ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-534/2022-АК от 01.02.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-534/2022-АК

г. Пермь

01 февраля 2022 года Дело № А60-39735/2021­­

Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 01 февраля 2022 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шаламовой Ю.В.,

судей Гуляковой Г.Н., Трефиловой Е.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Субботиной Е.Е.,

в отсутствие лиц участвующих в деле,

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью «Солнечный свет»,

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 26 ноября 2021 года

по делу № А60-39735/2021

по заявлению по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Солнечный свет» (ИНН 7731316845, ОГРН 1167746485940)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН 6658065103, ОГРН 1036602648928)

третье лицо: Р.М.Ямалетдинов,

о признании ненормативного правового акта недействительным

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Солнечный свет» (далее – заявитель, Общество, ООО «Солнечный свет») обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее – заинтересованное лицо, УФАС по Свердловской области) № 066/05/5-465/2021 от 08.04.2021.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26 ноября 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с судебным актом, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которых просит решение суда отменить, вынести новое решение о признании незаконным оспариваемого решения.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель настаивает на том, что административным органом, вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ, не представлено доказательств законности и обоснованности оспариваемого решения. Проверочные материалы (акт проверки, акт осмотра сайта), позволяющие проверить процедуру получения скидки не представлены. В качестве единственного доказательства суду представлены скриншоты отдельных этапов участия в акции и переписки, которые не позволяют достоверно установить всех действий клиента, необходимых для приобретения товара со скидкой. Акция проводится по всем регионам, где имеется возможность доставки и приобретения товаров в онлайн магазине сети. Скидка предоставляется по промокоду. Промокод можно получить, подтвердив адрес e-mail в личном кабинете участника клуба SUNLIGHT. Рассылка письма уходит всем клиентам, кто предоставил свой адрес электронной почты при регистрации личного кабинета на сайте (в приложении) и является участником клуба SUNLIGHT. Механика предоставления скидки реализована на внутреннем ресурсе. Отправка писем происходит через сервис mindbox. в личном кабинете лица, подтвердившего свой адрес электронной почты, появляется купон, на котором указан его срок действия и условия применения. В указанном случае скидка предоставлялась на все товары. Таким образом, в материалах дела не подтвержден факт не снижения стоимости на выбранный товар клиентом, в интернет-магазине на сайте https://sunlight.net/, в размере 10 %. Кроме того, заявитель жалобы указывает, что Ямалетдиновым Р.М. не представлен чек о покупке товара в интернет-магазине, свидетельствующий об отсутствии скидки на приобретенный товар.Решение комиссии не содержит документального подтверждения и данных промокода, который был применён физическим лицом. Так же, антимонопольным органом не представлена информация об обращении потребителей с аналогичной ситуацией о непредставлении скидки на товары в интернет-магазине «SUNLIGHT».

Антимонопольный орган по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что на основании части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Как установлено судом и следует из материалов дела, дело по признакам нарушения рекламного законодательства было возбуждено в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Солнечный свет» по итогам рассмотрения заявления Яматлетдинова Р.М. (вх. № 01-425 от 13.01.2021).

По результатам рассмотрения дела Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области вынесено решение по делу № 066/05/5-465/2021 от 08.04.2021.

В соответствии с данным решением реклама акции «10% на все товары онлайн + 2000 рублей бонусами», распространенная 28.12.2020 на электронную почту rm66@va.ru с электронного почтового ящика no-replv@sunlight.net следующего содержания:

«Подтвердите почту и получите подарок!»

SUNLIGHT

Здравствуйте!

Подтвердите свою электронную почту, чтобы получить 2000рублей бонусами и скидку 10% на ВСЕ онлайн!

Чтобы подтвердить почту, нажмите на кнопку.

Подтвердить почту*

Дополнительная скидка 10% + 2000рублей бонусами

Согласен получать персональные предложения. Вы получили это письмо, потому что являетесь участником программы лояльности Клуб SUNLIGHT. С правилами программы лояльности Клуб SUNLIGHT вы можете ознакомиться здесь. Организатор программы лояльности: ООО «СОЛНЕЧНЫЙ СВЕТ», ОГРН 1167746485940. Адрес: 121108. г. Москва. Герасима Курина, д. 10. корп. 1. Телефон: 8-800-775-22-22 (с 8.00 до 22.00 МСК). Настроить Ваши личные подписки Вы можете нажав ссылку.

ЮВЕЛИРНЫЙ ГИПЕРМАРКЕТ © SUNLIGHT 2020»

признана ненадлежащей, нарушающей пункт 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» так как в рекламе содержались недостоверные сведения об условиях приобретения товара с указанной в рекламе скидкой; часть 7 статьи 5 Закона о рекламе, поскольку в ней отсутствует часть существенной информации об объекте рекламирования, при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы об условиях приобретения товаров в интернет-магазине на сайте https://sunlight.net/ со скидкой 10% при выполнении условий акции.

Заявитель, не согласившись с позицией антимонопольного органа, обратился в суд.

