ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-4437/2022-АК от 04.07.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- 7 /2022-АК

г. Пермь

08 июля 2022 года                                                                Дело № А60-63160/2021­­

Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 08 июля 2022 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г.Н.,

судей Муравьевой Е.Ю., Шаламовой Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.,

при участии:

от заявителя ООО «Универсам 4-ка Плюс» (ИНН 6673095060, ОГРН 1026605628455) – не явились, извещены надлежащим образом;

от заинтересованного лица Межрайонной ИФНС № 32 по Свердловской области (ИНН 6686000010, ОГРН 1126673000013) - не явились, извещены надлежащим образом;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заявителя ООО «Универсам 4-ка Плюс»

на решение Арбитражного суда Свердловской области от 25 февраля 2022 года

по делу № А60-63160/2021,

принятое судьей Чукавиной Т.В.

по заявлению ООО «Универсам 4-ка Плюс»

кМежрайонной ИФНС № 32 по Свердловской области

о признании недействительным требования,

установил:

ООО «Универсам 4-ка Плюс» (далее – заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к  Межрайонной ИФНС № 32 по Свердловской области (далее – заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) о признании недействительным требования от 20.07.2021  № 78883 об уплате налога.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 25.02.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. Заявитель полагает, что судом не выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом нарушены и неправильно применены нормы материального и процессуального права. Так, заявитель настаивает на том, что выводы суда о том, что  налогоплательщиком не представлена совокупность обстоятельств, позволяющих применить пониженную ставку 0,3% при расчете земельного налога за 2020 год, противоречат выводам, сделанным тем же самым судом. При этом судом установлена совокупность двух обязательных условий для применения пониженной ставки (подтверждается выписками из ЕГРН, договорами купли-продажи земельных участок с находящимся на них жилыми домами): категория земельного участка; вид разрешенного использования земельного участка. Доказательств использования земельных участков и жилых домов в предпринимательской деятельности заявителем не представлено и не могло быть представлено в связи с отсутствием таковых, так как предпринимательская деятельность с использованием земельных участков и жилых домов не ведется. Суд не принял во внимание пояснения  представителя ООО «Универсам 4-ка Плюс» о том, что спорные земельные участки не используются в предпринимательской деятельности, используются для фактического проживания граждан, в домах живут люди на безвозмездной основе, предоставление имущества юридическим лицом физическим лицам на безвозмездной основе законом не запрещено.

Заинтересованное лицо представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, доводы жалобы находит несостоятельными, отмечает, что спорные  земельные участки с видами разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», «под существующий индивидуальный жилой дом» не предполагалось изначально использовать по целевому назначению - «для индивидуального жилищного строительства», в связи с чем инспекцией установлено, что участки предполагалось использовать в предпринимательских целях, то есть в рассматриваемом случае для перепродажи либо сдачи в аренду, в связи с чем инспекцией правомерно и обоснованно произведен расчет подлежащего уплате земельного налога, исходя из ставки налога в размере 1,5 %.

Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, что в силу части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие. Судом рассмотрены в порядке статьи  159 АПК РФ  и удовлетворены поступившие до начала судебного заседания от заявителя и заинтересованного лица ходатайства о расссмотрении дела без участия своих представителей.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Как следует из материалов дела, в 2020 году в собственности ООО «Универсам 4-ка Плюс» находились земельные участки с кадастровыми номерами 66:35:0105004:104, 66:35:0105004:103, 66:35:0105004:102, 66:35:0105004:17, 66:35:0105004:16, 66:35:0105004:106, разрешенное использование земельного участка - «Для индивидуальной жилой застройки».

07.05.20201 налоговой инспекцией по месту нахождения земельных участков (МРИ ФНС РФ № 24 по Свердловской области) в адрес общества направлено сообщение № 249563 с расчетом земельного налога за 2020 год в общей сумме 72 606 руб. с исчислением земельного налога по ставке 1,5 %.

Не согласившись с указанным исчислением налога, общество направило в инспекцию обращение от 18.06.2021, в котором указало на необходимость применения ставки 0,3%.

22.06.2021 налоговым органом в ответ на обращение налогоплательщика предложено самостоятельно уточнить налоговые обязательства, представить уточненную налоговую декларацию и уплатить в бюджет недостающую сумму налога.

