ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-4695/2022-ГК от 17.05.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- 5 /2022-ГК

г. Пермь

19 мая 2022 года                                                   Дело № А50-947/2022­­

Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 19 мая 2022 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дружининой О.Г.,

судей Крымджановой Д.И., Поляковой М.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Марковой И.А.,

при участии:

от заявителя: ФИО1, паспорт, доверенность от 11.01.2021;

от заинтересованного лица: ФИО2, паспорт, доверенность от 17.01.2022;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобузаявителя, открытого акционерного общества «Суксунский оптико-механический завод»,

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 17 марта 2022 года

по делу № А50-947/2022

по заявлению открытого акционерного общества «Суксунский оптико-механический завод» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права,

установил:

Открытое акционерное общество «Суксунский оптико-механический завод» (далее - заявитель, ОАО «СОМЗ») обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее – заинтересованное лицо, Управление Росреестра) о признании незаконным решения, изложенного в уведомлении №КУВД-001/2021-25070503/7 от 21.12.2021, об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества: строение вспомогательного использования (входная группа) к основному зданию с кадастровым номером 59:35:0010189:17 по адресу: <...>, о возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ).

Решением арбитражного суда от 17.03.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО «СОМЗ» обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт.

В апелляционной жалобе ее заявитель приводит доводы о том, что построил строение вспомогательного использования, не имеющее самостоятельного функционального назначения. На строение были составлены декларация и соответствующий технический план, которые позволяют провести государственную регистрацию без разрешения и, соответственно, проектной документации для такого вида строений. Считает, что построенный объект отвечает критериям вспомогательного строения. Ссылается на письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 13.04.2020 № 3215-АБ/20 «Об объектах вспомогательного использования». Полагает неправомерным применение судом «СП 383.1325800.2018. Свод правил. Комплексы физкультурно-оздоровительные. Правила проектирования», поскольку основное здание не является общественным, предназначено для коммерческих целей не в сфере физкультуры и спорта. Также ссылается на то, что суд не указал, как изменился контур основного здания.

Управление Росреестра в отзыве на апелляционную жалобу выразило возражения против ее удовлетворения.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, 21.06.2021 ОАО «СОМЗ» обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права в отношении нежилого здания площадью 194.1 кв.м, расположенного по адресу: <...> д 1м.

На государственную регистрацию права собственности был представлен технический план от 17.06.2021, подготовленный в отношении нежилого здания - пристройка к корпусу № 2 (количество этажей - 3, год завершения строительства - 2021), расположенного по адресу: Пермский край, р-н. Суксунский, <...>.

06.07.2021 Управлением Росреестра принято уведомление о приостановлении государственной регистрации на основании п.п. 7, 49 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ), поскольку при построении по представленным координатам объект учета частично накладывается на объект недвижимости с кадастровым номером 59:35:0010189:17, в связи с чем кадастровому инженеру было рекомендовано доработать содержание технического плана с учетом выявленных замечаний, а также включить в состав технического плана информацию из проектной документации.

22.09.2021 Управлением Росреестра подготовлено уведомление о неустранении причин приостановления государственной регистрации: в представленном техническом плане кадастровым инженером в заключении было указано, что заявленный на регистрацию объект является объектом вспомогательного использования, представляет собой здание из газобетонных блоков, облицованных керамическим кирпичом, прочно связанное землей фундаментом из монолитной железобетонной фундаментной плиты, создан в процессе эксплуатации ранее созданного основного объекта (нежилого здания с кадастровым номером 59:35:0010189:17 и выполняет вспомогательную функцию в связи с тем, что является входной группой, т.е. через него осуществляется проход в основное здание, и отдельно эксплуатироваться не может. Исходя из представленных документов объект является пристроем к основному зданию с кадастровым номером 59:35:0010189:17, так как выполняет функцию входной группы.

01.12.2021 Управлением Росреестра по Пермскому краю направлен запрос в Администрацию Суксунского городского округа Пермского края с просьбой сообщить, является ли объект вспомогательным объектом к основному зданию, либо является пристроем к зданию с кадастровым номером 59:35:0010189:17; необходимо ли получение разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Государственным регистратором также было предложено провести административное обследование указанного объекта.

