ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-5497/2022-АК от 16.06.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- 7 /2022-АК

г. Пермь

17 июня 2022 года                                                          Дело № А60-66012/2021­­

Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 17 июня 2022 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шаламовой Ю.В.,

судей Гуляковой Г.Н., Трефиловой Е.М.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,

в отсутствие участвующих в деле лиц,

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью «АльфаМет»,

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 28 марта 2022 года

по делу № А60-66012/2021

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «АльфаМет» (ИНН 6686013298, ОГРН 1126686016170)

к Администрации Серовского городского округа (ИНН 6632003896, ОГРН 1026601814095), Главе Серовского городского округа Сизикову Василию Витальевичу

о признании незаконным и отмене решения об отклонении предложения о дополнении перечня видов разрешенного использования земельных участков, об обязании внести предложения,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «АльфаМет» (далее – заявитель, ООО «АльфаМет») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения Администрации Серовского городского округа (далее – заинтересованное лицо, администрация)  по отклонению предложения о дополнении перечня видов разрешенного использования земельных участков, входящих в зону объектов коммерческого и делового назначения О-5 Правил землепользования и застройки Серовского городского округа, выраженного в письме Главы Серовского городского округа 28.10.2021 № 140/01-1-28/8397,  об обязании внести предложения.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 28 марта 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение.

В апелляционной жалобе заявитель настаивает на том, что обжалует исключительно решение по отклонению предложения общества «АльфаМет» о дополнении перечня видов разрешенного использования земельных участков, входящих в зону объектов коммерчеекого и делового назначения 0-5 Правил землепользования и застройки Серовского городского округа следующими видами: основной вид разрешенного использования «Предпринимательство» (Размещение объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на оеновании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности); основной вид разрешенного использования «Складские площадки» (Временное хранение, распределение и перевалка грузов (за исключением хранения стратегических запасов) на открытом воздухе), выраженного в письме Главы Серовского городского округа 28.10.2021 № 140/01-1-28/8397.

Указанные предложения не включены в проект о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Серовского городского округа, который не имеет признаки нормативно-правового акта: проект не принимался управомоченным органом в пределах его компетенции, не рассчитан на многократное применение.

Заявителем не оспариваются в части формулировки и структуры, так и в целом Правила землепользования и застройки Серовского городского округа, являющиеся нормативно-правовым актом, производство об оспаривания которого в соответствии с главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ осуществляется судом общей юрисдикции.

Администрация с жалобой не согласна по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.  

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей ООО «АльфаМет» рассмотрено судом в порядке статьи 159 АПК РФ и удовлетворено.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как установлено судом из материалов дела, общество «АльфаМет» является собственником одной десятой доли в праве общей доли собственности на земельный участок площадью 4200 кв. м. с кадастровым номером 66:61:0220016:183, находящийся по адресу: Свердловская область, г. Серов, ул. Гоголя, д. 1. Также общество «Альфамет» является собственником железнодорожного пути. Инвентарный номер: 10465\01\0001\59-01. Назначение: производственное, расположенному по адресу: Свердловская область, г. Серов, ул. Гоголя, д. 1, сооружение 1. Кадастровый номер: 66:61:0000000:7524.

Указанный земельный участок приобретен обществом «АльфаМет» для осуществления предпринимательской деятельности: предоставление в аренду земельного участка с находящимся железнодорожным путем обществу с ограниченной ответственностью «ПолюсМет» для осуществления производственной деятельности: заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных и цветных металлов в соответствии с лицензией от 17.10.2017 № 78, выданной Министерством промышленности и науки Свердловской области. Место осуществления лицензируемого вида деятельности – Свердловская область, г. Серов, ул. Гоголя, д. 1.

Отделом муниципального земельного и лесного контроля отраслевого органа администрации Серовского городского округа «Комитет по управлению муниципальным имуществом» 20.02.2021 в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:61:0220016:183, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Серов, ул. Гоголя, д. 1, проведена внеплановая проверка исполнения предписания об устранении ранее выявленного нарушения требований земельного законодательства.

По результатам проведенной проверки составлено предписание о приведении вида разрешенного использования в соответствие с фактическим использованием.

