ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-5247/2022-АК от 16.06.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-5247/2022-АК

г. Пермь

16 июня 2022 года Дело № А60-63558/2021­­

Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 16 июня 2022 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е. Ю.

судей Гуляковой Г.Н., Трефиловой Е.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,

при участии:

от заявителя: ФИО1, паспорт, доверенность № 111 от 09.09.2021, диплом, ФИО2, паспорт, доверенность от 19.10.2021 (до перерыва), после перерыва представители не явились;

от заинтересованного лица:ФИО3, удостоверение, доверенность № 56 от 13.12.2021, ФИО4, удостоверение, доверенность № 36 от 13.12.2021, диплом (до перерыва), после перерыва - ФИО5, удостоверение, доверенность № 38 от 13.12.2021, диплом;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Уральской электронной таможни

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 22 марта 2022 года

по делу № А60-63558/2021

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Браво" (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Уральской электронной таможне (ИНН <***>; ОГРН <***>)

о признании недействительными требований о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, до выпуска товаров: по ДТ№ 10511010/010921/0144348 от 08.09.2021; по ДТ 10511010/060921/0146262 от 11.09.2021; по ДТ № 10511010/201021/0171059 23.10.2021; по ДТ№ 10511010/211021/0171979 от 26.10.2021,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Браво" обратилось в арбитражный суд к Уральской электронной таможне с заявлением о признании недействительными требований Уральской электронной таможни о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, до выпуска товаров: по ДТ№ 10511010/010921/0144348 от 08.09.2021; по ДТ 10511010/060921/0146262 от 11.09.2021; по ДТ № 10511010/201021/0171059 23.10.2021; по ДТ№ 10511010/211021/0171979 от 26.10.2021.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22.03.2022 (резолютивная часть решения объявлена 16.03.2022) заявленные требования удовлетворены. Признаны недействительными требования Уральской электронной таможни о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, до выпуска товаров: по ДТ№ 10511010/010921/0144348 от 08.09.2021; по ДТ 10511010/060921/0146262 от 11.09.2021; по ДТ № 10511010/201021/0171059 23.10.2021; по ДТ№ 10511010/211021/0171979 от 26.10.2021. Суд обязал Уральскую электронную таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Браво". В порядке распределения судебных расходов с Уральской электронной таможни в пользу ООО "Браво" взыскано 12 000 рублей - в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы заинтересованным лицом приведены доводы о том, что принятые судом в качестве доказательств по делу документы, не подтверждают, что спорные товары являются детскими игрушками, следовательно, товар не может быть отнесен к льготируемому и применена пониженная ставка налога на добавленную стоимость с размере 10%; рассматриваемые в рамках настоящего дела спорные товары представляют собой воздушные шары в формах сердца однотонных цветов, банта, короны, воздушные шары с рисунком «Поцелуи», воздушные шары с надписями «KISS», «LOVE», «С днем рождения», «Сладких мгновений», «Чудесного настроения», «Happy Birhday», «Следуй за мечтой», «Смелый», «Лучший», «Победитель по жизни», «Самая-самая», «Мама, ты лучшая», Celebrate!», «Весь Мир в твоих руках», не представляют интерес для детей с точки зрения игрового потенциала; представленные сертификаты соответствия свидетельствуют лишь о том, что товар может использоваться детьми, однако не подтверждает, что он предназначен исключительно для детей и не может использоваться взрослыми по прямому назначению; судом не дана оценка представленному пояснению таможенного эксперта ЭКС регионального филиала ЦЭКТУ г. Екатеринбург, по вопросу об отнесении спорных товаров - воздушных шаров к категории детских игрушек.

Заявитель с жалобой не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

В заседании апелляционного суда 09.06.2022 представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу.

В судебном заседании 09.06.2022 судом апелляционной инстанции в порядке статьи 163 АПК РФ протокольным определением объявлен перерыв до 12 час. 45 мин. 16.06.2022.