Суд первой инстанции не усмотрел оснований для признания решения недействительным и оставил заявленные требования без удовлетворения.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционных жалобах и в отзыве на жалобы, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда не установил.

Исходя из части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие ненормативного акта, решения закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ст. 65 АПК РФ).

Правоотношения в сфере распространения рекламы регулируются Федеральным законом № 38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), целями которого являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Под информацией понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения (ст. 2, ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (п.5 ст. 3 Закона о рекламе).

Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (п.7 ст. 3 Закона о рекламе).

Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (п. 2 ст. 3 Закона о рекламе).

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (п. 3 ст. 3 Закона о рекламе).

Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются (ч. 1 ст. 5 Закона о рекламе).

В Письме ФАС России от 16.03.2012 № ИА/7867 «О рекламе на дорожных знаках» разъяснено, что к информации, направленной на формирование и поддержание интереса к определенному лицу и его продвижение на рынке относится указание следующей информации о лице:

- наименование юридического лица, индивидуального предпринимателя или название торгового предприятия данного лица (независимо от указания вида

деятельности), выполненное с использованием товарных знаков, логотипов или иных индивидуализирующих данное лицо обозначений, цветов,

- контактная информация о лице (почтовый адрес, телефон, адрес сайта, электронной почты и т.п.),

- характеристика, описание лица, его деятельности,

- информация о производимых или реализуемых товарах.

При этом указание исключительно на профиль деятельности организации «Аптека», «Супермаркет», «Салон красоты» (т.е. без указания обозначения, индивидуализирующего данную организацию, - наименования, товарного знака), не подпадает под понятие рекламы.

Из определения понятия «реклама» следует, что для признания информации рекламой она должна одновременно выполнять несколько условий, а именно: быть распространенной любым способом, в любой форме; быть адресованной неопределенному кругу лиц; быть направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В данной норме под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена. Соответственно, распространение такой неперсонифицированной информации о лице, товаре, услуге должно признаваться распространением среди неопределенного круга лиц, поскольку заранее невозможно определить всех лиц, для которых такая информация будет доведена.

Реклама должна формировать или поддерживать, интерес к объектам рекламирования. Чтобы информация могла считаться рекламой, она должна целенаправленно представить вниманию потребителей объект рекламы. Признаком рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, формировании к нему положительного отношения и закреплении его образа в памяти потребителя. Под рекламой следует понимать сведения, распространяемые исключительно для формирования и поддержания интереса к юридическому или физическому лицу, его товарам, идеям и начинаниям. Реклама призвана способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Реклама должна влиять на мотивацию потребителя при выборе товара и побуждать его совершить определенные действия в отношении объекта рекламирования, вступить в конкретные правоотношения купли-продажи по поводу рекламируемой продукции. Такая способность является отличительной чертой рекламы.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 28.12.2020 на электронную почту rm66@va.ru с электронного почтового ящика no-reply@,sunlight.net была распространена реклама акции «10% на все товары онлайн + 2000 рублей бонусами», проводимая ООО «Солнечный свет» следующего содержания:

«Подтвердите почту и получите подарок!»

SUNLIGHT

Здравствуйте!

Подтвердите свою электронную почту, чтобы получить 2000рублей бонусами и скидку 10% на ВСЕ онлайн!

Чтобы подтвердить почту, нажмите на кнопку.

Подтвердить почту*

Дополнительная скидка 10% + 2000рублей бонусами

Согласен получать персональные предложения. Вы получили это письмо, потому что являетесь участником программы лояльности Клуб SUNLIGHT. С правилами программы лояльности Клуб SUNLIGHT вы можете ознакомиться здесь. Организатор программы лояльности: ООО «СОЛНЕЧНЫЙ СВЕТ», ОГРН 1167746485940. Адрес: 121108. г. Москва. Герасима Курина, д. 10. корп. 1. Телефон: 8-800-775-22-22 (с 8.00 до 22.00 МСК). Настроить Ваши личные подписки Вы можете нажав ссылку.

ЮВЕЛИРНЫЙ ГИПЕРМАРКЕТ

© SUNLIGHT 2020»

Указанная информация соответствует понятию реклама, изложенному в пункте 1 статьи 3 Закона о рекламе, поскольку распространена посредством рассылки на электронную почту адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания и поддержание интереса к объекту рекламирования - рекламной акции «10% на все товары онлайн + 2000 рублей бонусами», и продвижение данного объекта рекламирования на рынке.

В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе).

Заявитель указал, что получил электронное письмо от сети ювелирных магазинов SUNLIGHT, в котором обещают предоставить скидку 10% на все товары онлайн-магазина при подтверждении адреса электронной почты. После подтверждения заявителем электронной почты цена на выбранный товар не изменилась, а информация о необходимости использования промокода определенным образом/о необходимости перехода в личный кабинет на сайте https://sunliaht.net/ не появилась. Заявитель также обратился в службу поддержки с вопросом «Как воспользоваться скидкой 10% за подтверждение электронной почты?». Специалист службы поддержки пояснил, что изделие, которое собирается приобрести заявитель относится к категории «хит цена», на которую не действуют скидки, промокоды, купоны, бонусы.