В целях приведения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 66:61:0220016:183 в соответствие с фактическим использованием, в соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 15 раздела 5 Правил землепользования и застройки Серовского городского округа обществом «АльфаМет» 18.01.2021 направлено в Комиссию по подготовке проектов правил землепользования и застройки Серовского городского округа предложение о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Серовского городского округа: дополнить перечень видов разрешенного использования земельных участков, входящих в Зону объектов коммерческого и делового назначения О-5 Правил землепользования и застройки Серовского городского округа следующим видами разрешенного использования:

1. Основной вид разрешенного использования «Предпринимательство» (Размещение объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности).

2. Основной вид разрешенного использования «Складские площадки» (Временное хранение, распределение и перевалка грузов (за исключением хранения стратегических запасов) на открытом воздухе).

Не получив ответа на направленные предложения общество «АльфаМет» 01.07.2021 повторно обратилось в администрацию о дополнении перечня видов разрешенного использования земельных участков, входящих в Зону объектов коммерческого и делового назначения О-5 Правил землепользования и застройки Серовского городского округа следующим видами разрешенного использования:

1. Основной вид разрешенного использования «Предпринимательство» (Размещение объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности).

2. Основной вид разрешенного использования «Складские площадки» (Временное хранение, распределение и перевалка грузов (за исключением хранения стратегических запасов) на открытом воздухе).

В адрес общества «АльфаМет» Комиссией по подготовке проектов правил землепользования и застройки Серовского городского округа 19.07.2021 направлена информация о рассмотрении указанного заявления на заседании Комиссии по подготовке проектов правил землепользования и застройки Серовского городского округа с приложением протокола заседания комиссии по подготовке проектов правил землепользования и застройки Серовского городского округа от 02.07.2021 № 1 с принятым решением о подготовке и направлению главе Серовского городского округа заключения с рекомендациями о внесении в соответствии с поступившими предложениями общества «АльфаМет» изменений в Правила землепользования и застройки Серовского городского округа, а также о дальнейшем рассмотрении заявления на публичных слушаниях после их назначения.

Главой Серовского городского округа 26.07.2021 подписано постановление № 924 о подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки Серовского городского округа, утвержденные решением Думы Серовского городского округа от 29.12.2009 № 249.

В адрес общества «АльфаМет» 28.07.2021 направлен ответ Главы Серовского городского округа, содержащий информацию о том, что Комиссией по результатам рассмотрения предложения общества «АльфаМет» рекомендовано рассмотреть его на публичных слушаниях после их назначения в установленном порядке.

В адрес общества «АльфаМет» 28.10.2021 Главой Серовского городского округа направлена информация о том, что на основании заключения Комиссии по подготовке проектов правил землепользования и застройки Серовского городского округа включение в градостроительный регламент территориальной зоны О-5 общий вид разрешенного использования «предпринимательство» нецелесообразно, а также о наличии в градостроительном регламенте территориальной зоны О-5 условно разрешенного вида использования «складские площадки».

Общество «АльфаМет» 01.11.2021 обратилось в администрацию о предоставлении заявителю заключения Комиссии по подготовке проектов правил землепользования и застройки Серовского городского округа и Решения Администрации Серовского городского округа о подготовке проекта о внесении изменений в Правила или об отклонении предложения о внесении изменений в Правила с указанием причин отклонения.

В адрес ООО «АльфаМет» 01.12.2021 направлен ответ на указанное обращение с приложением письма заместителя председателя комиссии по подготовке проектов правил землепользования и застройки Серовского городского округа Главе Серовского городского округа, содержащего информацию по заявлению общества «АльфаМет» о дополнении перечня видов разрешенного использования земельных участков в территориальной зоне объектов коммерческого и делового назначения О-5 Правил землепользования и застройки Серовского городского округа видами «предпринимательство» и «складские площадки», рассмотренному на публичных слушаниях с рекомендацией об отклонении предложений общества «АльфаМет» о включении в перечень видов разрешенного использования земельных участков территориальной зоны О-5 видов разрешенного использования земельных участков «предпринимательство» и «складские площадки».

Как указывает заявитель, письмо Главы Серовского городского округа от 28.10.2021 № 140/01-1-28/8397 является решением администрации об отклонении предложения общества «АльфаМет» о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Серовского городского округа с указанием причин отклонения.