Налоговым органом по месту налогового учета ООО «Универсам 4-ка Плюс» в качестве юридического лица (МРИ ФНС РФ № 32 по Свердловской области) сформировано и направлено требование об уплате налога от 20.07.2021 № 78883 к уплате земельного налога за 2020 год в размере 52 976 руб. и пени в размере 5 069,64 руб. (с учетом ранее уплаченных сумм налога).

Основанием для исчисления земельного налога, исходя из ставки 1,5%, явился вывод налогового органа о том, что спорные земельные участки обществом не используется по целевому назначению, в соответствии с видом разрешенного использования, а используется в предпринимательской деятельности.

Решением УФНС по Свердловской области от 22.09.2021 № 1205/2021 жалоба ООО «Универсам 4-ка Плюс» на действия инспекции по выставлению указанного требования оставлена без удовлетворения.

Ссылаясь на то, что применение налоговой ставки в размере 1,5% к кадастровой стоимости перечисленных земельных участков неправомерно, выставление соответствующего требования является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Признав заявленные требования необоснованными, суд первой инстанции отказал в их удовлетворении.

Заявитель по доводам жалобы настаивает на том, что решение первой инстанции подлежит отмене.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства в их совокупности в порядке статьей 71 АПК РФ, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

В силу статьей 198, 201 АПК РФ для признания недействительными (незаконными) ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления необходима совокупность двух условий: их несоответствие закону и иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности должен в силу статьи 65 АПК РФ доказать заявитель.

Принимая решение, обжалуемое заявителем, суд исходил из следующего.

Статьей 387 НК РФ определено, что земельный налог устанавливается и вводится в действие НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Земельный налог обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.

Объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог, а плательщиками - организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (пункт 1 статьи 388 НК РФ, пункт 1 статьи 389 НК РФ).

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.

В соответствии со статьей 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Начиная с отчетности за 2020 год налоговая декларация по земельному налогу налогоплательщиками - организациями не представляется (часть 9 статьи 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»).

В соответствии с пунктом 5 статьи 397 Кодекса налоговой орган по месту нахождения земельного участка формирует Сообщение об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога рассчитанном на основании имеющихся у территориальных налоговых органов сведений.

Сообщение формируется в целях обеспечения полноты уплаты налогов и включает сведения об объектах налогообложения, налоговой базе, налоговом периоде, налоговой ставке, сумме исчисленного налога.

Как указано выше, Инспекцией в адрес ООО «Универсам 4-ка Плюс» направлено сообщение об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога за 2020 год от 07.05.2021 № 249563 с применением налоговой ставки 1,5%.

Согласно абзацу 3 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности).

В отношении прочих земельных участков предельная налоговая ставка по налогу установлена в размере 1,5 процента (подпункт 2 пункта 1 статьи 394 Кодекса).

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка (пункт 2 статьи 394 Кодекса).

В случае если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пункте 1 статьи 394 Кодекса.

Решением Думы Березовского городского округа от 28.11.2019 № 250 «Об установлении на территории Березовского городского округа земельного налога» налоговая ставка установлена

-   в размере 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом индивидуальной жилой застройки или приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, за исключением земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности;

- 1,5 процента в отношении прочих участков.

Определений таких понятий, как «земельные участки, занятые жилищным фондом», «земельные участки, приобретенные (предоставленные) для жилищного строительства», «земельные участки, приобретенные (предоставленные) для индивидуального жилищного строительства», Кодекс не содержит.

Как следует из положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, объект индивидуального жилищного строительства - это отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

В классификаторе видов разрешенного использования земельных участков, утвержденном Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, приведено следующее описание видов разрешенного использования земельного участка: «для индивидуального жилищного строительства»: размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек.

По смыслу налогового законодательства пониженные ставки земельного налога устанавливаются для физических лиц, непосредственно использующих земли для индивидуального жилищного строительства, садоводства, огородничества.

Исчисление земельного налога в отношении земельных участков с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», в том числе под индивидуальный жилой дом, используемых в предпринимательской деятельности, осуществляется с учетом налоговой ставки, предусмотренной подпунктом 2 пункта 1 статьи 394, т.е. 1,5%.

Таким образом, для применения пониженной налоговой ставки 0,3 процента, в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, помимо категории и вида разрешенного использования земельного участка, необходимо учитывать целевой характер использования указанных земельных участков.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что доказательств фактического использования либо намерений использовать земельные участки в соответствии с видом размешенного использования – для строительства жилых домов,  налогоплательщиком в материалы дела не представлено, суд пришел к выводу об отсутствии права на применение указанной ставки земельного налога.

