учитывать среднюю цену реализации такого камня и щебня, которая составила 421 руб., 428,69 руб. и 470,58 руб. за куб. м соответственно в январе, феврале и марте 2021г.).

Налогоплательщик, не согласившись с выводами инспекции, направил апелляционную жалобу в УФНС России по Свердловской области.

Решением УФНС России по Свердловской области от 25.10.2021 №13-06/36304 апелляционная жалоба на решение инспекции №4897 от 20.08.2021 удовлетворена в части уменьшения налога на 49 руб., соответствующих пени и штрафных санкций, в остальной части решение оставлено без изменения.

Решением УФНС России по Свердловской области от 08.11.2021 №13-06/37507 апелляционная жалоба на решение инспекции №5059 от 15.09.2021 оставлена без удовлетворения, решение без изменения.

Решением УФНС России по Свердловской области от 22.11.2021 №13-06/39107 апелляционная жалоба на решение инспекции №6195 от 01.10.2021 удовлетворена в части снижения штрафных санкций до 59 379 руб., в остальной части решение оставлено без изменения.

Не согласившись с указанными решениями, заявитель обратился в арбитражный суд.

Судом принято приведенное выше решение.

Суд апелляционной инстанции, оценив представленные в дело доказательства, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, приходит к следующим выводам.

Правовое регулирование отношений, связанных с взиманием налога на добычу полезных ископаемых, осуществляется на основании норм главы 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 336 Кодекса объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются, в частности, полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 337 НК РФ в целях исчисления НДПИ  полезные ископаемые именуются добытым полезным ископаемым. При этом полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом из недр минеральном сырье, первая по своему качеству соответствующая указанным в пункте 1 статьи 337 НК РФ стандартам.

Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.

Согласно подпункту 10 пункта 2 статьи 337 Кодекса видом добытого полезного ископаемого является неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии (гипс, ангидрит, мел природный, доломит, флюс известняковый, известняк и известковый камень для изготовления извести и цемента, песок природный строительный, галька, гравий, песчано-гравийные смеси, камень строительный, облицовочные камни, мергели, глины, другие неметаллические ископаемые, используемые в строительной индустрии.

Налоговая ставка в отношении этого вида полезных ископаемых установлена в размере 5,5 процента (подпункт 4 пункта 2 статьи 342 НК РФ).

В силу пункта 7 статьи 339 НК РФ при определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь); при разработке месторождения полезного ископаемого в соответствии с лицензией (разрешением) на добычу полезного ископаемого учитывается весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого.

По смыслу вышеуказанных норм налогового законодательства во взаимосвязи с положениями Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах», возникновение объекта обложения НДПИ в определенных случаях связывается не с моментом добычи собственно минерального сырья, а с моментом завершения технологических операций, включенных в технический проект разработки месторождения полезных (горнодобывающая промышленность) (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11.03.2021 №375-О).

В условиях же переработки добытого полезного ископаемого возникает продукция обрабатывающей промышленности, не признаваемая объектом обложения НДПИ в силу вышеуказанных положений статьи 337 НК РФ.

При этом основополагающим критерием разграничения технологических операций, входящих в технологический комплекс по добыче конкретного полезного ископаемого и закрепленных в техническом проекте (горнодобывающая промышленность), от технологических операций, составляющих суть перерабатывающей (обрабатывающей) промышленности, является неизменность основного характера продукта.

Результатом переработки полезного ископаемого, как комплекса сложных механических, физических и химических процессов с применением особых технологий и специального оборудования, выступает качественно новый продукт с иным минеральным, химическим составом и физико-механическими свойствами (постановления Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 15.03.2005 №12742/04, от 22.01.2008 №4822/07, определение Верховного Суда Российской Федерации от 22.03.2021 №309-ЭС21-1456).

Из материалов налоговых проверок следует и обществом не оспаривается, что оно в спорные периоды осуществляло добычу полезного ископаемого на основании лицензии СВЕ 07242 ТЭ с целевым назначением и видами работ на разведку и добычу гранодиоритов Северского месторождения в 18 км к западу от Екатеринбурга, в 1 км к северу от ж/д станции Северка на территории Екатеринбурга.