Общество «АльфаМет» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения по отклонению предложения общества «АльфаМет» о дополнении перечня видов разрешенного использования земельных участков, входящих в зону объектов коммерческого и делового назначения О-5 Правил землепользования и застройки Серовского городского округа следующими видами: основной вид разрешенного использования «Предпринимательство» (Размещение объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности); основной вид разрешенного использования «Складские площадки» (Временное хранение, распределение и перевалка грузов (за исключением хранения стратегических запасов) на открытом воздухе), выраженного в письме Главы Серовского городского округа 28.10.2021 № 140/01-1-28/8397.

Судом первой инстанции принято вышеизложенное решение.

Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приняв во внимание возражения, приведенные в отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда не установил.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Таким образом, для признания арбитражным судом действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки представляют собой документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Согласно утвержденным Правилам землепользования и застройки Серовского городского округа, утвержденных Решением Думы Серовского городского округа от 29.12.2009 № 249 (далее - Правила) к территориальной зоне объектов коммерческого и делового назначения 0-5 к основным видам разрешенного использования земельного участка отнесены, в том числе деловое управление; объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы); рынки; магазины; банковская и страховая деятельность; общественное питание; гостиничное обслуживание; развлекательные мероприятия; проведение азартных игр; обеспечение дорожного отдыха, содержание которых входит в содержание вида разрешенного использования предпринимательство. К условно разрешенным видам использования отнесены, в том числе служебные гаражи; заправка транспортных средств; автомобильные мойки; ремонт автомобилей, содержание которых входит в содержание вида разрешенного использования предпринимательство, требующие дополнительных разрешений и согласования.

В соответствии с пунктами 3, 4, 6 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, все виды разрешенного использования в отношении земельных участков территориальной зоны 0-5, отнесенных согласно классификатору видов разрешенного использования в укрупненный вид «Предпринимательство», включены в основные виды разрешенного использования земельного участка территориальной зоны 0-5.

Включение вида разрешенного использования «Складские площадки» в перечень условно разрешенных видов использования обусловлено тем, что территориальная зона О-5 покрывает территорию города, в том числе его центральную часть. Размещение складских площадок открытого типа (временное хранение, распределение и перевалка грузов (за исключением хранения стратегических запасов) на открытом воздухе) недопустимо в зонах, граничащих с зоной жилой застройки, зоной, предназначенной для размещения объектов социального использования. Запрет наложен Правилами (абз. 5 п. 5 ст. 3 в редакции Решения Думы от 29.12.2009 № 249). Вид разрешенного использования «Складские площадки» включен в градостроительный регламент зоны 0-5 как условно разрешенный вид использования, что не препятствует заявителю, как собственнику земельного участка его получить в индивидуальном порядке под конкретный земельный участок.

Как установлено судом первой инстанции, решение о подготовке проекта внесения изменений в Правила принято на заседании комиссии по подготовке проектов правил землепользования и застройки Серовского городского округа (далее - Комиссия) 02.07.2021 (протокол комиссии от 02.07.2021 № 1), в связи с чем в адрес главы Серовского городского округа подготовлено и направлено заключение комиссии с рекомендациями о подготовке проекта внесения изменений в Правила в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и утвержденными Правилами (ст. 15 Правил) (заключение комиссии от 19.07.2021 № 1).

Также на вышеуказанном заседании комиссии рассмотрено заявление общества «АльфаМет» от 18.01.2021 № 5/2021 о дополнении перечня основных видов разрешенного использования зоны объектов коммерческого и делового назначения 0-5 Правил видами «Предпринимательство», «Складские площадки» и заявителю направлен ответ, которым заявитель проинформирован о том, что согласно действующему законодательству заявление будет рассмотрено на публичных слушаниях после их назначения. Информация о назначении публичных слушаний по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки Серовского городского размещается на официальном сайте администрации Серовского городского округа (http://www.adm-serov.ru) (oтвет комиссии от 19.07.2021 № 5 с выпиской из протокола № 1 от 02.07.2021).