Письмом от 07.12.2021 № СЭД-275.1-01-06исх-961 Администрация Суксунского городского округа Пермского края сообщила, что в соответствии с п. 3 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) можно сделать вывод об отсутствии необходимости получения разрешения на строительство. Указанный объект несет вспомогательную функцию для объекта недвижимости с кадастровым номером 59:35:0010189:17, через него осуществляется вход в основное здание, отдельно такая постройка эксплуатироваться не может.

21.12.2021 Управлением Росреестра принято решение об отказе в совершении учетно-регистрационных действий в отношении нежилого здания площадью 194.1 кв.м, расположенного по адресу: <...> д 1м, изложенное в уведомлении № КУВД-001/2021-25070503/7.

Полагая, что решение Управления Росреестра № КУВД-001/2021-25070503/7 от 21.12.2021 об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества является незаконным, нарушает права и законные интересы в сфере экономической деятельности  ОАО «СОМЗ», заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что спорный объект является входной группой, представляющей собой вспомогательный, но не самостоятельный объект недвижимости, постановка на кадастровый учет и регистрацию права которого невозможна.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).

Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

Законом № 218-ФЗ установлен порядок осуществления государственной регистрации.

В соответствии со ст. 1 Закона № 218-ФЗ единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, постановка на кадастровый учет и регистрация права возможны в отношении самостоятельного объекта недвижимости.

В силу части 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Федеральным законом № 218-ФЗ порядке.

По общему правилу, предусмотренному положениями ст. 51, 55 ГрК РФ, ст. 40 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав в отношении созданного объекта недвижимости осуществляются на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором объект возведен (при отсутствии информации о зарегистрированных правах на такой участок).

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.

Согласно п. 3 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.

Документы, необходимые для осуществления учетно-регистрационных действий, указаны в ст. 14 Закона № 218-ФЗ.

В частности для постановки объекта на кадастровый учет необходимо представление технического плана.

В соответствии со ст. 24 Закона № 218-ФЗ технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.

При рассмотрении дела суд исходил из того, что определения объекта вспомогательного использования, а также критериев, по которым они признаются вспомогательными, в законодательстве отсутствуют.

При этом п. 10 ст.4 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания, или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.

Кроме того, одним из критериев для отнесения строений и сооружений к вспомогательным - является наличие на земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение, или сооружение имеет непосредственную связь (технологическую, функциональную, целевую, эксплуатационную и т.п.) и выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию.

Таким образом, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объекты вспомогательного использования (принадлежности) возможна по правилам, установленным действующим законодательством, при условии, в том числе, что указанные объекты являются самостоятельными объектами недвижимости.

Из материалов дела следует, что согласно представленного технического плана, а также ответа Администрации Суксунского городского округа Пермского края, изложенного в письме от 07.12.2021 № СЭД-275.1-01-06исх-961, следует, что заявленный к учетно-регистрационным действиям объект является входной группой, то есть через него осуществляется вход в основное здание.

В соответствии со «СП 383.1325800.2018. Свод правил. Комплексы физкультурно-оздоровительные. Правила проектирования» входная группа представляет собой часть здания, предназначенную для пропуска различных клиентских групп и транспорта.

Доводы заявителя о неправомерном применении судом «СП 383.1325800.2018. Свод правил. Комплексы физкультурно-оздоровительные. Правила проектирования» признаются несостоятельными, поскольку указанный Свод правил был применен судом в связи с отсутствием иного нормативно закрепленного понятия «входная группа».

В связи с изложенным, установив, что спорный объект является вспомогательным, но в тоже время не является самостоятельным объектом недвижимого имущества, суд первой инстанции пришел к верному выводу о невозможности постановки на кадастровый учет и регистрация права в отношении спорного строения.

Поскольку спорный объект является входной группой, в целях внесения сведений в ЕГРН в отношении данного объекта, суд первой инстанции правомерно рекомендовал заявителю подать заявление о внесении изменений в отношении основного объекта с кадастровым номером 59:35:0010189:17, что также соответствует положениям ст. 20 Закона Пермского края от 14.09.2011 № 805-ПК (ред. от 11.11.2021) «О градостроительной деятельности в Пермском крае» (принят ЗС ПК 25.08.2011).

Суд также установил, что из приложенных к техническому плану чертежей (в частности схемы расположения объекта на земельном участке) следует, что в результате строительства спорного объекта осуществлено изменение контура основного объекта, что также свидетельствует о реконструкции основного объекта.