Проектом разработки данного месторождения качество гранодиоритов оценено в соответствии с требованиями стандартов качества «ГОСТа 8267-93. Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ, технические условия»; «ГОСТ 31436-11. Породы горные скальные для производства щебня для строительных работ»; «ГОСТ 31424- 2010. Материалы строительные нерудные из отсевов дробления плотных горных пород при производстве щебня».

В соответствии с техническим проектом на разработку месторождениядобытый гранодиорит доставляется на промплощадку дробильно-сортировочного комплекса; на площадке исходный материал (горная масса) с приемного бункера поступает на дробилку; после многостадийного дробления материал поступает на грохот и разрыхляется на следующие фракции: 0-5 мм, 5-20 мм, 20-40 мм и 40-70 мм.

Согласно пункту 3.1 ГОСТ 8267-93 щебень из горных пород – это неорганический зернистый сыпучий материал с зернами крупностью свыше 5 мм, получаемый дроблением горных пород и попутно добываемых вскрышных и вмещающих пород. То есть щебень – это раздробленная горная порода (в рассматриваемой ситуации – гранодиорит).

Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утв. Приказом Госстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, щебень и камень природный дробленый отнесены к разделу 08 «Продукция горнодобывающих производств прочая».

Согласно разделу «В» «Добыча полезных ископаемых» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2014 (КДЕС), утв. Приказом Госстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, добыча строительного камня включает: добычу полезных ископаемых, встречающихся в природе в виде твердых пород, а также, дополнительные виды деятельности с целью подготовки сырья к реализации: дробление, измельчение, сортировку. Перечисленные виды работ выполняются хозяйствующими субъектами, которые сами занимаются добычей полезных ископаемых и/или расположены в районе добычи полезных ископаемых.

Установив, что добываемая и реализуемая обществом продукция соответствует стандарту качества «ГОСТ 8267-93 Межгосударственный стандарт. Щебень и гравий   из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия», налоговый орган пришел к обоснованному выводу, что обществу для целей налогообложения в качестве полезного ископаемого следует учитывать не строительный камень, а щебень, как конечный продукт разработки месторождения.

Согласно апелляционной жалобе общества, оно данный вывод налогового органа и суда не оспаривает.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к неверному определению инспекцией количества добытого полезного ископаемого и его стоимости (то есть налоговой базы по НДПИ). По мнению общества, за количество добытого полезного ископаемого следует принимать не объем извлеченной из карьера горной массы (строительного камня), а объем добытого (полученного) щебня, который всегда будет меньше объема добытого строительного камня (показатели за январь-март 2021г. приведены в таблице на стр.5 апелляционной жалобы, а также в справках-расчетах, представленных в дело в электронном виде 08.02.2022).

Согласно статье 338 НК РФ налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого).

Под налоговой базой в пункте 2 этой статьи законодатель понимает стоимость добытых полезных ископаемых, которая определяется в соответствии со статьей 340 Кодекса.

Количество добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со статьей 339 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 338).

Налоговая база определяется отдельно по каждому добытому полезному ископаемому (пункт 4 статьи 338).

В соответствии с пунктом 1 статьи 339 НК РФ количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно. В зависимости от добытого полезного ископаемого его количество определяется в единицах массы или объема.

Количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого (пункт 2 статьи 339).

При этом, если налогоплательщик применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого.

Фактическими потерями полезного ископаемого признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого. Фактические потери полезного ископаемого учитываются при определении количества добытого полезного ископаемого в том налоговом периоде, в котором проводилось их измерение, в размере, определенном по итогам произведенных измерений (пункт 3 статьи 339).

В силу пункта 7 статьи 339 НК РФ при определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается, если иное не предусмотрено пунктом 8 указанной статьи Кодекса, полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь).

При реализации и (или) использовании минерального сырья до завершения комплекса технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых, количество добытого в налоговом периоде полезного ископаемого определяется как количество полезного ископаемого, содержащегося в указанном минеральном сырье, реализованном и (или) использованном на собственные нужды в данном налоговом периоде (пункт 8 статьи 339 Кодекса).