В ответ на обращение общества «АльфаМет» от 01.07.2021 № 84/2021 заявителю даны разъяснения о том, что в соответствии со статьей 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 15 Правил поступление предложений об изменении градостроительных регламентов является одним из оснований для рассмотрения вопроса о внесении изменений в Правила. Такие предложения могут быть направлены, в том числе физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения Правил земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений. К предложениям о внесении изменений в Правила прикладываются документы, подтверждающие необходимость внесения изменений в Правила.

Между тем, в предложении заявителя отсутствовала информация о том, что действующий состав видов разрешенного использования градостроительного регламента зоны 0-5 создает указанные в предыдущем абзаце препятствия, отсутствовали также и документы, подтверждающие необходимость внесения в градостроительный регламент видов разрешенного использования предпринимательство и складские площадки или обосновывающие инициативу заявителя в порядке, установленном решением Думы Серовского городского округа от 28.08.2018 № 81 «Об утверждении Порядка организации и проведения публичных слушаний и общественных обсуждений в Серовском городском округе».

Несмотря на отсутствие указанных выше сведений и документов, комиссией по результатам рассмотрения предложения заявителя рекомендовано рассмотреть его на публичных слушаниях после их назначения в установленном порядке. С информацией о назначении публичных слушаний по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки Серовского городского можно ознакомиться на официальном сайте администрации Серовского городского округа (http://www.adm-serov.ru) (письмо от 28.07.2021 № 140/01-1-28/5673).

В соответствии с действующим законодательством, на основании заключения комиссии от 19.07.2021 № 1 издано постановление администрации Серовского городского округа от 26.07.2021 № 924 «О подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки Серовского городского округа, утвержденные решением Думы Серовского городского округа от 29.12.2009 № 249».

Проект Правил выполнен в рамках муниципального контракта от 31.05.2021, заключенного между ООА СГО «Комитет по управлению муниципальным имуществом» и ООО «КОПТИС» г. Екатеринбург.

Выполнение работ по внесению изменений в Правила проводилось с целью описания территориальных зон г. Серова и последующим внесением сведений о территориальных зонах в ЕГРН согласно действующему законодательству. Также рассмотрены заявления от физических и юридических лиц о внесении изменений в Правила, поступившие в Комиссию в соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Данный проект внесения изменений в Правила рассмотрен и одобрен к проведению публичных слушаний на заседании Комиссии 16.09.2021 (протокол комиссии от 16.09.2021 № 2) и направлено заключение комиссии с рекомендациями о проведении публичных слушаний по проекту о внесении изменений в Правила в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации  и утвержденными Правилами (ст. 15 Правил) (заключение Комиссии от 16.09.2021 № 6).

Публичные слушания по проекту о внесении изменений в Правила проводились с 18.09.2021 по 19.10.2021 на основании постановления главы Серовского городского округа от 17.09.2021 № 141 (далее - постановление).       Постановление и оповещение о начале публичных слушаний опубликованы в газете «Серовский рабочий» и размещены на официальном сайте администрации Серовского городского округа. Проект, подлежащий рассмотрению на публичных слушаниях, и информационные материалы к нему размещены на официальном сайте администрации Серовского городского округа (http://www.adm-serov.ru/): в разделе «Администрация» вкладка «Градостроительство» подраздел «Публичные слушания» и в помещении комитета по архитектуре и градостроительству администрации Серовского городского округа по адресу: Свердловская область, г. Серов, ул. Загородка, д. 12 (1-й этаж, левое крыло), в виде экспозиции, с 18.09.2021 по 19.10.2021.

В период с 18.09.2021 по 18.10.2021 участники публичных слушаний имели право представить свои предложения и замечания, касающиеся проекта:

- в письменной или устной форме в ходе проведения собрания участников публичных слушаний;

- в письменной форме или в форме электронного документа в адрес комиссии по подготовке проектов правил землепользования и застройки Серовского городского округа;

- посредством записи в журнале учета посетителей экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях.

Как следует из материалов дела, в период публичных слушаний от общества «АльфаМет» обращение с предложениями, замечаниями относительно представленного на обсуждение проекта в комиссию не поступало.

Проведение собрания участников публичных слушаний проведено 19.10.2021 в 17-50 час. в актовом зале администрации Серовского городского округа (протокол публичных слушаний от 20.10.2021).