В рекламе мелким шрифтом указано «с правилами программы лояльности «Клуб SUNLIGHT Вы можете ознакомиться здесь» (слово «здесь» является текстовой гиперссылкой).

Информация о том, к каким категориям товаров скидки/акции не применяются, в рекламе и Правилах программы «Клуб SUNLIGHT» отсутствует.

Согласно пункту 2.6 Правил программы «Клуб SUNLIGHT», бонусы могут не начисляться при покупке отдельных товаров, определенных Организатором, товаров, реализуемых со скидкой или по сниженным ценам. Списки товаров, при покупке которых не происходит начисления Бонусов, представлены на сайте sunlight.net, а также предоставляются Участнику по запросу в месте продаж товаров.

В пункте 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» разъяснено, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

Скидки влияют на итоговую цену на товар (ювелирные изделия) для потребителя. Цена на товар - один из ведущих факторов конкурентной борьбы, указание на конкретный размер скидки привлекает внимание потребителей к объекту рекламирования и способно сформировать интерес потребителей к рекламируемой акции.

ООО «Солнечный свет» пояснило, что купон со скидкой появляется в личном кабинете лица, подтвердившего свой адрес электронной почты, а также указало, что возможной причиной невыполнения условий акции у заявителя является истечение срока действия промокода, либо технические неполадки, либо неверные действия клиента. Комиссия не соглашается с доводами о возможных причинах невыполнения условий акции у заявителя, так как возможные технические сбои и сама механика проведения рекламной акции (как пояснило ООО «Солнечный свет» купон со скидкой появляется в личном кабинете на сайте https://sunlight.net/), когда потребители (как в данном случае) не могут ей воспользоваться, и делают само содержание рекламы недостоверным в части предоставления скидки при подтверждении адреса электронной почты.

В рекламе отсутствует информация о том, что условия акции «10% на все товары онлайн + 2000 рублей бонусами» не действуют на определенные позиции (в данном случае «хит цена»). Надлежащими доказательствами данное обстоятельство не опроврегнуто.

Таким образом, реклама содержит недостоверные сведения о размере скидки - 10% на товары при приобретении изделий в интернет-магазине на сайте https^/sunlight-nety при выполнении условия акции «10% на все товары онлайн + 2000 рублей бонусами» -подтверждении электронной почты, то есть содержит недостоверные сведения об условиях приобретения товара с указанной в рекламе скидкой. Указанная недостоверная информация может ввести в заблуждение потребителей рекламы, как был введен в заблуждение заявитель (с приложением подтверждающих документов), об условиях приобретения товаров в интернет-магазине на сайте https://sunlight.net/ со скидкой 10% при выполнении условий акции «10% на все товары онлайн + 2000 рублей бонусами».

Таким образом, при данных обстоятельствах в рекламе имеются нарушения пункта 4 части 3 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (п. 5 ст. 3 Закона о рекламе).

Рекламораспространителъ - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в собой форме и с использованием любых средств (ст. 3 Закона о рекламе).

АО «РСИЦ» за вх. № 01-1846 от 27.01.2021 сообщило, что регистратором домена второго уровня SUNLIGHT с 03.02.2020 является ООО «Солнечный свет» (ИНН 7731316845).

Информация о данном юридическом лице как об организаторе акции также содержится в рекламе.

ООО «Солнечный свет» пояснило, что рассылка рекламы осуществляется с помощью сервиса Mindbox на основании Абонентского договора от 01.10.2020 № 328 с ООО «Майндбокс».

Таким образом, рекламодателем является ООО «Солнечный свет» (ОГРН: 1167746485940, дата присвоения ОГРН: 20.05.2016, ИНН: 7731316845, юр. адрес: 121108, г. Москва, ул. Герасима Курина, д. 10, корп. 1, пом. I каб. 308).

На основании изложенного, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, коллегия суда апелляционной инстанции находит правомерными изложенные в оспариваемом решении выводы Свердловского УФАС России о том, что спорная реклама не соответствует положениям Закона о рекламе.

Ссылки заявителя жалобы на отсутствие чека, данных промокода, который был применен, обращений иных потребителей с аналогичной ситуацией, не отменяет установленные Свердловским УФАС России факты нарушения Обществом Закона о рекламе.

Доводы заявителя апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции повторно проверены и подлежат отклонению как противоречащие материалам дела, установленным по делу фактическим обстоятельствам и не опровергающие выводов суда первой инстанции.

Данные доводы фактически направлены на иную оценку выводов суда первой инстанции, в отсутствие каких-либо документальных доказательств.

Таким образом, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта по доводам заявителя не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее заявителя.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 ноября 2021 года по делу № А60-39735/2021оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

Ю.В. Шаламова

Судьи

Г.Н. Гулякова

Е.М. Трефилова