После перерыва судебное заседание продолжено тем же составом суда при том же секретаре судебного заседания, с участием представителя заинтересованного лица.

Заявитель, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, по таможенной декларации ДТ № 10511010/010921/0144348 ООО «Браво» (далее Заявитель) был ввезен и задекларирован товар № 1, который в 31 графе таможенной декларации «Грузовые места и описание товаров» описан следующим образом: «Игрушки для детей старше трёх лет из латекса, без механизмов: игрушечные воздушные шары с рисунками и без них в ассортименте различной цветовой гаммы и размеров, предназначены для развлечения детей для комнатных игр и на открытом воздухе изготовитель GEMAR SRL, товарный знак «GEMAR», АРТИКУЛ G050011, ...».

В графе 33 ДТ заявлен код товара по Единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее ТН ВЭД) 9503 00 990 9.

В графе 47 ДТ по виду платежа, 2010: основа начисления - 8 808 756,30; ставка ввозной пошлины - 7,5%; сумма начисления к уплате пошлины - 660 656,72 рублей;

5010:основа начисления - 9 469 413,02; ставка НДС в размере 10%; сумма начисления к уплате НДС 946 941,30 рублей.

08.09.2021 года при проверке заявленных в ДТ сведений таможенным органом Заявителю направлено Требование о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, до выпуска товара от 08.08.2021 года.

В Требовании, в частности, указывается: «В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 10% в отношении товаров для детей, в том числе игрушек (постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 908). Согласно Перечню при ввозе товаров на территорию РФ ставка НДС в размере 10% применяется, в том числе, в отношении товаров для детей, классифицируемых в товарной позиции 9503 00.

Вместе с тем по настоящей ДТ продекларированы воздушные шары, характеристики которых (форма, изображение, надписи), согласно Акту таможенного досмотра № 10502070/080921/100667, позволяют рассматривать их в качестве товаров для украшения, оформления праздничных мероприятий, выражения чувств, а не в качестве игрушек для детей.

Применение ставки НДС в размере 10% в отношении товаров, классифицируемых в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС в товарной подсубпозиции 9503 00, возможно в случаях, когда такие товары являются детскими игрушками.

В случае если товар не является игрушкой для детей, в отношении него не может быть применена ставка по уплате НДС в размере 10%, даже если классификационный код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС присутствует в Перечне. В связи с вышеизложенным в отношении вышеуказанных артикулов отсутствуют основания для уплаты НДС по ставке 10%, установленной в отношении товаров для детей.

В целях устранения выявленных нарушений в срок до 10.09.2021 года необходимо внести изменения (дополнения) в следующие сведения, заявленные в декларации на товары и выделить в графе 31 ДТ вышеуказанные артикулы в отдельный товар с уплатой НДС по ставке 20%.

В обжалуемом Требовании часть товара № 1, таможенный орган предлагает выделить в отдельный товар, заполнить графу 47 с учётом исчисления НДС по ставке 20%.

В соответствии с требованиями должностного лица таможенного органа в графе 31 таможенной декларации названные товары описываются одинаково: «Игрушки для детей старше трёх лет из латекса, без механизмов: игрушечные воздушные шары с рисунками и без них в ассортименте различной цветовой гаммы и размеров, предназначены для развлечения детей для комнатных игр и на открытом воздухе изготовитель GEMAR SRL, товарный знак «GEMAR», артикул G050011, ...».

В результате выполнения требования должностного лица таможенного органа изменился размер уплаты НДС в большую сторону на 59 065,00 рублей.

По таможенной декларации ДТ № 10511010/060921/0146262 ООО «Браво» был ввезён и задекларирован 1 (один) товар, который в 31 графе таможенной декларации «Грузовые места и описание товаров» описан следующим образом: «Игрушки для детей старше трёх лет из натурального латекса, без механизмов: игрушечные воздушные шары с рисунками и без них в ассортименте различной цветовой гаммы и размеров, заявленные изготовителем как товары для детей, предназначенные для развлечения детей для комнатных игр и на открытом воздухе изготовитель SEMPERTEX S.A. товарный знак «SEMPERTEX», артикул 105000, ...».