Учитывая при определении налоговой базы за январь, февраль и март 2021г. количество добытого полезного ископаемого в объеме соответственно 88 968,96 куб. м, 80 910,24 куб. м и 119 327,27 куб. м, налоговый орган исходил из сведений, заявленных в декларациях по НДПИ самим налогоплательщиком на основании федеральной государственной статистической отчетности по форме 5-гр «Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых».

Иных данных по количеству добытого полезного ископаемого обществом в ходе налоговых проверок или на иной досудебной стадии налогового спора не заявлялось. Справка-расчет, представленная обществом в электронном виде 08.02.2022 (в обоснование объемов 70 772,67 куб. м, 61 022,18 куб. м и 90 963,25 куб. м за январь, февраль и март 2021г. соответственно), правомерно не принята во внимание судом первой инстанции, поскольку указанные в ней показатели первичными документами или государственной статистической отчетностью не подтверждены.

Кроме того, из упомянутой справки следует, что общество не уточняет количество добытого полезного ископаемого, подлежащего учету при исчислении налоговой базы, а лишь исключает из него объемы строительного камня, песка и песчано-щебеночной смеси (ПЩС), которые подлежат обязательному учету при определении налоговой базы по НДПИ (согласно подпункту 10 пункта 2 статьи 337, статье 338 НК РФ).

Как уже указано в постановлении, налоговая база по НДПИ определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого, в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого (пункт 1 статьи 338 НК РФ).

Общество учитывало при исчислении НДПИ количество и стоимость лишь одного полезного ископаемого. Инспекцией это количество при исчислении налоговой базы не изменялось. Фактических оснований для признания ее расчета в указанной части неправомерным у суда первой инстанции не имелось.

Указанное не лишает общества права на представление уточненных деклараций по НДПИ за январь-март 2021г. в порядке, предусмотренном статьей 81 НК РФ (в том числе с уточнением данных по виду и количеству полезных ископаемых при наличии соответствующих оправдательных документов).

В соответствии с пунктом 1 статьи 340 Кодекса оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов:

1) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета субсидий;

2) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;

3) исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

В соответствии с пунктом 2 статьи 340 НК РФ оценка производится отдельно по каждому виду добытого полезного ископаемого исходя из цен реализации соответствующего добытого полезного ископаемого (пункт 2 статьи 340 НК РФ).

Стоимость добытого полезного ископаемого определяется как произведение количества добытого полезного ископаемого, определяемого в соответствии со статьей 339 Кодекса, и стоимости единицы добытого полезного ископаемого, определяемой в соответствии с настоящим пунктом.

Стоимость единицы добытого полезного ископаемого рассчитывается как отношение выручки от реализации добытого полезного ископаемого, определяемой в соответствии с настоящим пунктом, к количеству реализованного добытого полезного ископаемого.

Рассчитанная в порядке, определенном настоящим пунктом, стоимость единицы добытого полезного ископаемого округляется до 2-го знака после запятой в соответствии с действующим порядком округления.

В силу пункта 4 статьи 340 НК РФ предусмотренный подпунктом 3 расчетный способ применяется в случае отсутствия в текущем налоговом периоде реализации полезного ископаемого.

Поскольку в спорные периоды у налогоплательщика были операции по реализации полезного ископаемого, расчетный метод ни налогоплательщиком, ни инспекцией не применялся; стоимость полезного ископаемого определена исходя из цены его реализации.

Из оспариваемых решений инспекции следует, что стоимость единицы добытого полезного ископаемого рассчитана ею как отношение выручки от реализации добытого полезного ископаемого к его количеству, что соответствует пункту 2 статьи 340 НК РФ.

На основании изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемых решений недействительными. Оснований для отмены или изменения судебного акта у суда апелляционной инстанции не имеется.

В силу статьи 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ее заявителя.

Поскольку заявителем при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина уплачена в размере 3000 руб., излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета в силу статьи 333.40 НК РФ.

Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

        Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 февраля 2022 года по делу № А60-63233/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

         Возвратить акционерному обществу «Северский гранитный карьер» (ИНН <***>, ОГРН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную платежным поручением от 10.03.2022 №178.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

Е.В. Васильева

Судьи

Е.Ю. Муравьева

Ю.В. Шаламова