Ссылка заявителя на письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 13.04.2020 № 3215-АБ/20 «Об объектах вспомогательного использования» иных выводов не влечет, поскольку в отношении вспомогательных объектов необходимость получения разрешительной документации действительно отсутствует, однако при этом данный вспомогательный объект должен являться самостоятельным объектом недвижимости.

В рассматриваемом случае, спорный объект отдельно эксплуатироваться не может, через него осуществляется вход в основное здание.

Вторым основанием для отказа в государственной регистрации послужило отсутствие в представленном техническом плане сведений и информации из проектной документации о строительстве данного объекта.

Проектный документ - составная часть проектной, рабочей или иной технической документации, предназначенная для строительства зданий и сооружений, имеющая самостоятельное наименование и обозначение. Является совокупностью текстовых и графических документов, определяющих архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические и иные решения проектируемого здания (сооружения), состав которых необходим для оценки соответствия принятых решений заданию на проектирование, требованиям технических регламентов и документов в области стандартизации и достаточен для разработки рабочей документации для строительства (ст.48 ГрК РФ, ГОСТ 21.001-2013. Межгосударственный стандарт. Система проектной документации для строительства. Общие положения»).

В соответствии со статьей 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе и утверждаются при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации. Предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно - эпидемиологическим, экологическим требованиям, государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

Согласно части 1 статьи 47 ГрК РФ не допускаются подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 49 ГрК РФ экспертиза не проводится в отношении проектной документации на объекты индивидуального строительства, садовые дома, имеющего определенные характеристики.

Положением части 3 статьи 48, пункта 1 части 2 статьи 49 ГрК РФ определено, что осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, садового дома. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объекту индивидуального жилищного строительства, садовому дому.

Согласно ст. 24 Закона № 218-ФЗ сведения о здании, сооружении или едином недвижимом комплексе, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и их площади, площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком разрешения на строительство здания, сооружения (в случае, если для строительства таких здания, сооружения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности требуется получение такого разрешения), проектной документации таких объектов недвижимости. При отсутствии на момент выполнения кадастровых работ возможности визуального осмотра подземных конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства для осуществления измерений, необходимых для определения местоположения соответствующего объекта недвижимости на земельном участке (контура здания, сооружения, объекта незавершенного строительства), допускается использование исполнительной документации, ведение которой предусмотрено частью 6 статьи 52 ГрК РФ. Представление в качестве приложения к техническому плану здания, сооружения проектной документации и (или) иной указанной в настоящей части документации (копий такой документации) не осуществляется. В техническом плане указываются сведения о такой документации. Сведения из такой документации включаются в текстовую и графическую части технического плана в объеме, предусмотренном формой технического плана, требованиями к его подготовке, составом содержащихся в нем сведений.

Если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8-10 настоящей статьи разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. В отношении созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а в отношении бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится такой объект недвижимости (в том числе при отсутствии или утрате проектной документации в отношении бесхозяйного объекта недвижимости). Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно заключил, что в действующем законодательстве (ГрК РФ) отсутствует норма, в соответствии с которой в отношении объектов вспомогательного использования не требуется получение проектной документации, отсутствие обязанности получать разрешение на строительство не означает, что не требуется изготовление проектной документации (исключение составляют объекты, вспомогательного использования, в целях обслуживания объекта индивидуального жилищного строительства, и расположенные на земельном участке под/для индивидуального жилищного строительства). Для строительства объектов вспомогательного использования не требуется получение разрешения на строительство, но предполагается разработка проектной документации, в соответствии с которой это строительство осуществляется.

С учетом всего вышеизложенного, судом в удовлетворении заявленных в рамках настоящего дела требований отказано правомерно.

Апелляционный суд по результатам рассмотрения жалобы, изучения материалов дела считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют установленным им фактическим обстоятельствам и представленным в материалы настоящего спора доказательствам, основаны на правильном применении норм права, регулирующих спорные правоотношения.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению в силу их несостоятельности. Доводы заявителя жалобы сводятся по существу к несогласию с правильной оценкой судом первой инстанции верно установленных фактических обстоятельств дела, что не является основанием для отмены либо изменения судебного акта.

Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции. Решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на заявителя согласно статье 110 АПК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 17 марта 2022 года по делу № А50-947/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий

О.Г. Дружинина

Судьи

Д.И. Крымджанова

М.А. Полякова