В графе 33 ДТ заявлен код товара по Единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее ТН ВЭД) 9503 00 990 9.

В графе 47 ДТ по виду платежа, 2010: основа начисления - 19 118 576,53; ставка ввозной пошлины - 7,5%; сумма начисления к уплате пошлины - 1 433 899,31 рублей;

5010: основа начисления - 20 552 556,84; ставка НДС в размере 10%; сумма начисления к уплате НДС 2 055 255,68 рублей.

11.09.2021 года при проверке заявленных в ДТ сведений таможенным органом Заявителю направлено Требование о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, до выпуска товара от 11.09.2021 года.

В Требовании, в частности, указывается: «В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 10% в отношении товаров для детей, в том числе игрушек (постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 908). Согласно Перечню при ввозе товаров на территорию РФ ставка НДС в размере 10% применяется, в том числе, в отношении товаров для детей, классифицируемых в товарной позиции 9503 00.

Вместе с тем по указанной ДТ продекларированы воздушные шары, характеристики которых (форма, изображение, надписи), согласно Акту таможенного досмотра № 10502070/100921/100680 и приложенных к нему фотографий, позволяют рассматривать их в качестве товаров для украшения, оформления праздничных мероприятий, выражения чувств, а не в качестве игрушек для детей.

Таким образом, применение ставки НДС в размере 10% в отношении товаров, классифицируемых в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС в товарной под субпозиции 9503 00, возможно в случаях, когда такие товары являются детскими игрушками.

В случае если товар не является игрушкой для детей, в отношении него не может быть применена ставка по уплате НДС в размере 10%, даже если классификационный код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС присутствует в Перечне. В связи с вышеизложенным в отношении вышеуказанных артикулов отсутствуют основания для уплаты НДС по ставке 10%, установленной в отношении товаров для детей.

В целях устранения выявленных нарушений в срок до 15.09.2021 года необходимо внести изменения (дополнения) в следующие сведения, заявленные в декларации на товары и выделить в графе 31 ДТ вышеуказанные артикулы в отдельный товар с уплатой НДС по ставке 20%.

В обжалуемом требовании таможенного органа часть товара № 1, предлагается выделить в отдельный товар, заполнить графу 47 с учётом исчисления НДС по ставке 20%.

В соответствии с требованиями должностного лица таможенного органа в графе 31 таможенной декларации оба товара описываются следующим образом: «Воздушные шары с рисунками и без них в ассортименте различной цветовой гаммы и размеров, заявленные изготовителем как товары для детей, предназначенные для развлечения детей для комнатных игр и на открытом воздухе...».

В обжалуемом Требовании часть товара № 1, таможенный орган предлагает выделить в отдельный товар, заполнить графу 47 с учётом исчисления НДС по ставке 20%.

В результате выполнения требования должностного лица таможенного органа изменился размер уплаты НДС в большую сторону на 190 702,78 рублей.

По таможенной декларации ДТ № 10511010/201021/0171059 ООО
«Браво» были ввезены и задекларированы товары. В 31 графе таможенной
декларации «Грузовые места и описание товаров» товар описан следующим
образом: «Игрушечные шары воздушные, надувные детские, изготовленные из полимерной плёнки, покрытые краской, с металлизацией или без неё,
различной цветовой гаммы и размеров, предназначенные для детей старше трёх лет изготовитель _
ANAGRAM_, товарный знак «ANAGRAM INTERNATIONAL INC., артикул 2901702 ...».

В графе 33 ДТ заявлен код товара по Единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее ТН ВЭД) 9503 00 990 9.23.10.2021 года при проверке заявленных в ДТ сведений таможенным органом Заявителю направлено Требование о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, до выпуска товара от 23.10.2021 года.

