ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП-4537/2022-АК
г. Пермь
24 мая 2022 года Дело № А60-68229/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 мая 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е. Ю.
судей Васильевой Е.В., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания "Территория - Юг"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 22 февраля 2022 года
по делу № А60-68229/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания "Территория - Юг" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
третье лицо - ТСН «Фучика, 5» (ИНН <***>),
о признании недействительным решения от 14.12.2021 № 29-09-01/51604,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания "Территория - Юг" (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее – заинтересованное лицо) о признании недействительным решения об исключении многоквартирного дома по адресу: <...>, из перечня домов, управление которыми осуществляет ООО "УЖК "Территория -Юг", от 14.12.2021 № 29-09-01/51604.
Заявитель с учетом уточнения заявленных требований просит признать незаконным решение Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от 14.12.2021
№ 29-05-01/51622 об исключении многоквартирного дома по адресу:
<...> из перечня домов, управление которыми осуществляет ООО «УЖК «Территория - Юг»; в качестве последствий признания решения незаконным обязать Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области устранить нарушение прав и законных интересов ООО «УЖК «Территория - Юг» путем сторнирования (отмены) решения от 14.12.2021 № 29-09-01/51604 об исключении многоквартирного дома по адресу: <...> из перечня домов, управление которыми осуществляет ООО «УЖК «Территория - Юг» и восстановления сведений о многоквартирном доме по адресу: <...> в перечне домов, управление которыми осуществляет ООО «УЖК «Территория - Юг».
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ТСН «Фучика, 5».
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22.02.2022 (резолютивная часть решения объявлена 15.02.2022) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о несогласии с выводами суда относительно принятия решения Департамента по истечении срока действия обеспечительных мер, так как в решении Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 16.04.2021 вопрос о снятии об6еспечительных мер не был разрешен, на дату вынесения Департаментом решения от 14.12.2021 решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 16.04.2021 не было исполнено в части удовлетворения требований; принятие Департаментом решения лишило заявителя возможности извлечь прибыль за период с даты принятия решения и до даты отмены обеспечительных мер.
Департамент и ТСН «Фучика, 5» с жалобой не согласны по основаниям, изложенным в письменных отзывах на апелляционную жалобу. Решение суда считают законным и обоснованным, просят оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
До начала судебного заседания от общества поступили возражения на отзывы на апелляционную жалобу, которые приобщены к материалам дела в порядке ст. 81 АПК РФ в качестве письменных пояснений стороны.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО «УЖК «Территория-Юг» на основании решения общего собрания собственников помещений, оформленного протоколом от 28.10.2019 № 1-2019, а также в соответствии с действующей лицензией выполняло функции по управлению, содержанию и обеспечению технической эксплуатации многоквартирного жилого дома № 5 по ул. Ю. Фучика в г. Екатеринбурге.
Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области принято решение от 14.12.2021 № 29-09-01/51604 об исключении многоквартирного дома по адресу: <...> из перечня домов, управление которыми осуществляет ООО «УЖК «Территория - Юг». Дата изменения в реестр лицензий Свердловской области -01.01.2022.
Полагая, что данное решение незаконно и нарушает его права и законные интересы, ООО «УЖК «Территория-Юг» обратилось в арбитражный суд с требованиями о признании решения недействительным.
Судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, проанализировав нормы материального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 195 ЖК РФ каждым субъектом Российской Федерации ведется соответствующий реестр лицензий, содержащий раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 ЖК РФ).
Согласно части 3 статьи 198 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок N 938/пр).
Согласно пункту 2 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании решения, принятого в соответствии с частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В пункте 4 Порядка установлено, что рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора и не может превышать десяти рабочих дней с даты поступления заявления и документов.
В соответствии с пунктом 5 Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении;
д) выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ.
По итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка (пункт 6 Порядка).
На основании пункта 7 Порядка N 938/пр по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Согласно пункту 8 Порядка N 938/пр решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка.
Согласно пункту 8 Порядка N 938/пр решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка.
Основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются:
а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего Порядка;
б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
Решение об отказе во внесении изменений в реестр должно содержать мотивированное обоснование принятия такого решения (пункт 9 Порядка).
В силу пункта 10 Порядка основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления является, в частности, выявленные по итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, недостоверность сведений, а также наличие противоречий сведений, представленных лицензиатом, сведениям, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления (подп. "а").
В пункте 15 Порядка установлено, что при приостановлении рассмотрения заявления по основаниям, указанным в пункте 10 настоящего Порядка, орган государственного жилищного надзора в случае наличия в реестре сведений об управлении многоквартирного дома, указанного в заявлении, другим лицензиатом, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов (подп. "а").
В соответствии с пунктом 16 Порядка в случае принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления, срок рассмотрения заявления и документов продлевается на срок проведения мероприятий, указанных в пункте 15 настоящего Порядка, но не более чем на 30 рабочих дней.
В соответствии с пунктом 17 Порядка по результатам рассмотрения материалов, указанных в пункте 15 настоящего Порядка, орган государственного жилищного надзора принимает в отношении каждого лицензиата соответствующее решение из предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 7 настоящего Порядка.
Из материалов дела следует, что в адрес Департамента поступило заявление вх. от 26.10.2021 № 47615-К от ТСН «Фучика 5» ИНН <***> о внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области путем исключения многоквартирного дома по адресу: <...> из перечня управляемых ООО «УЖК «Территория-ЮГ» ИНН <***> многоквартирных домов реестра лицензий Свердловской области.
