ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-5101/2022-АК от 30.06.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- 1 /2022-АК

г. Пермь

01 июля 2022 года                                                   Дело № А60-59830/2021­­

Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 01 июля 2022 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е. Ю.

судей Трефиловой Е.М., Шаламовой Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.,

при неявке лиц, участвующих в деле,

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя по первоначальному иску публичного акционерного общества "Т Плюс",

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 02 марта 2022 года по делу № А60-59830/2021

по первоначальному заявлению публичного акционерного общества "Т Плюс" (ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН 6658065103, ОГРН 1036602648928)

третьи лица: общество с ограниченной ответственностью «Досуг сервис», Региональная энергетическая комиссия Свердловской области (ИНН 6671113500, ОГРН 1026605237944)

о признании незаконным и отмене решения по жалобе № 066/01/18.1- 3550/2021 от 20.10.2021 г., предписания от 20.10.2021 г.,

по встречному заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН 6658065103, ОГРН 1036602648928)

к публичному акционерному обществу "Т Плюс" (ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350)

об обязании исполнить предписание № 066/01/18.1-3550/2021 от 20.10.2021,

установил:

Публичное акционерное общество "Т Плюс" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области о признании незаконным и отмене решения по жалобе № 066/01/18.1-3550/2021 от 20.10.2021, предписания от 20.10.2021.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области подано встречное заявление об обязании исполнить предписание № 066/01/18.1-3550/2021 от 20.10.2021.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 02.03.2022 (резолютивная часть решения объявлена 28.02.2022) в удовлетворении первоначальных требований отказано. В удовлетворении встречных требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, ПАО "Т Плюс" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда изменить в части отказа в удовлетворении требований общества.

В обоснование жалобы обществом  приведены доводы о том, что судом не установлено действительное наличие возможности направления договора подключения к системе теплоснабжения, содержащего существенные условия о плате за подключение; плата за подключение для ПАО "ТПлюс" установлена постановлением РЭК Свердловской области от 16.12.2021 № 226-ПК; позиция о невозможности установления платы за подключение в середине текущего регулируемого периода подтверждена РЭК Свердловской области (письмо от 12.01.2022 № 13-18/29); в возбуждении дела об административном правонарушении  по ст. 9.21 КоАП РФ антимонопольным органом отказано, что подтверждает отсутствие нарушений порядка подключения.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области с жалобой не согласно по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.  

До начала судебного заседания от Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства, мотивированное тем, что постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2022 в мотивировочную часть решения Арбитражного суда Свердловской области от 30.11.2021 по делу А60-37235/2021 были внесены изменения, при этом само решение оставлено в силе в неизмененной части.

ПАО "Т Плюс" также обратилось с ходатайством об отложении рассмотрения дела до вынесения Арбитражным судом Уральского округа постановления по делу №А60-37235/2021, поскольку мотивировочная часть  данного судебного акта имеет значение для правильного и всестороннего рассмотрения настоящего дела.

Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02 июня 2022 года, судебное разбирательство по делу № А60-59830/2021 отложено. Дело к судебному разбирательству в судебном заседании суда апелляционной инстанции назначено на 30 июня 2022 года на 14 час. 30 мин.

Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2022 в соответствии с частью 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Борзенковой И.В. на судью Шаламову Ю.В. После замены судьи рассмотрение спора начато с начала составе председательствующего Муравьевой Е.Ю., судей Трефиловой Е.М., Шаламовой Ю.В.

До начала судебного заседания от Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступило дополнение к  отзыву на апелляционную жалобу, которое  приобщено к материалам дела в порядке ст. 81 АПК РФ в качестве письменных пояснений стороны.

В судебное заседание 30.06.2022 лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ в обжалуемой обществом части.

Как следует из материалов дела, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО «Досуг сервис» (вх. № 01-27364 от 05.10.2021) на действия (бездействие) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, в лице ПАО «ТПлюс», совершенные при осуществлении процедуры заключения договора о подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения, включенной в п. 32 Исчерпывающего перечня процедур в сфере жилищного строительства (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 № 403, далее - Исчерпывающий перечень № 403).