Из указанного требования следует, что в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 10% в отношении товаров для детей, в том числе игрушек (постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 908). Согласно Перечню при ввозе товаров на территорию РФ ставка НДС в размере 10% применяется, в том числе, в отношении товаров для детей, классифицируемых в товарной позиции 9503 00.

Вместе с тем, по ДТ продекларированы воздушные шары, характеристики которых (форма, изображение, надписи), что согласно Акту таможенного досмотра № 10502070/231021/100808, позволяет рассматривать их в качестве товаров для украшения, оформления праздничных мероприятий, выражения чувств, а не в качестве игрушек для детей.

Таким образом, применение ставки НДС в размере 10% в отношении товаров, классифицируемых в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС в товарной подсубпозиции 9503 00, возможно в случаях, когда такие товары являются детскими игрушками.

В случае если товар не является игрушкой для детей, в отношении него не может быть применена ставка по уплате НДС в размере 10%, даже если классификационный код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС присутствует в Перечне. В связи с вышеизложенным в отношении вышеуказанных артикулов отсутствуют основания для уплаты НДС по ставке 10%, установленной в отношении товаров для детей.

В целях устранения выявленных нарушений в срок до 29.10.2021 года необходимо внести изменения (дополнения) в следующие сведения, заявленные в декларации на товары и выделить вышеуказанные артикулы в отдельный товар с уплатой НДС по ставке 20%.

Согласно оспариваемому требованию размер уплаты НДС увеличился на 27 083 рублей.

По таможенной декларации ДТ № 10511010/211021/0171979 ООО «Браво» были ввезены и задекларированы товары. В 31 графе таможенной декларации «Грузовые места и описание товаров» товар описан следующим образом: «Игрушечные детские шары воздушные, надувные, изготовленные из полимерной фольгированной плёнки, различной цветовой гаммы и размеров: изготовитель GRABO SRL, товарный знак GRABO BALLOONS, артикул 36222РР ...».

В графе 33 ДТ заявлен код товара по Единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее ТН ВЭД) 9503 00 990 9.

26.10.2021 года при проверке заявленных в ДТ сведений таможенным органом Заявителю направлено Требование о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, до выпуска товара от 26.10.2021 года.

Как указано в требовании, в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 10% в отношении товаров для детей, в том числе игрушек (постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 908). Согласно Перечню при ввозе товаров на территорию РФ ставка НДС в размере 10% применяется, в том числе, в отношении товаров для детей, классифицируемых в товарной позиции 9503 00.

В соответствии с требованиями должностного лица таможенного органа в графе 31 таможенной декларации оба товара описываются следующим образом: «шары воздушные, надувные, изготовленные из полимерной фольгированной плёнки, различной цветовой гаммы и размеров: ...».

Согласно требованию размер уплаты НДС увеличен на 103 408,75 рублей.

В целом, как установлено судом, с учётом требований таможенного органа о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары №№ 10511010/010921/0144348, 10511010/060921/0146262, 10511010/201021/0171059, 10511010/211021/0171979 до выпуска товаров от 08.09.2021, 10.09.2021, 23.10.2021, 26.10.2021, 07.08.2021, 06.08.2021 изменился размер подлежащих к уплате таможенных платежей на сумму 308 259,53 рублей.

Заявителем уплачен НДС в размере 308 259,53 рублей, товар выпущен в свободное обращение.

Полагая, что указанные требования вынесены неправомерно, общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.

Судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.

Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, обсудив доводы жалобы, возражений на нее, заслушав в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции оснований для отмены обжалуемого судебного акта не установил.

Согласно нормам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие ненормативного акта, решения закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.\В соответствии со статьей 32 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее - Договор) в Евразийском экономическом союзе (далее - Союз, ЕАЭС) осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Союза, а также в соответствии с положениями Договора.