В ходе публичных слушаний рассмотрен, в том числе, вопрос общества «АльфаМет» в отношении земельного участка по адресу: г. Серов, ул. Гоголя, 1 о дополнении перечня видов разрешенного использования земельных участков территориальной зоны объектов коммерческого и делового назначения 0-5 основными видами «Предпринимательство» и «Складские площадки», и даны пояснения по данному вопросу, что включение вида разрешенного использования «Предпринимательство» нецелесообразно, поскольку виды разрешенного использования территориальной зоны 0-5 содержат все виды разрешенного использования, входящие в укрупненный вид «Предпринимательство» согласно классификатору видов разрешенного использования. Вид разрешенного использования «Складские площадки» включен в градостроительный регламент зоны 0-5 как условно разрешенный вид использования, что не препятствует собственнику земельного участка его получить.

Проект о внесении изменений в Правила одобрен участниками публичных слушаний единогласно (согласно протоколу «за» - 69, «против» - 0).

По результатам публичных слушаний заявителю направлено письмо главы Серовского городского округа от 28.10.2021 № 140/01-1-28/8397 на основании заключения комиссии от 20.10.2021 № 10, в соответствии с частями 4, 5 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в котором на заявление о дополнении перечня основных видов разрешенного использования зоны объектов коммерческого и делового назначения 0-5 Правил видами «Предпринимательство», «Складские площадки» заявителю сообщается, что все виды разрешенного использования, которые включает в себя вид разрешенного использования «Предпринимательство», согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом от 10.11.2020 № П/0412 Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, содержит перечень видов разрешенного использования земельных участков в территориальной зоне 0-5 утвержденных Правил, в связи с чем включать в градостроительный регламент территориальной зоны 0-5 общий вид «Предпринимательство» нецелесообразно.

Вид разрешенного использования земельного участка «Складские площадки» включен в градостроительный регламент территориальной зоны 0-5 как условно разрешенный вид использования. В соответствии со статьей 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации условно разрешенный вид приравнен к основному виду с условием получения разрешения в порядке, определенном статьей 39 Градостроительного кодекса. Наличие вида разрешенного использования «Складские площадки» в условно разрешенных видах не препятствует эффективному использованию земельного участка и не причиняет вред их правообладателям согласно подпункту 5 части 3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В ответ на обращение общества «АльфаМет» от 01.11.2021 № 171/2021 о предоставлении заключения комиссии и решения администрации Серовского городского округа о подготовке проекта о внесении изменений в Правила или об отклонении предложения о внесении изменений в Правила с указанием причин отклонения заявителю даны разъяснения о том, что согласно части 7 статьи 31 Градостроительного кодекса, в соответствии с пунктом 5 статьи 15 Правил землепользования и застройки Серовского городского округа, утвержденных решением Думы Серовского городского округа от 29.12.2009 № 249, решение о подготовке проекта изменений в Правила (постановление администрации Серовского городского округа от 26.07.2021 № 924) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте органа местного самоуправления.

Заявителю сообщено, что постановление администрации Серовского городского округа от 26.07.2021 № 924 размещено на официальном сайте администрации Серовского городского округа по адресу: http://www.adm-serov.ru, и направлено заключение комиссии от 20.10.2021 № 10 (письмо от 01.12.2021 № 140/01-1-28/9178).

С 10.01.2022 вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2021 № 493-ФЗ «О внесении изменений в статью 7 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», согласно которому в отношении земельного участка могут быть установлены один или несколько основных, условно разрешенных или вспомогательных видов разрешенного использования. Любой основной или вспомогательный вид разрешенного использования из предусмотренных градостроительным зонированием территорий выбирается правообладателем земельного участка в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о градостроительной деятельности.

Правообладателем земельного участка по правилам, предусмотренным федеральным законом, может быть получено разрешение на условно разрешенный вид разрешенного использования (абзц. 2 п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации). В связи с чем, общество «АльфаМет» может быть выбрано несколько видов разрешенного использования земельного участка для осуществления предпринимательской деятельности, что не мешает эффективно использовать земельный участок и не нарушает права и законные интересы правообладателя земельного участка.