Между тем при рассмотрении данного дела судом не было учтено следующее.

Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в ряде своих решений, именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21.03.1997  № 5-П, от 28.03.2000 № 5-П и др.). При этом налогоплательщик не может произвольно применять налоговую ставку (изменить ее размер в большую или меньшую сторону) или отказаться от ее применения (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 мая 2007 № 372-О-П).

Принцип равенства не исключает возможность установления различных правовых условий для различных категорий субъектов права, однако такие различия не могут быть произвольными и должны основываться на объективных характеристиках соответствующих категорий субъектов; применительно к сфере налоговых отношений это означает, что законодатель вправе использовать дифференцированный подход к установлению различных систем налогообложения для налогоплательщиков в том случае, если эта дифференциация обусловлена объективными факторами, включая экономические характеристики объекта налогообложения и налогооблагаемой базы. (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2004 № 14-П; определения от 14.12.2004 № 451-О, от 02.04.2009 № 478-О-О, от 29.03.2016 № 697-О и др.).

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, на рассматриваемых земельных участках возведены индивидуальные жилые дома, также принадлежащие обществу (полностью или частично).

В указанных домах проживают физические лица, что подтверждается регулярной оплатой коммунальных услуг поставщикам коммунальных ресурсов, то есть земельные участки используются в соответствии с категорией и видом разрешенного использования.

При этом доказательств использования земельных участков и жилых домов в предпринимательской деятельности налоговым органом не представлено: отсутствуют сведения о предоставлении права на проживание по возмездному найму, получение обществом прибыли любым иным способом, наличие инвестиционного интереса, совершение сделок по приобретению земельных участков с иными целями и т.д.

Мероприятия налогового контроля, в ходе которых возможно было бы установить перечисленные обстоятельства, налоговым органом не проводились.

Сам по себе факт наличия у налогоплательщика статуса коммерческой организации, равно как и единичный случай продажи земельного участка,  не могут безусловно расцениваться как использование земельных участков в предпринимательской деятельности.

Кроме того, как указано выше, согласно абзацу 3 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности).

В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства, начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке. В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости (пункт 15 статьи 396 Налогового кодекса).

Таким образом, определяющим для применения налоговой ставки земельного налога 0,3 % является вид разрешенного использования земельного участка и назначение возводимых на нем объектов. Для ситуаций, когда на земельном участке, предоставленном для жилищного строительства, не возведен объект недвижимости, пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса установлены правовые последствия в виде применения повышающих коэффициентов к названной ставке налога.

Иных ограничений в праве на применение пониженной ставки земельного налога в отношении земельных участков с видом разрешенного использования «для жилищного строительства», а именно, запрета применять ставку 0,3 % от кадастровой стоимости коммерческим организациям в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства и не используемых в предпринимательской деятельности,  Налоговый кодекс не содержит.

Данный вывод следует также из постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога» (пункт 8 постановления), определений Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 04.02.2020 № 308-ЭС19-18258, от 11.04.2022 № 306-ЭС21-25432, от 24.06.2022 № 310-ЭС22-2242.

Таким образом, выставленное налоговым органом требование подлежит признанию недействительным.

Приведенные нормы права и обстоятельства не учтены судом первой инстанции при вынесении решения, что повлекло его необоснованность и незаконность.

На основании изложенного решение суда первой инстанции следует отменить, как принятое с нарушениями норм материального права, заявленные требования удовлетворить.

В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя в порядке пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, Межрайонная ИФНС № 32 по Свердловской области обязана устранить нарушение прав и законных интересов ООО «Универсам 4-ка Плюс».

Принимая во внимание результат рассмотрения настоящего спора, расходы по оплате государственной пошлины по заявлению и апелляционной относятся на заинтересованное лицо в соответствии со статьей 110 АПК РФ, но, поскольку им является федеральный орган, а заявителю были предоставлены отсрочки от уплаты госпошлины как судом первой, так и судом апелляционной инстанции, расходы по уплате госпошлин не распределяются.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 25 февраля 2022 года по делу № А60-63160/2021 отменить.

Заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительным как несоответствующее НК РФ требование Межрайонной ИФНС № 32 по Свердловской области от 20.07.2021 № 78883 об уплате налога и обязать Межрайонную ИФНС № 32 по Свердловской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО «Универсам 4-ка Плюс».

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.   

Председательствующий

Судьи

Г.Н.Гулякова

Е.Ю.Муравьева

Ю.В.Шаламова