Согласно статье 101 Договора до вступления в силу ТК ЕАЭС таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с Договором о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27.11.2009 и иными международными договорами государств-членов, регулирующими таможенные правоотношения, заключенными в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства и входящими в соответствии со статьей 99 Договора в право Союза.

Исходя из положений пункта 2 статьи 1 ТК ЕАЭС, вступившего в силу 01.01.2018, таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, включая настоящий Кодекс, и актами, составляющими право Союза (далее - международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования), а также в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.

Положениями статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) предусмотрено, что товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза.

Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" положениями пунктов 1 - 3 статьи 52 ТК ТС предусмотрена классификация товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД) при их таможенном декларировании, в случае неверности которой таможенные органы вправе принимать решения по классификации.

Из обстоятельств дела следует, что в рассматриваемом случае по четырем спорным декларациям на товары таможенный орган, не принимая решение по классификации товаров, признал, что ввезенный товар (в части) с заявленным кодом 9503 00990 9 не является детской игрушкой, в связи с чем в отношении него не может быть применена ставка по уплате НДС в размере 10%, даже при том, что классификационный код в соответствии с ТН ВЭД присутствует в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 № 908.

Апелляционный суд, повторно проверив по материалам дела обоснованность позиций сторон, полагает, что суд первой инстанции правомерно поддержал позицию заявителя.

На основании пункта 1 статьи 143 НК РФ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются лица, признаваемые налогоплательщиками залога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации назван в подпункте 4 пункта 1 статьи 146 НК РФ в качестве самостоятельной операции, признаваемой объектом обложения НДС.

Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154, 159 и 162 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (пункт 1 статьи 166 НК РФ).

Пунктом 5 статьи 164 НК РФ установлено, что при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, применяются налоговые ставки, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.

В пункте 3 статьи 164 НК РФ предусмотрено общее правило, согласно которому налогообложение производится по налоговой ставке 20%.

Согласно пункту 2 статьи 164 НК РФ определен перечень товаров, налогообложение которых НДС производится по налоговой ставке 10%.

Так, в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 10% при реализации товаров для детей - игрушек.

Последним абзацем пункта 2 статьи 164 НК РФ установлено, что коды видов продукции, перечисленных в этом пункте, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства от 31.12.2004 N 908 "Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов" утвержден Перечень кодов видов товаров для детей в соответствии с единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на территорию Российской Федерации (далее - Перечень).

В частности, при ввозе на территорию РФ по ставке 10% согласно названному Перечню облагаются "Игрушки" из кода 9503 00 - игрушки прочие для детей, за исключением игрушек из стекла, фарфора, фаянса, керамики; модели в уменьшенном размере ("в масштабе") и аналогичные модели для развлечений, действующие или недействующие, для детей, за исключением моделей из стекла, фарфора, фаянса, керамики; головоломки всех видов для детей, за исключением головоломок из стекла, фарфора, фаянса, керамики.

В соответствии с примечанием к данному Перечню при рассмотрении вопроса о применении ставки НДС в размере 10% необходимо руководствоваться одновременно как кодом товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименованием товара.

ООО "Браво" с целью таможенного декларирования товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС, на Уральский таможенный пост (Центр электронного декларирования) Уральской электронной таможни поданы декларации на товары ДТ № 10511010/010921/0144348; №10511010/060921/0146262; № 10511010/201021/0171059; № 10511010/211021/0171979 с заявлением следующих сведений о товаре №1:

По ДТ № 10511010/010921/0144348 в 31 графе таможенной декларации «Грузовые места и описание товаров» описан следующим образом: «Игрушки для детей старше трёх лет из латекса, без механизмов: игрушечные воздушные шары с рисунками и без них в ассортименте различной цветовой гаммы и размеров, предназначены для развлечения детей для комнатных игр и на открытом воздухе изготовитель GEMAR SRL, товарный знак «GEMAR», АРТИКУЛ G050011, ...».

В графе 33 ДТ заявлен код товара по Единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее ТН ВЭД) 9503 00 990 9.