Как справедливо отмечено, общество «АльфаМет» вправе либо самостоятельно обратиться в Управление Росреестра и изменить вид разрешенного использования земельного участка на любой, в том числе несколько из состава основных, либо обратиться в комиссию по землепользованию и застройки администрации Серовского городского округа с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования «склады» и (или) «складские площадки».

Проект о внесении изменений в Правила в части, касающейся установления видов разрешенного использования земельных участков в зоне объектов коммерческого и делового назначения 0-5, выносимый на публичные слушания, содержал наименования всех видов разрешенного использования, входящих в укрупненный вид «предпринимательство» в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный Приказом от 10.11.2020 № П/0412 Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Согласно Классификатора содержание вида разрешенного использования земельных участков «Предпринимательство» код 4.0 включает в себя содержание видов разрешенного использования, предусмотренных кодами 4.1-4.10.

В Проекте о внесении изменений в Правила виды разрешенного использования земельных участков, предусмотренные кодами Классификатора 4.1-4.10, входящие в содержание вида «предпринимательство» включены. Ранее этих видов разрешенного использования в Правилах отражено не было. То есть фактически укрупненный вид «предпринимательство» отражен в проекте о внесении изменений в Правила, но не отдельным общим видом, а с указанием видов разрешенного использования, которые входят в содержание укрупненного вида «предпринимательство».

Таким образом, все виды разрешенного использования укрупненного вида «предпринимательство» включены в Правила, а «складские площадки» включены в качестве условно разрешенного вида использования земельных участков.

Администрация установила виды разрешенного использования земельных участков с учетом расположения территориальных зон на территории города в целях недопущения ущемления прав и законных интересов жителей города и недопущения размещения объектов предпринимательской деятельности и складов вблизи многоквартирных домов и социально-значимых объектов.

Вопреки доводам заявителя жалобы, суд первой инстанции правомерно отметил, что в рассматриваемом случае требования заявителя фактически направлены на оспаривание формулировки и структуры разрешенного использования, использованных в нормативном акте муниципального образования, а именно в Правилах землепользования и застройки Серовского городского округа, утвержденных Решением Думы Серовского городского округа от 29.12.2009 № 249. В частности, обществом «Альфамет» заявляется о необходимости использования в качестве основного вида разрешенного использования термина «предпринимательство». Также заявитель фактически не согласен с избранным в муниципальном образовании способом разрешения использования земельного участка категории О-5 под складские площадки путем включения данного вида использования в число условно разрешенных.

Вместе с тем, поскольку Правила землепользования и застройки Серовского городского округа рассчитаны на неоднократное применение, устанавливают правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, названный документ обладает признаками нормативного правового акта и подлежит обжалованию в установленном порядке.

Как справедливо отметил суд первой инстанции, при удовлетворении требований заявителя о признании недействительным решения по отклонению предложения общества «АльфаМет» о дополнении перечня видов разрешенного использования земельных участков, входящих в зону объектов коммерческого и делового назначения О-5 Правил землепользования и застройки Серовского городского округа, принятый судебный акт будет направлен на изменение нормативно-правового акта, что выходит за пределы компетенции арбитражного суда.

Между тем, действующее на момент рассмотрения настоящего спора законодательство не предусматривает нормы, в соответствии с которой спор о признании нормативного правового акта может быть рассмотрен арбитражным судом.

После принятия постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 58 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» в связи с упразднением с 06.08.2014 Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации внесен ряд изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, в том числе, из подведомственности споров арбитражных судов исключены дела об оспаривании нормативных правовых актов.

При этом, поскольку предметом оспаривания является решение по отклонению предложения общества с ограниченной ответственностью «АльфаМет» о дополнении перечня видов разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка, а Правила землепользования и застройки Серовского городского округа заявителем не оспариваются, дело не передается по подсудности в суд общей юрисдикции.

Оснований прийти к иным суждениям суд апелляционной инстанций не усматривает.

Коллегия апелляционного суда считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, на основе полного и всестороннего исследования доказательств, выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 марта 2022 года по делу № А60-66012/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

Ю.В. Шаламова

Судьи

Г.Н. Гулякова

Е.М. Трефилова