По результатам рассмотрения указанной жалобы 20.10.2021 г. заинтересованным лицом вынесено решение, согласно которому жалоба ООО «Досуг сервис» признана обоснованной; организация, осуществляющая эксплуатацию сетей, в лице ПАО «ТПлюс» признана нарушившей пункт 28 Правил № 787, что выразилось в направлении вместо проекта договора о подключении письма (исх. № 51300-27-08/113 от 06.10.2021), содержащего отказ в направлении такого проекта договора в установленный пунктом 28 Правил № 787 срок.

Кроме того, Управлением ПАО «Т Плюс» выдано предписание, согласно которому организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, в лице публичного акционерного общества «Т Плюс» в рамках деятельности Филиала «Свердловский», в течение 20 рабочих дней с момента получения настоящего предписания принять все зависящие от нее меры по направлению в адрес ООО «Досуг сервис» подписанного проекта договора о подключении в соответствии с абзацем 3 пункта 28 Правил подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок, тепловых сетей и источников тепловой энергии к системам теплоснабжения (утв. Постановлением от 05.07.2018 № 787), о выполнении настоящего предписания проинформировать Свердловское УФАС России в течение 5 дней с момента исполнения предписания.

Не согласившись с указанными решением и предписанием, ПАО «Т Плюс» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.

Судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.

На стадии апелляционного производства остается спорным вопрос относительно законности решения и предписания антимонопольного органа.

Общество настаивает на том, что у него отсутствовала возможность направления проекта договора в адрес ООО «Досуг сервис» до установления платы за подключение РЭК Свердловской области, указывая, что такое утверждение состоялось лишь 16.12.2021.

Считает ненормативные акты в связи с этим не соответствующими Правилам № 787, нарушающими его права и законные интересы.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, проанализировав нормы материального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что по делу принят судебный акт, который подлежит отмене в обжалуемой обществом части.

Из решения антимонопольного органа следует, что ООО «Досуг сервис» 11.09.2021 обратилось в ПАО «ТПлюс» с заявкой на подключение к системе теплоснабжения объекта капительного строительства - Жилой комплекс по ул. Емлина. Односекционный 10-этажный жилой дом с магазином (3 этап строительства), расположенный по адресу: г. Первоуральск, ул. Емлина.

Вместо направления в соответствии с пунктом 28 Порядка № 787 в течение 20 рабочих дней подписанного проекта договора о подключении к системе теплоснабжения ПАО «ТПлюс» направило обществу письмо (исх. № 51300-27-08/113 от 06.10.2021), согласно которому такой проект договора будет направлен в течение 20 рабочих дней со дня установления Региональной энергетической комиссией Свердловской области тарифа на подключение.

Антимонопольный орган рассмотрел жалобу ООО «Досуг Сервис» в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции (в редакции, действовавшей до 01.09.2021), поскольку согласно пункту 32 Исчерпывающего перечня процедур в сфере жилищного строительства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 № 403, к процедурам, связанным с заключением договоров подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (к электрическим сетям), а также с архитектурно-строительным проектированием, относится заключение договора о подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения.

Согласно частям 1, 2 статьи 14 Федерального закона N 190-ФЗ подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется на основании договора на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, который является публичным для теплоснабжающей организации, теплосетевой организации.

Порядок подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок, тепловых сетей и источников тепловой энергии к системам теплоснабжения определен соответствующими Правилами (утв. Постановлением Правительства РФ от 05.07.2018 № 787, далее – Правила № 787).

Согласно пункту 15 Правил № 787 подключение к системам теплоснабжения осуществляется в следующем порядке:

а) направление исполнителю заявки о подключении к системе теплоснабжения;

б) заключение договора о подключении;

в) выполнение мероприятий по подключению, предусмотренных условиями подключения и договором о подключении;

г) составление акта о готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования подключаемого объекта к подаче тепловой энергии и теплоносителя;

д) получение временного разрешения органа федерального государственного энергетического надзора для проведения пусконаладочных работ и комплексного опробования в отношении объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, указанных в пункте 49 настоящих Правил;

е) подача тепловой энергии и теплоносителя на объект заявителя на время проведения пусконаладочных работ и комплексного опробования;

ж) составление акта о подключении;

з) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию энергоустановки.