В графе 47 ДТ по виду платежа, 2010: основа начисления - 8 808 756,30; ставка ввозной пошлины - 7,5%; сумма начисления к уплате пошлины - 660 656,72 рублей;

По ДТ № 10511010/060921/0146262 ООО «Браво» был ввезён и задекларирован 1 (один) товар, который в 31 графе таможенной декларации «Грузовые места и описание товаров» описан следующим образом: «Игрушки для детей старше трёх лет из натурального латекса, без механизмов: игрушечные воздушные шары с рисунками и без них в ассортименте различной цветовой гаммы и размеров, заявленные изготовителем как товары для детей, предназначенные для развлечения детей для комнатных игр и на открытом воздухе изготовитель SEMPERTEX S.A. товарный знак «SEMPERTEX», артикул 105000, ...».

В графе 33 ДТ заявлен код товара по Единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее ТН ВЭД) 9503 00 990 9.

В графе 47 ДТ по виду платежа, 2010: основа начисления - 19 118 576,53; ставка ввозной пошлины - 7,5%; сумма начисления к уплате пошлины - 1 433 899,31 рублей.

По ДТ № 10511010/201021/0171059 в 31 графе таможенной декларации «Грузовые места и описание товаров» товар описан следующим образом: «Игрушечные шары воздушные, надувные детские, изготовленные из полимерной плёнки, покрытые краской, с металлизацией или без неё, различной цветовой гаммы и размеров, предназначенные для детей старше трёх лет изготовитель _ANAGRAM_, товарный знак «ANAGRAM INTERNATIONAL INC., артикул 2901702 ...»

В графе 33 ДТ заявлен код товара по Единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее ТН ВЭД) 9503 00 990 9.

По ДТ № 10511010/211021/0171979 в 31 графе таможенной декларации «Грузовые места и описание товаров» товар описан следующим образом: «Игрушечные детские шары воздушные, надувные, изготовленные из полимерной фольгированной плёнки, различной цветовой гаммы и размеров: изготовитель GRABO SRL, товарный знак GRABO BALLOONS, артикул 36222РР ...».

В графе 33 ДТ заявлен код товара по Единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее ТН ВЭД) 9503 00 990 9.

Согласно Пояснениям к ТН ВЭД ЕАЭС (Том V. Разделы XVI-XXI. Группы 85-97) в товарную позицию 9503 00 ТН ВЭД ЕАЭС "Игрушки прочие", включаются игрушки, предназначенные для развлечения людей (детей и взрослых), однако Налоговым кодексом РФ сниженная ставка НДС в размере 10% установлена только в отношении отдельных категорий товаров для детей, в том числе игрушек. В Перечне, товарная позиция ТН ВЭД ЕАЭС 9503 00 включена с пометкой "из" - "из 9503 00", что означает, что не все товары, классифицируемые в товарной позиции 9503 00, облагаются НДС по сниженной ставке, а только те, которые соответствуют наименованию, приведенному в Перечне, "игрушки прочие для детей".

Таможенный орган настаивает на правомерности своих действий по вынесению требования о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, ввиду того, что товар задекларирован по коду 9503 00 990 9 ТН ВЭД ЕЭАС, относится к субпозиции 9503 00 ТН ВЭД ЕАЭС, наименование спорного товара «игрушечные детские шары воздушные надувные» соотносится с наименованием товара по Перечню, но не свидетельствует о том, что спорный товар облагается НДС в размере 10%, поскольку Перечень распространяется исключительно на товары для детей, которым спорный товар не является, так как может использоваться людьми разной возрастной категории - как детьми, так и взрослыми.

Таможенный орган в требованиях указывает, что "игрушечные, детские шары воздушные, надувные, изготовленные из полимерной фольгированной пленки, различной цветовой гаммы и размеров..." не являются игрушками, а их нужно рассматривать как товары для украшения и оформления праздничных мероприятий.