Департаментом установлены основания для приостановления рассмотрения заявления ТСН «Фучика 5» поскольку установлено 1) несоблюдение подп. «в» п. 5 Порядка № 938/пр, а именно: представленные ТСН «Фучика 5» сведения противоречат сведениям, содержащимся в реестре лицензий Свердловской области, поскольку согласно данному реестру указанным многоквартирным домом уже управляет ООО «УЖК «Территория-ЮГ», 2) несоблюдение подп. «в» п. 10 Порядка № 938/пр, а именно: в Департамент от ООО «УЖК «Территория-ЮГ» не поступило заявление об исключении указанного многоквартирного дома из перечня управляемых ООО «УЖК «Территория-ЮГ» многоквартирных домов реестра лицензий Свердловской области.
В рамках приостановления рассмотрения заявления Департаментом предложено ТСН «Фучика 5» и ООО «УЖК «Территория-ЮГ» представить сведения, касающееся передачи дома в управление ТСН «Фучика 5».
По результатам приостановки установлено следующее.
Согласно письму ООО УЖК «Территория-ЮГ» от 26.10.2021
№ 08-09/804 уведомление от ТСН «Фучика 5» в порядке пункта 18 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами», не поступало. Заявлений, содержащих информацию о дате, времени и месте состоявшейся или планируемой передачи технической документации или иной документации на МКД, не поступало.
Установлено, что ТСН «Фучика 5» направило в адрес ООО УЖК «Территория-ЮГ» уведомление от 23.11.2021 о передаче технической документации на многоквартирной дом. Соответственно, ООО УЖК «Территория-ЮГ» располагает сведениями о том, что ТСН «Фучика 5» намерено управлять домом.
Поскольку по результатам приостановления рассмотрения заявления ТСН «Фучика 5» оснований для отказа во внесении изменений в реестр лицензий, предусмотренных Приказом 938/пр не имелось, то Департаментом принято решение от 14.12.2021 № 29-05-01/51622 о внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области в виде исключения многоквартирного дома по адресу: <...> из перечня управляемых ООО «УЖК «Территория-ЮГ» многоквартирных домов реестра лицензий Свердловской области.
Из материалов дела усматривается, что основанием для обращения ООО «УЖК «Территория-ЮГ» в суд явилось несогласие с внесением изменений в реестр лицензий Свердловской области в виде исключения многоквартирного дома по адресу: <...> из перечня управляемых ООО «УЖК «Территория-ЮГ» многоквартирных домов реестра лицензий Свердловской области в период действия обеспечительных мер, принятых 29.12.2020 Чкаловским районным судом г. Екатеринбурга в виде запрета Департаменту вносить изменения в реестр лицензий Свердловской области, направленные на исключение из реестра лицензий Свердловской области многоквартирного дома по адресу: <...>, а именно на исключение указанного многоквартирного дома из перечня управляемых ООО «УЖК «Территория-Юг» многоквартирных домов на основании протокола общего собрания собственников помещений от 11.10.2020 № 1/2020.
Суд первой инстанции позицию заявителя признал ошибочной.
Выводы суда являются верными. Основания для иной оценки представленных в дело доказательств апелляционный суд не усматривает.
Как верно установлено судом первой инстанции, 29.12.2020 Чкаловским районным судом г. Екатеринбурга вынесено определение о принятии обеспечительных мер по делу М 2-5176/2020 от 29.11.2020 (от 30.12.2020 № 48968-К) в виде запрета Департаменту вносить изменения в реестр лицензий Свердловской области, направленные на исключение из реестра лицензий Свердловской области многоквартирного дома по адресу: <...>, а именно на исключение указанного многоквартирного дома из перечня управляемых ООО «УЖК «Территория-Юг» многоквартирных домов на основании протокола общего собрания собственников помещений от 11.10.2020 № 1/2020.
Согласно определению обеспечительные меры приняты до вступления в законную силу решения суда.
Решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 16.04.2021 № 2-340/2021 обжаловалось в Свердловском областном суде. Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 02.09.2021 по делу № 33-12594/2021 решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 16.04.2021 оставлено без изменения.
При таких обстоятельствах, учитывая, что законность решения Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга исследовалась в апелляционной и кассационной инстанции до вынесения Департаментом решения по заявлению ТСН «Фучика 5», суд первой инстанции пришел к верному выводу, что на момент рассмотрения такого заявления решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга вступило в законную силу, а срок действия обеспечительных мер истек.
Приведенные в жалобе доводы о незаконности оспариваемого решения Департамента, со ссылкой на то, что в решении Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 16.04.2021 вопрос о снятии об6еспечительных мер не был разрешен, на дату вынесения Департаментом решения от 14.12.2021 решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 16.04.2021 не было исполнено в части удовлетворения требований, апелляционным судом проверен и отклонен, так как они основаны на неправильном толковании ч. 3 ст. 144 ГПК РФ применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для выводов о незаконности решения Департамента и нарушении прав и законных интересов общества оспариваемым решением Департамента.
При таких обстоятельствах на основании статьи 201 АПК РФ в удовлетворении исковых требований судом первой инстанции отказано правомерно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 февраля 2022 года по делу № А60-68229/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Е.Ю. Муравьева
Судьи
Е.В. Васильева
Е.М. Трефилова