В силу пункта 30 Правил N 787 договор о подключении заключается в простой письменной форме в 2 экземплярах - по одному для каждой из сторон.

В соответствии с пунктами 25, 26 Правил № 787 для заключения договора заявитель должен направить на бумажном носителе или в электронной форме в адрес исполнителя заявку на подключение к системе теплоснабжения, содержащую предусмотренные пунктом 25 Правил сведения, а также приложить документы, перечисленные в пункте 26 Правил.

         Пунктом 28 Правил № 787 установлено, что в случае несоблюдения заявителем требований, предусмотренных пунктами 25 и 26 настоящих Правил, исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления представить недостающие сведения и документы.

В случае непредставления заявителем недостающих сведений и документов в течение указанного срока исполнитель аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки.

В абзаце 3 пункта 28 Правил № 787 установлено, что в случае представления сведений и документов, предусмотренных пунктами 25 и 26 настоящих Правил, в полном объеме, исполнитель в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю подписанный проект договора о подключении в 2 экземплярах.

Антимонопольным органом нарушение пункта 28 Правил № 787 установлено в том, что заявка ООО «Досуг сервис» на подключение к системе теплоснабжения была подана в ПАО «ТПлюс» 11.09.2021, при этом в 20-дневный срок подписанный договор о подключении исполнитель в адрес заявителя не направил, направив вместо него письмо от 06.10.2021 о том, что в текущем регулируемом периоде для ПАО «ТПлюс» тариф на подключение к системе теплоснабжения городского округа Первоуральск не установлен, в связи с чем не может быть определен размер платы за подключение по договору; в целях установления тарифа обществом сформирован пакет документов и 31.08.2021 направлен в уполномоченный орган в сфере теплоснабжения – РЭК Свердловской области; проект договора о подключении объекта будет направлен в ваш адрес в течение 20 рабочих дней со дня установления тарифа на подключение.

Суд апелляционной инстанции полагает, что вывод антимонопольного органа о наличии нарушения сделан без учета конкретных обстоятельств дела.

Согласно пункту 31 Правил № 787 размер платы за подключение является существенным условием договора о подключении.

В соответствии с частью 8 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения устанавливается органом регулирования в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки и может быть дифференцирована в зависимости от параметров данного подключения (технологического присоединения), определенных основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Пунктами 106, 108 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075, установлено, что плата за подключение к системе теплоснабжения (далее - плата за подключение) определяется для каждого потребителя, в отношении которого принято решение о подключении к системе теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении", градостроительным законодательством Российской Федерации, настоящим документом, Правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 307, и методическими указаниями, исходя из подключаемой тепловой нагрузки, а также в случае, указанном в пункте 109 настоящего документа, - в индивидуальном порядке.

Плата за подключение устанавливается органом регулирования в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки исходя из необходимости компенсации регулируемой организации расходов на проведение мероприятий по подключению объекта капитального строительства потребителя, в том числе застройщика, расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта капитального строительства потребителя (включая проектирование), а также налога на прибыль, определяемого в соответствии с налоговым законодательством.

Пунктом 30 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075, предусмотрено, что решение об установлении цен (тарифов) принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования не позднее 20 декабря года, предшествующего периоду регулирования, на который устанавливаются цены (тарифы), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В силу пункта 39(3) названных Правил регулируемая организация до 1 сентября года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении платы за подключение, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 39(4) настоящих Правил.

Из материалов дела следует, что плата за подключение объектов капитального строительства к системе теплоснабжения на 2021 год на дату подачи заявки ООО «Досуг сервис» РЭК Свердловской области для ПАО «ТПлюс» не была установлена.