Вместе с тем, как справедливо отмечено судом первой инстанции, товары для украшения и оформления праздничных мероприятий - это классификационные признаки товара, по которым осуществляется классификация, следовательно, данные товары должны классифицироваться в товарной позиции 9505 ТН ВЭД ЕАЭС.

Как отмечено выше, решений по классификации товаров таможенный орган не принимал.

Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 года N 908 в пункте 1 Примечания указывает и разъясняет, что для целей настоящего Перечня следует руководствоваться кодом ТН ВЭД ЕАЭС, наименованием товара и размерными признаками (при наличии размерных признаков).

Исходя из наименования товара - "Игрушечные, детские шары воздушные, надувные изготовленные из полимерной фольгированной пленки, различной цветовой гаммы и размеров..., размерные признаки к данным правоотношениям не могут быть применены.

В пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" разъяснено, что для применения пониженной налоговой ставки достаточно, чтобы реализуемый (ввозимый) товар соответствовал коду, определенному Правительством Российской Федерации со ссылкой хотя бы на один из двух источников - Общий классификатор продукции или Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности.

Поскольку в графе 33 товар - "игрушечные, детские шары воздушные, надувные, изготовленные из полимерной фольгированной пленки, различной цветовой гаммы и размеров...", заявленный в спорных таможенных декларациях, классифицирован в товарной подсубпозиции 9503 00 990 9, а таможенный орган решение о классификации и изменении кода ТН ВЭД ЕАЭС не принимал, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что заявителем выполнены требования подпункта 2 пункта 2 статьи 164 НК РФ и Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908.

Данный вывод подтверждается разъяснениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 20 Постановления Пленума от 30.05.2014 N 33.

Кроме того, в представленном в материалы дела Заключении специалиста № 5/26и-22 Негосударственной экспертной организации ООО АНСЭ "ЭКСПЕРТИЗА" приводятся анализ определений детских игрушек, областей их применения и назначения, идентификация товаров, ввезенных по таможенным декларациям, специалистом рекомендован код товаров по таможенной номенклатуре.

Также специалистом в Заключении проводится анализ надписей производителя (изготовителя) на транспортной упаковке, на самих воздушных шарах, приводится их значение и смысл.

Согласно Заключению специалиста ООО АНСЭ "ЭКСПЕРТИЗА" ввезенный по спорным декларациям товар идентифицирован как - игрушечные детские воздушные надувные шары, изготовленные из полимерной фольгированной пленки и из латекса.

Указанный вывод заинтересованным лицом не опровергнут, экспертиза спорного товара таможенным органом не проводилась.

Суд первой инстанции при принятии решения также правомерно исходил из того, что в соответствии с техническим регламентом подтверждение соответствия игрушек осуществляется в форме сертификации.

Сертификация проводится органом по сертификации, включенным в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза. Испытания в целях сертификации проводит аккредитованная испытательная лаборатория (центр), включенная в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.

Из материалов дела следует, что в сертификатах соответствия товар сертифицирован как игрушки для детей старше трех лет, указано что продукция изготовлена в соответствии с Директивой 2009/48/ЕС "О безопасности игрушек".

Позиция таможенного органа, что сертификат соответствия подтверждает только безопасность товара по своим физическим, механическим, химическим и иным характеристикам для детей старше трех лет, но не подтверждает, что спорные воздушные шары являются непосредственно детской игрушкой, является ошибочной.

Так, в соответствии со статьей 1 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 008/2011 "О безопасности игрушек" (далее ТР ТС 008/2011) регламент устанавливает требования к игрушкам в целях защиты жизни и здоровья детей и лиц, присматривающих за ними.

Руководствуясь определением (статья 2 ТР ТС 008/2011), а также пунктами 4.2.1 и 5.2.1 статьи 6 ТР ТС 008/2011 орган по сертификации проводит идентификацию игрушек.