Данное обстоятельство подтверждается письмом РЭК Свердловской области от 12.01.2022 № 13-18/29, в котором указано, что общество за установлением платы за подключение (технологическое присоединение) к системам теплоснабжения при наличии технической возможности подключения на 2021 год в установленные законодательством сроки в Комиссию не обращалось; письмом от 31.08.2021 №51300-27-08/89 ПАО «ТПлюс» направило в РЭК Свердловской области заявление об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) к системам теплоснабжения при наличии технической возможности подключения на расчетный период регулирования – 2022 год.

Далее, в письме Комиссии указано, что размеры платы на 2022 год были установлены для общества постановлением от 16.12.2021 № 226-ПК.

Из материалов дела следует, что после издания постановления РЭК СО от 16.12.2021 № 226-ПК общество 19.01.2022 направило в адрес ООО «Досуг сервис» проект договора о подключении объекта капитального строительства к системе теплоснабжения.

Таким образом, на момент подачи ООО «Досуг сервис» заявки на подключение заявление общества об установлении платы за подключение находилось на рассмотрении уполномоченного органа.

Ответ общества на заявку о подключении (письмо от 06.10.2021) не является отказом от заключения договора, содержание письма о направлении проекта договора о подключении объекта в течение 20 рабочих дней со дня установления РЭК Свердловской области тарифа на подключение не свидетельствует о нарушении обществом требований пункта 28 Правил № 787.

По приведенным мотивам апелляционный суд признает не доказанным нарушение обществом положений пункта 28 Правил № 787.

Кроме того, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 16.05.2022 по делу №А60-17682/2022 подтверждена законность определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.21 КоАП РФ за нарушение порядка подключения (технологического присоединения), в связи с отсутствием состава административного правонарушения по обстоятельствам, которые рассматривались антимонопольным органом по жалобе ООО «Досуг сервис».

Установленные указанным судебным актом обстоятельства имеют преюдициальное значение для настоящего спора (статья 69 АПК РФ).

Таким образом, вывод суда первой инстанции о законности решения и предписания антимонопольного органа не соответствует положениям пункта 28 Правил № 787 и обстоятельствам дела.

Указанный вывод привел к принятию неправильного решения в части отказа в удовлетворении требований общества.

Исполнение обществом предписания антимонопольного органа не является обстоятельством, влияющим на выводы апелляционного суда, поскольку направление проекта договора было обусловлено исполнением Правил № 787 и утверждением тарифа Постановлением РЭК СО от 16.12.2021 № 226-ПК.

По приведенным в постановлении мотивам на основании статьи 201 АПК РФ решение и предписание антимонопольного органа следует признать недействительными как не соответствующие положениям Правил № 787 и нарушающие права и законные интересы заявителя.

Таким образом, апелляционная жалоба общества является обоснованной, решение суда в обжалуемой обществом части следует отменить на основании части 1 статьи 270 АПК РФ, заявленные обществом требования – удовлетворить.

На основании статьи 110 АПК РФ с заинтересованного лица в пользу заявителя следует взыскать расходы по уплате госпошлины в суде первой и апелляционной инстанций в размере 4500 руб.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

                                           ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области  от 02 марта 2022 года по делу № А60-59830/2021 в обжалуемой части  отменить.

Заявленные требования публичного акционерного общества "Т Плюс" удовлетворить.

Признать недействительными решение по жалобе № 066/01/18.1-3550/2021 от 20.10.2021 и предписание по жалобе № 066/01/18.1-3550/2021 от 20.10.2021, вынесенные Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области.

Обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов публичного акционерного общества "Т Плюс".

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН 6658065103, ОГРН 1036602648928)  в пользу публичного акционерного общества "Т Плюс" (ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350) в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 3000 (Три тысячи) рублей за подачу заявления и 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей за подачу апелляционной жалобы.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области

Председательствующий

Е.Ю. Муравьева  

Судьи

Е.М. Трефилова  

Ю.В. Шаламова