Если игрушка не предназначена для игры ребенка в возрасте до 14 лет, она не подлежит подтверждению соответствия требованиям ТС 008/2011 и орган по сертификации выдает уведомление (решение) об отказе в выдаче сертификата соответствия. На спорные товары представлены сертификаты соответствия требованиям ТР ТС 008/2011. Данное обстоятельство позволяет утверждать, что спорный товар является игрушкой для детей в возрасте до 14 лет.

Помимо этого судом первой инстанции при рассмотрении спора учтено, что изготовитель товара позиционирует данный вид продукции именно как игрушки, что подтверждается товаросопроводительными документами.

Проверив по материалам дела, включающим изображение спорных товаров, доводы таможенного органа о том, что формы воздушных шаров и надписи на них позволяют рассматривать их в качестве товаров для украшения и оформления праздничных мероприятий, выражения чувств, а не в качестве игрушек для детей, апелляционный суд приходит к выводу об их ошибочности.

Сама по себе возможность использования спорных товаров в развлекательных целях или на праздниках, а также для выражения чувств не означает, что они предназначены для развлечения взрослых.

Форма воздушного шара не меняет основные характеристики товара и его предназначение - независимо от формы товар используется в качестве воздушного шара.

Таким образом, при рассмотрении дела таможенный орган не представил доказательств, подтверждающих, что спорный товар является изделиями для взрослых и к нему не может быть применена пониженная ставка НДС 10%.

В Постановлении Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908 приведен полный и исчерпывающий Перечень товаров, которые должны облагаться по ставке НДС 10%: исключения из кода ТН ВЭД 9503 00 составляют только игрушки из стекла, фарфора, фаянса, керамики. Спорные воздушные шары, изготовленные из полимерной пленки и латекса, в список исключений не попадают.

На основании вышеизложенного, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что требования о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, до выпуска товара противоречат подпункту 2 пункта 2 статьи 164 НК РФ, Постановлению Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908, а также разъяснениям Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33.

Приведенные в жалобе доводы об отсутствии оснований для принятия в качестве доказательства Заключения специалиста судом отклоняются, так как Заключение представляет собой объективное и обоснованное исследование, содержит подробное описание проведенных исследований. Выводы специалиста основаны на комплексе представленных в их распоряжение материалов и документов, не содержат противоречий; ответы на поставленные вопросы изложены четко и однозначно, в заключении содержатся подробное описание проведенных исследований и ответы на поставленные вопросы. Заключение выполнено в соответствии с положениями норм процессуального закона, проведено компетентным специалистом, обладающим необходимыми специальными познаниями в области экспертного исследования и квалификацией, что подтверждено представленные в дело документами.

Суд апелляционной инстанции отмечает, что выводы, сделанные специалистом, соответствуют исследовательской части заключения, не противоречат иным собранным по делу доказательствам.

Сведения, содержащиеся в заключении, документально не опровергнуты (статья 65 АПК РФ).

Суд апелляционной инстанции также отмечает, что Заключение соответствует требованиям статей 8, 16, 25 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", содержит необходимые сведения о специалисте (имя, отчество, образование, специальность, стаж работы), оценку результатов исследования и обоснование выводов по поставленным вопросам.

В силу положений статей 64, 68 АПК РФ заключение является допустимым и относимым доказательством по настоящему делу.

Стороны правом, предоставленным статьей 87 АПК РФ, не воспользовались, ходатайств о назначении дополнительной, повторной экспертиз не заявили, исследованное судом заключение при рассмотрении дела судом первой инстанции не оспорили.

На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно принял заключение специалиста в качестве надлежащего доказательства.

Нарушений в распределении бремени доказывания судом первой инстании не допущено.

Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Поскольку по делу принят законный и обоснованный судебный акт и дело рассмотрено без нарушений, которые в силу статьи 270 АПК РФ могут повлечь отмену судебного акта, решение суда следует оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы – отказать.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 марта 2022 года по делу № А60-63558/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

Е.Ю. Муравьева

Судьи

Г.Н. Гулякова

Е.М. Трефилова